Концентрация производста: сущность, форма, показатели уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важнейших условий повышения эффективности любого производства является совершенствование форм его общественной организации, одной из таких форм является концентрация производства. Строительство крупных предприятий требует больших капитальных вложений, длительных сроков их создания и освоения. Крупные предприятия требуют много рабочей силы, которая зачастую не может быть покрыта за счет местных ресурсов, а привлечение их из других районов связано с дополнительными затратами.

Файлы: 1 файл

курсовая 4-й курс.docx

— 62.71 Кб (Скачать)

       Сложность проявлений научно-технического прогресса в промышленности обусловливает многообразие процессов концентрации. Поэтому наряду с перечисленными формами концентрации развиваются и другие.

      В зависимости от того, на каком уровне и как происходит укрупнение производства, различают агрегатную, технологическую, заводскую и организационно-хозяйственную концентрацию.

      Агрегатная концентрация - это увеличение единичной мощности оборудования, т.е. рост максимальной для данного уровня развития техники производительности машин и агрегатов и увеличение доли оборудования большой мощности в общем их числе или объеме вырабатываемой продукции.

     Например, в энергетике единичная максимальная мощность паровых турбин увеличилась со 100 тыс. кВт в довоенный период до 1500 тыс. кВт в двенадцатой пятилетке. Единичная максимальная мощность установок первичной переработки нефти за это же время возросла со 100 тыс. до 800 тыс. т в год, доменных печей - с 1300 до 5500 м3, мартеновских печей - с 300 до 900 т.

     Агрегатная концентрация непосредственно отражает научно-технический прогресс, происходит практически во всех отраслях промышленности и развивается только интенсивным путем.

     Технологическая концентрация выражает укрупнение цехов, переделов в составе предприятий, достигаемое как за счет качественного совершенствования техники (т.е. агрегатной концентрации), так и путем увеличения количества однотипного оборудования. Соответственно этому растет доля крупных производств в общем объеме данного вида продукции или работ. Следовательно, технологическая концентрация значительно сложнее агрегатной, ее уровень зависит как от интенсивных, так и экстенсивных факторов.

     Заводская концентрация, которая выражается в увеличении размеров предприятий, наиболее сложна. Укрупнение предприятий может осуществляться за счет технологической концентрации, увеличения количества производств в составе предприятий или за счет простого объединения нескольких предприятий в одно без каких бы то ни было изменений в технике и организации производства. В последнем случае заводская концентрация принимает форму централизации и называется организационно-хозяйственной концентрацией.

       Организационно-хозяйственная концентрация производства, которая выражается в создании производственных объединений и административном объединении мелких предприятий, - это централизация управления, которая должна создавать предпосылки для концентрации производства в объединяемых предприятиях на базе их реконструкции и технического перевооружения.

     Увеличение масштабов производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направлениям:

а) горизонтальная интеграция - слияние  двух или более компаний, занятых  в одной сфере производства;

б) вертикальная интеграция - комбинация разноотраслевых компаний, производство в которых связано единой технологической цепью;

в) комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой.

      Для характеристики концентрации производства и ее отраслевых особенностей могут быть использованы, в зависимости от поставленных задач, как отдельные показатели, так и их система.

     Абсолютные размеры предприятия определяются с помощью следующих показателей:

а) объем производства продукции  за год;

б) среднегодовая численность промышленно-производственного  персонала;

в) среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

     В отдельных случаях могут быть использованы такие показатели, как величина энергетической мощности, обслуживающей производственный процесс, и мощность основных агрегатов.

     Показателями уровня концентрации производства в отраслях промышленности являются:

- объем выпуска продукции за год, приходящийся в среднем на одно предприятие;

- удельный вес продукции, вырабатываемой крупными предприятиями, в общем объеме производства валовой продукции;

- удельный вес числа крупных предприятий в общей их численности в целом;

- удельный вес численности промышленно-производственного персонала или рабочих крупных предприятий в общей их численности;

- удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей их стоимости в отрасли;

- удельный вес потребления электроэнергии крупными предприятиями в общем потреблении ее отраслью промышленности.

     Главным среди перечисленных показателей является объем производства продукции, который с большей объективностью характеризует данную форму общественной организации производства.

