Защита прав человека в Приморском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:23, реферат

Краткое описание

Права человека – одна из «вечных» проблем социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия. Во все эпохи эта проблема, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала то религиозное, то этическое, то философское, то классовое звучание. Универсальный характер права человека приобрели в развитых европейских странах, в которых в 17-18 веках свершились буржуазные революции под лозунгами свободы, равенства, справедливости.

Оглавление

1. Защита прав человека (основные документы, организации)………...
3
2. Правозащитные организации…………………………………………..
11
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 81.00 Кб (Скачать)


13

 

Содержание

 

1. Защита прав человека (основные документы, организации)………...

3

2. Правозащитные организации…………………………………………..

11

Список литературы………………………………………………………...

15

 

 

1. Защита прав человека (основные документы, организации)

 

В российское общество очень медленно, но, тем не менее, приходит понимание того, что человек, его права и свободы являются главными ценностями в современном мире.

Права человека – одна из «вечных» проблем социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия. Во все эпохи эта проблема, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала то религиозное, то этическое, то философское, то классовое звучание. Универсальный характер права человека приобрели в развитых европейских странах, в которых в 17-18 веках свершились буржуазные революции под лозунгами свободы, равенства, справедливости.

Концепция прав человека в современном виде сложились в результате победы над фашизмом. Державы победители сумели объединить мировое сообщество в универсальной межправительственной организации – ООН, главной целью которой стало избавление будущих поколений от бедствий войны. Именно ООН в 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ). Всеобщая декларация прав человека - это основополагающий документ и в настоящее время имеет огромное влияние во всем мире. Хотя Всеобщая декларация не является документом обязательным к исполнению многие юристы утверждают, что она уже приобрела обязательную юридическую силу на основе международных обычаев и практики, ввиду ее применения в конституциях и судах многих стран. Развитием положений ВДПЧ стали Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция о правах ребенка и другие подобные международные документы.

В России в начале 90-х годов прошлого столетия начался активный процесс создания собственных внутригосударственных механизмов и процедур защиты прав и свобод человека. Верховный Совет Российской Федерации 22 ноября 1991 года принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина в РФ. На референдуме 12 декабря 1993 года всенародным волеизъявлением была принята Конституция, статья 18, которой гласит: «Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности всех органов государственной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием». В июле 1990 года в нашей стране вступила в силу Конвенция о правах ребенка, в мае 1998 года Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека. Национальное законодательство приводится в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права. В России произошли позитивные изменения не только в декларировании прав и свобод человека и гражданина, но и в создании реальных инструментов для их реализации.

Так, 27 апреля 1993 года принят Закон Российской Федерации № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Согласно этому Закону  каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Сравнительно недавно принят Федеральный закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Данным Законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В Приморском крае 29 декабря 2004 года принят Закон Приморского края № 217-КЗ «О защите прав ребенка в Приморском крае». Закон развивает и конкретизирует гарантии правовой и социальной защиты детей в Приморском крае в основных сферах их жизнедеятельности, наделяет ребенка и его законных представителей дополнительными к федеральному законодательству правами, обеспечивающими защиту детства, регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией прав и законных интересов ребенка.

 6 июня 2005 года принят Закон Приморского края № 255-КЗ «О государственной социальной помощи в Приморском крае». Закон устанавливает правовые гарантии оказания государственной социальной помощи в Приморском крае за счет средств краевого бюджета малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, а также лицам, понесшим расходы в связи погребением умерших реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий и проживающим на территории Приморского края.

6 января 2005 г.  Министерством Здравоохранения и социального развития РФ  издан приказ № 37 «Об утверждении Положения о территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю», основными задачами которого являются:

Осуществление государственного надзора и контроля за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей.

Предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения.

5 марта 2007 года принят Закон Приморского края № 44-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае». Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уставом Приморского края устанавливает административную ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Приморского края, муниципальными правовыми актами, а также определяет органы и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных данным Законом.

Основными государственными органами защиты прав человека и гражданских свобод в современной России являются судебные органы и административно-правовые структуры исполнительной власти (прокуратура, органы внутренних дел, отраслевые и территориальные органы управления). Совершенно новыми элементами правозащитной системы стали Уполномоченные по правам человека в РФ и регионах, а также общественные правозащитные организации.

Первый государственный правозащитник (омбудсман) появился в Швеции в 1809 году и в течение почти полутора веков существовал только в скандинавских странах. После второй мировой войны он стал получать распространение во всем мире и сейчас существует уже почти в ста странах мира. Сегодня этот институт, носящий в разных странах различные названия (Защитник прав граждан - Испания и многие латиноамериканские страны, Комиссар по делам администрации - Великобритания, Модератор - Франция) рассматривается мировым сообществом как один из механизмов поворота внимания государственной машины к нуждам и чаяниям конкретного человека. 

