Концентрация производста: сущность, форма, показатели уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важнейших условий повышения эффективности любого производства является совершенствование форм его общественной организации, одной из таких форм является концентрация производства. Строительство крупных предприятий требует больших капитальных вложений, длительных сроков их создания и освоения. Крупные предприятия требуют много рабочей силы, которая зачастую не может быть покрыта за счет местных ресурсов, а привлечение их из других районов связано с дополнительными затратами.

Файлы: 1 файл

курсовая 4-й курс.docx

— 62.71 Кб (Скачать)

 

 

             Продукция завода пользуется повышенным спросом и потребность в ней с каждым годом возрастает пропорционально увеличению грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте (таблица 2.2).

Таблица 2.2 – Спрос и  предложение на продукцию ОАО  ВВРЗ им. Тельмана

Период  Категории

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

Спрос  (с)

70

55

66

97

Предложение (п)

68

39

24

50

Разница спроса и предложения

2

16

42

47


 

          Основных потребителей ОАО ВВРЗ им. Тельмана можно разделить на две большие группы: предприятия, входящие в систему МПС РФ, и сторонние заказчики, имеющие в собственности подвижной состав любого вида. Распределение потребителей по видам выпускаемой продукции приведены в таблице 2.3.

          По клиентам, не входящим в систему МПС, услуги реализуются через заключение прямых договоров по конкретным видам продукции. Реализация услуг по ремонту вагонов и колесных пар для МПС производится напрямую с основными заказчиками - железными дорогами по плановому заданию. Маркетинговые исследования по реализации услуг в основном проводятся среди предприятий всех форм собственности, имеющих железнодорожный подвижной состав, рассматриваемых как потенциальные заказчики.

Таблица 2.3 – Основные потребители  выпускаемой продукции ОАО ВВРЗ им. Тельмана.

Виды потребляемой продукции

Наименование потребителей

Доля в объеме продаж данного  вида продукции,%

  1. Ремонт пассажирских

ЦМВ

Юго-Восточная ж.д

18,1

Куйбышевская ж.д

15,7

Октябрьская ж.д

13,5

 

Приволжская ж.д

7,5

Московская ж.д

24,8

Восточно - Сибирская ж.д

2,9

Южно – Уральская ж.д

6,2

Д. Восточная ж.д

3,8

С. Кавказская ж.д

2,7

Горьковская ж.д

4,8

  1. Строительство нового вагона

Северная ж.д

66,7

Южно-Восточная ж.д

33,3

  1. Ремонт колесных пар

Юго-Восточная ж.д

73,4

Октябрьская ж.д

11,3

Приволжская ж.д

7,9

Горьковская ж.д

3,3

Красноярская ж.д

4,1

  1. Формирование кол. пар

Юго-Восточная ж.д

100

  1. Прочее   потребители

ЗАО «Карпорация АРЕС»

__

ОАО « Машиностроительный завод»

__

ГУП Российская государственная цирковая компания

__

ООО « Лоуд-Сервис»

__


 

Основные поставщики ОАО  ВВРЗ им. Тельмана подразделяются на три  группы: поставщики-изготовители, производственно-коммерческие фирмы (ПКФ), поставщики-посредники, которые  преобладают в структуре поставщиков (таблица 2.4). Более подробно данные группы поставщиков рассмотрены  в Приложении Г.

Таблица 2.4 – Результаты поставки сырья, материалов и комплектующих  по группам поставщиков на ВВРЗ им. Тельмана за 2005 и 2006 годы (цены отпускные)

Группы поставщиков 

2005 год

2006 год

Отклонение

2006 г. от

2005 г. (+\-)

2006 г. 

к 2005 г.

%

поступило

тыс. руб.

доля %

поступило тыс. руб.

доля %

  1. Поставщики-изготовители

124583

37,49

99541

23,56

-25042

79,90

  1. ПКФ

4502

1,35

9054

2,14

4552

201,11

  1. Поставщики-посредники

203271

61,16

313874

74,3

110603

154,41

Всего

332356

100

422469

100

90113

127,11


 

Основные конкуренты по виду выпускаемой продукции представлены в таблице 2.5.

Таблица 2.5 – Основные конкуренты ОАО ВВРЗ им. Тельмана.

