Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:46, курсовая работа
Очевидно, каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский психолог Б. ВУП, «жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить участвовать в выработке решений или оставить это другим». Поэтому руководителю, да и каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении, к сожалению, для большинства людей
Введение
Определение конфликта
Типы конфликтов
Причины возникновения конфликтов
Управление конфликтами
Способы разрешения конфликтных ситуаций
Стили поведения при конфликте
Переговоры – основа разрешения не согласий и конфликтов
Стресс и его особенности
Пути урегулирования и разрешения конфликтов и стресса.
Заключение
Список литературы
Являясь одновременно самостоятельным
физиологическим, психическим и
социальным явлением, стресс по своей
сути представляет собой еще один
вид эмоционального состояния. Это
состояние характеризуется повышенной физиологической
и психической активностью. При этом одной
из главных характеристик стресса является
его крайняя неустойчивость. При благоприятных
условиях это состояние может трансформироваться
в оптимальное состояние, а при неблагоприятных
– в состояние нервно-эмоциональной напряженности,
для которого характерно снижение работоспособности
и эффективности функционирования систем
и органов, истощения энергетических ресурсов.
Для обозначения психических состояний
человека в трудных условиях исследователи
пользуются разными понятиями, среди которых
наиболее популярно понятие стресс. Его
применяют для обозначения широкого круга
не только психических, но и физиологических
состояний, например физического напряжения,
утомления и т. д. Более того, вследствие
широкой популярности термина «стресс»
им стали обозначать разнообразные явления,
относящиеся и к другим областям знания
(социологии, биологии, медицине, педагогике
и др.). Так, этот термин употребляют для
обозначения внешних воздействий и ситуаций,
в которых может оказаться человек (например
заключение в тюрьму), таких реакций, как
например, гипервентиляция легких и т.д.
Неоднозначность понимания стресса, путаница
и непоследовательность в применении
этого термина имеют результатом противоречивость
полученных данных, отсутствие строгих
критериев при их интерпретации и сопоставлении.
Стресс рассматривается как физиологический
синдром, слагающийся из совокупности
неспецифически вызванных изменений,
как неспецифическая реакция организма
на предъявляемые к нему требования.
Стресс - это нервно-психическое перенапряжение,
которое возникает в результате сверхсильного
воздействия (стрессора), адекватная реакция
на которое даже не была сформулирована,
но должна быть найдена в сложившейся
ситуации.
Это такое эмоциональное состояние, которое
связано с тотальной мобилизацией сил
организма на поиск выхода из сложившегося
положения.
Понятие стресса ввел канадский ученый
Ганс Селье. Он дает следующее определение
стресса – это неспецифический ответ
организма на любое предъявленное ему
требование.
Селье выделил три этапа в развитии стресса:
- Тревога (фазы шока и противошока). В этой
фазе организм функционирует с большим
напряжением. Однако, на данном этапе он
еще справляется с нагрузкой с помощью
поверхностной, или функциональной, мобилизацией
резервов без глубинных структурных перестроек.
Физиологически первичная мобилизация
проявляется, как правило, в следующем:
кровь сгущается, в ней падает содержание
ионов хлора, происходит повышенное выделение
азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение
печени или селезенки, но более подробно
о физиологических механизмах стресса
речь пойдет ниже.
- Резистентность (возникновение повышенной
устойчивости организма к действию стрессоров).
Это вторая фаза. Так называемая фаза максимально
эффективной адаптации. На данном этапе
отмечается сбалансированность расходования
адаптационных резервов организма. Все
параметры, выведенные из равновесия в
первой фазе, закрепляются на новом уровне.
При этом обеспечивается мало отличающееся
от нормы реагирование организма на воздействующие
фактуры среды.
- Истощение (развиваются дистрофические
процессы, вплоть до гибели организма).
Если стресс продолжается долго или воздействующие
стрессоры чрезвычайно интенсивны, то
неизбежно наступает фаза истощения.
Следует отметить, что не всякое воздействие
вызывает стресс. Слабые воздействия не
приводят к стрессу, он возникает лишь
тогда, когда влияние стрессора (непривычного
для человека объекта, явления или каких-либо
других факторов внешней среды) превосходит
обычные приспособительные возможности
индивида.
