Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование механизма управления конкурентоспособностью на примере ГООС РГОО БФСО «Динамо» и разработка предложений по повышению уровня конкурентоспособности.
Исходя из поставленной цели, задачами курсовой работы являются:
- раскрытие сущности понятия «конкурентоспособность» и факторов, ее определяющих, рассмотрение стратегий используемых при обеспечении конкурентоспособности;
-исследование механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг на рынке на примере ГООС РГОО БФСО «Динамо»
-разработка предложений по повышению уровня конкурентоспособности продукции рассматриваемого предприятия на базе проведенного анализа.
Введение………………………………………………………………………..…3
1.Эволюция конкуренции и понятие конкурентоспособности предприятия.............................................................................................................7
1.1.Предпосылки возникновения и ретроспектива конкуренции…………..…7
1.2.Понятие конкурентоспособности предприятия, ее характеристика…………………………………………………………………..14
1.3.Основные направления формирования конкурентных преимуществ предприятия………………………………………………………………..………19
2.Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………...….25
2.1.Характеристика внешней среды и объема деятельности предприятия……………………………………………………………….......…25
2.2.Оценка экономической и социальной эффективности предприятия…….31
2.3.Сравнительная характеристика конкурентных позиций предприятия………………………………………………………………...……38
3.Резервы и пути роста конкурентоспособности предприятия………………40
3.1.Оценка эффективности управления в организации и расчет резервов роста конкурентоспособности………………………………………………….40
3.2.Управленческие, маркетинговые и коммерческие направления повышения конкурентоспособности предприятия…………………………....43
Заключение…………………………………………………………………....…47
Список использованных источников…………
Таблица 3.1 – Динамика показателей эффективности использования основных средств ГООС РГОО БФСО «Динамо» за 2008-2010 гг.
Показатели | Годы | Отклонение (+;-) | ||||
2008 | 2009 | 2010 | 2009 г. от 2008 г. | 2010 г. от 2009 г. | 2010 г. от 2008 г. | |
1. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку), млн р. | 367,0 | 484,0 | 571,0 | 117,0 | 87,0 | 204,0 |
2.Объём платных услуг населению, млн.р | 202,4 | 244,7 | 181,3 | 42,3 | -63,4 | -21,1 |
3. Среднегодовая стоимость основных средств, млн.р. | 108,5 | 152,5 | 201,5 | 44,0 | 49,0 | 93,0 |
4. Прибыль отчетного периода, млн.р. | 22,0 | 26,0 | 41,0 | 4,0 | 15,0 | 19,0 |
5. Фондоотдача, р.: по выручке | 3,38 | 3,17 | 13,93 | -0,21 | 10,75 | 10,54 |
по объёму платных услуг | 1,87 | 1,60 | 0,90 | -0,26 | -0,70 | -0,97 |
5. Фондоемкость, р.: по выручке | 0,30 | 0,32 | 0,35 | 0,02 | 0,04 | 0,06 |
по объёму платных услуг | 0,54 | 0,62 | 1,11 | 0,09 | 0,49 | 0,58 |
6. Фондороентабельность, % | 20,28 | 17,05 | 20,35 | -3,23 | 3,30 | 0,07 |
7. Интегральный показатель эффективности использования основных средств | 8,28 | 7,36 | 16,83 | -0,93 | 9,48 | 8,55 |
8. Фондовооружённость,р. | 2,09 | 2,88 | 2,82 | 0,79 | -0,05 | 0,74 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основании приложений (А Б, В, Г, И, К, Л)
После того как был проведён анализ наличия и движения основных средств организации необходимо рассмотреть показатели эффективности их использования. Анализ эффективности использования основных средств является крайне важным, так как одним из источников экономического роста гостиничного хозяйства становится повышение эффективности использования основных фондов. Интенсивное использование основных фондов даёт возможность увеличить качественные показатели хозяйственной деятельности без дополнительных затрат. Для определения экономической эффективности использования основных фондов гостиничного хозяйства применяется система показателей, расчёт которых можно рассмотреть в таблице 3.2.
