Сущность и формы монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование экономической сущности монополии и причин ее возникновения.
Для достижения поставленной цели мы должны решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие монополии;
- привести классификацию монополий;
- рассмотреть исторические аспекты возникновения монополии;
- рассмотреть основные показатели, характеризующие монополистическую власть;
- провести анализ уровня монополизации российского рынка.

Оглавление

Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты исследования монополий 6
1.1 Сущность и формы монополий 6
1.2 Классификация монополий 8
1.3 Исторические причины возникновения монополий 16
Глава 2 Проблемы монополий в условиях России 19
2.1 Основные показатели, характеризующие монополистическую
власть 19
2.2 Анализ уровня монополизации российского рынка 24
2.3 Роль государства в развитии естественных монополий 29
Заключение 34
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Упр.экономика курсовая.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

1) Угроза сохранения  власти естественного монополиста  в потенциально конкурентных  сегментах и его экспансия  на смежные рынки.

2) Угроза, связанная с  недостаточным инвестированием  в целевые производственные мощности и инфраструктурный комплекс естественной монополии.

3) Угроза роста ценового  давления на экономику со стороны  естественных монополий вследствие  их сохраняющейся неэффективности.

Занимая всего 4% рабочих  и служащих, эти три монополии  дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2 прибыли, 18,6% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортного потенциала: добавленной стоимости он дает больше, чем РАО «ЕЭС» и МПС вместе взятые, занимая всего 300 тыс. работников, а прибыли и налогов - вдвое больше чем они. Очевидно, это следствие извлечения значительной природной ренты, которая здесь еще недооценена из-за заниженных цен на газ. При повышении этих цен в 3 раза, - тогда они были бы все равно вдвое ниже экспортной цены на основном европейском рынке, - валовая добавленная стоимость «Газпрома» составила бы в 2010 году примерно 1 трлн. руб., т.е. вдвое выше отчетного показателя, а прибыль - около 300 - 350 млрд. руб., в т.ч. рента - около 70%.[12]

В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» видами деятельности, относящимися к сфере естественной монополии, являются:

- транспортировка нефти  и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам;

- транспортировка газа  по трубопроводам;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных  терминалов, портов, аэропортов;

- услуги общедоступной  электросвязи и общедоступной  почтовой связи;

- услуги по передаче  электрической энергии;

- услуги по оперативно-диспетчерскому  управлению в электроэнергетике;

- услуги по передаче  тепловой энергии;

- услуги по использованию  инфраструктуры внутренних водных  путей.

Динамикой цен на услуги, предоставляемые естественными  монополиями, в значительной мере определяется уровень цен в хозяйственном  комплексе Российской Федерации в целом, а, следовательно, и уровень конкурентоспособности экономики страны. Однако за период 2005-2010 годов цены на продукцию естественных монополий росли существенно более высокими темпами роста по отношению к сводному индексу потребительских цен на товары и платные услуги населению по Российской Федерации в 2005-2010 годах.

На большинстве товарных рынков России наблюдаются основные факторы, способствующие вступлению фирм в сговор, в том числе такие  как: небольшое число фирм на рынке (в России каждая пятая отрасль может считаться высоко рискованной с точки зрения вероятности создания картелей); сходный уровень технологии, средних издержек производства и структуры затрат; превышение в отрасли в долгосрочном периоде предложения над спросом, наличие избытка производственных мощностей; низкая наукоемкость продукции. Заключению соглашений о разделе рынка хозяйствующими субъектами часто способствовала существовавшая ранее экономическая политика государства.

 

2.3 Роль государства в развитии естественных монополий

 

Созданная в течение  последних 9 лет, система ценового и  тарифного регулирования в ТЭКе решила ряд первоочередных проблем. Она сохранила потенциал энергетики и топливных отраслей, помогла  крупнейшим экспортерам из других секторов экономики завоевать высокие позиции на мировых рынках. По сути, в условиях рынка эта система стала, в сочетании с налоговой политикой и валютным регулированием, одним из главных инструментов управления экономикой России. В то же время отраслевые подходы в формировании цен  не позволили привести её в соответствие с новой масштабной ролью ни по качеству регулирования, ни по статусу ведомств. Именно по этим причинам в период 1995-1998 гг. она не смогла предотвратить кризис неплатежей. Начиная с августа 1998 года, система не смогла правильно отреагировать на 5-ти кратный рост курса доллара, 250%-ый уровень инфляции и двойное повышение цен нефти на мировых рынках. В результате из-за неплатежей на первом этапе регулирования и нулевой рентабельности на втором ОАО «Газпром» не смог получить с российского рынка необходимых инвестиционных ресурсов.[6]

Повышенные доходы от продажи газа на экспорт, имевшие  место в 1999-2001 гг., не смогли исправить  положение. Значительная их часть ушла на уплату высоких акцизов, пошлин, штрафов и пеней. Отвлечение средств на непрофильные программы ещё более осложнило ситуацию. Добыча газа в ОАО «Газпром» упала с 554 млрд. мв 1998г. до 524 млрд. мв 2001 году. В ценах западного рынка это падение составляет 3 млрд. долл. в год. Оно произошло в условиях резкого возрастания спроса на газ. Критика «Газпрома» звучала во всех средствах массовой информации, но нужно понять и роль системы регулирования в этих результатах.[6]

По-существу, под лозунгом заботы о потребителях продукции  и услуг так называемых «естественных монополий» в последние годы шла их дискриминация. При этом вместо регулирования сферы транспортировки газа новая система в нарушение Федерального закона 1995г. «О естественных монополиях» взяла под опеку всю систему газоснабжения.

В результате такого вольного определения границ регулирования  отрасль была выведена из конкурентного  рынка топлива России. Было предано  забвению то, что нефть, уголь, газ, электро-, теплоэнергия – это одна группа взаимосвязанных и в значительной степени взаимозаменяемых товаров – энергоносителей. И независимо от того, какими методами и ведомствами регулируется процесс их производства и реализации, цены должны соответствовать потребительным свойствам энергоносителей, а пропорции потребления – стратегическим задачам энергетической безопасности страны и её регионов.

С правовой точки зрения было допущено и второе крупное отступление. С переходом в сферу действия Федерального закона «О естественных монополиях» компания не должна была лишаться тех защитных мер, которые каждому субъекту рынка предоставляет Закон РФ «О конкуренции…». Его седьмая статья гласит: «Федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации запрещается принимать акты, … которые создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов».[6]

Нарушение Федерального закона «О естественных монополиях»  и Закона «О конкуренции…» привели  к тому, что компании по выпуску  других видов топлива, производители  металла, минеральных удобрений получили за счет потерь «Газпрома» незаслуженную выгоду. В итоге это привело к дезорганизации топливного рынка России, возложению на ОАО «Газпром» непомерно высокой ответственности как за надежность его функционирования, так и за наполнение бюджетов всех уровней. Страна через опосредованную продажу дешевого газа и полуфабрикатов по демпинговым ценам потеряла значительную часть валютных доходов.

Этот краткий анализ указывает на то, что регулирующий орган может плодотворно выполнять  свои функции только при наличии научно-обоснованной, разработанной на базе объективного применения действующих правовых актов идеологии управления ценами.

Важно выявить и устранить все эти и подобные недостатки и сделать так, чтобы в дальнейшем опора была на Единую правовую систему управления ценами и тарифами на энергоносители.

Это не означает, что все  виды топлива надо вернуть в систему  директивного ценообразования. Нет, главный  мировой регулятор ОПЕК, не обладая  правами ФЭКа России, уже 5 лет регулирует цены на нефть по всему миру в коридоре ±2 доллара за баррель. И в нашей системе ценового и тарифного регулирования есть такие рыночные инструменты, как квоты на транспортировку, балансовые задания, пошлины, акцизы, льготный железнодорожный тариф. Применяя их последовательно, новая система регулирования должна возложить равную ответственность за энергообеспечение России на все топливные компании, а потребителя поставить перед необходимостью экономии.

Наряду с правовой стороной проблемы регулирования цен  на энергоносители необходимо отметить еще одну важную тему – плановость и предсказуемость в работе по формированию цен и тарифов.

Экономика России стабилизируется, уровень надежности прогнозов на среднесрочную перспективу повышается, в стране имеется избыток валюты, она, не найдя применения, дестабилизирует финансовую систему. И нам, для разработки программ финансирования по развитию добычи газа, и для наших потребителей нужна ясность, какой будет цена газа в ближайшие 5-10 лет, по какому графику будет идти ликвидация диспаритета цен на виды топлива.

Пришло время на законодательном  уровне определить порядок расчета  и статус прогнозных цен на основные виды топлива. Они дадут информацию по расходным и доходным статьям  бюджетов, перспективам роста благосостояния людей, направленности инвестиций, экономическим показателям предприятий и доходам акционеров на ближайшие 5 лет. Важно, чтобы в работе по их расчету и обоснованию приняли участие не только исполнительные, но и законодательные органы власти, Академия наук, профсоюзы, представители регионов.[6]

Придание плановых функций  прогнозным ценам одновременно означает, что требуется организация объективных  прогнозов ситуации на мировых рынках, создание инструментов для обеспечения  требуемых объемов добычи и потребления  топлива в России. Необходимость такой формы планирования станет менее острой  с ликвидацией диспаритета цен на взаимозаменяемые виды топлива. Но в настоящее время она нужна.

