Конфликты у подростков и пути их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 09:31, реферат

Краткое описание

Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Говорят даже, что конфликт - это двигатель развития. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализировавшегося в нем противоречия. Для нашей действительности характерна смена негативного отношения к конфликтам на позитивное.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..…….…...3
§ 1. Что такое конфликт………………………..………...................................4
§2. Основные виды классификации конфликтов.………………….…..….…6
§3. Конфликтность, как особенность протекания подросткового возраста..8
§4. Педагогический конфликт: структура, сфера, динамика……………….15
§5. Пути разрешения конфликтов…………………………………………....17
Заключение………………………………………………………………..…...22
Библиографический список…………………………………………….….....24

Файлы: 1 файл

Реферат по возрастной психологии на тему конфликты у подростков.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТ-

ВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГОУ ВПО «АмГПГУ»)

 

 

Кафедра психологии

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Возрастная  психология

 

             Тема: Конфликты у подростков и пути их разрешения

 

 

                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                             Кравченко Диана  Сергеевна

                                                                                                    Специальность 050202- информатика

                                                                                                    английский            

                                                                                                    Курс 2, группа 122

                                                                                                    Форма обучения: очная

                                                                                                                                   

                                                                                                                                    

                    

 

                                                                                                     Руководитель:

 

                                                                                                    Каткова Елена Николаевна-

                                                                                                     доцент кафедры психологии

                                                                                                            

 

 

                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   г. Комсомольск-на-Амуре

                                                                                 2009 
ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение……………………………………………………………..…….…...3

§ 1. Что такое конфликт………………………..………...................................4

§2. Основные виды классификации конфликтов.………………….…..….…6

§3. Конфликтность, как особенность протекания подросткового возраста..8

§4. Педагогический конфликт: структура, сфера, динамика……………….15

§5. Пути разрешения конфликтов…………………………………………....17

Заключение………………………………………………………………..…...22

Библиографический список…………………………………………….….....24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Говорят даже, что конфликт - это двигатель развития. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализировавшегося в нем противоречия. Для нашей действительности характерна смена негативного отношения к конфликтам на позитивное.

   Как же быть и чем помочь подростку? Во-первых, не забывать, что основой такого поведения является потребность обрести власть над своей жизнью, отделиться, стать независимым от взрослых. Во-вторых, не забывать, что часто его уверенность, что он все сможет и все знает – иллюзия того, что он способен стать хозяином собственной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Что такое конфликт?

 

Конфликт имеет много  определений:

  • под конфликтом в психологии понимается столкновение различных мотивов.
  • конфликт - столкновение , серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства и переживания.

Традиционные стратегии  поведения в конфликте: конфронтация, переговоры, компромисс, избежание, приспособление (К. Томас).И новая стратегияконфликтного поведения : интеграция, когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания, и ни одна из сторон при этом ничего не теряет. В основе интеграции лежит ясное и открытое выявление всех различий, наиболее существенных противоречий, уяснение используемых понятий и т.д. Иначе говоря этот способ разрешения конфликтов называется «выигрыш-выигрыш» методом. В позитивном подходе под конфликтом предлагается понимать: « специальную характеристику, изменяющихся в столкновении деятельностей, представляющую собой процесс приобретения деятельностями во взаимодействии нового содержания, обеспечивающего соответствия новым условиям» (Б.И. Хасан).

Позитивные (конструктивные) функции конфликта выполняют  ряд задач:

  • адаптируют человека (группу) к новым условиям, в которых они оказались
  • определяет источник разногласия и позволяет устранить его
  • выявляя и устраняя противоречия, освобождает группу от этих факторов,        стабилизируя ее,
  • сплачивает членов группы и ориентирует их на защиту ее единства,
  • помогает убрать внутреннюю напряженность,
  • помогает найти подходящие средства влияния на другого,
  • позволяет членам группы раскрыть лучшие качества своей личности в группе, завоевать авторитет в ней.

 

При конфликтом столкновении легко выделяются признаки негативных переживаний, которые можно свести к трем критическим жизненным переживаниям. Это стресс, фрустрация и кризис.

Стрессовая  ситуация - переживание растерянности- незнания, каким образом реагировать на внезапный интенсивный и значимый раздражитель, - то столкновение с другим действием - безусловно стрессогенно.

Фрустрация - атрибутный спутник и одновременно генератор конфликтности.

Так рассматривают эти  явления Д. Крейч и Н. Ливсон: « ...Чаще фрустрация возникает как  следствие противоречия личных желаний  человека и ограничений запретов, налагаемых обществом... По мере взросления человека этот конфликт становится внутренним».Правда, не всякая фрустрация по механизму тождественна конфликту.

   Наиболее сложным является отношение конфликта и кризиса. Кризис - означает фиксированное в переживании и действии несоответствие или недостаточность имеющихся ресурсов новой ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2.  Основные виды классификации конфликтов

 

   Один из существенных  признаков конфликта – характер  и особенности участвующих в  нем сторон. От того, кем представлены  конфликтующие стороны, решающим образом зависят характеристики конфликта.