Таким образом, стресс возникает тогда,
когда организм вынужден адаптироваться
к новым условиям, то есть стресс неотделим
от процесса адаптации.
Некоторые авторы разделяют факторы, вызывающие
психический стресс, на две большие группы.
Поэтому и психический стресс они условно
делят на два вида: информационный и эмоциональный.
Информационный стресс возникает в ситуациях
значительных информационных перегрузок,
когда человек не справляется с задачей
переработки поступающей информации и
не успевает принимать правильные решения
в требуемом темпе, особенно при высокой
ответственности за последствия принятых
решений. Возникновение эмоционального
стресса большинство авторов связывают
с ситуациями угрозы, опасности, обиды
и т. д. С этой точки зрения принято выделять
три формы эмоционального стресса: импульсивный,
тормозной и генерализованный. При эмоциональном
стрессе отмечаются определенные изменения
в психической сфере, в том числе изменения
протекания психических процессов, эмоциональные
сдвиги, трансформация мотивационной
структуры деятельности, нарушения двигательного
и речевого поведения.
Следует подчеркнуть, что подобное деление
психического стресса на информационный
и эмоциональный весьма условно. В большинстве
работ психический и эмоциональный виды
стресса отождествляются.
Лазарус также выделял физиологический
и психический стресс. Физиологическими
стрессорами являются крайне неприятные
физические условия, которые вызывают
нарушение целостности организма и его
функций.
Психологическими стрессорами являются
те воздействия, которые сам человек оценивает
как очень вредные для своего благополучия.
Считается, стресс опасен для жизни, особенно
затянутое нахождение в стрессовых ситуациях,
так как в таких случаях страдает физиология
человека.
С другой стороны, существует мнение, что
стресс необходим для жизни, так как при
этом максимально проявляются адаптационные
возможности человека.
Еще один вариант определения стресса
– состояние напряжения, возникающего
под влиянием сильных воздействий.
Также встречается и такое определение
стресса: Стресс – это по своей сути еще
один вид эмоционального состояния, это
состояние характеризуется повышенной
физической и психической активностью.
При этом одной из главных характеристик
стресса является его крайняя неустойчивость.
При благоприятных условиях это состояние
может трансформироваться в оптимальное
состояние, в при неблагоприятных – в
состояние нервно–эмоциональной напряженности,
для которого характерно снижение работоспособности
и эффективности функционирования систем
и органов, истощение энергетических ресурсов.
В целом, понимание стресса как возникающего
в сложных условиях феномена психической
деятельности открывает реальную возможность
исследования и решения этой проблемы.
Одним из следствий неоднозначности трактовки
понятия стресс, отягощенности его медико-
биологическими и односторонними психологическими
представлениями явилось то, что некоторые
авторы этому понятию предпочитают другое
- психическая напряженность. Необходимо
сказать, что в последнее время наметилась
тенденция использовать эти понятия при
характеристике состояний, отличающихся
друг от друга по степени выраженности.
В этом случае стресс принято рассматривать
как крайнюю степень психической напряженности.
Следует также отметить, что понятие психическая
напряженность используется некоторыми
авторами для обозначения состояний, оказывающих
отрицательное влияние на деятельность,
в этом случае оно противопоставляется
понятию напряжение.
За термином напряжение следует либо сохранить
его традиционное как для психологии,
так и для физиологии и медицины значение:
состояние повышенного функционирования
организма и личности (напряжение сил),
либо, если принять его в качестве понятия,
обозначающего психическое состояние,
необходимо четко указать психологические
различия между состояниями напряжения
и напряженности.
Пути урегулирования и разрешения конфликтов и стресса.
Урегулирование и разрешение
конфликтов - это система мер, направленная на их предотвращение, а также
поиск путей выхода из конфликта. Данной
проблеме не уделялось должного внимания
ни теорией социальной психологии, ни
социальной практикой. Лишь в последнее
время стали появляться ассоциации конфликтологов,
центры по прикладной конфликтологии,
переводная литература. Тем не менее говорить
о какой-либо сложившейся системе в области
урегулирования конфликтов не приходится.
