Лидерство и руководство в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть сущность влияния стилей руководства на эффективность работы трудового коллектива предприятия.
Задачи исследования:
– охарактеризовать лидерство и руководство в организации;
– дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
– рассмотреть характеристики стилей руководства на исследуемом предприятии;
– проанализировать пути повышения эффективности руководства трудового коллектива.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Классические современные теории лидерства 5
1.2 Сравнительные характеристики стилей руководства 11
1.3 Влияние стилей руководства на принятие решений, систему взаимоотношений и общение трудового коллектива 19
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «РОЛА» 26
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия 26
2.2 Экономическая характеристика предприятия 27
2.3 Оценка трудовых ресурсов предприятия 29
3 ХАРАКТЕРИСТИКИ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «РОЛА» 32
3.1 Анализ организационной структуры предприятия 32
3.2 Оценка стилей руководства предприятия 37
3.3 Оценка психологических качеств руководителей предприятия 46
4 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДСТВА ТРУДОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 60

Файлы: 1 файл

Лидерство коротко.doc

— 397.50 Кб (Скачать)

Продолжение таблицы 2

 

Показатель

 

2007 г

Уд. вес, %

 

2008 г.

Уд. вес, %

 

2009 г

 

Уд. вес, %

Отклонение

2008 г

к 2007 г.

2009 г. к

2008 г.

Начальник сервисной службы

1

1,85

1

1,97

1

2,3

0

0

Начальник отдела продаж

1

1,85

1

1,97

1

2,3

0

0

Торгово-оперативный персонал

39

72,2

36

70,5

31

70,4

-3

-5

Программисты

4

7,4

4

7,8

3

6,9

0

-1

Менеджеры

7

13,0

6

11,8

5

11,5

-1

-1

Старший монтажник

2

3,7

2

3,94

1

2,3

0

-1

Монтажники

17

31,45

16

31,2

15

31,3

-1

-1

Проектировщик

1

1,85

1

1,97

1

2,3

0

0

Кладовщик

1

1,85

1

1,97

1

2,3

0

0

Грузчики

6

11,1

5

9,85

5

11,5

-1

0

Помощник главного бухгалтера-кассир

1

1,85

1

1,97

1

2,3

0

0

Вспомогательный персонал

6

11,1

6

11,8

5

11,4

0

-1

Техперсонал

6

11,1

6

11,8

5

11,4

0

-


 

Численность и состав категорий работников ООО «РОЛА» приведены в таблице 3.

 

Таблица 3 – Численность и состав категорий работников

 

 

Годы

 

Общая численность

В том числе по категориям

Административно-управленческий персонал

Торгово-оперативный персонал

Вспомогательный персонал

чел

в % к общей численности

чел

в % к общей численности

чел

в % к общей численности

2007

54

9

16,7

39

72,2

6

11,1

2008

51

9

17,7

36

70,5

6

11,8

2009

44

8

18,2

31

70,4

5

11,4

 

На основе анализа таблицы 3 следует сделать следующие выводы. Среднесписочная численность персонала в 2007 года по 2009 году уменьшилась с  54 до 44 человек, это произошло за счет снижения торгово-оперативного персонала на 8 человек (39 человек работало в 2007 году и 31 человек работает  в 2009 году)  и сокращение одного работающего среди техперсонала. Среди торгово-оперативного персонала произошло сокращение менеджеров на 2 человек, из них один уволен в 2008 году, в 2009 году был уволен один старший монтажник, в 2008 и 2009 годах было уволено по одному монтажнику каждый год. Один грузчик был уволен в 2008 году. Кроме того, в 2009 году был уволен один программист. За исследуемый период произошло и изменение структурной численности персонала. Вырос удельный вес административно-управленческого персонала с 16,7% в 2007 году, 17,7% в 2008 году и достигнув 18,2% в 2009 г. Следует отметить, что за весь период произошло увольнение одного административно-управленческого работника – был уволен администратор в 2009 г. Удельный вес торгово-оперативного персонала уменьшился с  72,2% в 2007 году до 70,5% в 2008 году. В 2009 года его доля по сравнению с

предыдущим годом практически не изменилась и составила 70,4%. Удельный вес вспомогательного персонала наоборот увеличился с 11,1% в  2007 г. до 11,8% в 2008 г. и снизился в 2009 г. до 11,4%. Таким образом, как видим значительную долю занимает торгово-оперативный персонал, который непосредственно участвует в основной деятельности предприятия.

