Маркетинговые исследования рынка спортивных товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 09:35, курсовая работа

Краткое описание

Маркетинг слово английского происхождения, ассоциируемое в большинстве книг и учебных пособий с понятием "рынок". Но более правильным было бы считать маркетинг, как деятельность по организации обмена, то есть торговли, подготовки и предложения товара для продажи. От английского "to market", что означает торговать, предлагать для продажи. Поэтому маркетинг рассматривается, как комплекс разнообразных видов деятельности в процессе обмена, направленный на удовлетворение нужд потребителей и превращения их из потенциальных покупателей в клиентов фирмы.

Файлы: 1 файл

ramka22.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

Рынок спортивных товаров  в мире считается одним из самых  крупных, его емкость в последние  годы приближалась к 100 млрд. долларов в год. Львиная доля потребления спорттоваров приходится на развитые страны – США и Европу. Рост европейского спортивного рынка, по данным международной организации World Sports Forum, за последние 3 года составил 5,4% - это больше, чем совокупный рост ВВП стран ЕС за тот же период.

65% всего мирового производства  спортивной продукции приходится  на Китай, однако в стране  нет ни одного раскрученного  спортивного бренда.

Объем нынешнего российского  рынка спортивных товаров оценивается  специалистами в 800 млн. долларов. По разным данным от 40 до 65% рынка спортивных товаров в России составляют импортные изделия[10].

Только 40% российского  рынка спортивных товаров принадлежит  легальным операторам рынка.

В этой части рынка  доминируют спортивные товары таких  фирм как Адидас, Найк, Рибок и Пума.

Так называемый «серый рынок» на 65-70% заполнен спортивными товарами Азиатского происхождения, на 10-15% - Европейского происхождения и на 15% - недорогими местными изделиями, ориентированными на потребителя с более низкими доходами[11].

 

2.2. Анализ рынка спортивных товаров в Иркутске

 

Спорт и активные виды отдыха с каждым годом становятся популярнее среди иркутян. Активно  обустраивается спортивная инфраструктура: появляются коммерческие ледовые катки, пэйнтбольные, дайвинг, бильярдные, фитнес клубы, строятся и обустраиваются горнолыжные трассы. Спорт и активный отдых на подъёме, он просто вошёл в моду. Всё больше иркутян задумываются, как с пользой для здоровья провести досуг.

Без спорттоваров спорт  не комфортен, а чаще — невозможен, и, конечно же, неотъемлемой частью спортивной инфраструктуры являются торговые предприятия города, снабжающие нас инвентарём и экипировкой.

Не обязательно быть спортсменом, чтобы любить совершать  покупки в спортивных магазинах. В спорттоварах прямо таки сконцентрированы высокие технологии и реализована прогрессивная мысль человечества. К примеру, обувь. В классических туфлях главное — стиль, т.е. определённая эстетика. Разработчики спортивной обуви делают акцент на технологичности, функциональности, надёжности, безопасности, комфорте. Но это не значит, что на фасон не обращают внимания, конечно же, и на фронте дизайна идёт соперничество между производителями. Дизайн обуви и одежды также подвержен тенденциям. Одежда также не стоит на месте и обрастает различными функциональными деталями, которые весьма полезны в повседневной городской жизни. Например, регулируемые вентиляционные отверстия, ветро-снегозащитные фартуки/юбки, анатомичные капюшоны, дышащие ветро-влагозащитные износостойкие ткани, различные кулиски, проклейка швов, тёплые и лёгкие быстросохнущие гидрофобные ткани, влагоадсорбирующее бельё и так далее. Самая функциональная, безопасная и просто комфортная обувь и одежда — спортивная. Будь то трэккинговые (туристические) ботинки или теннисные/скэйтовые кеды, шапка и пуловер из windblock (ветрозащитного флиса) или штормовка не пропускающая воду внутрь и дышащая при этом.