История существования Уполномоченного по правам человека в России (омбудсмана – по общепринятой международной терминологии) весьма непродолжительна. Институт Уполномоченного по правам человека как элемент государственной власти возник в нашей стране недавно, находится в стадии становления и не имеет пока каких-то укоренившихся традиций. Его не было ни в дореволюционное время, ни в советское. Первое официальное закрепление институт Уполномоченного по правам человека получил в Декларации прав и свобод человека и гражданина в РФ. Впоследствии идея Уполномоченного была закреплена в ст. 103 Конституции РФ.

Первым Уполномоченным по правам человека в РФ стал известный правозащитник – С.А. Ковалев. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», гарантирующий реальную независимость российского омбудсмана от всех ветвей власти, был принят только в 1997 г. В мае 1998 г. на этот пост был избран депутат Государственной Думы О.О.Миронов. В настоящее время Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации является Лукин Владимир Петрович.

В Федеральном законе «Об Уполномоченном …» статья 5 гласит «В субъекте РФ в соответствии с его Конституцией или Уставом может создаваться институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ». Уполномоченные по правам человека действуют пока только в 33 субъектах РФ. В Дальневосточном федеральном округе они есть в республике Саха (Якутия), в Амурской области и Приморском крае.

Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Приморском крае» был принят в декабре 1997 года (четвертым среди субъектов РФ). Но только в октябре 2002 года, когда было внесено соответствующее изменение в Устав Приморского края, институт Уполномоченного по правам человека в крае приобрел законный статус. Статья 63 Устава гласит: «В целях оказания содействия гражданам в защите их прав и законных интересов Законодательным Собранием Приморского края учреждается должность Уполномоченного по правам человека в Приморском крае. Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Приморском крае, его компетенция, организационные формы и условия его деятельности устанавливаются законом Приморского края».

Уполномоченный по правам человека в Приморье стал работать с 26 ноября 2003 года, когда Законодательным Собранием Приморского края по представлению Губернатора края Уполномоченным был назначен Жеков Сергей Викторович.

В соответствии с законом Уполномоченный по правам человека в Приморском крае оказывает содействие восстановлению нарушенных прав человека на территории края, рассматривает письменные обращения жителей края и организует личный прием граждан. В круг его основных обязанностей входит также создание эффективного механизма и нормальных процедур восстановления нарушенных прав человека. Эффективная деятельность Уполномоченного не возможна без рабочего взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, без активного сотрудничества с общественными правозащитными организациями.

Институт Уполномоченного, созданный, прежде всего, для защиты прав граждан, нарушенных чиновниками государственного аппарата и местного самоуправления, называют еще институтом внесудебного рассмотрения жалоб и обращений граждан. Уполномоченный имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в судебном процессе. Он может обратиться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства или уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина. По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод человека в крае Уполномоченный может выйти в Законодательное Собрание с законодательной инициативой, с предложениями о внесении изменений в действующее законодательство. Он имеет возможность направлять государственным органам, органам местного самоуправления или должностным лицам предложения и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и совершенствованию административных процедур. В случаях имеющих особую общественную значимость он вправе обращаться в Законодательное Собрание Приморского края с представлением о создании комиссии по расследованию фактов нарушения прав человека.

По итогам работы в истекшем году Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Губернатору Приморского края, Законодательному Собранию Приморского края, председателю Приморского краевого суда, прокурору Приморского края, председателю Арбитражного суда Приморского края. Ежегодный доклад Уполномоченного подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан он может направлять специальные доклады. В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Законодательного Собрания Приморского края.

Социальные процессы последнего времени свидетельствуют, что невнимательное отношение государственных структур и органов местного самоуправления к защите прав и свобод граждан могут стать причиной социально-экономического кризиса, в условиях которого все социальные процессы могут выйти из-под контроля. Вместе с тем, защита прав граждан меньше всего нуждается в шумных и массовых акциях. Требуется ежедневный, кропотливый труд специалистов-профессионалов по защите и восстановлению прав конкретного человека и свобод граждан, постоянный и принципиальный контроль за выполнением действующих законов.

Важное значение в деятельности Уполномоченного придается правовому просвещению населения по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Практика подтверждает - отсутствие у жителей края достаточного уровня знаний правовых механизмов и способов защиты, принадлежащих им прав и свобод. Выступления Уполномоченного на радио и телевидении, публикации и ответы на вопросы корреспондентов центральных, краевых, городских и районных газет, размещение материалов на сайте дают возможность информировать население Приморья о задачах, функциях, возможностях и результатах деятельности. Значима роль СМИ в повышении оперативности реагирования на случаи массового нарушения прав жителей края.

Общая ситуация с соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Приморском крае свидетельствует о наличии значительного числа различных причин, порождающих серьезные, а порой и массовые нарушения прав человека. Основная и наиболее распространенная из них – субъективная, выраженная в формальном, зачастую бесконтрольном, нередко и недостаточно профессиональном отношении должностных лиц к своим обязанностям.

В связи с выше изложенным, совершенно очевидна необходимость повышения осведомленности жителей края о правах и свободах человека, о способах и методах правозащитной деятельности. Действуя вместе, согласованно и в соответствии с законами можно изменить положение к лучшему, и дать надежду всем тем, чьи права нарушены.

Информация о работе Защита прав человека в Приморском крае