Наименование продукции, работ, услуг

Наименование предприятия  конкурента

1.Ремонт пассажирских ЦМВ

Новороссийский вагоноремонтный  завод

 

Октябрьский электровагоноремонтный завод (г. Санкт-Петербург)

 

Московский вагоноремонтный  завод им. Войтовича

2.Строительство нового  вагона

Тверской вагоностроительный завод

 

ЗАО «Вагонмаш» (г. Санкт-Петербург)

3. Ремонт колесных пар

Новороссийский вагоноремонтный  завод

4. Формирование колесных  пар

Тверской вагоностроительный завод

 

Октябрьский электровагоноремонтный завод (г. Санкт-Петербург)


 

             В настоящее время железными дорогами России эксплуатируется значительно устаревший (физически и морально) парк пассажирского подвижного состава. Необходимость реконструкции отечественных предприятий и освоение выпуска в России всех типов подвижного состава нового поколения и его поставок на российские железные дороги вызвано прежде всего тем, что только за счет поставок качественной новой техники можно будет провести эффективную поэтапную замену существующего парка, перейти на новую более эффективную систему ремонта и технического обслуживания парка ППС и тем самым снизить неоправданно высокие эксплуатационные издержки, которые несут железные дороги.

              В связи с этим, на ВВРЗ им. Тельмана на данный момент готовится к реализации производство вагонов нового поколения (ВНП). Целью данного инвестиционного проекта является создание производства по выпуску пассажирских ВНП на базе капитально-восстановительного ремонта существующего парка пассажирских вагонов локомотивной тяги. Вагоны нового поколения, прошедшие такое полномасштабное капитальное восстановление, эксплуатируются более 20-ти лет. Полная стоимость проекта составляет 143,4 млн. руб., из которых 49,8% (71,4 млн. руб.) – собственные средства ВВРЗ, 50,2% (72 млн. руб.) – заемные средства. В рамках реализации проекта планируется использовать 2 вида заемных средств: финансирование из фонда развития Воронежской области в размере 28,8 млн. руб. под гарантии Правительства РФ и финансирование из фонда Российского банка развития в размере 43,2 млн. руб. также под гарантии Правительства РФ. Основными направлениями использования заемного капитала является осуществление капиталовложений: приобретение дробеструйно-окрасочного комплекса, строительство служебно-бытового здания при ВСЦ-2. В дальнейшем финансирование производства будет осуществляться за счет собственных средств с использованием краткосрочного банковского кредитования на пополнение оборотных средств.

 

 

2.2 Результаты анализа  внешней и внутренней среды  предприятия на примере вагоноремонтного  завода г. Воронежа (по данным на 2007 г.)

           Анализ внешней среды косвенного окружения. Результаты анализа представлены в таблице 2.7.

Таблица 2.6 – PEST-анализ (анализ внешней среды ОАО ВВРЗ имени  Тельмана).

Политические факторы

Экономические факторы

Социальные факторы

Технологические факторы

Прочие факторы

уровень стабильности правительства;

 

характер международных  отношений;

 

возможность государственной  поддержки.

уровень инфляции;

 

уровень конкуренции в  отрасли;

 

экономическая стабильность;

 

уровень налоговых ставок;

 

уровень насыщенности рынка  сбыта;

 

наличие новых рынков сбыта;

 

изменение цен на сырье  и энергию;

 

уровень развития промышленности и др. отраслей;

 

изменение валютного курса.

уровень мобильности населения;

 

уровень доходов населения;

 

вкусы и предпочтения;

 

уровень образования и  подготовки специалистов;

 

численность квалифицированных  кадров в регионе.

возможность разработать  новые технологии;

 

возможность внедрения новых  технологий и стандартов качества;

 

уровень дифференциации продукции  в отрасли;

 

техническая безопасность продукции для населения;

 

появление новых поставщиков  уникальных комплектующих;

 

уровень износа подвижного состава.

экология производства и  его воздействие на окружающую среду;

 

экологическая безопасность продукции для населения;

 

смена профиля деятельности заказчика;

 

природные и техногенные  факторы;

 

географическое расположение;

 

изменение требований к качеству продукции (качество продукции проверяется  на федеральном уровне).


 

          Экономические факторы. В целом, экономическая ситуация в стране имеет тенденцию к улучшению, что может положительно сказаться на работе ОАО ВВРЗ им. Тельмана. К экономическим факторам можно отнести: темпы экономического роста, уровень инфляции, ставки банковских процентов, курсы валют и др.

         Темп экономического роста. В настоящее время темп роста экономики России невысокий (до 6 % в год), но наблюдается тенденция к его увеличению в ближайшей перспективе, что может в последствии оказать влияние на рост платежеспособности населения, а также несколько ослабить уровень конкурентного давления. В конечном итоге это положительно повлияет на деятельность ВВРЗ.[9 ст.142]

           Ставки банковских процентов. Ставки рефинансирования ЦБ и банковских процентов оказывают заметное влияние на эффективность работы предприятия. Снижение этих ставок увеличивает возможность получения кредитов на техническое обновления производства, пополнение оборотных средств и др., что положительно скажется на деятельности предприятия.