Все из нас используют какие-нибудь виды СМИ: ТВ, радио, пресса, баннеры, вывески, из которых мы узнаём о магазинах. Некоторые магазины уделяют мало внимания рекламе, например, по причине аренды площадей в месте с хорошей «проходимостью», поэтому о них мы можем знать только прогулявшись по центру города. Другие же активно не рекламируются скорее по причине экономии, а также элементарной лени и непрофессионализма. Многие предприниматели только учатся «предпринимать». Следовательно, о некоторых даже интересных магазинах большинство людей и не знает. Значит, уже мы можем поделить магазины на «разрекламированные» и «малоизвестные». Зачастую марка магазина не зарегистрирована и является просто вывеской. Что касаемо представленных в магазинах марок, то бывают «фирменные» или монобрэндовые (или концептуальные) магазины, которые представляют одну марку (одного производителя) и мультибрэндовые, каких большинство, предлагающие множество марок под одной крышей. Яркие примеры первого типа: «Nike», «Reebok» и «Adidas» от ИП Махмудов, выстроившиеся в линейку на ул. К. Маркса, 32; «Adidas» от ООО «Гейм» в Петровском пассаже; «Brooks» от ИП Куликова в Пассаже на Литвинова. Примеры второго типа: «СпортМаксимум» от ИП Копылов в ТК (ярмарка Иркутянка); «Фан-спорт» от ООО «Фан-спорт Плюс»; «Триал-спорт» от ООО «Триал-21″ на Советской, 176а.

В Иркутске работает более 89 фирм, предлагающие товары для спорта, активного отдыха, спортивную одежду и обувь. У каждой из этих фирм есть магазины/офисы продаж и может не один. Всего магазинов ориентировочно 138 разбросано по городу Иркутску. Также у некоторых фирм есть филиалы в городах области. И совсем чуть-чуть фирм, чьи филиалы работают в Иркутске. Из приведённого количества фирм, 6 — производители, 4 чисто оптовые фирмы (или имеющие оптовое подразделение), 3 фирмы торгующие по каталогам. Также в городе есть 2 спортивных ТЦ (Спорттовары и ДС Труд), а в Сибэкспоцентре ежегодно проходит спортивная выставка, где экспонируются не только иркутяне, но и иногородние фирмы, предлагающие свой продукт.

Изменения за год: в Иркутске продолжают открываться магазины новых фирм и уже работающих. В 2008 году приехала к нам марка федеральной сети магазинов «Спортландия» — одна из самых крупных (а может и самая крупная) спортивных сетей в России и СНГ. Этот брэнд представляет Икс-Мастер. Магазин разместился в ДС «Труд», заняв значительную площадь первого этажа. И продолжил занимать, открыв в конце года павильон наградной продукции. ООО «Мега Альянс» («Высшая Лига») примерно в начале 2009 года открыла специализированный бильярдный магазин «Золотая Луза», где эксклюзивно представляет продукты фирмы «Старт». ООО «Фан-спорт Плюс» открыло в начале этого года шестой магазин сети, назвав его «Ваш спортивный магазин» в отличие от остальных «Фан-спортов» и совсем недавно ввело новую товарную группу — рыбалку. Развивается и дайвинг тема: только за начало этого года открылось две фирмы по продаже дайвинг оборудования и обучению/организации погружений. Это магазин федеральной сети «Три измерения» (3dm.ru) и «Discovery». Наряду с клубами-магазинами «Байкал-Тек», «Свал», «Скэп» и «Аква-Эко» они представляют тему дайвинга в Иркутске. ИП Кривощёков открыл недавно второй рыболовный магазин «Баджер» — на ул. Д. Событий. Новая фирма и рыболовный магазин от ИП Храковская — «Ловись рыбка» на Свердлова — весьма презентабельный получился шоп, к тому же дилер Johnson. В конце прошлого года ИП Копылов закрыл магазин «Твой формат» — по причине осознание неэффективности продвижения двух марок при одинаковом ассортименте торговых точек. Павильон на рынке «Новый» тоже закрыл, зато открыл в ТЦ «Престиж» просторный (> 150 кв. м.) магазин «СпортМаксимум». В 2010 году ООО «Адидас» открыл на Урицкого свой концептуальный магазин «Adidas — Salomon» и планирует открыть в этом году ещё один. Свернул свою деятельность магазин «Спорт и мода», представлял такие марки: Li-Ning, Puma, Ultra и австралийскую, художественно расписанную одежду. Возможно причина в неудачном месте. Не хватает коммерческой недвижимости, впрочем как и другой. Производитель турснаряжения и одежды под маркой «AlpLine» недавно открыл свой офис/магазин на Ленина, где теперь можно посмотреть их продукцию и сделать заказ. Появился перепродавец мониторов сердечной деятельности Polar. ООО «Леко плюс» открыло хороший магазин «Леко-тур» на Фурье, где предлагает много термобелья, одежды и снаряжения Nova Tour, Экспедиция и Ultra. «Мечта рыболова» переехал на Фурье, 9. ООО «Триал-21″ перевёз свой «Триал-спорт» на Советскую, 176а. Началось расширение магазинов дальше от центра города: со появлением на Трактовой, 35 ТЦ «BAZAR» в нём арендовали места «Капитан Врунгель» и «Kosa-спорт».

