Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:22, контрольная работа
Тот факт, что Приморский край год от года становится все более полиэтническим и поликонфессиональным регионом, ставит перед ним целый ряд трудноразрешимых политических и социальных задач. В данной статье рассматриваются основные проблемы, вызванные мощными этномиграционными потоками в Приморском крае, и предлагаются способы их возможного разрешения. Приморский край всегда, а в последние десятилетия особенно, в силу своей региональной специфики привлекал значительное количество мигрантов, как из ближнего, так и из дальнего зарубежья. Наш регион занимает второе место после Москвы и Московской области по численности прибывших сюда с целью осуществления той или иной экономической деятельности иностранцев. Относительно мягкий климат, бесконфликтная этноконфессиональная обстановка, наличие рабочих мест благоприятствуют увеличению миграционных потоков.
оружия, преступления во внешнеэкономической деятельности и кредитно - финансовой сфере.
Из года в год все больше нарушений правил пребывания иностранных граждан в Приморье и их транзисторного проезда. Много острых проблем создает интенсивный приток в нелегальных иностранных рабочих. Не занимая официальных рабочих мест, эти люди негативно влияют на рынок труда, вовлекаются в теневую экономику.
Интенсивный отток населения в последнее десятилетие из северных районов приводит к сокращению его численности на этих территориях, богатых сырьевыми ресурсами. В результате оттока населения изменяется его этническая структура. Массовая миграция иностранных граждан и лиц без гражданства из государств Закавказья, Центральной и Восточной Азии и их незаконное пребывание в ряде районов зачастую ухудшают социальную обстановку, создают базу для формирования террористических организации и политического экстремизма, являются угрозой безопасности.
Эмиграция на постоянное место жительства в экономически развитые страны квалифицированных специалистов, молодежи с высоким уровнем образования ведет к ослаблению научного, творческого, экономического потенциала. Основные потоки интеллектуальной миграции идут из районов, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, из городов преобладают Владивосток, Уссурийск. Причем по временному контракту на работу уезжает лишь 5-7%, остальные - на постоянное место жительства. Следовательно, «утечка умов» в основном носит безвозвратный характер, что становится тормозом развития региона. Повышенного внимания требуют уязвимые группы трудящихся - эмигрантов, и, прежде всего женщины. Особенно нетерпимыми являются правонарушения при трудоустройстве эмигрантов за рубежом, связанные со случаями незаконного выезда, дискриминации, торговли людьми.
Подводя итого вышесказанному, необходимо отметить, что миграционные процессы в Приморском крае характеризуются активным ее вовлечением в международный и межрегиональный обмен, увеличением доли семейной миграции и снижением доли мигрантов трудоспособного возраста, низкой степенью приживаемости мигрантов, совпадением ареалов концентрации внешних и внутренних мигрантов. Все это приводит к негативным социальным последствиям: обострению ситуации на рынке жилья, труда, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру, повышению уровня преступности.
Такая ситуация требует разработки и реализации адекватной миграционной политики, ужесточению управления и контроля миграционных процессов государством.
В регулировании иммиграционных процессов в Приморье целевое заселение предполагает стимулирование притока иностранных мигрантов, способствующих развитию региона в интересах России и не представляющих угрозу геополитической, этнокультурной, экономической, экологической безопасности Приморского края. Здесь нужны квалифицированные специалисты, носители интеллектуального потенциала, влекомые в первую очередь возможностью профессиональной самореализации. В этой связи государственная миграционная политика должна реализоваться вместе с активным привлечением инвестиций в создание материальных условий, благоприятствующих работе высококлассных специалистов. Например, строительство крупного международного научного центра на юге Дальнего Востока могло бы в дальнейшем привлечь талантливых ученых и дать социальный и экономический эффект не только для России, но и для всего АТР.
Умеренный климат, открытые удобные для застройки плоскогорья, запасы пресной воды делают территорию Западного Приморья актуальной для создания социальной и экономической инфраструктуры.
Высокая степень неоднородности дальневосточного пространства не позволяет говорить о возможностях его сплошного и одновременного заселения. Предстоит определить первоочередные точки направления миграционных потоков и крупных инвестиций в экономическое развитие. В качестве предварительных критериев выбора приоритетных территорий заселения предлагаются следующие: расположение территории в зоне прямого экономического, социального, культурного обмена между странами АТР (КНР, КНДР, Южная Корея, Япония); развитость вблизи или на территории транспортных коммуникаций (в том числе трансконтинентальных); пригодность участка для капитального строительства и постоянного проживания. Анализ геополитической, экологической, социальной, экономической структуры, выполненный с учетом предложенных критериев, позволяет заключить, что здесь ключевыми участками социально-экономического развития могут быть территории юга Дальнего Востока (Амурская область, Хабаровский и Приморский край). В последнем в качестве площадки целевого заселения в большей степени подходит западная часть Приморья. Названный участок тянется от западного побережья озера Ханка вдоль российско-китайской границы до устья реки Туманной (Туманган), впадающей в Японское море, что определяет его высокую геополитическую значимость для России. Пограничное положение, удобный выход к морю в районе устья реки Туманная (Туманган), где проходят границы России с КНДР и КНР, развитость транспортных коммуникаций (Транссиб, Транскорейская ж/д, авто и ж/д магистрали, связывающие РФ и КНР), наличие уникальной биосистемы.
Динамика развития миграционных процессов в Российской Федерации в последние годы свидетельствует о том, что некоторые из тенденций миграционных процессов могут представлять реальную угрозу экономическим и социальным интересам отдельных регионов и страны в целом. Миграция населения – один из важнейших процессов, влияющих на численный и качественный состав любой территории.
По
мнению большинства политиков, исследователей,
экспертов и управленцев
Поэтому такая ситуация совершенно обоснованно привлекает самое пристальное внимание высшего руководства страны и общественности к необходимости выработки конкретных мер по решению данной проблемы.
Работа
по превращению приграничья в обширную
зону устойчивого взаимовыгодного и всестороннего
сотрудничества является одним из базовых
факторов экономического развития пограничных
регионов. Для дальнейшей работы нам необходимо
совершенствование федерального законодательства.
Список использованных
источников
1 Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. - М.: Диалог-МГУ, 1999. – 219 с.
2 Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии. М., 1989. – 254 с.
3 А.C. Егоров Великое переселение продолжается. // Миграция и гражданство №1(4)/2003. - 4-5 с.
4 Законодательство о миграции: плюсы и минусы // Закон №11/2002. – 107 - 110 с.
5 Какая миграционная политика нужна России? // Российская Федерация сегодня №11/2001. - 31-37 с.
6 Буква Закона // Миграция и гражданство №3(6) // 2003. - 21-26 с.
7 В. И. Костаков Миграции: беда или благо? // Экономист №2/2000. - 34-39 с. 8 Миграционный режим: нарушения и санкции // Миграция и гражданство
№2(5)/2003. - 21-23 с.
9 Шабанов М.А, отв. ред. акад. Т.И. Заславская Сезонная и постоянная миграция населения. - М.: Комплексное социолого-статистическое исследование, 2005. – 5 - 17 с.
10 Борисов В.А. Демография. М., 2001. – 312 с.
11
Национальный доклад ПРООН о развитии
человеческого потенциала в Российской
Федерации за 2002/2003 г. // Социс. - 2004.- №3 -
С.16.