           Курс иностранной валюты. Изменение курса иностранной валюты имеет незначительное влияние, т.к. предприятие производит на экспорт незначительную часть своей продукции (порядка 5 %). Однако повышение курса валюты может быть выгодно предприятию. С другой стороны, предприятие берет у государства и коммерческих банков кредиты, в том числе и в иностранной валюте, в этом случае предприятию будет невыгодное изменение курса валют. На сегодняшний день наблюдается нестабильность в динамике изменения курса валют.

          Налоговая ставка. В настоящее время резких изменений в данной области не происходило. Данный экономический фактор оказывает позитивное влияние на деятельность предприятия и дает возможность для дальнейшего развития организации и совершенствования технологий за счет использования освобожденной от налога прибыли только при снижении налогового бремени. Изменение налоговых ставок ведет либо к положительному влиянию, либо к отрицательному влиянию на деятельность организации. В настоящее время Правительством РФ планируется очередное снижение ставки НДС, что уменьшит налоговую нагрузку на предприятие.

        Инфляция. Несмотря на существенное снижение темпа инфляции за последний год, все же наблюдается небольшой рост цен. При этом существующая инфляция приводит к обесцениванию запасов произведенной продукции, комплектующих и сырья, денежных средств, возмещающих затраты предприятия, что в конечном итоге заставляет предприятие искать источник пополнения оборотных средств. Кроме этого увеличение затрат на производство и реализацию продукции приводит к повышению цены продукции, и, следовательно, снижению спроса на неё. Таким образом, инфляция может представить серьезную угрозу для достижения целей предприятия. Также изменение тарифов на сырье, транспорт, энергию - все это заставляет повышать цены на всю производимую продукцию. Однако следует отметить, что Правительством РФ в настоящее время разрабатывается бюджетный план на три года, где прогнозируется снижение уровня инфляции до 5 % в год (сейчас он равен 9-14%).

            Международный фактор. Ухудшение отношений со странами СНГ может негативно повлиять на деятельность завода. Вступление России в ВТО может привести к обострению конкуренции, появлению новых западных технологий, что в итоге может ослабить позиции предприятия на рынке. Кроме того, следует отметить утрату Россией заметной роли во внешней торговле, в частности мировых рынков сбыта машин, оборудования и транспортных средств.

            Политический фактор. В настоящее время можно говорить о стабилизации политической ситуации в России, что положительно сказывается на деятельности предприятия. Например, это может проявляться в привлечении зарубежных инвесторов, новых покупателей или в возможности международного сотрудничества над определенным проектом и использования импортных технологий.

              Технологический фактор. Этот фактор имеет достаточно большое значение для развития предприятия. Анализ технологической компоненты внешней среды показывает постоянное совершенствование технологий производства, что с одной стороны означает улучшение качества и технических характеристик производимого продукта, и это позволяет более полно удовлетворить запросы покупателей. С другой стороны данный фактор может рассматриваться как угроза для деятельности предприятия (например, ужесточение технологических требований производства продукции, появление современных технологий у конкурентов и др.).

                Правовой фактор. До сих пор правовая среда оказывает преимущественно негативное влияние на деятельность российских предприятий, что обусловлено нестабильностью законодательства, а так же сохраняющимися тенденциями ущемления интересов производственной сферы. Сейчас данная сфера несколько стабилизировалась. Влияние этого фактора на деятельность ВВРЗ незначительно. Причиной этого является то, что юристы предприятия постоянно отслеживают изменения в законодательстве.

             Социальные факторы проявляются в уровне образования населения, уровне безработицы в стране, мобильности населения. Мобильность населения может, с одной стороны, косвенно повлиять на увеличение спроса (увеличение пассажироперевозок на железнодорожном транспорте), а с другой, отток населения из региона может привести к дефициту квалифицированных кадров, что скажется негативно на деятельности предприятия и потребует дополнительных затрат по их поиску и обучению. Такая угроза станет возможной при осуществлении строительства новых энергоблоков Нововоронежской АЭС, имеющего федеральное значение, в связи с чем ожидается отток квалифицированных кадров из Воронежа (основная причина – более выгодные условия работы и высокий уровень оплаты труда).

Информация о работе Концентрация производста: сущность, форма, показатели уровня