Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:34, контрольная работа
"Чумак"- компания национального уровня, одно из крупнейших предприятий в Украине. Основная деятельность компании – производство продуктов питания. "Чумак" предлагает потребителям кетчупы, соусы, майонезы, томатную пасту, соки, подсолнечное масло, консервированные овощи и макаронные изделия. Мы были среди тех, кто формировал новый украинский рынок, поэтому многолетний опыт и понимание потребностей покупателей делают нас экспертами в сфере производства продуктов питания.
Раздел 1 – Общая характеристика предприятия.
Раздел 2 – Анализ окружающей среды предприятия.
Раздел 3 – Выбор комплексной стратегии предприятия
17
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
ГВУЗ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Институт экономики
Кафедра экономики предприятия
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
По дисциплине:
«СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»
Выполнила:
ст. гр. ЕГ-08-2
Воробьева И.В,
Проверила:
Марченко Е.А.
Днепропетровск
2012
План
Раздел 1 – Общая характеристика предприятия.
Раздел 2 – Анализ окружающей среды предприятия.
Раздел 3 – Выбор комплексной стратегии предприятия
Раздел 1 – Общая характеристика предприятия.
Миссия: Мы вкладываем душу в совершенствование вкуса ваших любимых блюд.
"Чумак"- компания национального уровня, одно из крупнейших предприятий в Украине. Основная деятельность компании – производство продуктов питания. "Чумак" предлагает потребителям кетчупы, соусы, майонезы, томатную пасту, соки, подсолнечное масло, консервированные овощи и макаронные изделия. Мы были среди тех, кто формировал новый украинский рынок, поэтому многолетний опыт и понимание потребностей покупателей делают нас экспертами в сфере производства продуктов питания.
Основным видом деятельности является производство продуктов питания — кетчуп, томатная паста, майонез, подсолнечное масло, салатные заправки, кухарские соусы, соусы-приправы, кабачковая икра, аджика, консервированные томаты, огурцы и перец, макароны и другие.
Численность персонала — 1,4 тыс. человек.
В 2005 году компания «Чумак» была лидером на украинском рынке кетчупа с долей 23 % и томатной пасты с долей 28 %. На рынке бутилированного масла компания занимала второе место с долей 22 %.[
На экспорт компания отправляет до 20 % продукции (страны-импортёры: Россия, Белоруссия, Эстония, Молдавия, Казахстан, Узбекистан, Израиль, Германия, Италия, Испания, Непал, США).
Продукция: Кетчуп, майонез, макароны, спагетти-соусы ,томатная паста, заправка для украинского борща, томатные соусы, соусы кухарские, соусы-приправы, горошек и кукуруза, томатный сок, томаты маринованные, огурцы маринованные, икра из кабачков, горчица ,протертые помидоры.
Стратегические цели предприятия по четырем сферам:
1. доходы организации: Частное акционерное общество "Чумак" (Каховка Херсонской обл.), один из крупнейших производителей продуктов питания в Украине, планирует увеличить уставный капитал в пять раз – до 349 млн. грн. путем дополнительного выпуска акций на сумму 280 млн грн. Согласно сообщению компании в системе раскрытия информации Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, решение об эмиссии акционеры ЧАО приняли на общем собрании 20 января текущего года. Планируется частное размещение акций действующего номинала 10 грн. Как отмечается в сообщении, эмиссия запланирована с целью обеспечения роста производства. ЧАО "Чумак" в 2010 году сократило чистый доход на 8% - до 405,62 млн грн, его чистый убыток вырос в 1,5 раза – до 119,9 млн грн.
2. работа с клиентами: ЧАО "Чумак" заботится о своих покупателях и стремится максимально удовлетворять их потребности, поэтому регулярно проводит исследования предпочтений потребителей. Торговая марка "Чумак" предлагает своим потребителям широчайший выбор соусов, кетчупов, майонезов, томатных паст, подсолнечных масел, соков, макаронных изделий, а также великолепный ассортимент консервированных овощей. Продукция изготовляется исключительно из свежих продуктов, пусть мы и завоевали рынок, но мы обязаны держать марку и не только удовлетворять клиентов, но и удивлять новой продукцией и ее качеством.
3. потребности и благосостояние сотрудников: Компания заботится о здоровье сотрудников компании и их семей.
Планом на текущий год предусмотрено увеличить фонд премирования на 15%, что позволит выдавать премии не только сотрудникам основного, но и дополнительного производства, повышение квалификации сотрудников в области пищевой технологии, увеличение количества рабочих мест.
4.социальная ответственность: Руководством компании принята концепция социальной ответственности, которая включает в себя: участие в социальных, благотворительных программах и меценатство, спонсорскую поддержку значимых культурных мероприятий, внутрикорпоративные проекты, направленные на повышение мотивации и обеспечение комфортных условий работы сотрудников, работающих в компании, а также - стратегия ответственного ведения бизнеса.
