Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 12:26, реферат
Коммуникация - это обмен информацией, на основе которого руководитель
получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и
доводит принятые решения до сотрудников организации. Если коммуникации
налажены плохо, решения могут оказываться ошибочными, люди могут неверно
понимать чего же хочет от них руководство, или, наконец, от этого могут
страдать межличностные отношения. Эффективностью коммуникаций часто
определяется качество решений и то, как они в действительности будут
реализованы.
Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва
ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение
ее целей, требует эффективного обмена информацией. Если люди не смогут
обмениваться информацией, они не сумеют работать вместе, формулировать цели
и достигать их. Однако коммуникации - это сложный процесс, состоящий из
взаимозависимых шагов.
Теоретическая часть 3
Введение 3
Восприятие человеком окружения 5
Виды коммуникаций 7
Внешние коммуникации 9
Внутренние коммуникации 10
Вертикальные коммуникации 11
Горизонтальные коммуникации 12
Коммуникационный процесс 13
Зарождение идеи 14
Кодирование и выбор канала. 15
Передача 16
Декодирование 17
Обратная связь 17
Шум 18
Структура коммуникаций 19
Коммуникационные барьеры 20
Практическая часть 24
Управление коммуникациями в корпорации «МакКессон» 24
Использование обратной связи с работниками с фирме «Интернэшнл Пейпер» 26
Как фирма «Леви Страус» поддерживает контакты 26
Литература: 29
приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информации.
Отправитель решил только, какую именно концепцию он хочет сделать предметом
обмена информацией. Чтобы осуществить обмен эффективно, он должен принять в
расчет множество факторов.
Существует связь между восприятием и коммуникацией. У руководителя,
который считает подчиненных способными к развитию и совершенствованию, а
значит, нуждающимися в информации с оценкой результатов их работы, скорее
всего, найдутся дельные позитивные идеи для обмена информацией на указанную
тему по существу. Управляющий, который воспринимает подчиненных как детей,
ждущих, чтобы их поправляли и направляли, скорее всего, заложит в свои идеи
критицизм отрицательного свойства, свойственный такому образу мышления.
Кодирование и выбор канала.
Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов
закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты (язык
тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение.
Отправитель должен также выбрать канал, совместимый с типом символов,
использованных для кодирования. К некоторым общеизвестным каналам относятся
передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи,
включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и
видеоконференции. Если канал непригоден для физического воплощения
символов, передача невозможна.
Если
канал не слишком
этапе, обмен информацией будет менее эффективен.
Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным
каналом. Часто желательно использовать два или большее число средств
коммуникаций в сочетании. Процесс усложняется, поскольку отправителю
приходится устанавливать последовательность использования этих средств и
определять временные интервалы в последовательности передачи информации.
Тем не менее исследования показывают, что одновременное использование
средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем,
скажем, только обмен письменной информацией.
На
третьем этапе отправитель
(закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о
физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за
сам процесс коммуникаций. В то же время передача является лишь одним из
важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до
другого лица.
Передача информации осуществляется с использованием знаковых систем.
Существует несколько знаковых систем, используемых в коммуникационном
процессе. При классификации коммуникативных процессов условно можно
выделить вербальную коммуникацию, где в качестве знаковой системы
используется речь, и невербальную коммуникацию, когда используются
различные неречевые знаковые системы.
Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует
систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и
синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации,
так как при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл
сообщения. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование
информации. В структуру речевого общения входят значение и смысл слов,
фраз. Важную роль играет точность употребления слова, его выразительность и
доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность
произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
В основе невербальной коммуникации лежит информация, посланная
отправителем без использования слов, взамен которых применяются любые
символы. Основные функции невербальных средств - это дополнение и замещение
речи, отражение эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному
процессу.
Хотя речь является универсальным средством общения, она приобретает
значение только в совокупности с использованием невербальных символов для
трансляции сообщений. Проведенные исследования показали, что 55 % сообщений
воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38 % - через интонацию
и модуляции голоса. Это говорит о важности и необходимости изучения
невербальных сигналов.
После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его.
Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если
символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для
получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель,
когда формулировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс
обмена информацией на этом должен завершиться.
С
точки зрения передачи и
схема асимметрична. Для отправителя смысл сообщения предшествует процессу
кодирования, поскольку определенная мысль воплощается в систему знаков. Для
получателя смысл сообщения раскрывается одновременно с декодированием.
Обратная связь
Точность понимания получателем смысла высказывания станет очевидной
для отправителя только тогда, когда произойдет смена коммуникативных ролей
и получатель превратится в отправителя и своими высказываниями даст знать о
том, как он понял смысл принятой информации. В этом проявляется суть еще
одного важнейшего элемента коммуникационного процесса - обратной связи.
Эффективный обмен информацией должен быть двусторонне направленным:
обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение было
воспринято и понято. Руководитель, который не наладит обратную связь для
получателя информации, обнаружит, что эффективность его управленческих
действий резко снижена. Аналогичным образом, если обратная связь с
работниками заблокирована, руководитель в конце концов окажется
изолированным или обманываемым.
