Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:22, контрольная работа
Тот факт, что Приморский край год от года становится все более полиэтническим и поликонфессиональным регионом, ставит перед ним целый ряд трудноразрешимых политических и социальных задач. В данной статье рассматриваются основные проблемы, вызванные мощными этномиграционными потоками в Приморском крае, и предлагаются способы их возможного разрешения. Приморский край всегда, а в последние десятилетия особенно, в силу своей региональной специфики привлекал значительное количество мигрантов, как из ближнего, так и из дальнего зарубежья. Наш регион занимает второе место после Москвы и Московской области по численности прибывших сюда с целью осуществления той или иной экономической деятельности иностранцев. Относительно мягкий климат, бесконфликтная этноконфессиональная обстановка, наличие рабочих мест благоприятствуют увеличению миграционных потоков.
1.2
Эмиграция
Эмиграция населения - выезд из страны, переселение в другую страну с целью постоянного жительства или временного обоснования, обычно для работы.
Эмиграция населения может быть постоянной (“окончательной”) и временной,
даже
лишь сезонной, срок которой иногда
лимитируется контрактом или другими
условиями найма (например, для уборки
урожая и т. п.). Наряду с эмиграцией
населения по экономическим мотивам имеют.
место переселения из одной страны
в другую по причинам политическим, этническим,
религиозным.
2
Основные функции миграции
Миграция населения
Ускорительная функция состоит в обеспечении того или иного уровня пространственной подвижности и означает как сменяемость состава жителей разных районов, так и расширение числа мест жительства отдельными гражданами. Территориальные перемещения способствуют изменению социально-психологического облика мигрантов, расширению их кругозора, накоплению знаний о различных областях жизни, обмену трудовыми навыками и производственным опытом, развитию личности, её материальных, социальных и духовных потребностей, интеграции национальных культур.
Вторая функция - перераспределение общей численности населения, связанное с размещением производительных сил, между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами городских и сельских поселений. Миграция населения в своей перераспределительной функции не только увеличивает численность населения отдельных территорий, но и опосредованно влияет на демографическую динамику тем, что мигранты участвуют в воспроизводстве населения. Поэтому значение миграции населения в изменении численности населения той или иной территории всегда больше, чем доля мигрантов в составе населения этой местности.
Суть селективной функции
Общие функции миграции
Миграция населения в различных условиях выполняет специфически присущие ей функции, наиболее важные из которых - экономическая и социальная.
Экономическая функция в самом общем виде состоит в обеспечении соединения территориально распределённых средств производства с необходимой рабочей силой и их функционирования в процессе производства. Осуществление в полной мере этой задачи на основе реализации общих функций миграции населения приводит к обеспечению количественного и качественного соответствия между вещественными и личностными факторами производства.
Социальная функция миграции населения всецело определяется производственными отношениями и способствует повышению жизненного уровня и социального развития трудящихся.
С позиций управления миграции населения
необходимо создание условий, при которых
экономическая и социальная функции находились
бы в гармонии, а не в противоречии,
таком, например, как отставание уровня
жизни населения в тех районах, в которых
производительные силы должны развиваться
более высокими темпами.
3 Исторический аспект миграционных процессов в Приморском
крае
В конце 1950-х – начале 1960-х учёные Сибири и Дальнего Востока сформулировали ряд идей по заселению восточных районов РСФСР и закреплению приезжих в этих краях. Суть заключалась в том, чтобы создать лучшие условия жизни, чем в родных местах потенциальных мигрантов. Поскольку восточные районы страны всегда отставали по уровню жизни от западных и центральных, то темпы их социально-экономического развития должны были стать опережающими.
И это получилось – отчасти потому, что в регионе многое создавалось с нуля. Речь шла о целых отраслях: оборонной, рыбной, строительной... Но заманить сюда людей можно было только рядом льгот. И их предложили: оплата проезда, подъёмные, надбавки (районные коэффициенты) к окладам и прочее.
К слову, льготы породили «бизнес»: приехать за счёт государства, получить подъёмные, сезон отработать и вернуться. А потом проделать то же самое по второму разу. Существует точка зрения, что именно такая поведенческая модель породила отношение дальневосточников к региону как временному пристанищу. Но в целом миграционная политика подчинялась экономическим задачам Советского государства. Она обеспечивала перераспределение трудовых ресурсов и населения в пользу Дальнего Востока, что способствовало демографическому укреплению приграничной полосы и в частности острова Сахалин.
В 50-60-х годах прошлого века эффект от переселения был весьма незначительным. Тем не менее, работать в Сибири и на Дальнем Востоке считалось и выгодным, и престижным. Сюда активно привлекалась молодёжь. В регионе были созданы мощные предприятия ВПК. Переселенцы развивали машино- и приборостроение, горнорудную и химическую промышленность, многое другое. Рыбаки вели промысел не только в дальневосточных водах, но и по всему мировому океану – били китов, добывали крабов, производили консервы.
Подводя итоги, заметим, что за годы Советской власти численность населения Сибири и Дальнего Востока увеличилась втрое. Районный коэффициент был отменен уже при Ельцине. Тогда же процесс пошел в обратную сторону.
Справиться с оттоком населения с Дальнего Востока властям не удаётся уже 20 лет. За это время численность жителей региона сократилась на четверть. На проходивших осенью депутатских слушаниях «Демографическая ситуация в Приморском крае. Проблемы и решения» говорилось, что по итогам 15 лет Приморье – самая населенная территория Дальнего Востока – недосчиталось более чем 350 тысяч человек.
