Конкурентные преимущества организации: способы формирования и сохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Любая фирма в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должна не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и выработать долгосрочную стратегию, которая позволила бы ей поспевать за изменениями, происходящими во внешней среде. Современный рынок насыщен множеством предприятий питания разной ценовой политики и разной кухни, что дает потребителю возможность выбора. Но он еще не сформирован окончательно, постоянно появляются все новые предприятия питания с более интересными предложениями, чем у конкурентов. Это означает, что для любого предприятия питания наличие конкурентных преимуществ позволит выгодно отличаться от множества остальных и занять свое место на рынке.

Оглавление

ведение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы формирования конкурентных преимуществ предприятия
1.1 Понятие конкуренции…………………...……………………………..5
1.2 Сущность конкурентных преимуществ………………………………9
1.3 Стратегии достижения конкурентных преимуществ……………….17
2. Оценка конкурентных преимуществ кафе «Кофейка»
2.1 Организационная характеристика деятельности……………………24
2.2 Анализ внешней среды ………………………………………………29
2.3 Оценка конкурентных преимуществ кафе «Кофейка»……………..34
3. Формирование конкурентных преимуществ кафе «Кофейка»
3.1 Выбор конкурентной стратегии…………………………………...…40
3.2 Рекомендации по обеспечению конкурентных преимуществ……45
3.3 Эффективность разработанных рекомендаций……………………50
Заключение ……………………………………………...……………………….53
Список использованных источников…………………………………...………55

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по стратегическому менеджменту.docx

— 97.22 Кб (Скачать)

Приморский институт железнодорожного транспорта – филиал федерального государственного коммерческого образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения»

Факультет высшего профессионального образования

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: конкурентные преимущества организации: способы формирования и сохранения

 

 

 

 

 

 

                                                                   

 

 

Уссурийск 2014

 

 

 

 

 

Содержание

 Введение………………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы  формирования конкурентных преимуществ предприятия

1.1 Понятие конкуренции…………………...……………………………..5

1.2 Сущность конкурентных  преимуществ………………………………9

1.3 Стратегии достижения конкурентных преимуществ……………….17

2. Оценка конкурентных  преимуществ кафе «Кофейка»

2.1 Организационная характеристика деятельности……………………24

2.2 Анализ внешней среды ………………………………………………29

2.3 Оценка конкурентных преимуществ кафе «Кофейка»……………..34

3. Формирование конкурентных преимуществ кафе  «Кофейка»

3.1 Выбор конкурентной стратегии…………………………………...…40

3.2 Рекомендации по обеспечению конкурентных преимуществ……45

3.3 Эффективность разработанных рекомендаций……………………50

Заключение ……………………………………………...……………………….53

Список использованных источников…………………………………...………55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Значение конкурентных преимуществ, позволяющих фирме выжить в конкурентной борьбе, резко возросло в последнее время. Это связано с тем, что на рынке постоянно появляются новые конкуренты.

Любая фирма в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должна не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и выработать долгосрочную стратегию, которая позволила бы ей поспевать за изменениями, происходящими во внешней среде. Современный рынок насыщен множеством предприятий питания разной ценовой политики и разной кухни, что дает потребителю возможность выбора. Но он еще не сформирован окончательно, постоянно появляются все новые предприятия питания с более интересными предложениями, чем у конкурентов. Это означает, что для любого предприятия питания наличие конкурентных преимуществ позволит выгодно отличаться от множества остальных и занять свое место на рынке.

Важность и актуальность проблемы формирования конкурентных преимуществ и как следствие конкурентоспособности компании обусловили выбор темы курсовой работы.

Объектом данной работы являются конкурентные преимущества предприятия общественного питания.

Предметом работы являются методы и формы формирования конкурентных преимуществ на примере кафе  «Кофейки».

 Целью курсовой работы является исследование путей формирования  стратегии обеспечения конкурентных преимуществ предприятия питания на примере кафе «Кофейка». Гипотезой работы является то, что в современных конкурентных условиях конкурентное преимущество является как базисом, на котором строится успешный бизнес, так и главным критерием отбора проектов успешными инвесторами.

Целевая направленность работы обусловила постановку и решение следующих задач:

1. Исследовать теоретические  аспекты формирования конкурентных  преимуществ на предприятии;

2. Оценить конкурентные  преимущества предприятия питания  на примере кафе «Кофейка».

3. Разработать рекомендации  по усилению конкурентных преимуществ  кафе «Кофейка».

Научная новизна заключается в систематизации теоретических знаний и разработки на их основе практических направлений совершенствования методов и форм формирования конкурентных преимуществ на предприятии питания.

