Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:14, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть сущность влияния стилей руководства на эффективность работы трудового коллектива предприятия.
Задачи исследования:
– охарактеризовать лидерство и руководство в организации;
– дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
– рассмотреть характеристики стилей руководства на исследуемом предприятии;
– проанализировать пути повышения эффективности руководства трудового коллектива.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Классические современные теории лидерства 5
1.2 Сравнительные характеристики стилей руководства 11
1.3 Влияние стилей руководства на принятие решений, систему взаимоотношений и общение трудового коллектива 19
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «РОЛА» 26
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия 26
2.2 Экономическая характеристика предприятия 27
2.3 Оценка трудовых ресурсов предприятия 29
3 ХАРАКТЕРИСТИКИ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «РОЛА» 32
3.1 Анализ организационной структуры предприятия 32
3.2 Оценка стилей руководства предприятия 37
3.3 Оценка психологических качеств руководителей предприятия 46
4 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДСТВА ТРУДОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Продолжение таблицы 2
Показатель |
2007 г | Уд. вес, % |
2008 г. | Уд. вес, % |
2009 г |
Уд. вес, % | Отклонение | |
2008 г к 2007 г. | 2009 г. к 2008 г. | |||||||
Начальник сервисной службы | 1 | 1,85 | 1 | 1,97 | 1 | 2,3 | 0 | 0 |
Начальник отдела продаж | 1 | 1,85 | 1 | 1,97 | 1 | 2,3 | 0 | 0 |
Торгово-оперативный персонал | 39 | 72,2 | 36 | 70,5 | 31 | 70,4 | -3 | -5 |
Программисты | 4 | 7,4 | 4 | 7,8 | 3 | 6,9 | 0 | -1 |
Менеджеры | 7 | 13,0 | 6 | 11,8 | 5 | 11,5 | -1 | -1 |
Старший монтажник | 2 | 3,7 | 2 | 3,94 | 1 | 2,3 | 0 | -1 |
Монтажники | 17 | 31,45 | 16 | 31,2 | 15 | 31,3 | -1 | -1 |
Проектировщик | 1 | 1,85 | 1 | 1,97 | 1 | 2,3 | 0 | 0 |
Кладовщик | 1 | 1,85 | 1 | 1,97 | 1 | 2,3 | 0 | 0 |
Грузчики | 6 | 11,1 | 5 | 9,85 | 5 | 11,5 | -1 | 0 |
Помощник главного бухгалтера-кассир | 1 | 1,85 | 1 | 1,97 | 1 | 2,3 | 0 | 0 |
Вспомогательный персонал | 6 | 11,1 | 6 | 11,8 | 5 | 11,4 | 0 | -1 |
Техперсонал | 6 | 11,1 | 6 | 11,8 | 5 | 11,4 | 0 | - |
Численность и состав категорий работников ООО «РОЛА» приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Численность и состав категорий работников
Годы |
Общая численность | В том числе по категориям | |||||
Административно-управленческий персонал | Торгово-оперативный персонал | Вспомогательный персонал | |||||
чел | в % к общей численности | чел | в % к общей численности | чел | в % к общей численности | ||
2007 | 54 | 9 | 16,7 | 39 | 72,2 | 6 | 11,1 |
2008 | 51 | 9 | 17,7 | 36 | 70,5 | 6 | 11,8 |
2009 | 44 | 8 | 18,2 | 31 | 70,4 | 5 | 11,4 |
На основе анализа таблицы 3 следует сделать следующие выводы. Среднесписочная численность персонала в 2007 года по 2009 году уменьшилась с 54 до 44 человек, это произошло за счет снижения торгово-оперативного персонала на 8 человек (39 человек работало в 2007 году и 31 человек работает в 2009 году) и сокращение одного работающего среди техперсонала. Среди торгово-оперативного персонала произошло сокращение менеджеров на 2 человек, из них один уволен в 2008 году, в 2009 году был уволен один старший монтажник, в 2008 и 2009 годах было уволено по одному монтажнику каждый год. Один грузчик был уволен в 2008 году. Кроме того, в 2009 году был уволен один программист. За исследуемый период произошло и изменение структурной численности персонала. Вырос удельный вес административно-
предыдущим годом практически не изменилась и составила 70,4%. Удельный вес вспомогательного персонала наоборот увеличился с 11,1% в 2007 г. до 11,8% в 2008 г. и снизился в 2009 г. до 11,4%. Таким образом, как видим значительную долю занимает торгово-оперативный персонал, который непосредственно участвует в основной деятельности предприятия.