1.3 Показатели уровня концентрации  производства

               Основными показателями уровня концентрации в промышленности являются масштабы предприятий, показатели: 
    1) готовым выпуском продукции;

    2) среднегодовой численности  рабочих;

    3) среднегодовой стоимостью  основных фондов;

    4) потребление электроэнергии  за год;

    5) удельным весом крупных  предприятий в выпуске продукции  всей отрасли;

    6) средними масштабами  в отрасли;

         Для характеристики уровня концентрации производства в отраслях, изготавливающих один вид продукции, используются натуральные показатели. Например, в электроэнергетике средняя установленная мощность электростанций определяется в киловаттах; годовая выработка электроэнергии — в расчете на одну электростанцию; удельный вес выработанной крупными и крупнейшими электростанциями электроэнергии — в общем количестве электроэнергии, выработанной всеми станциями за год. 
 
         В отраслях с комбинированным характером выпуска продукции уровень концентрации может определяться удельным весом крупных доменных печей в общей выплавке чугуна за год, удельным весом конверторов и электропечей в общей выплавке чугуна за год, удельным весом мощных прокатных станов в общем производстве проката, объемом переработки доменных и сталеплавильных шлаков и т.д. 
 
           В отраслях промышленности (машиностроении, химической, легкой, пищевой и других), в которых изготавливается разнообразная продукция, уровень концентрации производства определяется в стоимостных показателях, например удельным весом крупных производств в общем выпуске продукции за год по товарной (реализованной) продукции в цехах. 
 
         

       В некоторых отраслях с многономенклатурной продукцией уровень концентрации может определяться также в натуральных или условно-натуральных измерителях, например сахар-песок — в тоннах, консервы — в условных банках, минеральные удобрения — в условных единицах (в пересчете на 100% питательных веществ), тракторы — в штуках и по мощности двигателя в лошадиных силах и т.п. 
 
           Среднегодовая численность промышленно - производственного персонала характеризует масштабы предприятий показателем количества применяемого живого труда, но в связи с научно-техническим прогрессом, особенно механизацией и автоматизацией производства, численность промышленно - производственного персонала на отдельных предприятиях значительно сокращается, и увеличивается стоимость промышленно-производственных фондов. Стоимость промышленно - производственных фондов характеризует масштабы предприятий с точки зрения применяемого овеществленного труда. Каждый из этих показателей имеет свои достоинства и недостатки. Оба они могут использоваться при анализе отдельных сторон процесса концентрации производства, первый — по уровню концентрации живого труда, второй — овеществленного. 
 
             Высокий уровень концентрации не всегда отражает высокую экономическую эффективность производства. Между показателями концентрации производства и его экономическими показателями нет прямой связи. Если предприятия характеризуются только большими масштабами, а их структура и масштабы выпуска продукции не оптимальны для данной отрасли, то уровень концентрации не может служить показателем производства.

 

  При планировании концентрации производства указывается необходимость сосредоточить изготовление однородной по конструктивно-технологическим признакам продукции или выполнения аналогичных работ на предприятиях оптимальных(масштабов). 
 
            При определении уровней концентрации в промышленности учитывается влияние внутрипроизводственных и внешних факторов. 
 
           Внутрипроизводственные факторы определяются оптимальными масштабами производства продукции и предприятий с точки зрения максимального использования производственных ресурсов.

       А" внешним факторам относятся транспорт, масштабы сырьевой базы, наличие или возможность привлечения рабочей силы, водные ресурсы, климатические условия и тд.[4 ст. 446]

        Существенное влияние на внутрипроизводственные и внешние факторы оказывает научно-технический прогресс (совершенствование производственного аппарата, организация производства и управления, замена одних видов сырья другими, замена одних транспортных средств другими и пр.). 
      Уровень концентрации производства и определяемые им оптимальные масштабы предприятий зависят от географического размещения промышленности и районирования, потребления готовой продукции (а часто сырья и топлива), наличия трудовых ресурсов в регионе и других факторов. Географическое размещение источников сырья, топлива и трудовых ресурсов закономерно определяет экономически рациональные пределы концентрации и оптимальные масштабы производства.

 

Глава II Анализ практических аспектов в управлении производственным предприятием

 