Теоретико-методологической базой дипломного проекта послужили работы Портера М., Котлера Ф., Беляева В.И.,  Азоева Г.Л., Година А.М., Кирцнера И.М., Дурович А.П., Фатхутдинова Р.А., Федько В.П. и многих других авторов. При выполнении работы использовались Интернет-ресурсы, преимущественно для получения статистических данных. Практическая значимость исследования заключается в применении разработанных рекомендаций для совершенствования формирования конкурентных преимуществ сети кафе «Кофейка»,  что усилит его позицию на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы формирования конкурентных преимуществ предприятия

1.1 Понятие конкуренции

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrentia - сталкиваться, состязаться).

Существует множество определений понятия конкуренция. Представим некоторые из них.

 Конкуренция - соперничество  между участниками рыночного  хозяйства за лучшие условия  производства, купли и продажи  товаров. Такое столкновение неизбежно  и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью  каждого субъекта рынка, его полной  зависимостью от хозяйственной  конъюнктуры и противоборством  с другими претендентами за  наибольший доход. Борьба за экономическое  выживание и процветание - закон рынка [31, c. 23].

 Конкуренция - это центр  тяжести всей системы рыночного  хозяйства, тип взаимоотношений  между производителями по поводу  установления цен и объемов  предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями [19, c. 15] .

В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу [16, c. 95] .

Также определяют конкуренцию как жесткое соперничество людей (предприятий), прежде всего в экономической, а также и в других сферах жизни общества.

 С позиции экономики, конкуренция - это борьба продавцов (производителей) за лучшее удовлетворение  требований потребителей, а также  соперничество покупателей за  приобретение максимально полезных  им товаров на наиболее выгодных  условиях. Конкуренция, с одной стороны, является залогом непрерывного прогресса общества, препятствует застою в экономике, с другой - неотъемлемыми спутниками конкуренции являются конфликтность, нестабильность, банкротство, увольнение работников [37, c. 187] .

Предмет конкуренции - товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги. Объект конкуренции - это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны. Считается, что конкуренция в рыночной экономике выполняет несколько важных задач. Она помогает организовать экономическую деятельность и ответить на основополагающие вопросы: что, сколько и как производить, как распределять товары и услуги. В процессе конкуренции вырабатываются цены, которые влияют на поведение покупателей и продавцов и распределение ресурсов.

Таким образом, конкуренция - это механизм, с помощью которого возможно направлять в интересах общества деятельность предприятий, стремящихся к прибыли. А конкурентная активность является важным фактором, вызывающим изменения на рынках, поскольку она стимулирует экономичную организацию производства и разработку новых технологий, продуктов и стратегий маркетинга.

Конкуренцию подразделяют на следующие виды:

- функциональная (имеет место  в случае, когда одна и та  же потребность может быть  удовлетворена разными способами. Например, потребность в отдыхе может быть удовлетворена путем посещения театра, концерта, ресторана);

 - видовая (вызвана тем обстоятельством, что существуют товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность, но отличающиеся по своим характеристикам. Например, различные марки легковых автомобилей), - предметная (межфирменная) (характеризуется тем, что разные предприятия выпускают одинаковые товары) [14, c. 357].

 Есть и другие формы  конкуренции:

- горизонтальная конкуренция  существует между предприятиями  на одном уровне 

- переработки, оптовой торговли  или розничной торговли,

- вертикальная конкуренция  возникает при договорных отношениях  в рамках сделок между покупателями  и продавцами продовольствия  при разделении выручки, поступающей  от потребителей продуктов питания.

 Конкуренция бывает  ценовая и неценовая. Ценовая характеризуется тем, что однородные товары различаются ценой. Конкуренция заключается в снижении цены с целью захвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов. Такой  ценовой метод конкурентной борьбы определяют как малоэффективный, так как конкуренты практически сразу могут предпринять аналогичные ответные шаги. Кроме того, манипулирование ценой исключает возможность какой-либо финансовой стабильности, осложняет планирование и управление предприятием. [14, c. 357].

 Неценовая конкуренция  заключается в переносе центра  тяжести на качество товаров (в  том числе надежность, упаковку, дизайн и т. д.) [16, c. 358].

  В современных условиях развитого рынка предпочтение отдается методу неценовой конкуренции - выделению своего товара из ряда товаров-конкурентов, приданию ему уникальных для покупателя свойств, повышению уровня технического обслуживания, развитию прогрессивных форм сбыта, совершенствованию структуры и функциональных сторон деятельности предприятия, учёту специфики спроса покупателей, вплоть до индивидуальных запросов. При неценовой конкуренции обеспечивается относительная финансовая стабильность, что позволяет эффективно управлять предприятием. Неценовой метод конкуренции является более эффективным, так как конкуренты не могут столь же молниеносно, как при ценовом, предпринять ответные шаги [11, c. 180].

