Конфликты у подростков и пути их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 09:31, реферат

Краткое описание

Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Говорят даже, что конфликт - это двигатель развития. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализировавшегося в нем противоречия. Для нашей действительности характерна смена негативного отношения к конфликтам на позитивное.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..…….…...3
§ 1. Что такое конфликт………………………..………...................................4
§2. Основные виды классификации конфликтов.………………….…..….…6
§3. Конфликтность, как особенность протекания подросткового возраста..8
§4. Педагогический конфликт: структура, сфера, динамика……………….15
§5. Пути разрешения конфликтов…………………………………………....17
Заключение………………………………………………………………..…...22
Библиографический список…………………………………………….….....24

Файлы: 1 файл

Реферат по возрастной психологии на тему конфликты у подростков.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

   Наиболее распространены среди «ученик - ученик» конфликты лидерства, в средних классах конфликтуют группы мальчиков и девочек.

   Конфликты во взаимодействиях «учитель-ученик» помимо мотивационных, могут вспыхнуть конфликты нравственно-этического характера.

   Конфликты между учителями могут возникать по различным причинам: от проблем школьного расписания до столкновения интимно-личностного порядка.

   Во взаимодействии «учитель-администрация» возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посредничество учителя в конфликте

 

В своей педагогической практике школьный учитель может  столкнуться с необходимостью уладить  конфликт, вспыхнувший между учениками, родителем и учеником, учителем и дирекцией школы. В таком случае педагог может помочь найти выход при помощи специальных действий посредничества. Посредник в конфликтной ситуации развивает и укрепляет конструктивные элементы в общении и взаимодействиях, улаживает конфликт. Посреднику нельзя принимать точку зрения ни одного из конфликтующих, необходимо быть нейтральным относительно объекта конфликта.

Методика посредничества в конфликте состоит из 4 шагов:

1 шаг.   «Найдите  время, чтобы поговорить». На  данном этапе посредник помогает  участникам договориться о времени переговоров и месте. Должны выполняться следующие условия:

  • разговор должен быть длительным (2-4 часа)
  • помещение выбирается так, чтобы исключались различные помехи (телефонные разговоры, открывание двери, заглядывания и проч.)
  • время разговора определяется т.о. , чтобы ни один из участников не был им ограничен (никуда не спешил).
  • во время переговоров запрещается использовать силовые приемы (заставлять другого человека уступать, сдаваться)
  • если переговоры начались, запрещается выходить из комнаты раньше, чем закончится установленное время.

2 шаг.   «Спланируйте  организацию». В самом начале  разговора важно его правильно  «запустить». Учитель выступает  с вводной речью. Установка,  которую вы осуществляете на  переговорах, заключается в том, что вы не заставляете ни одного из учеников полностью отказаться от собственной позиции, Вместе с учениками вырабатываете новую позицию, в которой будут учтены позитивные моменты всех конфликтующих сторон.

 

 

 

В переговорах важно  избежать трех ошибок.

  • «Либо выиграешь, либо проиграешь» Иллюзия того, что только одна сторона м.б. права в конфликте, а другая - всегда не права, мешает людям договориться. Нет правых и виноватых, каждый человек имеет право стремиться к собственным целям и удовлетворять свои желания, важно только добиваться этого так, чтобы учитывать цели и желания других.
  • «Ты плохой человек». Часто конфликты между людьми разрешаются неконструктивно потому, что один из участников доказывает себе и другим, что его противник - плохой человек и что конфликт вызван тем, что у партнера тяжелый характер.
  • «Камень преткновения». Объект конфликта - довольно серьезное препятствие к достижению соглашения.

3 шаг. «Выговорись». Выявить  объект ссоры и сформулировать  проблему. Дайте подросткам выговориться, полностью высказать свою позицию и выслушать позицию другого.

«Соглашение». В разговоре  наступает момент, когда участники  выговорились, «облегчили душу». Они  психологически готовы к примирению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   Одной из актуальных  проблем среди родителей и учителей является  повышенная конфликтность и агрессивность детей подросткового возраста. Подростковый возраст – это один из кризисов, с которым сталкивается ребенок на протяжении периода своего взросления. Кризис связан с половым созреванием. Дети начинают интенсивно расти, все системы в организме соответственно функционируют как у взрослых. Такая резкая перестройка  вызывает дискомфорт у детей, и соответственно это сказывается на всех психических функциях. Для того, чтобы компенсировать внутреннюю  дисгармоничность, ребенок старается выплеснуть это наружу. Именно поэтому в этом сложном возрасте у детей проявляется протестующий характер по отношению к окружающим,  дисгармоничность в строении личности, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.

   Конфликт –  это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать  в неизменном виде действия  взаимодетерминируют и взаимозаменяют  друг друга, требуя для этого  специальной организации. Вместе  с тем любой конфликт представляет  собой актуализировавшееся противоречие, то есть воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет. Для конфликта свойственны противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу. Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы инцидива мобилизуются для достижения победы над оппонентом.       

   Конфликт состоит из противоположно направленных действий его участников. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта.

   Подростковый  возраст отличается конфликтностью. Все физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием психики. Появление психических новообразований сопряжено со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности, что связано со спецификой протекания данного возрастного периода. Протекание этого периода  имеет различные варианты и зависит от внешне средовых условий. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене.

   В ходе проведенного исследования были выявлены  основные виды агрессивного поведения, а также уровень агрессивности и враждебности, а также стратегии поведения в конфликтных ситуациях у подростков. Изучение конфликтности подростков показало, что у них наблюдаются высокие уровни вербальной, физической, косвенной агрессии, а также раздражимости, что вызывает у них чувство вины. В конфликтных ситуациях 27% подростков предпочитают стратегию соперничества, что усугубляет конфликт и может приводить к разрыву отношений. В соответствии с выявленными особенностями поведения подростков были даны общие рекомендации для родителей и учителей, необходимые для профилактики и урегулирования конфликтов.

   Таким образом,  выдвинутая в начале исследования  гипотеза о том, что в подростковом  возрасте наблюдается повышенная  конфликтность, - подтвердилась.

Библиографический список

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.,2001.
  2. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.
  3. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., Владос, 2003.
  4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.,2004.
  5. Белопольская А.М. Самосознание проблемных подростков – М.,2007
  6. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт.- М., 1989.
  7. Волков Б.С. Психология подростка. – М.,1994.
  8. Гришина Н.В. Конфликтология. СПб., Питер, 2000.
  9. Гришина Н.В. Психология подростка. – СПб.,2005. 
  10. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М.,1994.
  11. Зайцев А. Социальный конфликт – М., 2001.
  12. Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов–М., 1996.
  13. Катаева – Венгер А.А Трудный возраст: подростки сегодня - М.,2002.
  14. Конфликтология / Под ред. А.С. Карилина – СПб., 1999
  15. Коринкова Т.В. Подростки групп риска – СПб.,2005
  16. Корчагина  Ю.И. Агрессивные дети// Здоровье детей. Приложение к газете «1 сентября» №2 2008.
  17. Крутецкий В.А. Психология подростка. – М., 1965.
  18. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2003.
  19. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.,2001.
  20. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков. – М., 1996.



Информация о работе Конфликты у подростков и пути их разрешения