Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:22, контрольная работа
Тот факт, что Приморский край год от года становится все более полиэтническим и поликонфессиональным регионом, ставит перед ним целый ряд трудноразрешимых политических и социальных задач. В данной статье рассматриваются основные проблемы, вызванные мощными этномиграционными потоками в Приморском крае, и предлагаются способы их возможного разрешения. Приморский край всегда, а в последние десятилетия особенно, в силу своей региональной специфики привлекал значительное количество мигрантов, как из ближнего, так и из дальнего зарубежья. Наш регион занимает второе место после Москвы и Московской области по численности прибывших сюда с целью осуществления той или иной экономической деятельности иностранцев. Относительно мягкий климат, бесконфликтная этноконфессиональная обстановка, наличие рабочих мест благоприятствуют увеличению миграционных потоков.
Проблемы межконфессионального взаимодействия обсудили на научно-практическом семинаре в Приморском крае 26 октября 2011 года в рамках реализации краевой целевой программы «Комплексные меры по профилактике экстремизма и терроризма в Приморском крае» прошел научно-практический семинар на тему «Приморская умма: история формирования и проблемы современного развития». Мероприятие проводилось с целью осмысления современных геополитических и социокультурных процессов с точки зрения духовных традиций мусульман.
В работе семинара приняли
участие представители
Семинар посетили представители всех имеющихся в Приморском крае религиозных конфессий. Ораторы-мусульмане на семинаре чётко разграничили традиционный ислам, который не предполагает насильного насаждения культуры, и радикальные течения, которые не признаются официальным исламским миром, но плодят заблуждения и страхи обывателей.
На семинаре присутствовал заместитель Председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов, который рассказал присутствующим о современном этапе развития мусульманского сообщества и его перспективах.
Особое внимание в деятельности УФМС России по Приморскому краю направлено на предупреждение возникновения в Приморье «горячих точек», вспыхивающих в результате стихийных бытовых, этнических и религиозных конфликтов между приезжими рабочими, профилактике экстремистских проявлений, в том числе на строящихся объектах саммита АТЭС-2012, которые являются объектами стратегического назначения и местом концентрации иностранных граждан.
В настоящее время остро стоит проблема взаимодействия различных культурных и
религиозных традиций. Решение межконфессиональных противоречий является общим
делом государственных структур и институтов гражданского общества.
В целях эффективного взаимодействия с муниципальными образованиями, общественными и научными организациями при реализации миграционной политики, создан Общественно-консультативный Совет при УФМС России по Приморскому краю. Независимо от идеологических и религиозных взглядов, конечной целью для всех являются благополучие и социальная защищенность граждан, стабильное развитие и процветание Приморского края на благо его жителей.
По
мнению многих политиков, исследователей,
экспертов и управленцев
Поэтому такая ситуация совершенно обоснованно привлекает самое пристальное внимание высшего руководства страны и общественности к необходимости выработки конкретных мер по решению данной проблемы.
Среди потоков иностранной рабочей силы в Россию наибольшую озабоченность вызывают сегодня противоречивые последствия роста иммиграции из стран Юго-Восточной Азии. В последние годы Китай занял лидирующие позиции по числу приезжающих на работу в Россию из стран дальнего зарубежья. Открытие границы для китайской рабочей силы позволило несколько стабилизировать ситуацию на рынке труда восточных территорий. Вместе с тем рост миграции из КНР поставил вопрос о замещении местных жителей России избыточным китайским населением, в первую очередь в приграничных регионах Сибири и Дальнего Востока, где наблюдается миграционный отток местного населения Национальный доклад ПРООН о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2002/2003 г. Значительную часть прогрессирующего притока китайского населения составляют нелегальные мигранты, закрепление и обустройство которых в России вряд ли отвечает ее политическим и экономическим интересам.
Из 13 российских регионов Дальнего Востока и Забайкалья 5 имеют границу с Китаем, Приморье граничит также с КНДР, Бурятия и Читинская область - с Монголией, Сахалинская область по морю - с Японией, Чукотский АО - с США. Сегодня можно уверенно говорить о начале хозяйственного сближения и кооперации со многими соседними странами и регионами.
Анализируя
современную численность
Анализ тенденций развития современного этапа иммиграции в Приморье, а также - наиболее значимых ее последствий, имеющих, наряду со внутриполитическим, и очевидное внешнеполитическое значение, показал, что основное внимание должно быть сконцентрировано лишь на одном ее аспекте - на нелегальной иммиграции китайского
населения.
Его численность в сравнении с 1989 г. росла колоссальными темпами: со 1742 человек в 1989 г. уже к 1990 г. она увеличилась до 15 тысяч. К 1993 г., как свидетельствует большинство оценок, численность их в Приморском крае была не менее 50 тысяч. Всего за 5 лет совокупность китайцев, с разной степенью легальности проживающих в Приморском крае, возросла более, чем в 25 раз, тогда как за предыдущие 10 лет (от переписи 1979 г. до переписи 1989г.) практически не менялась.
Оценивая динамику численности китайских иммигрантов в Приморье, необходимо иметь в виду в первую очередь два обстоятельства. Во-первых, современная их численность является наибольшей за все время их присутствия на территории, и значительно превосходит то их число, которое вместе с корейским населением края было депортировано из Приморского края в Среднюю Азию и Казахстан.
