Роль коммуникаций в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:28, реферат

Краткое описание

Коммуникации в менеджменте выполняют интегрирующую роль. Объединение участников коммуникационного процесса происходит с помощью языкового общения. В коммуникации обязательно необходимо учитывать ёе два аспекта: личностный и информационный.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Информация как технологическая основа менеджмента................................5
1.1. Понятие информации, ее виды и свойства.................................................5
1.2. Управленческая информация......................................................................7
1.3. Коммуникативные свойства информации...............................................11
2. Интегрирующая роль коммуникации..............................................................12
2.1. Понятие коммуникации. ……...................................................................12
2.2. Виды коммуникаций..................................................................................14
3. Коммуникационный процесс............................................................................17
3.1. Понятие коммуникационного процесса и его этапы..............................17
3.2. Коммуникативные навыки........................................................................20
3.3. Коммуникационные барьеры....................................................................23
Заключение………………………………………………………………………..28
Литература………………………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 88.67 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

 

ФГБОУ ВПО  «Поволжский государственный технологический университет»

 

Кафедра менеджмента и бизнеса

 

 

 

 

Роль  коммуникаций в менеджменте

реферат по менеджменту

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы РК-21

Станиславская А.В.,

Проверила:

Руденко С.А., к.э.н., доцент

 

 

 

Йошкар-Ола

2012

 

Содержание

 

 

 

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Информация как технологическая основа менеджмента................................5

1.1. Понятие  информации, ее виды и свойства.................................................5

1.2. Управленческая  информация......................................................................7

1.3. Коммуникативные  свойства информации...............................................11

2. Интегрирующая роль коммуникации..............................................................12

2.1. Понятие  коммуникации. ……...................................................................12

2.2. Виды коммуникаций..................................................................................14

3. Коммуникационный процесс............................................................................17

3.1. Понятие  коммуникационного процесса и  его этапы..............................17

3.2. Коммуникативные  навыки........................................................................20

3.3. Коммуникационные  барьеры....................................................................23

Заключение………………………………………………………………………..28

Литература………………………………………………………………………..29

 

Введение

 

 

Классификация управленческих ролей Минцберга свидетельствует о том, что межличностные коммуникации находятся в центре деятельности любого менеджера. По данным исследований, менеджеры от 50 до 90% рабочего времени проводят в общении с другими людьми. У менеджеров высшего звена процент рабочего времени, занятый общением, доходит до 90%. Ясно, что в таких условиях отсутствие навыков межличностных коммуникаций резко снижает эффективность профессиональной деятельности менеджера и организации в целом.

Каждый сотрудник участвует ежедневно в процессе обмена информации в организации, и эффективность коммуникационного процесса влияет на успешность бизнеса в целом. Если нарушается процесс обмена информацией в организации, то сразу наступает рассогласование коллективных действий.

В современных  условиях коммуникация является фактором создания добавленной стоимости. Стоимость, создаваемая коммуникационным процессом, проявляется в виде репутации организации, деловых связей, торговой марки, бренда, патентов, авторских прав, потенциала сотрудников, ключевых компетенций. Что же делает коммуникации эффективными, а что препятствует передаче информации в организации? В чем особенность коммуникационного процесса в современных условиях?

Главным направлением совершенствование процесса коммуникации в менеджменте является совершенствование коммуникативных навыков всех участников коммуникативного процесса.

Человек приходит в организацию, руководствуясь личными целями и личными интересами. У организации также существуют свои цели и интересы. При работе человека внутри организации происходит согласование целей персонала и целей организации. В этом процессе информация является технологической основой, с помощью которой происходит это согласование.

Для исполнения роли технологической основы в менеджменте информация должна обладать определёнными характеристиками и свойствами – для этого используют различные информационные источники и учитывают факторы, влияющие на информационное обеспечение, и существующие ограничения использования информации.

Коммуникации в менеджменте  выполняют интегрирующую роль. Объединение участников коммуникационного процесса происходит с помощью языкового общения. В коммуникации обязательно необходимо учитывать ёе два аспекта: личностный и информационный.

 

 

1. Информация как технологическая основа менеджмента

 

 

Менеджмент  – это, прежде всего, работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия. Человек принимает решение работать в той или иной организации, руководствуясь личным интересом и личными целями. В современной организации одной из главных задач менеджмента является обеспечение эффективной согласованности (гармонии) личных целей и интересов с целями бизнеса.

В системе  совместного труда решить эту  задачу невозможно без обмена информацией (без разъяснений, сообщений, сведений о процессе и результате деятельности).

Трудовая  деятельность людей в организации, их отношения в процессе управления могут опосредованно выступать  в виде информации в ее различных формах.

Одним из главных отличий менеджмента  от прежних способов организации коллективных действий состоит в том, что в нем встроено постоянное обновление. Технологической основой постоянных обновлений является улавливание необходимой информации об объекте управления, выработка с её помощью управленческих решений и, в конечном итоге, передача информации.