Из данных таблицы 3.2 видно, что фондоотдача в 2010 году значительно возросла, что говорит о более эффективном и продуктивном использовании основных средств организации. Рост фондоотдачи так же свидетельствует о интенсивном развитии гостиницы за счёт введения усовершенствованного оборудования и рациональном использовании основных фондов.Так в 2010 году она составила 13,93 р, что на 10,76 р больше, чем в 2009 году и на 10,55р больше, чем в 2008 году.
Фондоёмкость так же с каждым годом растёт, так в 2008 году она составила 0,3 р, что на 0,02 р меньше, чем в 2009 году и на 0,05р меньше чем в 2010 году. Фондорентабельность в 2010 году составила 20%, что на 3% больше чем в 2009 году.
Интегральный показатель эффективности использования основных средств значительно возрос за анализируемый период, что говорит об эффективном использовании основных средств. Так в 2010 году он составил 1,68 п., что на 0,95 п больше чем в 2009 году ина 0,86 п. больше, чем в 2008 году. Фондовооружённость в 2008 году составила 2,09 р., что меньше на 0,79 р. чем в 2009 году и на 0,73 р. чем в 2010 году.
Таблица 3.2 – Динамика показателей эффективности использования основных средств ГООС РГОО БФСО «Динамо» за 2008-2010 гг.
Показатели | Годы | Отклонение (+;-) | ||||
2008 | 2009 | 2010 | 2009 г. от 2008 г. | 2010 г. от 2009 г. | 2010 г. от 2008 г. | |
Продолжение таблицы 3.2 | ||||||
1. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку), млн р. | 367,0 | 484,0 | 571,0 | 117,0 | 87,0 | 204,0 |
2.Объём платных услуг населению, млн.р | 202,4 | 244,7 | 181,3 | 42,3 | -63,4 | -21,1 |
3. Среднегодовая стоимость основных средств, млн.р. | 108,5 | 152,5 | 201,5 | 44,0 | 49,0 | 93,0 |
4. Прибыль отчетного периода, млн.р. | 22,0 | 26,0 | 41,0 | 4,0 | 15,0 | 19,0 |
5. Фондоотдача, р.: по выручке | 3,38 | 3,17 | 13,93 | -0,21 | 10,75 | 10,54 |
по объёму платных услуг | 1,87 | 1,60 | 0,90 | -0,26 | -0,70 | -0,97 |
5. Фондоемкость, р.: по выручке | 0,30 | 0,32 | 0,35 | 0,02 | 0,04 | 0,06 |
по объёму платных услуг | 0,54 | 0,62 | 1,11 | 0,09 | 0,49 | 0,58 |
6. Фондороентабельность, % | 20,28 | 17,05 | 20,35 | -3,23 | 3,30 | 0,07 |
7. Интегральный показатель эффективности использования основных средств | 8,28 | 7,36 | 16,83 | -0,93 | 9,48 | 8,55 |
8. Фондовооружённость,р. | 2,09 | 2,88 | 2,82 | 0,79 | -0,05 | 0,74 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основании приложений (А Б, В, Г, И, К, Л)
3.2. Управленческие, маркетинговые и коммерческие направления повышения конкурентоспособности ГООС РГОО БФСО «Динамо».
Для повышения конкурентоспособности ГООС РТОО БФСО «Динамо» необходимо провести следующие мероприятия:
- увеличить объем оказываемых услуг;
-уменьшить себестоимость продукции и сократить издержки производства;
-улучшить культуру обслуживания и качество выпускаемой продукции;
-повысить заработную плату работников;
-обновить материально-техническую базу;
-повысить конкурентоспособность продукции;
-повысить уровень сервиса;
-повысить квалификацию кадров;
-стимулировать труд работников и улучшить условия труда.
Для повышения квалификации кадров, необходимо:
-непрерывное обучение руководящих работников и специалистов, включая их переподготовку, под которой понимается получение нового специального образования с целью оперативного обеспечения кадрами новейших научно-технического и социального прогресса;
-перемещение кадров из устаревших сфер деятельности в современные;
-самообразование, которое осуществляется путем самостоятельного изучения специальной научно-технической, экономической и других видов литературы и др.
