Миграционные процесы в приморском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:22, контрольная работа

Краткое описание

Тот факт, что Приморский край год от года становится все более полиэтническим и поликонфессиональным регионом, ставит перед ним целый ряд трудноразрешимых политических и социальных задач. В данной статье рассматриваются основные проблемы, вызванные мощными этномиграционными потоками в Приморском крае, и предлагаются способы их возможного разрешения. Приморский край всегда, а в последние десятилетия особенно, в силу своей региональной специфики привлекал значительное количество мигрантов, как из ближнего, так и из дальнего зарубежья. Наш регион занимает второе место после Москвы и Московской области по численности прибывших сюда с целью осуществления той или иной экономической деятельности иностранцев. Относительно мягкий климат, бесконфликтная этноконфессиональная обстановка, наличие рабочих мест благоприятствуют увеличению миграционных потоков.

Файлы: 1 файл

Контрольная миграционные процесы в приморском крае.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

     1.2 Эмиграция 

     Эмиграция населения - выезд из страны, переселение в другую  страну с целью постоянного жительства или временного обоснования, обычно для  работы.

     Эмиграция населения может быть постоянной  (“окончательной”)  и временной,

даже  лишь сезонной, срок которой иногда лимитируется контрактом или  другими условиями найма (например, для уборки урожая и т. п.). Наряду  с  эмиграцией населения по экономическим мотивам имеют. место переселения из одной  страны в другую по причинам политическим, этническим, религиозным. 
 

     2 Основные функции миграции 
 

           Миграция населения воздействует на общественное  развитие посредством осуществления своих функций - тех конкретных ролей, которые играют  миграции населения  в  жизнедеятельности  общества. Функции  миграции  населения  не однозначны. С одной стороны, они представляются как независимые от типа социально-экономической  системы  и  особенностей  отдельных  обществ. А с другой  -  как функции, характер   которых  определяется  социально-экономическими условиями  конкретных  обществ. Первые  -  общие функции миграции населения, вторые - специфические функции миграции населения  той или иной общественно-экономической формации. К наиболее общим функциям миграции населения относят ускорительную, селективную и перераспределительную.

       Ускорительная функция состоит  в обеспечении того или иного уровня пространственной подвижности и означает как сменяемость состава жителей разных районов, так и расширение числа мест жительства отдельными гражданами. Территориальные перемещения способствуют  изменению  социально-психологического облика мигрантов, расширению  их  кругозора,  накоплению знаний о различных областях  жизни,  обмену  трудовыми  навыками и производственным опытом, развитию личности, её  материальных,  социальных и духовных потребностей, интеграции национальных культур.

      Вторая функция - перераспределение общей численности   населения, связанное с размещением производительных сил, между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами городских и сельских  поселений. Миграция населения в своей перераспределительной функции не только увеличивает численность населения отдельных территорий, но и опосредованно влияет на демографическую динамику тем, что мигранты участвуют в воспроизводстве населения.  Поэтому значение миграции  населения  в  изменении  численности  населения   той   или   иной территории всегда больше,  чем  доля  мигрантов в составе  населения  этой местности.

      Суть селективной функции миграции  населения в том,  что  неравномерное участие  в  миграции  населения  различных  социально-демографических  групп ведёт к изменению качественного состава населения разных  территорий. Опыт показывает,  что  мужчины  и  лица трудоспособных возрастов участвуют в миграциях более активно, чем нетрудоспособные и женщины. Велики  различия в миграционной подвижности лиц разной национальности и лиц, родившихся  в  том или ином районе, с одной стороны,  и  недавно вселившихся туда из других местностей - с другой.

      Общие функции миграции населения  обладают некоторой самостоятельностью и вместе с тем тесно взаимосвязаны. Территориальное  перераспределение населения и изменение его качественного состава осуществляются  только при соответствующей  подвижности населения. Количественное перераспределение населения может сочетаться либо не  сочетаться с изменением состава населения районов оттока или притока мигрантов. Точно так же интенсивная качественная селекция населения может происходить даже тогда,   когда количественный результат перераспределения незначителен.

      Миграция населения в различных условиях выполняет специфически присущие ей функции,  наиболее важные из которых -  экономическая и социальная.