Напротив, анализ практики их разрешения
показывает обратное. Можно выделить типичные
ошибки в области урегулирования конфликтов:
1) запаздывание в принятии необходимых
мер; 2) попытка разрешить конфликт без
выяснения его истинных причин; 3) использование
только силы, карательных мер по урегулированию
конфликта или, наоборот, только дипломатических
переговоров; 4) шаблонное применение схем
урегулирования конфликта без учета его
типа, особенностей.
Профилактика конфликтов предполагает
их прогнозирование, например, время наступления,
тяжесть последствий и т.д. Это возможно
с помощью экспертного опроса, методов
экстраполяции, математического и экспериментального
моделирования. Профилактика конфликтов
должна осуществляться на всех уровнях:
макро-, среднем, микро- и личностном.
Непосредственная профилактика связана
с устранением условий возникновения
конфликтов. В ее основе лежит устранение
деформации социальных отношений, стратификации
общества, а также социальная психогигиена,
психопрофилактика, массовая, групповая
и индивидуальная психотерапия, социальная
защита населения, просвещение, обучение,
тренинг общения.
Термин «разрешение конфликтов» обычно
употребляется в двух значениях: во-первых,
при разрешении конфликта самими его участниками;
во-вторых, при объективном разрешении
конфликта, основанном на установлении
и нейтрализации его причин и недопущении
открытых столкновений сторон. Деятельность
по разрешению конфликтов включает в себя:
1) анализ и выявление причин конфликта
и его участников (X. Корнеулис, Ш. Фейр
называют этот процесс картографией конфликта);
2) принятие решения о вмешательстве в
конфликт с учетом его исхода; 3) реализацию
принятого решения. Все зависит от того,
какая позиция у лиц, разрешающих конфликт:
пассивно-выжидательная; авторитарная;
негативно-некомпетентная, приводящая
к эскалации конфликта; рациональная,
основанная на глубоком понимании причин
конфликта. Суть разрешения конфликта
состоит в воздействии на его причины
и участников.
Методы, используемые для разрешения конфликтов,
различны: устранение причин; сдерживание;
переориентирование, направленное на
формирование убежденности в необходимости
отказа от деструктивного участия в конфликте.
Эти методы могут быть административными,
социально-психологическими или смешанными.
С точки зрения разрешенности конфликты
могут быть кажущимися разрешенными; частично
разрешенными; полностью разрешенными.
Как нет абстрактных конфликтов, так нет
и универсальных способов разрешения
и урегулирования конфликтов. Одно дело
урегулировать военный конфликт, другое
- семейный, третье межличностный.
Как правило, в зависимости от теоретического
понимания конфликта предлагаются соответствующие
подходы к его разрешению или урегулированию.
Тем не менее можно выделить более или
менее общие схемы, хотя в принципе каждый
тип конфликта требует своего подхода
к разрешению или урегулированию.
Наиболее предпочтительным в ликвидации
конфликта является заключение договора
о согласии. Достижение согласия является
довольно трудной задачей, требующей помимо
доброй воли достаточной степени политической,
экономической, культурной подготовленности
сторон. Вместе с тем есть весьма универсальный
и достаточно эффективный способ найти
путь к согласию.
В ходе разрешения конфликта анализируются:
1. Источники конфликта - его исторические,
экономические, социальные, национальные,
конфессиональные предпосылки; субъективные
или объективные переживания сторон, нравственные,
гуманные аспекты; глубина конфликта:
противоречие мнений, позиций или полная
конфронтация.
2. «Биография» конфликта, т.е. его история
и фон, на котором он прогрессировал; нарастание
конфликта, избранные способы «борьбы»,
кризисы и поворотные точки в его развитии;
жертвы и иные последствия конфликта.
3. Стороны конфликта - личности, группы
или большие сообщества. В зависимости
от фактического вычленения реальных
сил и участников определяется уровень
социальной сложности конфликта.
4. Позиции и отношения сторон - формальные
и неформальные, общие и частные (локальные);
взаимозависимости позиций разных уровней
и масштабов отношений; роли в конфликте
различных группировок и личностей; характер
личных отношений друг к другу - от лидеров
партий, движений, групп, вооруженных формирований
до рядовых участников конфликта.