Форма принятия решений по установлению целей предприятия: коллегиальная.
Коллегиальная форма предполагает обсуждение вопроса о целях на заседании коллегии, которая состоит из ответственных лиц организации. Однако решение по итогам обсуждения принимается индивидуально руководителем.
Раздел 2. Анализ окружающей среды предприятия
Сила 1. Угроза появления новых конкурентов.
Майонезный рынок считается достаточно гибким и подвижным. Средняя рентабельность производства белых соусов составляет 5-8%. В целом, по словам экспертов, отечественный рынок данной продукции на грани перенасыщения. Основанием для такого вывода послужило: уменьшение темпов роста производства, стабилизация уровня импорта, вытеснение с рынка дешевых некачественных сортов, появление и продвижение мощных национальных брендов.
Рынок майонезов, кетчупа и других соусов Украины — высококонкурентный, при этом основная борьба разворачивается между отечественными производителями, поскольку импортеры занимают незначительную нишу рынка. Исходя из этого основной задачей как существующих, так и новых игроков рынка является поиск свободных или быстрорастущих ниш на рынке.
При этом крупные игроки с помощью рекламы и маркетинговых ходов могут фактически создавать новые ниши, выводя на рынок новые продукты, тогда как для мелких игроков продвижение нового продукта усложнено.
За последние три года рынок майонеза и соусов Украины характеризуются стабильностью: объем рынка за период 2009-2011 гг. остается в пределах 170 тыс. т. При этом в денежном выражении на протяжении 2008-2011 гг. выпуск данного вида продукции имел явно выраженную тенденцию к увеличению – более чем в два раза: это объясняется удорожанием сырья. Развитие рынка, кроме временного фактора, будет определяться также динамикой цен на подсолнечник. Это все говорит о том, что при появлении новых конкурентов в данной отрасли, компания не понесет особых убытков, так как отрасль сформирована и на ней определены лидеры. Так же новым конкурентам не выгодно будет выходить на данный рынок, так как цены на сырье в этом сегменте часто резко увеличиваются, и с ним могут справиться только предприятия занимающие ёмкий сегмент на рынке.
Сила 2. Угроза появления товаров-субститутов.
Под субститутом понимается товар, отвечающий тем же потребностям, что и конкретный товар, производимый в данной отрасли. Майонез можно заменить сметаной, соусами и растительным маслом, а так же майонезами друг производителей. Либо принципиально новая линейкой соусов с содержанием различных вкусов для добавления в различные блюда. Рассмотрим наличие субститутов по статьям калькуляции себестоимости продукции.
ПРОДУКТ | СУБСТИТУТЫ |
Подсолнечное масло, вода, яйцо, молоко, соль, сахар, горчица, уксус. | Яичный порошок, модифицированный крахмал кукурузный (картофельный), ароматизатор (горчица). |
Сила 3. Способность покупателей диктовать свои условия
ТМ «Чумак» продолжает расширять свой ассортимент. Очередная новинка пополнила линейку майонезов: на прилавках появился один из самых популярных видов этого соуса – «Провансаль». Обновление коснется и других видов майонезов – они будут выпускаться в новых упаковках. Новая упаковка – это не только улучшенный дизайн, но и существенная помощь покупателю при выборе майонеза: информация о вкусе и составе продукта, его жирности, способе изготовления, отражена в максимально удобной форме. Также указано, с каким продуктом лучше всего сочетается каждый из видов майонеза.
Так, например, главный секрет майонеза «Легкий» кроется в том, что он прекрасно подходит к легким овощным салатам, не содержит лишних калорий и потому рекомендуется всем, кто думает о своей фигуре. Это обусловлено тем, что покупатель показывает своим предпочтением то, что он хочет. Поэтому компания чумак пытается сделать все, чтобы покупатель был доволен продукцией.
Сила 4. Способность поставщиков диктовать свои условия.
У ТМ «Чумак» давно сформировалось определенное количество поставщиков, а именно проверенных сельскохозяйственных предприятий. Это говорит о том, что поставщики не смогут относительно сильно диктовать свои условия, поскольку понимают риск потерь потенциального покупателя, лидера на рынке в Украине. Развитие рынка, кроме временного фактора, будет определяться также динамикой цен на подсолнечник и другие виды продукции.
Сила 5. Привлекательность отрасли
Рынок майонезов, кетчупа и других соусов Украины — высококонкурентный, при этом основная борьба разворачивается между отечественными производителями, поскольку импортеры занимают незначительную нишу рынка. Исходя из этого основной задачей как существующих, так и новых игроков рынка является поиск свободных или быстрорастущих ниш на рынке.