      Экономическая функция в самом общем  виде  состоит в обеспечении соединения территориально распределённых средств производства с необходимой рабочей силой и их функционирования в процессе  производства. Осуществление в полной мере этой  задачи  на основе реализации общих функций  миграции населения  приводит к обеспечению количественного и качественного соответствия между вещественными и личностными факторами производства.

      Социальная функция миграции населения всецело определяется производственными отношениями и способствует повышению жизненного уровня и социального развития трудящихся.

      С позиций управления миграции населения необходимо создание условий, при которых экономическая и социальная функции находились бы в  гармонии, а не в противоречии, таком, например, как отставание уровня жизни населения  в тех районах, в которых  производительные силы должны развиваться более высокими темпами. 
 

     3 Исторический аспект миграционных процессов в Приморском     

           крае 
 

     В конце 1950-х – начале 1960-х учёные Сибири и Дальнего Востока сформулировали ряд идей по заселению восточных районов РСФСР и закреплению приезжих в этих краях. Суть заключалась в том, чтобы создать лучшие условия жизни, чем в родных местах потенциальных мигрантов. Поскольку восточные районы страны всегда отставали по уровню жизни от западных и центральных, то темпы их социально-экономического развития должны были стать опережающими.

     И это получилось – отчасти потому, что в регионе многое создавалось  с нуля. Речь шла о целых отраслях: оборонной, рыбной, строительной... Но заманить сюда людей можно было только рядом льгот. И их предложили: оплата проезда, подъёмные, надбавки (районные коэффициенты) к окладам и прочее.

     К слову, льготы породили «бизнес»: приехать за счёт государства, получить подъёмные, сезон отработать и вернуться. А потом проделать то же самое по второму разу. Существует точка зрения, что именно такая поведенческая модель породила отношение дальневосточников к региону как временному пристанищу. Но в целом миграционная политика подчинялась экономическим задачам Советского государства. Она обеспечивала перераспределение трудовых ресурсов и населения в пользу Дальнего Востока, что способствовало демографическому укреплению приграничной полосы и в частности острова Сахалин.

     В 50-60-х годах прошлого века эффект от переселения был весьма незначительным. Тем не менее, работать в Сибири и на Дальнем Востоке считалось и выгодным, и престижным. Сюда активно привлекалась молодёжь. В регионе были созданы мощные предприятия ВПК. Переселенцы развивали машино- и приборостроение, горнорудную и химическую промышленность, многое другое. Рыбаки вели промысел не только в дальневосточных водах, но и по всему мировому океану – били китов, добывали крабов, производили консервы.

     Подводя итоги, заметим, что за годы Советской власти численность населения Сибири и Дальнего Востока увеличилась втрое. Районный коэффициент был отменен уже при Ельцине. Тогда же процесс пошел в обратную сторону.

     Справиться  с оттоком населения с Дальнего Востока властям не удаётся уже 20 лет. За это время численность жителей региона сократилась на четверть. На проходивших осенью депутатских слушаниях «Демографическая ситуация в Приморском крае. Проблемы и решения» говорилось, что по итогам 15 лет Приморье – самая населенная территория Дальнего Востока – недосчиталось более чем 350 тысяч человек.

     XXI век край встретил с 2,2 миллиона  жителей, а на 1 января 2010 года  их оставалось 1 982 тысяч человек. Отрицательное сальдо миграции выросло в Приморье вдвое, хотя, казалось бы, из края уже уехали все, кто хотел. Такой показатель «исхода» присущ стагнирующей территории, а не развивающейся, каким регион позиционирует себя последние несколько лет.

     Исследования  миграционных настроения в молодёжной среде показали шокирующие результаты. По получении диплома хотели бы уехать в другую страну для постоянного проживания около 30 % опрошенных студентов. Для сравнения: в 10 вузах таких городов, как Москва, Таганрог, Ставрополь и Ростов-на-Дону, лишь 3 % респондентов хотят эмигрировать из России.

     Главная причина – в нивелировании существовавших ранее преференций, направленных на удержание людей. Средняя зарплата в Приморье куда как ниже, чем в Москве, при том, что цены здесь выше. Цены на жильё – как в Петербурге. Дорога, куда бы ни полетел, ни поехал, дороже турпутёвки, в которой «всё включено». Прибавьте тяжёлый климат (высокая влажность летом), неизжитую психологию временщика, высокий уровень криминализации власти и бизнеса, отпугивающий иностранных инвесторов, да и своих тоже.