5. Отношение к конфликту - стремятся ли
стороны разрешить конфликт; хотят решить
его самостоятельно или рассчитывают
на внешние факторы воздействия? Каковы
их надежды, ожидания, условия?
Согласие редко достигается без участия
посредников, которые, как правило, выполняют
роль арбитров, уравнителей баланса интересов,
миротворцев.
Процесс по урегулированию конфликтных
отношений предполагает определенную
подготовительную работу для того, чтобы
конфликт улаживался мирными, а не насильственными
способами. Первое, что надо делать в этом
направлении, - погасить накал эмоциональных
страстей.
В принципе все авторы, занимающиеся проблемой
анализа и организацией переговоров, сходятся
в одном: переговоры включают в себя подготовку,
процесс их ведения, анализ результатов
и выполнение достигнутых договоренностей.
Процесс поиска решений предполагает
прохождение ряда этапов:
-взаимное уточнение интересов, точек
зрения, концепций и позиций участников;
- их обсуждение;
- согласование позиций и выработка договоренностей.
Прежде чем стороны приступят к выработке
договоренностей, им необходимо выяснить
обоюдные точки зрения и обсудить их. Ученые
рассматривают переговоры как процесс
снятия информационной неопределенности
за счет постепенного уяснения партнерами
позиций друг друга. Особенно интенсивно
этот процесс идет в начале переговоров,
поэтому данный этап можно условно назвать
исследовательским.
Следует отметить, что существует много
подходов к исследованию как регуляции
эмоциональных состояний, так и психических
механизмов, вызывающих стресс. Мы рассмотрим
лишь несколько подходов. Первый из них
основан на следующих положениях: адаптация
протекает на всех уровнях организации
человека, в том числе в психической сфере.
К числу механизмов, обусловливающих успешность
адаптации относятся механизмы противостояния
тревоге - разнообразные формы психологической
защиты и компенсации. Психологическая
защита - это специальная регулятивная
система стабилизации личности, направленная
на устранение или сведение до минимума
чувства тревоги, связанного с осознанием
какого-либо конфликта. Главной функцией
психологической защиты является «ограждение»
сферы сознания от негативных, травмирующих
личность переживаний. В широком смысле
этот термин употребляется для обозначения
любого поведения, в том числе и неадекватного,
направленного на устранение дискомфорта.
Существуют и другие подходы к рассмотрению
проблемы регуляции эмоциональных состояний
и эмоционального стресса.
Это деление всех стратегий выхода из
напряженной ситуации на три группы: изменить
или ликвидировать проблему; уменьшить
ее интенсивность за счет смещения своей
точки зрения на нее; облегчить ее воздействие
с помощью включения ряда способов.
Ключевую роль в управлении своим состоянием
играет осознание жизненных целей и соотнесение
с ними конкретных ценностей. Чем быстрее
человек определит свои жизненные ценности
и цели, тем у него больше шансов избежать
негативных последствий внезапно возникшего
чрезмерного эмоционального напряжения,
поскольку человек, сделавший главный
жизненный выбор, в значительной мере
определил все дальнейшие решения и тем
самым избавил себя от колебаний и страхов.
Попадая в трудную ситуацию, он соотносит
ее значение со своими главными жизненными
ориентирами. Своевременность подобного
взвешивания нормализует его состояние.
При этом критическая ситуация рассматривается
на фоне общей перспективы, например всей
жизни человека, в результате чего значимость
этой ситуации может резко снизиться.
Известно много примеров, когда с людьми
происходили несчастные случаи, от которых
можно было оправиться в течение нескольких
часов. Но реакция на них была столь неадекватна,
столь несоотносима с личной шкалой ценностей,
что развивались значительные жизненные
кризисы. Поэтому неблагоприятные последствия
возникают часто не из-за самих случаев,
а из-за реакции на них.
Таким образом, одним из основных способов
избегания чрезмерного эмоционального
напряжения является гармоничное развитие
личности человека, формирование у него
самостоятельной мировоззренческой позиции.