Перейдем к анализу административно-управленческого персонала по уровню образования (таблица 4).

 

Таблица 4 – Анализ административно-управленческого персонала ООО «РОЛА» по уровню образования

 

 

Годы

 

Численность административно-управленческого персонала

В том числе имеют образование

Кандидат наук

Высшее

Средне-специальное

чел

в % к общей численности

чел

в % к общей численности

чел

в % к общей численности

2007

9

1

11,1

6

66,7

2

22,2

2008

9

1

11,1

6

66,7

2

22,2

2009

8

1

12,5

6

62,5

2

25,0

 

За исследуемый период в образовательной структуре персонала предприятия произошли изменения. За счет увольнения в 2009 году работника с высшим образованием, увеличился удельный вес работников со среднеспециальным образованием.

3 ХАРАКТЕРИСТИКИ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «РОЛА»

 

3.1 Анализ организационной структуры предприятия

 

Информацию об особенностях  структуры органов управления ООО «РОЛА» можно почерпнуть из Устава общества (Приложение А), должностных инструкций, штатного расписания и других документов.

Высшим органом управления является общее собрание участников, которое наделено компетенцией и полномочиями и выполняет функции общего собрания участников, определенного в п. 1 ст. 32 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Общее собрание участников вправе рассмотреть любой вопрос деятельности, его решения обязательны для исполнения всеми органами предприятия.

На рисунке 1 изображена организационная структура исследуемого предприятия.

Как видим организационно-управленческая структура ООО «РОЛА» относится к линейно-функциональной структуре управления.

Линейно-функциональные структуры – это наиболее широко распространенные структуры для компаний среднего размера. Линейно-функциональная департаментализация – это процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную задачу и конкретные обязанности. В принципе, создание линейно-функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые они выполняют. Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всей организации. При этой департаментализации организация поделена на блоки, имеющие четкое очертание задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Организационно-управленческая структура                                    ООО «РОЛА»

 

Преимущества такой структуры: освобождает линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов; создает основу для использования в работе консультаций опытных специалистов; уменьшает потребность в специалистах широкого профиля; эффективность достигается за счет специализации деятельности менеджеров; централизованный контроль за стратегическим решениями; дифференциация и делегирования полномочий; стимулирует  деловую и профессиональную специализацию; уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях; улучшает координацию в функциональных областях.

Недостатки приведенной структуры: усложняются взаимосвязи; затрудняется координация; проявляется тенденция к чрезмерной централизации; содействие узкой специализации подразделений; трудности координации; ограниченная возможность для развития менеджеров; отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации. Это увеличивает возможность конфликтов между функциональными областями; в большой организации цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя становится слишком длинной.

Текущей деятельностью руководит директор, который решает все вопросы деятельности предприятия, кроме тех, которые входят в исключительную компетенцию Участника. Он формирует штаты, назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений ООО «РОЛА», филиалов и представительств.

Директор координирует работу фирмы, принимает управленческие решения, делегирует полномочия. Совместно  с советом учредителей в функции директора входит: определять цели; формирует организационную структуру; распределяет стратегические ресурсы; управляет прибылью.

Коммерческий директор назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом Генерального директора, подчиняется непосредственно Генеральному директору. В обязанности коммерческою директора входит руководство финансово-хозяйственной деятельностью предприятия в области материально-технического обеспечения, сбыта продукции, транспортного и административно-хозяйственного обслуживания; отвечает за разработку и исполнение ассортиментной и ценовой политики как и приложении к различным категориям товаров, гак и к различным рынкам сбыта; заключает финансовых и хозяйственных договоров с поставщиками. Коммерческий директор отвечает за сферу продаж, маркетинг, также общее управление.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно Генеральному директору предприятия. Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и (финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия, организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.

Информация о работе Лидерство и руководство в организации