2.1 Общая характеристика предприятия  и название предприятия

         Воронежский вагоноремонтный завод им. Тельмана – промышленное предприятие, входящее в систему Министерства путей сообщения РФ. На сегодняшний день завод представляет собой крупное промышленное предприятие с числом рабочих около 3000 человек и успешно работает на рынке услуг и товаров для железных дорог РФ и СНГ. Завод им. Тельмана – одно из старейших Российских предприятий железнодорожного транспорта и функционирует с 1 июня 1912 года. Помимо ремонта товарных вагонов завод освоил в 1937 году ремонт вагонов-ледников. В 1956-60 годах завод первым в стране освоил ремонт импортного рефрижераторного подвижного состава и с тех пор был ведущим предприятием в отрасли, выпуская из ремонта все новые и новые типы 23-х, 12-ти, 21 и 5-ти вагонных рефрижераторных секций. Для этого с 1960 по 1982 годы на заводе были проведены две реконструкции. Важной вехой в последнее пятилетие стало освоение, также впервые применяемого в России, капитально-восстановительного ремонта (КВР) пассажирских вагонов, строительство новых, более комфортабельных пассажирских вагонов и усиленных кузовов. Предприятие успешно работает в новых экономических условиях, развивает свою внешнеэкономическую деятельность. Решением Совета директоров Мексиканского Национального Института маркетинга и авторитетных специалистов мира по маркетингу и связях с общественностью Америки и Европы, завод в 1995 году был удостоен премии «За коммерческий престиж и лучшее торговое имя». В настоящее время расширяются контакты завода с представителями западноевропейских вагоностроительных фирм. Решаются вопросы совместной деятельности и делового партнерства с зарубежными и отечественными фирмами по вопросам использования передовых технологий. Проводится регулярная реструктуризация производственных мощностей на основе расчетов, разработанных проектными организациями. Завод включен в Федеральную целевую программу по производству пассажирских вагонов нового поколения [1 стр. 296].

        В основу построения структуры управления ОАО ВВРЗ им. Тельмана положена линейно-функциональная организационная форма, т. к. в ней присутствуют как линейные связи между элементами, так и функциональные связи между элементами.

         В настоящее время основными направлениями деятельности завода являются:     Ремонт пассажирских вагонов (деповский и капитальный – КР I и КР II объемов) по следующим их типам: жестко-открытым, купейным с кондиционированием воздуха и без кондиционирования, мягкого типа РИЦ, ресторанам, багажным, почтовым и специального назначения.

         Капитально-восстановительный ремонт (КВР) всех типов пассажирских вагонов с улучшенным интерьером, отвечающих действующим требованиям противопожарной безопасности, с максимальным использованием отечественных запасных частей и обеспечивающих продление срока службы вагонов пассажирского парка МПС РФ. Срок службы вагона после ремонта от 15 до 20 лет.

         Изготовление вагонов повышенной комфортности на базе капитально-восстановленного кузова, при котором производится восстановление и усиление элементов металлического кузова, замены систем отопления и энергоснабжения. При этом по желанию заказчика производится изменение внутреннего интерьера вагона, и вносятся конструктивные усовершенствования, такие как: оборудование аварийных выходов, отделка внутреннего интерьера с применением негорючих материалов, новая система пожарной сигнализации и др.

        Выпуск новых вагонов специального назначения: вагон-салон, вагон-ресторан, купейный вагон с радио-купе и купе для инвалидов, жестко-открытый вагон, детский вагон, вагон для чрезвычайных ситуаций, различные виды испытательных лабораторий и другие.[5 ст.412]

           Ремонт и новое формирование пассажирских, редукторных и грузовых колесных пар. Исходя из собственных возможностей, завод готов удовлетворить любой заказ на ремонт и изготовление колесных пар и ремонт вагонных тележек для железных дорог с шириной колеи 1435 мм и 1520 мм.

          Изготовление запасных частей, деталей и узлов пассажирских вагонов, резинотехнических деталей.

Таблица 2.1 – Виды выпускаемой  продукции, выполняемых работ, услуг  ОАО ВВРЗ им. Тельмана за 2004-2006 гг.

Наименование 

Продукции, работ, услуг

Асор

тимент

ная

группа 

Еди

ница

изме

рения

Объем реализации за последе три года

2004 год

2005 год

2006 год

Сумма

Удел.

Вес, %

Сумма

Удел. Вес, %

Сумма

Удел.

Вес, %

1.Ремонт 

пассажирских 

ЦМВ

 

_____

т.р.

94075

70,9

47242

73,4

52495

65,3

В том числе:

КР1

т.р.

11795

8,9

8674

13,5

14142

17,6

КР2

т.р.

7172

5,4

6900

10,7

13566

16,9

КВР

т.р.

74190

55,9

31267

48,6

23710

29,5

Др.

т.р.

918

0,7

401

0,6

1077

1,3

2.Строительство 

Нового вагона

_____

т.р.

___

___

1667

2,6

4362

5,4

3. Ремонт колесных пар

_____

т.р.

21642

16,3

6005

9,3

10072

12,5

4.Формирование

колесных пар 

_____

т.р.

4415

3,3

1513

2,4

2961

3,7

5. Прочее

_____

т.р.

12627

9,5

7880

12,3

10444

13,1

Итого

____

т.р.

132756

100

64307

100

80335

100

Информация о работе Концентрация производста: сущность, форма, показатели уровня