Во-вторых, в последние годы в ряде пограничных районов происходит интенсивное формирование значительных по численности китайских общин, которые начинают превалировать по отношению к ведущим этническим группам данных территорий. Так, по информации, опубликованной в ряде краевых газет, на границе с Китаем в южных районах Приморского края (Гродековский, Пограничный районы) численность постоянно проживающих там китайцев достигает 10-15 тысяч человек в каждом. Аналогичная ситуация постепенно складывается в пограничных и соседних с ними районах Амурской области, где идет процесс оседания китайцев (особенно в сельской местности), чему в немалой степени способствуют проекты создания так называемых «китайских деревень». Авторы этих проектов, исходя из якобы существующей экономической целесообразности завоза и использования «дешевой» китайской рабочей силы для решения продовольственных проблем Приморья, немало способствуют быстрому образованию и развитию китайских этнических общин и самовольному захвату земель под предлогами экономического самообеспечения этой рабочей силы.
То, что современная иммиграция китайцев в Россию носит преимущественно нелегальный или полулегальный характер, обусловленный специфическими целями проникновения на ее территорию, косвенно подтверждается и преобладающей поло-возрастной структурой иммиграционных потоков. Как и в дореволюционный период, когда главной целью приезжавших в Россию китайцев были максимальное выкачивание средств, быстрое обогащение, незаконный импорт и экспорт, а также - разного рода криминальная деятельность, в настоящее время среди иммигрантов преобладают мужчины, а также - лица в возрасте до 30 лет. Женщины составляют не более трети всей совокупности.
В настоящее время в Приморском крае идет интенсивный процесс формирования китайской диаспоры, поощряемый как руководством страны выхода, имеющей колоссальные территориальные претензии к России (Китай претендует на более чем 1,5 млн. кв. км российских земель), так и неурегулированностью границ между двумя странами, проблемами, вытекающими из становления российского суверенитета, несовершенства законодательства и т.д.. Процесс китайского проникновения сопровождается неизмеримыми политическими, экономическими и социальными издержками и может иметь тяжелые и долговременные последствия для России и ее населения.
В силу отсутствия какой-либо проработанной концепции геополитических и экономических интересов России в этом регионе никакого специального регулирования иммиграции китайских граждан до недавнего времени не существовало.
Только
в последнее время, в связи
с резко усложнившейся
Особую значимость для областей РФ, граничащих с Китаем, имеет учебная иммиграция из этих стран. В некоторых вузах, по договоренности двух стран, обучаются китайские студенты. Их обучение оплачивает страна-донор. Российский Дальний Восток может стать первым регионом, который будет масштабно осваиваться за счет приезжих из азиатских стран. Уже сейчас Дальневосточный федеральный округ (ДВФО) нуждается в массовом притоке рабочей силы, хотя промышленное производство там растет медленнее, чем в целом по стране. Как показали исследования, число китайцев, постоянно проживающих в регионе (легально и нелегально), составляют около 200 тыс. чел. (3-4% от 6-миллионного населения). Причем эти 3% китайцев производят 5% ВВП ДВФО. В организации китайцами бизнеса в России за последние пять лет произошли серьезные изменения. Если в середине 90-х г. XX в. их подавляющее большинство было самостоятельными предпринимателями, представителями мелкого семейного бизнеса, то уже к началу нынешнего произошло заметное укрупнение китайского бизнеса.
В
целях успешного решения
На
основании вышеизложенного
данном регионе и нуждается в жестком правовом регулировании как на федеральном, так и на местном уровне.
В
2001 году между Российской Федерацией
и КНР подписан Договор о добрососедстве,
дружбе и сотрудничестве. В октябре 2004
года утвержден План действий по реализации
положений этого Договора на 2005-2008 годы.
Имеется межправительственное соглашение
о принципах сотрудничества между администрациями
субъектов Российской Федерации и местными
правительствами Китайской Народной Республики.
Заключение
Поскольку миграционные процессы в Приморском крае имеют довольно широкий размах, переселение в столь значительных масштабах в сочетании с нерешенностью проблем жизнеобеспечения жителей достаточно негативно сказывается на социально-экономической и политической ситуации. Как внутренние, так и внешние миграционные потоки направлены преимущественно в южные и восточные регионы. Это приводит к стихийному и неконтролируемому росту населения и ухудшению криминогенной обстановки в данных районах.
Анализ миграционных процессов в Приморье за последнее десятилетие показывает, что проблемы с внешней незаконной миграцией продолжают оставаться острыми, а отдельные из них представляют и угрозу национальной безопасности государства. Уровень ее остается высоким, а численность мигрантов постоянно растет.
Преступные группировки из нелегальных мигрантов создают в крупных городах Приморья неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняются от оплаты налогов, ведут незаконную коммерческую деятельность, занимаются торговлей оружием и наркотиками.
За последние 10 лет число мигрантов, совершивших преступления на территории Приморского края, возросло на 40%. Если в 1999 году удельный вес мигрантов в общем числе лиц, совершивших преступления, составлял 6,7 %, то в 2001 - 2002 годах - уже 7,5%. При этом продолжается рост преступлений в экономике (на 15%).
В большинстве районов отмечен рост преступлений, которые требовали контактов за рубежом и межгосударственного сотрудничества. Это наркобизнес, незаконный оборот