Причем это развитие начинается с первых
дней жизни человека, а его успех в значительной
степени зависит от того, насколько умело
строят воспитательный процесс родители
ребенка, а затем и педагоги в школе, насколько
государство заботится о воспитании подрастающего
поколения, и от много другого.
Следующий способ регуляции эмоциональных
состояний заключается в правильном выборе
момента для принятия решения или реализации
своего плана. Как известно, экстремальная
ситуация приводит к сужению сознания,
что ведет к нарушению ориентировки в
окружающем. Тревога, волнение меняют
стратегию поведения. Пораженный смятением
человек стремится избежать малейшего
риска, боится идти в том направлении,
которое грозит заблуждениями и ошибками,
поэтому каждую новую информацию он стремится
связать с аналогичной, уже известной
ему. В этой ситуации человек очень часто
совершает ошибки, принимая неправильное
решение. Поэтому необходимо учиться правильно
выбирать момент для реализации своих
планов в сложной, эмоционально напряженной
ситуации.
Еще один способ снизить эмоциональное
напряжение заключается в ослаблении
мотивации. Например, отказаться на время
от достижения поставленной цели или снизить
эмоциональную напряженность через произвольное
перенесение внимания, концентрируя его
не на значимости результата выполняемой
деятельности, а на анализе технических
деталей задачи или тактических приемах.
Можно выделить еще один способ борьбы
с эмоциональными стрессами и эмоциональной
напряженностью. Этот способ заключается
в заранее подготовленных стратегиях
отступления. Наличие запасного варианта
поведения в той или иной ситуации снижает
излишнее возбуждение и делает более вероятным
успех решения задачи на генеральном направлении.
Не подготовив альтернативного решения,
человек необоснованно пессимистично
оценивает ситуацию, которая может возникнуть
в случае провала основного варианта.
Имея запасной вариант действий, в случае
провала первого человеку проще смириться
с неудачей и сохранить при этом оптимистическое
расположение духа. Следовательно, запасные
стратегии уменьшают страх перед неблагоприятным
развитием событий и тем самым способствуют
созданию оптимального фона для решения
задачи
Кроме перечисленных способов выхода
из стрессовой ситуации следует иметь
в виду, что бессмысленно бороться против
того, что является уже свершившимся фактом.
При некоторых обстоятельствах, когда
продолжение усилий превращается и безрезультатные
попытки «прошибить стену лбом», человеку
полезно временно отказаться от усилий
по немедленному достижению цели, осознать
реальную ситуацию и свое поражение. Тогда
он сможет сберечь силы для новой попытки
при более благоприятной обстановке. Кроме
этого, в случае поражения не вредно произвести
общую переоценку ситуации по типу «не
очень-то и хотелось». Понижение субъективной
значимости события помогает отойти на
заранее подготовленные позиции и готовиться
к следующему штурму без лишней траты
сил.
Эффективность преодоления стресса во
многом зависит от психологической готовности
противостоять ему и от умения управлять
своими эмоциями в сложных ситуациях.
Большое значение для управления стрессами
на личном уровне имеет знание особенностей
собственной психики. Известно, что в зависимости
от личных особенностей, реакция каждого
человека на стресс является весьма специфическим.
В связи с этим выделяют шесть типов личностей,
которые по-разному реагируют на стресс:
честолюбивых тип. К этому типу относятся
люди с сильной потребностью в достижении
успеха. Они энергичны, подвижны, агрессивны
и ориентированы на дело.
Причинами стресса для них являются перегрузки,
большая интенсивность деятельности и
межличностных отношений, недостаточное
понимание самих себя.
Основными симптомами стресса являются
бессонница, повышенное кровяное давление,
проблемы с сердцем, чрезмерное курение;
спокойный тип - это беззаботные и спокойные
люди, ориентированные на прошлое, мечтательная
и неактивный. Они отличаются низкой склонностью
к стрессам. Причиной стресса могут стать
люди или требования профессиональной
деятельности, которые нарушают размеренным
течение их жизни; добросовестный тип.
К данному типу относят людей мелочных,
любознательных, педантичных, догматических,
стабильных, консервативных и обязательных.
Они верят авторитетом и подчиняются традициям.