 Под конкурентоспособностью  товара понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и внешнем рынках. Поэтому для оценки конкурентоспособности используются косвенные критерии, которые можно подразделить на  две основные группы: потребительские и экономические критерии. Потребительские критерии конкурентоспособности определяют потребительскую ценность, или полезность товаров и представлены двумя основополагающими характеристиками: качеством и ассортиментом. Указанная группа критериев имеет наибольшую значимость для всех потребителей. Важнейшим экономическим критерием конкурентоспособности товаров является цена. Для разных категорий  потребителей и групп товаров конкурентоспособность обеспечивается различными видами цен: закупочными, реализационными и потребления.   Закупочная цена определяется в значительной мере  конкурентоспособностью товаров производственного назначения и создает потребительские предпочтения для изготовителей продукции и исполнителей услуг, в том числе  посредников. Причем привлекательность цены устанавливается в комплексе с основополагающими характеристиками потребительной стоимости. Так, низкая закупочная цена  товара за счет пониженного качества может оказаться неприемлемой для предприятия-изготовителя, который выбрал направление товарной политики на улучшение качества. Зачастую гибкая система скидок, снижающих закупочную цену в зависимости от размера товарной партии,  обеспечивает конкурентоспособность товара, а также массовость его продаж. Реализационная цена влияет на конкурентоспособность  товаров непосредственного использования (например, пищевых продуктов, готовых к потреблению; табачных изделий  и т. п.), а также услуг. Доступность реализационной цены создает потребительские предпочтения для индивидуальных  потребителей товаров и услуг, которые не требуют дополнительных затрат на использование по назначению.  Следует иметь в виду, что довольно часто потребитель связывает цену реализации с основополагающими характеристиками товара, особенно с качеством.  У многих потребителей повышенные цены на товар ассоциируются с высоким качеством. Однако это не всегда правильно, так как цена реализации определяется следующими  факторами: закупочной ценой, транспортными расходами,  затратами на хранение, издержками обращения, торговыми  наценками и т. п. От их размера и будет зависеть цена. Качество реализуемого товара является лишь одним, хотя и важным, фактором, заложенным в реализационную цену, в частности в затраты на его обеспечение. Цена потребления определяется ценой реализации и  затратами на эксплуатационные расходы: транспортирование, хранение, энергозатраты, а  также на уплату налогов и сборов, страхование [5, c. 537].

Конкурентоспособность организации-производителя можно определить как относительную характеристику, отражающую отличия процесса развития данного производителя от производителя-конкурента. Она характеризует возможность и динамику приспособления производителя к изменяющимся условиям конкуренции на рынке [6, c. 414].

 Таким образом, конкуренцию  можно определить как процесс  управления предприятием своими  конкурентными преимуществами или  принадлежащим имуществом ради достижения поставленной цели [7, c. 236].

Ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами по всем коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия. Более подробно основы формирования конкурентных преимуществ рассмотрим далее [4, c. 345].

1.2 Сущность конкурентных преимуществ

Конкурентные преимущества неразрывно связаны с конкуренцией. Они возникают там и тогда, где возникает и развивается конкуренция. Чем более всеобъемлющий характер приобретает конкуренция на российском рынке, тем более значимой для коммерческого успеха являются конкурентные преимущества [1, c. 25].

 Конкурентные преимущества  товаров - достоинства  одних товаров по сравнению с другими, обусловленные их  повышенной конкурентоспособностью. Конкурентные преимущества создаются за счет преобладания достоинств товаров (сильных сторон) над их недостатками (слабыми сторонами) [20, c. 38].

 Существует множество  источников формирования конкурентного  преимущества:

- производство продукции  самого высокого качества;

- предоставление покупателям  лучших услуг;

- достижение минимального  по сравнению с конкурентом, уровня  издержек; - выгодное географическое  расположение;

- разработка изделия, которое  выполняет определенные функции  лучше конкурирующих аналогов;

- изготовление более  надежной и долговечной продукции;

-предоставление покупателям большей ценности за те же деньги (комбинация хорошего качества услуг и приемлемых цен). Все это означает старание предприятия предоставить потребителям то, что они считают наилучшей ценностью, будь то наилучшее качество, низкая цена или наилучшая ценность превосходного товара, за который стоит заплатить подороже. Фундаментальной причиной успеха одних или неуспеха других предприятий является наличие или отсутствие у предприятия конкурентного преимущества [10, c. 311].

Информация о работе Конкурентные преимущества организации: способы формирования и сохранения