Конфликты у подростков и пути их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 09:31, реферат

Краткое описание

Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Говорят даже, что конфликт - это двигатель развития. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализировавшегося в нем противоречия. Для нашей действительности характерна смена негативного отношения к конфликтам на позитивное.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..…….…...3
§ 1. Что такое конфликт………………………..………...................................4
§2. Основные виды классификации конфликтов.………………….…..….…6
§3. Конфликтность, как особенность протекания подросткового возраста..8
§4. Педагогический конфликт: структура, сфера, динамика……………….15
§5. Пути разрешения конфликтов…………………………………………....17
Заключение………………………………………………………………..…...22
Библиографический список…………………………………………….….....24

Файлы: 1 файл

Реферат по возрастной психологии на тему конфликты у подростков.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

   Агрессивность  в личностных характеристиках  подростков формируется в основном  как форма протеста против  непонимания взрослых, из – за  неудовлетворенности своим положением  в обществе, что проявляется и  в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани и пр. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Наиболее полную картину сущности агрессивного поведения подростков дает анализ его мотиваций. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. Агрессивное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях и т.д. (Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии)

   В современном  обществе проблема агрессивного  поведения является одной из  центральных психолого-педагогических  проблем. Психологи выделяют следующие  формы агрессивных реакций:

Физическая  агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия – действия, окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), или ни на кого направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, хлопанье дверьми).

Вербальная агрессия – выражение негативных  чувств  как через форму, так и через содержание словесных ответов.

Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства.

Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. (А. Басс, А. Дарки)

   Агрессивные подростки,  как правило, имеют некоторые  общие черты. Они обладают низким  уровнем интеллектуального развития, неустойчивыми интересами, повышенной  внушаемостью, подражательностью, недоразвитостью нравственных представлений и бедностью ценностных ориентаций. Они эмоционально грубы, озлобленны против сверстников и окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка, она может быть как максимально положительной, так и максимально отрицательной. Их отличают повышенная тревожность, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций. Защитные механизмы преобладают над другими механизмами, регулирующими поведение. Но среди агрессивных подростков встречаются и дети, интеллектуально и социально развитые, у которых агрессивность является средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости. Часто такие подростки находятся в некоторой оппозиции по отношению к взрослым. Возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах компании подростков.

   Личность подростка  формируется не сама по себе, а в окружающей его среде.  Особенно важна роль малых  групп, в которой подросток  взаимодействует с другими людьми. Прежде всего это касается семьи. На становление агрессивного поведения ребенка влияют степень сплоченности семьи, близость между родителями и детьми, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, стиль семейного руководства. Сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей.(Корчагина  Ю.И. Агрессивные дети// Здоровье детей.)

   Семья не выполняет  такие важнейшие функции, как  формирование у детей чувства  психологического комфорта, защищенности. Здесь нередко имеет место  жестокое обращение с подростками, связанное с различными видами наказаний, в том числе физическими. Часть родителей принуждают детей к послушанию; другая часть не интересуется потребностями ребенка; третья – переоценивает ребенка и недостаточно его контролирует. Подростки, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, в большей степени склонны к агрессивному поведению. В результате для многих подростков характерна неразвитость нравственных представлений, потребительная ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано с повышенной внушаемостью, подражательностью. Следует отметить, что для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам как конкретных людей, так и тех стереотипов, которые предлагаются различными средствами информации.  Отсюда обилие «боевиков», «детективов» и т.п. провоцирует агрессивные формы поведения подростка, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости. Это проявляется и желании занять определенное место в референтной группе, добиться самоутверждения, осознания себя человеком, которого нельзя унижать, подавлять. При этом референтными группами для части подростков становятся различные компании с асоциальной направленностью, где задиристость, агрессивность часто рассматриваются  как доказательства «бывалости», «мужественности». (Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии)

   Имеющий место  отрицательный микроклимат во  многих семьях, как и системе  формальных и неформальных отношений  с миром взрослых, обусловливает  возникновение отчужденности, грубости, неприязни определенной части подростков, стремления делать все назло, вопреки воли окружающих, что создает объективные предпосылки для появления агрессивности, демонстративного неповиновения, разрушительных действий.

   Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основанием для изменения эмоционально – ценностного отношения к себе, проявляясь в резком всплеске недовольства собой и в сочетании таких полярных качеств, как самоуверенность и робость, черствость и повышенная чувствительность, развязность и застенчивость. (Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков.)

   Мальчики и  девочки по – разному проявляют  агрессивность. Наибольшей агрессивностью  отличаются 12-15-летние подростки  – мальчики. У них преобладает  физическая  агрессия, которая с  возрастом затухает, а у девочек с возрастом наблюдается рост этой формы агрессии. К 15-18 годам у мальчиков происходит всплеск вербальной агрессии. При спаде косвенной агрессии у мальчиков идет значительное увеличение ее у девочек. Негативизм значительно проявляют мальчики во все возрастные периоды. (Корчагина  Ю.И. Агрессивные дети// Здоровье детей. )

   Таким образом,  проведенный анализ литературных  источников показал, что в подростковом  возрасте наблюдается повышенная  агрессивность и конфликтность,  вторые обусловлены спецификой протекания данного возрастного периода. Однако, данное утверждение не означает, что это неизменное явление, не подлежащее коррекции. Большинство авторов указывают на высокую вариативность протекания подросткового кризиса и его зависимость от внешне средовых условий таких как, психолого-педагогическое сопровождение, характер идентификации, климат в семье, отношения со сверстниками и учителями и др. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 4.  Педагогический конфликт: структура, сфера, динамика.