Перейдем к анализу административно-
Таблица 4 – Анализ административно-
Годы |
Численность административно- | В том числе имеют образование | |||||
Кандидат наук | Высшее | Средне-специальное | |||||
чел | в % к общей численности | чел | в % к общей численности | чел | в % к общей численности | ||
2007 | 9 | 1 | 11,1 | 6 | 66,7 | 2 | 22,2 |
2008 | 9 | 1 | 11,1 | 6 | 66,7 | 2 | 22,2 |
2009 | 8 | 1 | 12,5 | 6 | 62,5 | 2 | 25,0 |
За исследуемый период в образовательной структуре персонала предприятия произошли изменения. За счет увольнения в 2009 году работника с высшим образованием, увеличился удельный вес работников со среднеспециальным образованием.
Информацию об особенностях структуры органов управления ООО «РОЛА» можно почерпнуть из Устава общества (Приложение А), должностных инструкций, штатного расписания и других документов.
Высшим органом управления является общее собрание участников, которое наделено компетенцией и полномочиями и выполняет функции общего собрания участников, определенного в п. 1 ст. 32 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Общее собрание участников вправе рассмотреть любой вопрос деятельности, его решения обязательны для исполнения всеми органами предприятия.
На рисунке 1 изображена организационная структура исследуемого предприятия.
Как видим организационно-управленческая структура ООО «РОЛА» относится к линейно-функциональной структуре управления.
Линейно-функциональные структуры – это наиболее широко распространенные структуры для компаний среднего размера. Линейно-функциональная департаментализация – это процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную задачу и конкретные обязанности. В принципе, создание линейно-функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые они выполняют. Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всей организации. При этой департаментализации организация поделена на блоки, имеющие четкое очертание задач.
Рисунок 1 – Организационно-управленческая структура
Преимущества такой структуры: освобождает линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов; создает основу для использования в работе консультаций опытных специалистов; уменьшает потребность в специалистах широкого профиля; эффективность достигается за счет специализации деятельности менеджеров; централизованный контроль за стратегическим решениями; дифференциация и делегирования полномочий; стимулирует деловую и профессиональную специализацию; уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях; улучшает координацию в функциональных областях.
Недостатки приведенной структуры: усложняются взаимосвязи; затрудняется координация; проявляется тенденция к чрезмерной централизации; содействие узкой специализации подразделений; трудности координации; ограниченная возможность для развития менеджеров; отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации. Это увеличивает возможность конфликтов между функциональными областями; в большой организации цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя становится слишком длинной.
Текущей деятельностью руководит директор, который решает все вопросы деятельности предприятия, кроме тех, которые входят в исключительную компетенцию Участника. Он формирует штаты, назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений ООО «РОЛА», филиалов и представительств.
Директор координирует работу фирмы, принимает управленческие решения, делегирует полномочия. Совместно с советом учредителей в функции директора входит: определять цели; формирует организационную структуру; распределяет стратегические ресурсы; управляет прибылью.
Коммерческий директор назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом Генерального директора, подчиняется непосредственно Генеральному директору. В обязанности коммерческою директора входит руководство финансово-хозяйственной деятельностью предприятия в области материально-технического обеспечения, сбыта продукции, транспортного и административно-хозяйственного обслуживания; отвечает за разработку и исполнение ассортиментной и ценовой политики как и приложении к различным категориям товаров, гак и к различным рынкам сбыта; заключает финансовых и хозяйственных договоров с поставщиками. Коммерческий директор отвечает за сферу продаж, маркетинг, также общее управление.
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно Генеральному директору предприятия. Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и (финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия, организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.