Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:56, контрольная работа
Менеджмент - это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, цели которых, как правило, являются экономическими.
Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Первоначально менеджмент начал развиваться как теория управления производством, а затем трансформировался в теорию управления деятельностным поведением людей.
Понятие менеджмента. Его цели и функции.
А) Сущность предмета и содержание менеджмента.
В) Понятие и виды функций менеджмента.
Принципы централизации и децентрализации в структурах управления.
А) Степень централизации.
В) Преимущества централизации.
С) Преимущества децентрализации.
3. Практическая часть.
4. Список использованных источников.
Рассмотрение менеджмента как совокупности процесса взаимосвязанных функций обеспечивает синтез различных школ научного управления и возможность реализации ситуационного подхода при принятии управленческих решений.
Различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента.
При системном рассмотрении можно выделить три группы функций менеджмента, являющихся наиболее общими для всех видов организаций и любых условий функционирования (рис. 1.3):
Рис. 1.3. Система функций менеджмента
Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях.
Успешный менеджмент в любой организации должен предусматривать осуществление следующих общих функций:
Часто к ним добавляют функции: мотивации, координации, управления.
Социально-психологические функ
Технологические функции менеджмента определяют два основных вида деятельности, составляющие содержание технологии труда менеджера любого уровня иерархии: решения и коммуникации.
Общие, социально-психологические
и технологические функции
В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные.
Функция управления — вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект со стороны субъекта управления.
Функция управления и установления
объема работ по каждой функции является
основой для формирования структуры
управляющей системы и
Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТом 24525.0-80 к ним относятся:
Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав:
Природа и состав функций менеджмента
Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Поле управления
Если вспомнить модель производственного процесса, то последнюю схему можно расширить до трехмерной (рис. 1.5).
Рис. 1.5. Объем управления
Содержание процесса управления инновациями
Общие функции отражают порядок управления деятельностью организации. Они в одинаковой степени необходимы как в рамках стратегического, так и в рамках оперативного менеджмента.
Процесс управления в соответствии с принципиальной схемой общих предметных функций начинается с формирования системы целей и задач деятельности организации на определенный период времени. Затем осуществляется планирование мероприятий, направленных на достижение установленных целей развития. Реализация запланированных мероприятий требует создания определенных организационных структур, привлечения исполнителей, координации их работы во времени и в пространстве. Успешное выполнение предусмотренных мероприятий в рамках принятых организационных структур требует учета, постоянного контроля за ходом осуществляемых процессов и регулирования деятельности организации. Каждая из пары взаимосвязанных общих функций представляет собой замкнутый контур управленческих решений, функционирующий в цикле «цель — средства» (рис. 1.6).
Рис. 1.6. Взаимосвязь общих функций менеджмента
В первом контуре «цель
— планирование» процесс
На втором этапе в контуре «планирование — организация» осуществляется поиск таких организационных решений, которые бы обеспечили безусловное и наиболее эффективное выполнение установленных плановых заданий.
В третьем контуре «организация — контроль» в принятых организационных условиях осуществляется непрерывный контроль за ходом выполнения плановых заданий и выработка решений, направленных на устранение возникающих разногласий.
Состав и содержание
социально-психологических
Социально-психологические
функции менеджмента
Социально-психологические аспекты управления в современных условиях нередко становятся решающим специфическим фактором успеха предпринимательской деятельности организации.
К социально-психологическим функциям менеджмента относятся делегирование и мотивация.
Обе эти функции позволяют
определить состав задач и полномочий
каждого из участников осуществляемых
процессов и сформировать наиболее
благоприятные условия его
Делегирование как функция менеджмента означает процесс передачи задач и определения компетенции лица или группы лиц, принимающих на себя ответственность за их осуществление.
Задачи формулируют конечные и промежуточные результаты деятельности участника или руководителя подразделения.
Компетенция означает ограниченное право сотрудника или подразделения использовать средства и ресурсы предприятия для выполнения установленных задач.
Ответственность означает обязательства лица или подразделения выполнять установленные задачи в рамках представленных полномочий, т. е. прав и ресурсов.
Мотивация как функция менеджмента означает процесс стимулирования всех участников деятельности организации, направленный на достижение установленных целей развития организации.
Мотивация связана с использованием ряда специфических категорий и понятий, относящихся как к отдельному человеку, так и к коллективу людей, т. е. организации.
Потребности — это основополагающая категория классических и современных концепций мотивации, означающая осознанное ощущение недостатка чего-либо или его отсутствия.
Побуждение в мотивационном механизме — это проявленное стремление к удовлетворению осознанных потребностей, т. е. мотивы целенаправленной деятельности.
Побуждения человека и коллектива проявляются в мотивационном поведении, т. е. поведении, направленном на реализацию осознанных и принятых мотивов.
Стремление к достижению цели становится стимулом всей деятельности сотрудника или коллектива.
Стимул в мотивационном механизме — это результат, к которому направлены побудительные мотивы деятельности сотрудника. Оценка достижения этого результата человеком ощущается через получаемое вознаграждение.
Вознаграждение — это материальная или моральная (психологическая) оценка результата удовлетворения потребности, т. е. всего процесса мотивации. Вознаграждение
как оценка может носить внешний (со стороны руководителя, организации) и внутренний (как самооценка удовлетворения от работы) характер.
Состав и содержание
технологических функций
Технологические функции менеджмента характеризуют содержание процессов и методов управления.
Они включают два главных компонента: коммуникации и решения.
Коммуникации в менеджменте — это обмен информацией при подготовке и обеспечении реализации управленческих решений.
Коммуникация как функция
менеджмента занимается рациональной
организацией информационных потоков
на предприятии с целью
Управленческое решение составляет один из главных инструментов выработки и реализации эффективной концепции менеджмента в организации.
Управленческое решение - это выбор целесообразного с точки зрения принимающего варианта состояния и поведения управленческой системы. Состав основных решений по функциям менеджмента представлен в табл. 1.1.
Основные требования, предъявляемые к управленческим решениям, заключаются в следующем: