Сущность и формы монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование экономической сущности монополии и причин ее возникновения.
Для достижения поставленной цели мы должны решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие монополии;
- привести классификацию монополий;
- рассмотреть исторические аспекты возникновения монополии;
- рассмотреть основные показатели, характеризующие монополистическую власть;
- провести анализ уровня монополизации российского рынка.

Оглавление

Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты исследования монополий 6
1.1 Сущность и формы монополий 6
1.2 Классификация монополий 8
1.3 Исторические причины возникновения монополий 16
Глава 2 Проблемы монополий в условиях России 19
2.1 Основные показатели, характеризующие монополистическую
власть 19
2.2 Анализ уровня монополизации российского рынка 24
2.3 Роль государства в развитии естественных монополий 29
Заключение 34
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Упр.экономика курсовая.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ВГТУ», ВГТУ)

 

Инженерно-экономический факультет

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Управленческая  экономика»

 «Сущность и формы монополий»

 

 

 

  

 

 

 

Воронеж 2012

 

Замечания руководителя 
Содержание

Введение                                                                                                          4

Глава 1 Теоретические аспекты исследования монополий                        6

1.1 Сущность и формы монополий                                                               6

1.2 Классификация монополий                                                                     8

1.3 Исторические причины возникновения монополий                            16

Глава 2 Проблемы монополий в условиях России                                     19

2.1 Основные показатели, характеризующие монополистическую

власть                                                                                                              19

2.2 Анализ уровня монополизации российского рынка                            24

2.3 Роль государства в развитии естественных монополий                     29

Заключение                                                                                                    34

Список литературы                                                                                       35

 

         Введение

 

 

 Проблема монополизма  в экономике вызывает интерес  экономистов на протяжении почти  всего двадцатого столетия. Эта тема актуальна  так как в России существуют мировые экономические гиганты, которые  прочно занимают монополистическое место в производстве. И рост таких монополий в России дает толчок для Российского государства развивать и усовершенствовать антимонопольную политику. методы, используемые в этой сфере регулирования экономики.

Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет научно технического прогресса, так как нет конкуренции.

С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний на данном этапе отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

Кроме того, крупные  масштабы производства позволяют снижать  издержки и в целом экономить  ресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК крайне негативно сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности. Лишь использование крупными компаниями результатов НИОКР позволило перейти к топливо-сберегающим технологиям и снизить издержки. Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения играют роль своеобразного «буфера», сдерживая падение производства и, следовательно, увеличение безработицы во время кризиса. Образно говоря, крупные монополии – это опорные узлы всей конструкции национального хозяйства.

Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства стран с развитой рыночной экономикой стараются в  какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.

Целью данной курсовой работы является исследование экономической сущности монополии и причин ее возникновения. Для достижения поставленной цели мы должны решить следующие задачи:

- рассмотреть  понятие монополии;

- привести классификацию  монополий;

- рассмотреть  исторические аспекты возникновения монополии;

- рассмотреть  основные показатели, характеризующие монополистическую власть;

- провести анализ  уровня монополизации российского  рынка.

 

Глава 1Теоретические основы исследования монополии

1.1 Сущность и формы монополий

 

Существует  большое количество определений  монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой  экономической теории есть даже такое  понятие, как теория монополии. В  рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:

1) с точки зрения рыночной структуры;

2) с точки зрения рыночного поведения;

3) с точки зрения рыночных итогов.

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности, следует уточнить, что опираясь на  рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

Здесь, так же будет уместным привести ещё одно определение монополии: “Монополия – это такое явление, при котором в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают”[1].

Давая же определение монополии  с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование  субъектом основных инструментов (таких, как цена, реклама). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии  отмечает то, что при монополии  итоги связаны со следующими факторами:

- монопольно высокими ценами;

- ограниченной готовностью монополии к инновациям. 

Но так как  понятие монополии очень важно  для основного предмета моей работы, необходимо,  описать это понятие более детально.  

Монополии –  крупные хозяйственные объединения (картели синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установление монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.[3] 

Создание крупных  корпоративных структур и их транснационализация тесно связана с монополизацией хозяйственной жизни, конкуренцией на товарных рынках. Исторически крупные корпоративные структуры рассматривались именно как монополии, и в них до недавнего времени видели больше негативного, огранивающего свободную конкуренцию, чем позитивного, способствующего союзу государства и предпринимателей, а также привлечению инвестиций. Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли. 

  Так же при анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» - одно, «полио» - продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров не имеющих субститов. Следовательно, в использование термина монополия, а тем более «читая» монополия всегда присутствует известная доля условности. [12] 

  Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорения способствует извлечению монопольно – высоких прибылей. Крупные фирмы, обладающие значительно высокой властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упорядочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом, но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут и задерживать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

 

 

   

1.2 Классификация монополий

 

Объективной основой монополизма  является доминирующие положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого».[11]  

Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции.[2]

Рисунок 1 - Классификация монополий

Естественная монополия возникает  вследствие объективных причин. Она  отражает ситуацию. Когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить так называемые предприятия общественного пользования – электрические и газовые компании, автобусные фирмы, предприятие водоснабжения и связи – могут быть классифицированы таким образом. Этим отраслям обычно предоставляются государством исключительные привилегии. Но в обмен на это исключительное право снабжать электричеством, водой или услугами автобусов в данной географической области правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы не допускать злоупотребления монопольной властью, которую оно предоставило.  

Существуют два  типа естественных монополий:

а) Природные монополии. Рождение таких  монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой  природой. Например, монополистом может  стать фирма, геологи которой  обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) Технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо  экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.  

Рассмотрим несколько  примеров. Было бы чрезвычайно расточительно  для общества иметь несколько  фирм, снабжающих водой или электричеством. Технология в этих отраслях такова, что требуется большие постоянные издержки на генераторы, насосное и очистительное оборудование, водопроводы и линии высоковольтных передачи. Эта проблема обостряется тем, что капитальное оборудование должно быть пригодным, чтобы удовлетворять пиковым нагрузкам, которые случаются в жаркие летние дни, когда поливаются огороды и газоны и работают воздушные кондиционеры. Эти большие постоянные издержки означают,  что издержки производства на единицу продукции уменьшаются с числом кубических фунтов воды или киловатт-часов электроэнергии, поставленных каждой фирмой. Присутствие нескольких поставщиков воды, электроэнергии поделило бы весь рынок и сократило бы продажи каждого конкурента. Каждая фирма была бы отжата выше ее понижающейся кривой средних издержек. Фирмы стали бы использовать не полностью свое постоянное оборудование, в результате чего издержки на одну единицу продукции и, следовательно, тарифы на электричество и воду были бы неоправданно высоки. Вдобавок конкуренция  могла бы оказаться чрезвычайно затруднительной. Например, присутствие полудюжины телефонных компаний в городе могло бы повлечь за собой неудобство иметь шесть телефонов и шесть телефонных книг, не говоря о шести счетах, что бы обеспечить связь со всеми другими постоянными жителями того же города.

Естественные монополии имеют  низкие предельные издержки, и считают выгодным расширять производство. В результате ценовая конкуренция не на жизнь, а на смерть имеет тенденцию вспыхивать, когда существует ряд фирм в этих отраслях коммунального обслуживания, следствием могу быть убытки, банкротство более слабых соперников и возможное слияние уцелевших. Развивающаяся чистая монополия может стремиться компенсировать прошлые убытки и полностью извлечь пользу из своего нового положения господства на рынке, назначая непомерные цены на свои товары и услуги.[5] 

Информация о работе Сущность и формы монополий