Ясно, что для исправления  допущенных недостатков необходимо введение достаточно напряженного многолетнего графика роста цен на газ. Потребуется и ликвидация всех форм перекрестного и скрытого субсидирования его потребителей, внедрение мероприятий по адаптации к новым ценам энергетики, промышленности, коммунального хозяйства. Нужно будет выстроить единую методологическую вертикаль, организовать контроль в области расчетов и применения цен и тарифов на местах. Главной стратегической задачей нового этапа ценового и тарифного регулирования и антимонопольного контроля должен стать переход на методы регулирования, альтернативные затратным.

Было бы неправильным ограничивать деятельность новой системы  управления тарифами в ТЭК регулированием естественных монополий. В условиях России абсолютное большинство нефтяных, угольных, энергетических компаний хотя и не относятся к ним, но фактически таковыми являются. Для выполнения функций по обеспечению установленных Минэкономразвития России уровней цен и тарифов на топливо и энергоресурсы для внутреннего рынка необходимо организовать регулирование цен на следующие виды продукции и услуг:

- нефть, мазут, дизельное  топливо;

- уголь;

- природный газ;

- сжиженный газ;

- на транспортировку  нефти, нефтепродуктов, угля, сжиженного  газа;

- электроэнергию, теплоэнергию;

- на транспортировку  электроэнергии.

Было бы ошибочно полагать, что односторонним регулированием монополий можно обеспечить динамичное развитие экономики России. Для выхода на цены и тарифы, устанавливаемые прогнозами Минэкономразвития России для монополий, потребуется организация встречного антимонопольного контроля по основным видам продукции, потребляемой ими. Решение этих задач возложено на Министерство антимонопольной политики (МАП) России. Очень важно их конкретизировать и наладить по ним работу. При этом цены в отраслях, контролируемых МАП России, также должны соответствовать прогнозным.

Таким образом, во второй главе  курсовой работы мы изучили основные показатели монопольной власти и рассмотрели уровень монополизации рынка в России.

 

Заключение

 

Изучив характеристику монополизма в России, можно сделать  вывод, что проблема монополии и конкуренции остается одной из наиболее актуальных для экономики страны в настоящее время. Монополизм представляет собой серьезную проблему переходной экономики, предприятия - монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов. Проблема монополизированности экономики России состоит в том, что абсолютно конкурентных отношений на рынке не может быть в принципе. Это связано и с наследством сложившихся с социалистических времен способов ведения хозяйствования, и с нецелесообразностью разукрепления отдельных отраслей имеющих стратегическое для страны значение. В связи с этим, задача стоящая перед государством - создание конкурентного рынка, не решается самими рыночными агентами, так как чрезмерная власть ведет к обратным последствиям - монополизации, а регулируется государственными антимонопольными органами.

В связи с этим антимонопольное  законодательство должно быть разумным и продуманным, и применение его работниками регулирующих агентств должно быть регулирующим механизмом рынка, но не более того, так как чрезмерно жесткое проведение антимонопольной политики может привести к большому дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать недовольство со стороны работников крупных фирм.

Таким образом, мы, изучив материал по теме курсовой работы, достигли цели, обозначенной во введении, и достаточно полно раскрыли особенности монополизма в современной России и обозначили тенденции перехода экономики к рыночным отношениям.

 

Список литературы   

1.ФЗ «О защите конкурентции» от 26.07.2006, N135-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.07.2006). 

2. Бордунова С.А. Экономическая теория: учеб. пособие для вузов Ч.1 Микроэкономика. / Ефимова Е.Г., Заславская М.Д. и др.; под ред. Е.Г. Ефимовой МГИУ, 2006 - 237c.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая  теория М: ЮРИСТ, 2001  Воронеж:  издательство Борисова, 2005 – 918 с.

3. Государственное регулирование  рыночной экономики: Учебник / Издание 2-е, перераб. и доп.  Кушлин В.И. – общ. ред. - М.: Изд-во РАГС, 2002. – 832 с.

4. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.

5. Мишин Ю.В., Меркулов Н.А. Методические вопросы оценки уровня конкурентной борьбы на российских товарных рынках. Журнал: «Микроэкономика». №5, 2008.

Информация о работе Сущность и формы монополий