Обратная связь может способствовать значительному повышению
эффективности обмена управленческой информацией. Согласно ряду исследований
двусторонний обмен информацией (при наличии возможностей для обратной
связи) по сравнению с односторонним (обратная связь отсутствует), хотя и
протекает медленнее, тем не менее эффективнее снимает напряжения, более
точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений.
Хотя шум не является в точном смысле слова этапом коммуникации, но
его просто нельзя обойти стороной, так как он оказывает очень значительное
влияние на качество коммуникации. Шум - это любое вмешательство в процесс
коммуникации, искажающее смысл сообщения. Источники шума, которые могут
создавать преграды на пути обмена информацией, варьируются от языка (в
вербальном или невербальном оформлении) и различий в восприятии, из-за
которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования, и
до различий в организационном статусе между руководителем и подчиненным,
которые могут затруднять точную передачу информации.
Необходимо
учитывать, что шум
этапах процесса коммуникации происходит некоторое искажение значения
передаваемого послания.
Высокий
уровень шума определенно
может полностью блокировать попытку установления информационного обмена. С
позиций руководителя это должно обусловить снижение степени достижения
целей в соответствии с передаваемой информацией.
Структура коммуникаций
Коммуникационная сеть включает потоки посланий, или сигналов, между
двумя или более индивидами. Она соединяет определенным образом участников
коммуникационного процесса с помощью информационных потоков.
Коммуникационная сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и
диагональных связей. Вертикальные связи осуществляются сверху вниз от
руководителя к подчиненному. Горизонтальные связи осуществляются между
равными по уровням работниками или частями организации. Диагональные связи
- это связи с другими начальниками и подчиненными. Взаимосвязь этих сетей
создает реальную структуру организации.
Возможности
развития коммуникационной
размеры подразделений в организации. Увеличение размера группы приводит к
возрастанию количества возможных коммуникационных отношений. Поэтому
от того, как построена коммуникационная сеть, зависит ее влияние как на
сокращение, так и на увеличение разрыва между посланным и полученным
значением. и соответственно деятельность персонала может отличаться большей
или меньшей эффективностью.
Особенно важно знание типов коммуникационных сетей или структур
коммуникаций в группе. Среди существующих коммуникационных сетей для групп
разной численности можно выделить четыре основных типов: колесо, цепь,
круг, сложный круг (или всеканальная) (рис. 2 ).
Рис.2. Типы коммуникационных сетей в группе
[pic]
Колесо Цепь Круг Сложный круг
Точки (•) - члены группы. Линии (-) - каналы коммуникаций.
Формальная,
централизованная иерархия
общаются друг с другом только через своего начальника, представлена в сетях
типа «колесо». Одно лицо занимает центральное место в коллективе и
большинство членов этой группы при определении своей позиции сориентированы
на центр. Это связано с лидерскими функциями лица находящего в центре
«колеса», его возможностями оказывать больше социального влияния на других
членов группы. Оно также связано с ответственностью за передачу информации
и принятие окончательных решений.
Если члены группы соединены между собой, как звенья одной цепи, в
которой каждый поддерживает контакт с кем-то одним, то мы имеем сеть типа
«цепочка». Последняя отражает последовательно сеть горизонтальных связей.
В
сетях типа «круг» члены
кто расположен рядом с ними.
Примером
полностью децентрализованных
сети. которые используются, как правило, тогда, когда необходимо участие
всех членов в решении сложных проблем. Такой подход называют еще открытыми
коммуникациями.
Коммуникационные барьеры
В
условиях человеческой коммуник
коммуникативные барьеры.
Коммуникативные барьеры
межличностных, так и на уровне организационных коммуникаций.
Наше
рассмотрение межличностных
восприятии;
семантике;
обмене невербальной информацией;
некачественной обратной связи;
плохом слушании.
Восприятию и связанным с ним преградам на пути коммуникаций посвящена
отдельная глава (смотри пункт 1).
Вступая в информационный контакт и используя символы, мы пытаемся
обмениваться информацией и добиваться ее понимания. К используемым нами
символам относятся слова, жесты и интонации. Именно этими символами
обмениваются люди в процессе коммуникации. Отправитель кодирует сообщение с
помощью вербальных и невербальных символов.
Семантика изучает способ использования слов и значения, передаваемые
словами. Поскольку слова (символы) могут иметь разные значения для разных
людей, то, что некто намеревается сообщить, необязательно будет
интерпретировано и понято таким же образом получателем информации.
Семантические
вариации часто становятся
ибо во многих случаях вовсе не очевидно точное значение, приписываемое
символу отправителем.
Символ не имеет неповторимого неотъемлемого значения. Значение
символа выявляется через опыт и варьирует в зависимости от контекста,
ситуации, в которой использован символ. Поскольку у каждого человека свой