Для них причинами стресса являются люди,
которые нарушают их планы и стереотипы
поведения. Они имеют средний степень
склонности к стрессам, но очень чувствительны
к изменениям их привычной жизнедеятельности;
тип, который не отстаивает - это люди,
которые не могут постоять за себя и отстоять
свои права. Они угождают другим избегают
межличностных конфликтов, боятся проблемных
отношений друг с другом. Внутреннее напряжение,
возникающее на почве межличностных отношений,
является частой причиной стрессов; Жизнелюбивые
тип. Люди, принадлежащие к этому типу,
сильные, энергичные, Жизнелюбивые, импульсивные,
раскованные. Для них характерным является
частая смена интересов.
Причинами стресса является рутинная
работа и чрезмерное внутреннее напряжение;
тревожный тип отличается высокой склонностью
к стрессу. Люди этого типа проявляют беспокойство
по поводу возможных неудач, имеют низкую
самооценку. Причинами стресса для них
являются ответственная работа и резкие
изменения в жизни.
По мнению психологов, преодоления кризисных
ситуаций возможно при условии соблюдения
принципов, на базе которых можно сформировать
систему стратегий восстановления психической
равновесия. К таким принципам относятся:
принцип удовлетворения;
принцип реальности;
принцип ценности;
принцип творчества.
Принцип удовлетворения предусматривает
осуществление психологической защиты
на основе выявления максимальной степени
эмоционального благополучия, возможного
в условиях неблагоприятной ситуации.
Механизм реализации этой высокой степени
благосостояния заключается в когнитивной
и эмоциональной инфантильности человека.
Принцип реальности нацеливает на трезвый
подход к миру, в котором движение к какой-либо
цели рассматривается не как прямолинейный
процесс подъема на все новые и новые ступеньки,
а предполагает длинные, в том числе обходные
пути и косвенные средства. Психологический
механизм реализации принципа реальности
заключается в основном в способности
к терпению.
Принцип ценности указывает на необходимость
построения систем различных жизненных
альтернатив на одной ценностные основании,
в результате чего каждая из альтернатив
в рамках данной системы ценностей получает
свою оценку. Этот приоритетный список
оценок и служит инструментом рационализации
той ситуации, которую нужно преодолеть.
Принцип творчества определяет в значительной
мере самосовершенствования человека,
активное и сознательное созидание человеком
самого себя, причем не только в идеальном
смысле, но и в практическом воплощении
в реальных кризисных ситуациях.
Занятия по выработке различных стратегий
решения жизненных задач повышают психологическую
устойчивость человека в условиях, требующих
напряжения духовных сил. Главную роль
при этом играют не знания, а гибкость,
которая позволяет своевременно изменять
и тем самым нормализовать поведение.
Современная жизнь любого человека связано
с большими перегрузки, возникающие в
результате формирования в стране новых
социально-трудовых отношений в условиях
становления рыночной системы хозяйствования
и адаптации к ней работников. Способ противостояния
этим перегрузкой известен - это превентивная
подготовка к новым условиям и новому
режиму деятельности. Для этого надо знать
саму технологию подготовки и конкретные
методы и приемы защиты человека от перегрузок,
от критических ситуаций.
Заключение
В психологии конфликт определяется
как столкновение противоположно направленных,
несовместимых друг с другом тенденций
в сознании отдельно взятого индивида,
в межличностных
В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу.
1. Конфликт может быть внутриличностным, межличностным, между личностью и группой, в которую личность входит, между организациями или группами одного или различного статуса.
2. Возможны также классификации
конфликтов по горизонтали (
3. Имеет место классификация по характеру причин, вызывающих конфликт. Выделяются три основные группы причин, обусловленных: трудовым процессом, психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, личностным своеобразием членов группы.
4. Конфликты различают
и по их значению для
Существуют следующие способы разрешения конфликтов: разъяснение позиций сторон, принятие принципиально новых решений, уклонение от конфликта, сглаживание конфликта, концепция обоюдного выигрыша, подавление конфликта, силовое давление, взаимные уступки, посредничество, разъединение конфликтующих сторон и т.д.
Важно запомнить одно: как в деловой, так и в повседневной жизни, лучше обходить «острые углы» и уметь вовремя находить компромисс, а не доводить до конфликтов.
Список литературы