Для увеличения объема продаж, снижения себестоимости продукции и сокращения издержек производства, рекомендуется провести следующие мероприятия:
Совершенствование организации производства и труда. Этот процесс, будет обеспечивать:
-повышение производительности труда,
-стимулировать более качественное использование трудовых ресурсов.
Отсюда и сокращение издержек производства.
-так как большинство потерь рабочего времени связано с различными болезнями, наиболее весомым среди которых является грипп, необходимо создать собственный медицинский пункт, который будет следить за состоянием здоровья работников.
Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Добиться этого возможно путем совершенствование структуры аппарата управления.
Для реализации этого проекта необходимо создать планово-экономический отдел, одним из главных направлений деятельности которого, будут планирование и прогнозирование деятельности ГООС РТОО БФСО «Динамо»
На данный момент прогнозированию, разработке целевых проектов по совершенствованию работы ГООС РТОО БФСО «Динамо» не уделяется должного внимания. Поэтому, на основе экономического отдела предлагается организовать планово-экономический отдел и акцентировать его работу на планировании и прогнозировании деятельности ГООС РТОО БФСО «Динамо».
Необходима организация полноценной службы маркетинга.
Маркетинг – неотъемлемая часть рыночной экономики и в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка стал жизненно необходимым элементом управления такого субъекта хозяйствования как торговля.
На данном этапе существования ГООС РТОО БФСО «Динамо» один сбытовой отдел не в состоянии решать весь комплекс проблем, связанных с позиционированием, продвижением собственного товара на местный рынок. Эти и другие задачи решает служба маркетинга. Таким образом, ГООС РТОО БФСО «Динамо» рекомендовано проведение следующих мероприятий, которые позволят ему укрепиться на местном рынке :
а) Сбытовая сеть. Расширение сети торговых предприятий позволит увеличить долю на рынке и таким образом увеличить объемы реализации продукции;
б) Проведение ценовой политики (определение уровня цены за единицу товара и динамики цен в зависимости от фаз жизненного цикла товара, установление соотношения цен фирмы с ценами конкурентов на каждом сегменте рынка и т.д.);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:
- конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
- ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
- лёгкость доступа на рынок;
- однородность рынка;
- конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
- конкурентоспособность отрасли;
- возможность технических новшеств в отрасли;
- конкурентоспособность региона и страны.
К коммерческим условиям конкурентоспособности относят:
- ценовые показатели;
- показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы;
- показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.
К основным факторам комплексной оценки конкурентоспособности товара относят:
- экономический потенциал и темпы роста экономики;
- уровень развития науки техники;
- участие в международном разделении труда;
- динамичность и емкость внутреннего рынка;
- социально - экономическую и внутриполитическую ситуацию;
- гибкость финансовой системы;
- государственное регулирование экономики;
- обеспеченность трудовыми и материальными ресурсами и уровень квалификации ресурсов.
В данной курсовой работе были выявлены понятие и предпосылки возникновения конкуренции, направления формирования конкурентных преимуществ предприятия, его анализ на примере ГООС РГОО БФСО «Динамо», а также оценка эффективности управления и конкурентные преимущества. Были сформулированы основные управленческие, маркетинговые и коммерческие направления повышения конкурентоспособности ГООС РГОО БФСО «Динамо».
Конкурентоспособность предприятия преимущественно зависит от работников аппарата управления, от их квалификации, деловых качеств и других качественных характеристик. Вместе с тем, как в период до перехода Беларуси к рыночным отношениям, так и в настоящее время, проблема конкурентоспособности остается весьма актуальной проблемой для всех предприятий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адлер, Ю.П. Черных Е.А. Знания и информация — это не одно и тоже // Информационное общество. - 2001. - № 6. - С. 8-12
2. Вальтер, Ж.В. Конкурентоспособность: Общий подход. - М.: РЕЦЭП, 2004. - 175 с.
3. Виханский, О.С. Наумов А.Н. Менеджмент. М.: “Высшая школа”, 1994. – 234 с.