Группа факторов | Оценка, в баллах | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Факторы конкуренции: Существование равных конкурентов |
|
|
| + |
|
Интенсивность конкуренции |
|
|
|
| + |
Степень специализации конкурентов |
|
|
|
| + |
Трудность входа в отрасль новых предприятий |
|
|
| + |
|
Трудности выхода из отрасли предприятия (фирмы) |
|
| + |
|
|
Изменяемость доли рынка |
|
| + |
|
|
Уровень интеграции (вертикальной, горизонтальной) |
| + |
|
|
|
Наличие товаров-заменителей | + |
|
|
|
|
Загрузка мощностей |
|
|
| + |
|
Барьеры входа в отрасль: Эффект масштаба (возможность экономии на постоянных расходах) |
|
|
| + |
|
Потребность в инновациях |
|
|
|
| + |
Связанность потребителей с поставщиками |
|
|
| + |
|
Продолжение табл.1 | |||||
Наличие каналов распределения |
|
|
| + |
|
Доступность каналов распределения |
|
| + |
|
|
Доступ к сырью |
|
| + |
|
|
Государственный протекционизм |
| + |
|
|
|
Социальные, культурные, организационные барьеры. | + |
|
|
|
|
Барьеры выхода из отрасли: Государственные и социальные ограничения |
|
| + |
|
|
Опасность социальных проблем |
|
|
| + |
|
Специализация оборудования |
|
|
|
| + |
Зависимость от стратегических взаимоотношений |
|
|
| + |
|
Взаимоотношения с поставщиками: Местные поставщики |
|
|
| + |
|
Материалы-заменители |
|
| + |
|
|
Интенсивность конкуренции среди поставщиков |
|
| + |
|
|
Доступ к иностранным поставщикам |
|
|
| + |
|
Уровень вертикальной интеграции с поставщиками |
|
| + |
|
|
Технологические факторы: Уровень технических новшеств |
|
|
| + |
|
Сложность продукции, производства |
|
| + |
|
|
Патенты, интеллектуальная собственность | + |
|
|
|
|
Капиталоемкость и наукоемкость продукции |
| + |
|
|
|
Макроэкономические факторы: Инфляция |
|
|
|
| + |
Валютная стабильность |
|
|
|
| + |
Квалификация рабочей силы |
|
|
| + |
|
Степень государственного регулирования |
|
|
| + |
|
Налогообложение |
|
|
|
| + |
| |||||
Поддержка и субсидии государства | + |
|
|
|
|
Иностранные инвестиции и частная собственность |
| + |
|
|
|
Социальные факторы: Дисциплина работников |
|
| + |
|
|
Демографические изменения |
| + |
|
|
|
Степень охвата профсоюзами | + |
|
|
|
|
Отношение рабочих с руководством |
|
| + |
|
|
Значительные финансовые ресурсы, продуманные маркетинговые кампании и новейшие технологии производства продукции позволяют крупным игрокам постепенно вытеснять с рынка небольших производителей, а также наращивать объемы экспорта продукции. Высокая конкуренция и оптимальное соотношение цены/качества продукции позволяют отечественным производителям практически полностью контролировать украинский рынок.
Таблица 2
Маркетинговая оценка предприятия
Группа факторов | Оценка, в баллах | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Условия маркетинга 1. Продукт: |
|
|
|
| + | |
ассортимент, модификации |
|
|
| + |
| |
чувствительность спроса к изменению экономи-ческих условий |
|
|
| + |
| |
2. Ценообразование: стратегия |
|
|
| + |
| |
эластичность спроса |
|
| + |
|
| |
3. Распределение продукта: отношения с дистрибьютором |
|
|
|
| + | |
предпочтительность каналов распределения |
|
|
| + |
| |
средства транспортировки |
|
|
| + |
| |
4. Продвижение: |
|
|
|
|
| |
реклама |
| + |
|
|
| |
упаковка и маркировка |
|
| + |
|
| |
гарантии качества |
|
|
|
| + | |
Научно-исследовательские работы (НИР), опытно-конструкторские работы(ОКР): 1. Инвестиции в НИОКР |
| + |
|
|
| |
| ||||||
2. Компьютеризация |
|
|
|
| + | |
3. Конструкторские разработки |
|
| + |
|
| |
Производство: гибкость |
|
|
| + |
| |
2. Производственные мощности: загрузка |
|
|
| + |
| |
3. Ресурсы: размещение |
|
|
| + |
| |
специализация производства |
|
|
|
| + | |
4. Техпроцесс: технологические возможности |
|
|
|
| + | |
гибкость наладки оборудования |
|
|
| + |
| |
5. планирование и организация производства: размер производственных заказов |
|
|
| + |
| |
контроль поставок материалов |
|
|
| + |
| |
участие работников в принятии решений |
| + |
|
|
| |
мотивация труда (настрой и увлеченность рабочих) |
|
|
| + |
| |
распределение ответственности |
|
|
| + |
| |
Государственное регулирование: 1. Контроль состояния среды |
|
|
|
| + | |
2. Техника безопасности на рабочих местах |
|
|
| + |
| |
3. Стандарты качества продукции |
|
|
|
| + | |
4. Аудит, внутренний контроль |
|
| + |
|
|