     Предварительные данные Всероссийской переписи населения в Приморском крае приводятся в сравнении. С 2002 года численность сократилась на 114, 8 тысячи человек.

 По  прогнозам, тенденция сохранится  вплоть до 2025 года.

     Между тем, власть пытается вдохнуть в Дальний Восток жизнь, понимая, что территорию можно потерять. Самый наглядный пример – идея Владимира Путина провести во Владивостоке саммит АТЭС, на подготовку к которому выделены сотни миллиардов рублей. Эти деньги уже меняют инфраструктуру южного Приморья, где появляются не просто новые дороги и предприятия, а целые отрасли – нефтегазовая, трубопроводная.

     Планы реализует большое количество гастарбайтеров из СНГ и дальнего зарубежья: только на острове Русском этим летом будут трудиться 20 тысяч человек – а здесь строится лишь несколько объектов из 42 по всему Приморью.

           Однако перспективы почему-то не становятся для дальневосточников основанием прекратить мечтать о «лучших землях». Эксперты объясняют это несколькими причинами. Упущение возможности переселения северян-дальневосточников из Магадана, Корякии, Чукотки – на юг, в Приморский край. И они уехали в среднюю и южную полосу России. Но, с другой стороны, дальневосточные земли в рейтинге субъектов федерации по условиям жизни находятся за 60-й позицией. Так что привлечь население с примерно двадцати территорий, где ещё некомфортнее, возможно.

     Оторванность  от центрального региона, сложности природы и несравнимые с западными районами условия жизни – вот, на взгляд экспертов, причины оттока. Но качественного анализа уезжающего населения нет. Уезжают востребованные специалисты, не имеющие должной социальной и материальной поддержки. В основном, это семейные люди с детьми. Приезжают, по большей части скитающиеся безработные, которые не смогли устроить жизнь у себя на родине. У таких вряд ли что-то получится и здесь. Остановить депопуляцию региона смогут только мигранты из СНГ. Нужна плановая, кропотливая работа с ними, включающая изучение русского языка, культуры, традиций.

     На  прекращение убыли населения  нацелены долгосрочные краевые программы  – например, по укреплению репродуктивного здоровья детей и подростков. Повышению рождаемости должны способствовать меры по поддержке молодых семей и решению жилищной проблемы. Создание новых рабочих мест, реализация таких проектов, как нефтеперерабатывающий завод и новые портовые зоны, возрождение судостроительной и рыболовецкой отраслей должны прекратить отток молодых специалистов на запад страны. Однако все эти меры лишь стабилизируют численность населения – и то только к 2020 году. 

     4 Национальная специфика миграции  в Приморье 
 

     Современные миграционные процессы в России определяют две группы факторов, воздействующих на миграции в противоположных направлениях. Первая группа факторов - распад СССР и связанные с этим процессы. После образования на территории СССР суверенных государств - бывших союзных республик, в край стали прибывать как русские (из Казахстана. Азербайджана и др. стран ближнего зарубежья), так и азербайджанцы и армяне со своих исторических родин в связи с национальными конфликтами, стихийными бедствиями, В качестве примера внутренней миграции в край следует отметить поток русских и чеченцев из Чеченской республики в связи с вооруженным конфликтом на ее территории и упадком хозяйства.

     По  мере возрастания масштабов миграции трансформируется политическое, социально-экономическое и культурное значение ее последствий, как в позитивном, так и в негативном аспектах. В этой связи регулирование и управление миграционными процессами становится насущной потребностью государства. Широкий комплекс отношений, связанных с перемещением населения, объективно нуждается в адекватном правовом регулировании. В этих условиях государству необходимо не только реагировать на возникающую в сфере миграционных отношений ситуацию, но и формировать ее таким образом, чтобы миграция стала фактором социально-экономического роста страны, а не угрозой ее национальной безопасности.

     Главным образом новые задачи перед государственной  властью ставит ситуация с незаконной миграцией. Ее рост расширяет сектор теневой экономики, увеличивает  преступность, формирует условия для коррупции, способствует разжиганию межнациональных конфликтов и при сохранении имеющихся негативных тенденций создает очаги социальной напряженности и представляет угрозу национальной безопасности. Кроме того, незаконная миграция на приграничные территории Российской Федерации и попытки легализации любым путем представляют угрозу территориальной целостности страны.

Информация о работе Миграционные процесы в приморском крае