На иркутском рынке  спорттоваров представлен обширный ассортимент инвентаря, снаряжения, экипировки, а те товары, которых нет на полках, можно, как правило, заказать. Но, несмотря на кажущееся изобилие, многих марок, групп, разновидностей товара нет и заказать через местные фирмы нельзя. В этих случаях поможет Интернет.

Крупные игроки - Альпиндустрия «Свал» (дайвинг клуб/магазин), «Вертикаль», «Мото салон» и туристическим подразделением. Магазин федеральной сети «Триал-спорт». ИП Махмудов «Лидер-спорт», «Nike», «Reebok», «Adidas». Сеть «Спорт фейерверк» — товары для кемпинга. «Сибирский скаут» на Тимирязева — товары для туризма, конного спорта, охоты, рыбалки и пр. Сеть ООО «Фан-спорт Плюс» — 6 мультиспортивных магазинов в центре города. «Высшая лига» — хвастается лидерством Спортмастера — 2 магазина + бильярдный. «Фанат» на Ленина, выросший из «Темы». «СпортМаксимум» — 2 мультиспортивных магазина для широкого слоя населения. «Adidas-Salomon» на Урицкого — российский представитель самой известной в мире французской марки. «Х-Мастер» — активно развивает сеть по всей области, также представляет в Иркутске «Спортландию».

Федералы. Из всероссийских  сетей имеем магазины: «Спортландия», «Триал-спорт», «Три измерения», «Ecco», «Adidas», «Brooks», «Finn Flare», «Savage».

Производство. ООО «ИРКУТ-ТЕКС»  выпускает под маркой «IRTEX» продукцию в трёх направлениях: турснаряжение, постельные принадлежности, сумки. Своей розницы нет. ООО «Центр национальной символики» производит под маркой «AlpLine» спорт форму, турснаряжение, лыжные жилеты, хоккейную защиту, символику, флаги и пр. ООО «Фан-спорт Плюс» «шьёт» приличные пуховки, перчатки, шапки, дождевики, рюкзаки по интересным ценам. ИП Байбаратская производит кимоно, поясы, энцефалитные костюмы, спальники. «Спорт-контур» производит детские спортивные комплексы. Есть ещё фирма в Ангарске — делает качественные пуховки, спальники под маркой Vitas. Есть производитель парамоторов.

Опт. На самом деле во многих фирмах возможна покупка оптом  для перепродажи или корпоративных целей. Но есть у нас и оптовые фирмы или подразделения. Это: ООО «Энергопромстройкомплект» — широкий ассортимент инвентаря и оборудования; ООО «Компания белый медведь-97 Иркутск» — представитель московского «Белого медведя» — восновном товары для рыбалки, охоты и туризма, но и начинает возить инвентарь для более подвижных видов (коньки, лыжи…). ЗАО «Сибкультторг» имея свою розницу, снабжает регионы со склада на Кошевого неплохим ассортиментом для игровых видов, единоборств, фитнеса и пр.

Неспециализированные  магазины. Среди них магазины спецодежды. Самая известная своим товаром контора — «Восток-сервис» — федерал. Известность получил благодаря курткам «Патриот» и «Фристайл», которые можно видеть на горожанах. Продаются, несмотря на наценку в их розничных магазинах, по приятным ценам. В офисе на Красного Восстания, 20 обслуживаются корпоративные клиенты. Может предложить ещё очки, обувь, перчатки, флисовые жакеты, бельё, респираторы. Ещё «Тракт-Иркутск», «ТехноАвиа» и «Кип-траст». В различных посудных магазинах можно прикупить турпосуду. В электротехнических — фонари. В тканных — спортивные ткани.

Торговля по каталогам. Бизнес особо не пропагандирует это. Но есть три фирмы, и все называются «ОТТО», которые доставляют товар из европейских каталогов. Приходите в офис, изучаете несколько каталогов, обсуждаете с персоналом подробности, делаете предоплату и ждёте привоза.