XXI век край встретил с 2,2 миллиона жителей, а на 1 января 2010 года их оставалось 1 982 тысяч человек. Отрицательное сальдо миграции выросло в Приморье вдвое, хотя, казалось бы, из края уже уехали все, кто хотел. Такой показатель «исхода» присущ стагнирующей территории, а не развивающейся, каким регион позиционирует себя последние несколько лет.
Исследования миграционных настроения в молодёжной среде показали шокирующие результаты. По получении диплома хотели бы уехать в другую страну для постоянного проживания около 30 % опрошенных студентов. Для сравнения: в 10 вузах таких городов, как Москва, Таганрог, Ставрополь и Ростов-на-Дону, лишь 3 % респондентов хотят эмигрировать из России.
Главная причина – в нивелировании существовавших ранее преференций, направленных на удержание людей. Средняя зарплата в Приморье куда как ниже, чем в Москве, при том, что цены здесь выше. Цены на жильё – как в Петербурге. Дорога, куда бы ни полетел, ни поехал, дороже турпутёвки, в которой «всё включено». Прибавьте тяжёлый климат (высокая влажность летом), неизжитую психологию временщика, высокий уровень криминализации власти и бизнеса, отпугивающий иностранных инвесторов, да и своих тоже.
Предварительные данные Всероссийской переписи населения в Приморском крае приводятся в сравнении. С 2002 года численность сократилась на 114, 8 тысячи человек.
По
прогнозам, тенденция
Между тем, власть пытается вдохнуть в Дальний Восток жизнь, понимая, что территорию можно потерять. Самый наглядный пример – идея Владимира Путина провести во Владивостоке саммит АТЭС, на подготовку к которому выделены сотни миллиардов рублей. Эти деньги уже меняют инфраструктуру южного Приморья, где появляются не просто новые дороги и предприятия, а целые отрасли – нефтегазовая, трубопроводная.
Планы реализует большое количество гастарбайтеров из СНГ и дальнего зарубежья: только на острове Русском этим летом будут трудиться 20 тысяч человек – а здесь строится лишь несколько объектов из 42 по всему Приморью.
Однако перспективы почему-то не становятся для дальневосточников основанием прекратить мечтать о «лучших землях». Эксперты объясняют это несколькими причинами. Упущение возможности переселения северян-дальневосточников из Магадана, Корякии, Чукотки – на юг, в Приморский край. И они уехали в среднюю и южную полосу России. Но, с другой стороны, дальневосточные земли в рейтинге субъектов федерации по условиям жизни находятся за 60-й позицией. Так что привлечь население с примерно двадцати территорий, где ещё некомфортнее, возможно.
Оторванность от центрального региона, сложности природы и несравнимые с западными районами условия жизни – вот, на взгляд экспертов, причины оттока. Но качественного анализа уезжающего населения нет. Уезжают востребованные специалисты, не имеющие должной социальной и материальной поддержки. В основном, это семейные люди с детьми. Приезжают, по большей части скитающиеся безработные, которые не смогли устроить жизнь у себя на родине. У таких вряд ли что-то получится и здесь. Остановить депопуляцию региона смогут только мигранты из СНГ. Нужна плановая, кропотливая работа с ними, включающая изучение русского языка, культуры, традиций.
На
прекращение убыли населения
нацелены долгосрочные краевые программы
– например, по укреплению репродуктивного
здоровья детей и подростков. Повышению
рождаемости должны способствовать меры
по поддержке молодых семей и решению
жилищной проблемы. Создание новых рабочих
мест, реализация таких проектов, как нефтеперерабатывающий
завод и новые портовые зоны, возрождение
судостроительной и рыболовецкой отраслей
должны прекратить отток молодых специалистов
на запад страны. Однако все эти меры лишь
стабилизируют численность населения
– и то только к 2020 году.
4
Национальная специфика
Современные миграционные процессы в России определяют две группы факторов, воздействующих на миграции в противоположных направлениях. Первая группа факторов - распад СССР и связанные с этим процессы. После образования на территории СССР суверенных государств - бывших союзных республик, в край стали прибывать как русские (из Казахстана. Азербайджана и др. стран ближнего зарубежья), так и азербайджанцы и армяне со своих исторических родин в связи с национальными конфликтами, стихийными бедствиями, В качестве примера внутренней миграции в край следует отметить поток русских и чеченцев из Чеченской республики в связи с вооруженным конфликтом на ее территории и упадком хозяйства.
По мере возрастания масштабов миграции трансформируется политическое, социально-экономическое и культурное значение ее последствий, как в позитивном, так и в негативном аспектах. В этой связи регулирование и управление миграционными процессами становится насущной потребностью государства. Широкий комплекс отношений, связанных с перемещением населения, объективно нуждается в адекватном правовом регулировании. В этих условиях государству необходимо не только реагировать на возникающую в сфере миграционных отношений ситуацию, но и формировать ее таким образом, чтобы миграция стала фактором социально-экономического роста страны, а не угрозой ее национальной безопасности.
Главным образом новые задачи перед государственной властью ставит ситуация с незаконной миграцией. Ее рост расширяет сектор теневой экономики, увеличивает преступность, формирует условия для коррупции, способствует разжиганию межнациональных конфликтов и при сохранении имеющихся негативных тенденций создает очаги социальной напряженности и представляет угрозу национальной безопасности. Кроме того, незаконная миграция на приграничные территории Российской Федерации и попытки легализации любым путем представляют угрозу территориальной целостности страны.