Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 09:31, реферат
Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Говорят даже, что конфликт - это двигатель развития. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализировавшегося в нем противоречия. Для нашей действительности характерна смена негативного отношения к конфликтам на позитивное.
Введение……………………………………………………………..…….…...3
§ 1. Что такое конфликт………………………..………...................................4
§2. Основные виды классификации конфликтов.………………….…..….…6
§3. Конфликтность, как особенность протекания подросткового возраста..8
§4. Педагогический конфликт: структура, сфера, динамика……………….15
§5. Пути разрешения конфликтов…………………………………………....17
Заключение………………………………………………………………..…...22
Библиографический список…………………………………………….….....24
Агрессивность
в личностных характеристиках
подростков формируется в
В современном
обществе проблема
Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия – действия, окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), или ни на кого направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, хлопанье дверьми).
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму, так и через содержание словесных ответов.
Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства.
Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. (А. Басс, А. Дарки)
Агрессивные подростки,
как правило, имеют некоторые
общие черты. Они обладают
Личность подростка
формируется не сама по себе,
а в окружающей его среде.
Особенно важна роль малых
групп, в которой подросток
взаимодействует с другими
Семья не выполняет такие важнейшие функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Здесь нередко имеет место жестокое обращение с подростками, связанное с различными видами наказаний, в том числе физическими. Часть родителей принуждают детей к послушанию; другая часть не интересуется потребностями ребенка; третья – переоценивает ребенка и недостаточно его контролирует. Подростки, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, в большей степени склонны к агрессивному поведению. В результате для многих подростков характерна неразвитость нравственных представлений, потребительная ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано с повышенной внушаемостью, подражательностью. Следует отметить, что для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам как конкретных людей, так и тех стереотипов, которые предлагаются различными средствами информации. Отсюда обилие «боевиков», «детективов» и т.п. провоцирует агрессивные формы поведения подростка, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости. Это проявляется и желании занять определенное место в референтной группе, добиться самоутверждения, осознания себя человеком, которого нельзя унижать, подавлять. При этом референтными группами для части подростков становятся различные компании с асоциальной направленностью, где задиристость, агрессивность часто рассматриваются как доказательства «бывалости», «мужественности». (Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии)
Имеющий место
отрицательный микроклимат во
многих семьях, как и системе
формальных и неформальных
Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основанием для изменения эмоционально – ценностного отношения к себе, проявляясь в резком всплеске недовольства собой и в сочетании таких полярных качеств, как самоуверенность и робость, черствость и повышенная чувствительность, развязность и застенчивость. (Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков.)
Мальчики и
девочки по – разному
Таким образом,
проведенный анализ
§ 4. Педагогический конфликт: структура, сфера, динамика.
Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиций участников, их взаимодействий и объекта конфликта. Во внутренней позиции участников можно выделить цели, интересы и мотивы участников, Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях. Ваши конфликтные взаимоотношения с подростком могут измениться в лучшую сторону, если вы будете ориентироваться не на его внешнее поведение, а на внутреннюю позицию, т.е. сможете понять его цели, интересы и мотивы.
Сфера конфликта
может быть деловой или
Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: нарастания (1), реализация
(2), затухания (3).
Один из эффективных
способов «блокировки»
Сигналы конфликта
§ 5. Пути разрешения конфликтов
Способы разрешения конфликта.
1. Уход (молчание)
- вы отнимаете у себя
«+» - если конфликт не затрагивает личных интересов.
«-» - произойдет завышение требований или вырастет проблема.
Реакция: затаенный гнев, депрессия, игнорирование обидчика, переход на чисто деловые отношения или отказ от отношений.
2. Подавление - отказывается признать наличие конфликта, но сохраняет отношения добрыми.
«+» -когда партнер не готов вас выслушать,
«-» - вы не затрагиваете основные спорные вопросы
Реакция: делаете вид, что все в порядке, миритесь с происходящим, ругаете за раздражение, пользуетесь своим обаянием для достижения целей, молчите, но потом вынашиваете план мести, подавляете негативные эмоции.
3. Выиграть - подсознательное стремление оградить себя от боли в роли проигравшего.
Реакция : дуетесь пока другая сторона передумает, применить физическое насилие, безоговорочные требования, перехитрить, перекричать, обругать.
4. Компромисс. Реакция : искать справедливого исхода, избегать напоминания, что я нервный, избегать столкновения в лоб.
Творческий подход в разрешении конфликта.
Шаг 1. На конфликт возникает просто импульс-реакция - продуманная.
Шаг 2. Принимаем ситуацию такой какая есть. Это уже произошло.
Шаг 3. Чему я могу здесь поучится. Произвести перегруппировку сил в конфликте. Признать свои чувства.
Шаг 4. Нейтрализация конфликта путем позитивных утверждений. « Я никогда» на «Я еще не ...».
Игровые методы разрешения конфликтов
1. Метод интроспекции
заключается в том, что
2. Метод эмпатии
основан на технике вникания
переживания другого человека. Если
вы эмоциональны, склонны к интуитивному
мышлению, то этот метод будет
вам полезен. К типу «
3. Метод логического
анализа подходит для тех, кто
рационален, кто опирается на
свое мышление. Чтобы понять партнера
по взаимодействию, такой человек
выстраивает систему
Методы разрешения педагогических конфликтов
Педагогические конфликты можно разделить на три большие группы. В первой группе - мотивационные конфликты. Они возникают между педагогами и учениками, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своей основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются и в конечном итоге между учителями и ребятами возникают неприязнь, противостояние, даже борьба.
Во второй группе - конфликты, связанные с плохой организацией обучения в школе.
Мы имеем в виду четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в нашей школе. Первый период - первый класс : происходит смена ведущей деятельности, с игровой на учебную, появляются новые требования и обязанности, адаптация может длиться от 3 месяцев до 1,5 лет.
Второй конфликтный период - переход из 3 в 5 класс. Вместо одного учителя ребята занимаются у разных учителей-предметников, появляются новые школьные предметы.
В начале 9-го класса возникает новая болезненная проблема: необходимо решить, что делать после 9-го класса - идти в среднее специальное учебное заведение или продолжить учебу в 10-11 классе. Для многих молодых людей 9 класс становится чертой, за которой они вынуждены начинать взрослую жизнь.
Четвертый конфликтный период : окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в ВУЗ, начало личной и интимной жизни.
Третья группа педагогических конфликтов - конфликты взаимодействий учеников между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы. Эти конфликты происходят по причине субъективного характера, личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентацией.
Информация о работе Конфликты у подростков и пути их разрешения