Рынки. Свердловский рынок  может предложить разве что древние  катаные беговые лыжи и мази к ним. Зато китайские рынки давно предлагают обувь, одежду, велосипеды (в том числе российские Stels), фонари, инвентарь для рыбной ловли, туризма и игровых видов и пр. В основном подделки под известные марки, но есть и свои брэнды. Бывает, закупаются в Иркутске у местных оптовиков. Качество товара — от непотребного до приемлемого. Как правило, товары сопоставимого качества в магазине стоят дороже. Но китайцы изучают ситуацию и частенько «гнут» цены несведущим покупателям.

Поставщики. Несмотря на близость с Китаем — мировой промплощадкой, вся продукция поставляется магазинами из Москвы или других крупных городов, где есть импортёры. Если производитель российский, то при существенных объёмах закупки поставляются от него. В другом случае товары поставляются от крупных перекупщиков, что даёт удобство закупить в одной конторе широкий ассортимент. Поставщики — такие же перепродавцы, и у них тоже бывают распродажи и «сливы» (сэйлы, избавление от ассортимента прошлого сезона). Если вы заметили завоз роликовых коньков в июле (сезон оптовых продаж уже кончился), вы вправе ожидать лучших цен.

Одна из самых «взрослых» тем в Иркутске — это рыбалка. Прихотливость наших рыбаков растёт, поэтому открываются новые современные магазины и повышается качественный уровень ассортимента в этом сегменте. Даже ООО «Фан-спорт Плюс» в своём новом магазине «Ваш спортивный магазин» совсем недавно открыл рыболовный отдел. Инвентарь для самого «понятного» старшему и среднему поколению иркутян спорта можно обнаружить в 14 фирмах. Самые интересные: «Ловись рыбка», «Мечта рыболова», «Фанат», сеть «Капитан Врунгель», «Баджер», «Дом рыбака», «Под знаком рыбы», «Сибирский скаут». Бывает, тематика рыбалки и охоты соседствуют в одном магазине[12].

 

2.3. Обоснование проблемы

 

Для определения предпочтений общества при покупке кроссовок  для баскетбола, я использовала социологический опрос.

параметр

вес параметра

Эталон

«adidas»

«Nike»

  • «Jordan »

    вид застежки: шнурки

    0,15

    5

    5

    5

    4

    материал: кожа, резина

    0,35

    5

    5

    5

    4

    высота

    0,15

    5

    5

    5

    5

    дизайн

    0,20

    5

    5

    4

    4

    удобство

    0,15

    5

    5

    5

    4


     

    Для расчета я использовала формулу:

    Расчеты:

    J1 = 0,15*5:5+0,35*5:5+0,15*5:5+0,2*5:5+0,15*5:5=1;

    J2  =0,15*5:5+0,35*5:5+0,15*5:5+0,2*4:5+0,15*5:5=0,96;

    J3 =0,15*4:5+0,35*4:5+0,15*5:5+0,2*4:5+0,15*4:5=0,83.

    По результатам расчетов, можно сделать вывод, что кроссовки  фирмы «adidas» наиболее соответствуют предпочтениям потребителей по сравнению с другими анализируемыми моделями.

    В ходе исследования рынка  спортивных товаров в Иркутске, было найдено несколько проблем:

    1. изучение потребителей, товара или услуги;
    2. нет специализированных маркетинговых компаний, которые предоставляют широкий спектр услуг.

    Первая проблема основывается на том, что в Иркутске очень много  организаций, которые занимаются спортивным инвентарем и товаром не в узком направлении, то есть товар, который присутствует абсолютно во всех магазинах и торговых центрах. Я считаю, что должно проводится исследование среди детей, подростков и взрослых насчет того, какой им необходим продукт.

    Вторая проблема является более глобальной, в Иркутске из 24 маркетинговых компаний, только 4 специализируются на маркетинговых исследованиях.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Решение проблемы

     

    Для своей курсовой работы я решила исследовать проблему изучения потребителей, товара и услуг. Опросы и исследования помогают выявить конкурентные преимущества компании, определить существующие недостатки и ошибки, выявить проблемные точки, требующие оперативных изменений и улучшения. Изучение мнения потребителей позволяет управлять количеством повторных обращений и покупок, влиять на увеличение доли лояльных клиентов, а также выяснить какой товар нужен клиенту.

    Опрос бывает:

    1. уличный опрос;
    2. опросы в местах продажи;
    3. квартирный опрос;
    4. hall (home)-test;
    5. телефонный опрос;
    6. глубинные интервью потребителей товаров/услуг;
    7. проведение фокус-групп;
    8. экспертные интервью.

    Информация о работе Маркетинговые исследования рынка спортивных товаров