    Важнейшей  особенностью конфликта является характер потребности человека, за удовлетворение которой он борется. Согласно теории А. Маслоу, потребности можно сгруппировать, выделив в них пять иерархически связанных уровней. К ним относятся потребности: физиологические; в безопасности и защищенности;  социальные; потребности в уважении; потребности самовыражения. В случае неудовлетворения любой из этих потребностей человек может идти на конфликт. Если использовать более обобщенную градацию блокированных потребностей и представить их в виде материальных, социальных и духовных, то классификация конфликтов будет иметь вид:


 

 


 

 


 

 

 

  Важной характеристикой  конфликта является острота противодействия  участвующих в нем сторон. В западной конфликтологии эта характеристика называется интенсивностью конфликта. По этому основанию выделают конфликты низкой, средней и высокой интенсивности. Конфликт низкой интенсивности протекает в форме спора между оппонентами. Конфликт наивысшей интенсивности завершается физическим уничтожением одной из сторон. (Андреев В.И.  Основы  педагогической конфликтологии. - М., 1995.)

   В зависимости  от сфер жизнедеятельности человека, в которой происходят конфликты,  их делят на семейные, бытовые, производственные, трудовые, политические и др.

   Существенной  количественной характеристикой  конфликтов, часто приводящей к  качественным различиям, выступает  их длительность. В общественном  транспорте конфликт может длиться  десятки секунд.

   Каждый конфликт  имеет конструктивные и деструктивные  функции. В зависимости от соотношения  позитивных и негативных элементов  в конфликтах их делят на конструктивные, имеющие позитивные и негативные последствия одновременно, и деструктивные.

   Конфликты можно классифицировать в зависимости от степени разработанности нормативных способов их разрешения(Анцупов А.Я., Шипилов А.И., 2004).

Виды конфликтов.

1.   Открытые - четко  понимаем что что-то не так. 

2.   Скрытый - еще  не знаем, что конфликт 

3. Мотивационный - конфликты потребностей и намерений (они очень объединяют людей)

4.  Коммуникационный - барьеры общения, просчеты возводятся в принципы, отсутствие обратной связи. Причина - жесткость, отсутствие гибкости во взаимоотношениях.

5.   Целевой конфликт - за цель

6.   Статусный - за  приоритет, кто главный, конфликт  выбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3.  Конфликтность, как особенность протекания подросткового возраста

 

   Все физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием психики. Появление психических новообразований сопряжено со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Это возраст самоутверждения среди сверстников, протеста и бунта против старших, возраст сильных эмоций и переживаний. Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. Главная особенность подростка - личностная нестабильность. Анна Фрейд так описала эту особенность: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения – лишь для того, чтобы оборвать их так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой – они охвачены страстью  к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой власти». (Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н., 2003).

   Тревожащие моменты  в поведении части подростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимают  устойчивый характер обычно в процессе стихийно - группового  общения, складывающегося в разного рода компаниях. Но это общение, эта система отношений, в том числе и строящихся на почве жестоких законов асоциальных подростковых групп, является следствием не какой-либо генетической предрасположенности изначальной агрессивности и пр., а выступает лишь как ситуация замещения при неприятии  подростка в мир социально-значимых отношений взрослых, как ситуация совместного переживания непонятности ими. Отношения взрослых к растущим людям не учитывают особенностей их личностного становления, приводя к конфликту с подростками, у которых развивается потребность в самостоятельности, самореализации, избавлении от опеки. Критически осмысливая себя и окружающих, подросток протестует против ханжества взрослых, их мнимой праведности, при нередкой лживости поступков. Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности подростка – он ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают и к конфликтным формам поведения. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости  особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявлении конфликтности.

   У ребенка в  подростковом возрасте происходит  переориентация одних ценностей  на другие. Подросток стремится  занять новую социальную позицию,  соответствующую его потребностям и возможностям. При этом социальное признание, одобрение, принятие  в мире взрослых и сверстников становятся для него жизненно необходимым. Лишь их наличие обеспечивает переживание подростком чувства собственной ценности. Неслучайно поэтому истоки конфликтности подростков лежат, как правило, в семье, отношениях ее членов (ссоры, отторжение ребенка, его принуждение, в том числе наказанием, страхом и т.п.).( Крутецкий В.А. Психология подростка. – М., 1965.)

   Выделяют четыре  группы подростков на основе определенного типа поведения, с учетом направленности их личности. Первую группу подростков характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих детей. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность. Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, ценностями. Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроения, лживость, раздражительность. У этих детей извращены представления о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее. Третью группу подростков  характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, притворством, лживостью. Эти дети не стремятся к достижениям, успеху, апатичны. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессивность. В четвертую группу входят подростки, которые отличаются слабо деформированными потребностями, но, в то же время, отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для этих детей типична трусливость и мстительность. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм. (Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков.)

Информация о работе Конфликты у подростков и пути их разрешения