 

 

   Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиций участников, их взаимодействий и объекта конфликта. Во внутренней позиции участников можно выделить цели, интересы и мотивы участников, Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях. Ваши конфликтные взаимоотношения с подростком могут измениться в лучшую сторону, если вы будете ориентироваться не на его внешнее поведение, а на внутреннюю позицию, т.е. сможете понять его цели, интересы и мотивы.

   Сфера конфликта  может быть деловой или личностной. Учителя и школьники часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако надо стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не перетекал в личностную.

   Динамика конфликта  складывается из трех основных  стадий: нарастания (1), реализация 

(2), затухания (3).

   Один из эффективных  способов «блокировки» конфликта  - переведение его из плоскости  коммуникативных взаимодействий  в плоскость предметно деятельную (уборка классной комнаты, уборка  снега). Тогда отрицательная энергия  будет потрачена и не вызовет конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сигналы конфликта

 

  • Кризис: насилие, потеря контроля над эмоциями, человек способен на крайности или в воображении или наяву.
  • Напряжение: искажение восприятия, непредвзятое мнение, повышенные негативные установки, во взаимоотношениях постоянное беспокойство.
  • Недоразумение: делаются ложные выводы из ситуации из-за нечетко выраженной мысли.
  • Инцидент: мелочь вызывает раздражение, которая быстро забывается.
  • Дискомфорт: интуитивное ощущение , что-то не так. Следить за сигналами конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 5.  Пути разрешения конфликтов

 

Способы разрешения конфликта.

 

1.   Уход (молчание) - вы отнимаете у себя возможность  взять на себя ответственность  за дальнейшее развитие ситуации.

«+» - если конфликт не затрагивает  личных интересов.

«-» - произойдет завышение  требований или вырастет проблема.

Реакция: затаенный гнев, депрессия, игнорирование обидчика, переход на чисто деловые отношения  или отказ от отношений.

2.   Подавление - отказывается  признать наличие конфликта, но сохраняет отношения добрыми.

«+» -когда партнер  не готов вас выслушать,

«-» - вы не затрагиваете основные спорные вопросы 

Реакция: делаете вид, что все в порядке, миритесь с  происходящим, ругаете за раздражение, пользуетесь своим обаянием для  достижения целей, молчите, но потом вынашиваете план мести, подавляете негативные эмоции.

3.   Выиграть - подсознательное  стремление оградить себя от  боли в роли проигравшего.

Реакция : дуетесь пока другая сторона передумает, применить  физическое насилие, безоговорочные требования, перехитрить, перекричать, обругать.

4.   Компромисс. Реакция  : искать справедливого исхода, избегать  напоминания, что я нервный,  избегать столкновения в лоб. 

 

Творческий  подход в разрешении конфликта.

Шаг 1. На конфликт возникает просто импульс-реакция - продуманная.

Шаг 2. Принимаем ситуацию такой какая есть. Это уже произошло.

Шаг 3. Чему я могу здесь  поучится. Произвести перегруппировку  сил в конфликте. Признать свои чувства.

Шаг 4. Нейтрализация конфликта  путем позитивных утверждений. « Я никогда» на «Я еще не ...».

 

Игровые методы разрешения конфликтов

1.   Метод интроспекции  заключается в том, что человек  ставит себя на место другого,  а затем в своем воображении  воспроизводит мысли и чувства  которые, по его мнению, этот  другой испытывает в данной ситуации.

2.   Метод эмпатии  основан на технике вникания  переживания другого человека. Если  вы эмоциональны, склонны к интуитивному  мышлению, то этот метод будет  вам полезен. К типу «художников» - людей с эмоциональным складом  психики, обычно относятся словесники, учителя рисования и музыки. Важно помнить, что метод дает возможность достичь высоких результатов, если вы умеете доверять своему начальному, интуитивному ощущению и способны вовремя остановить интеллектуальные интерпретации.

3.   Метод логического  анализа подходит для тех, кто  рационален, кто опирается на  свое мышление. Чтобы понять партнера  по взаимодействию, такой человек  выстраивает систему интеллектуальных  представлений о нем и о  ситуации, в которой находится  собеседник. Школьные учителя математики часто относятся к типу «мыслителей».

 

Методы разрешения педагогических конфликтов

   Педагогические конфликты можно разделить на три большие группы. В первой группе - мотивационные конфликты. Они возникают между педагогами и учениками, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своей основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются и в конечном итоге между учителями и ребятами возникают неприязнь, противостояние, даже борьба.

   Во второй группе - конфликты, связанные с плохой организацией обучения в школе.

   Мы имеем в виду четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в нашей школе. Первый период - первый класс : происходит смена ведущей деятельности, с игровой на учебную, появляются новые требования и обязанности, адаптация может длиться от 3 месяцев до 1,5 лет.

   Второй конфликтный период - переход из 3 в 5 класс. Вместо одного учителя ребята занимаются у разных учителей-предметников, появляются новые школьные предметы.

   В начале 9-го класса возникает новая болезненная проблема: необходимо решить, что делать после 9-го класса - идти в среднее специальное учебное заведение или продолжить учебу в 10-11 классе. Для многих молодых людей 9 класс становится чертой, за которой они вынуждены начинать взрослую жизнь.

   Четвертый конфликтный период : окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в ВУЗ, начало личной и интимной жизни.

   Третья группа педагогических конфликтов - конфликты взаимодействий учеников между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы. Эти конфликты происходят по причине субъективного характера, личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентацией.

Информация о работе Конфликты у подростков и пути их разрешения