 

1.1. Понятие информации, ее виды и свойства

 

Что же такое информация? «Нет, пожалуй, в науке, практике современности понятия распространённее, нежели понятие информация. И нет в то же время другого понятия, по поводу которого ведется столько споров, дискуссий, имеется столько различных точек зрения...» – утверждает советский ученый Афанасьев.

Существование множества определений информации обусловлено сложностью, специфичностью и многообразием подходов к толкованию сущности этого понятия. В качестве справки выделим три наиболее распространенные концепции информации, каждая из которых по-своему объясняет ее сущность.

Первая концепция – концепция Шеннона, отражая количественно-информационный подход, определяет информацию как меру неопределенности (энтропию) события. Количество информации в том или ином случае зависит от вероятности его получения: чем более вероятным является сообщение, тем меньше информации содержится в нем. Этот подход, хоть и не учитывает смысловую сторону информации,  оказался  весьма  полезным в технике связи и вычислительной технике, послужил основой для измерения информации и оптимального кодирования сообщений. Кроме того, он представляется удобным для иллюстрации такого важного свойства информации, как новизна, неожиданность сообщений. При таком понимании информация – это снятая неопределенность, или результат выбора из набора возможных альтернатив.

Вторая  концепция рассматривает информацию как свойство (атрибут) материи. Ее появление связано с развитием кибернетики и основано на утверждении, что информацию содержат любые сообщения, воспринимаемые человеком или приборами. Наиболее ярко и образно эта концепция информации выражена академиком Глушковым. Он писал, что «информацию несут не только испещренные буквами листы книги или человеческая речь, но и солнечный свет, складки горного хребта, шум водопада, шелест травы». Иными словами, информация как свойство материи создает представление о ее природе и структуре, упорядоченности, разнообразии и т.д. Она не может существовать вне материи, а значит, она существовала и будет существовать вечно; ее можно накапливать, хранить, перерабатывать.

Третья  концепция основана на логико-семантическом (семантика – изучение текста с точки зрения смысла) подходе, при котором информация трактуется как знание, причем не любое знание, а та его часть, которая используется для ориентировки,  для активного действия, для управления и самоуправления. Иными словами, информация – это действующая, полезная, «работающая» часть знаний. Представитель этой концепции Афанасьев, развивая логико-семантический подход, дает определение социальной информации: «информация, циркулирующая в обществе, используемая в управлении социальными процессами, является социальной информацией. Она представляет собой знания,  сообщения, сведения о социальной форме движения  материи и обо всех других формах в той мере, в какой она используется обществом...»

Социальная  информация – многоуровневое знание. Она характеризует:

  • Общественные процессы в целом – экономические, политические, социальные,  демографические, культурно-духовные и т.д.;
  • Конкретные процессы, происходящие в различных ячейках общества, на предприятиях, в кооперативах, семьях и т.д.;
  • Интересы и стремления различных социальных групп – рабочего класса, молодежи, пенсионеров, женщин и др.

В самом  общем смысле под социальной информацией  понимают знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и обо всех других ее формах в той мере, в какой они используются обществом, вовлечены в орбиту общественной жизни. Другими словами, информация есть содержание логического мышления, которое, воспринимаясь с помощью слышимого или видимого слова, может быть использована людьми в их деятельности.

 

1.2. Управленческая информация

 

Информация  – источник жизненной силы, кровь  организации. Без информации совет директоров (мозг организации) не может принять ключевых решений, отдел снабжения, кадров, финансовые службы, производственные цеха не могут получать и преобразовывать ресурсы в продукт. Без информации организация превращается в зомби, не имеющего разума, спотыкающегося и бредущего без определенного направления.

Управленческая информация – это набор фактов, которые могут быть полезны для менеджера при разработке и реализации управленческих решений. Управленческая информация может быть объективной (факты, документы) и субъективной (мнения, суждения).

Рассмотрим характеристики управленческой информации:

  • Объем;
  • Достоверность;
  • Стоимость;
  • Насыщенность;
  • Открытость;
  • Ценность.

Среди качественных характеристик  объёма информации выделяют избыточность, достаточность и недостаточность.

Информационная избыточность об объекте управления повышает качество решения, однако увеличивает время на принятие решения и повышает стоимость информации. Для принятия важных решений иногда требуется дублирование информации, т.е. создание информационной избыточности,

Напротив, недостаток информации затрудняет выработку правильного решения, увеличивает степень риска, требует современных экономико-математических методов для повышения вероятности правильного решения. Недостаток информации часто возникает искусственно из-за монополизации различных сведений, которая проявляется в двух направлениях:

• засекречивание (обоснованное или  необоснованное) части необходимых сведений;

• стремление отдельных лиц или  организаций монопольно обладать информацией для повышения своего социального и материального статуса.

Выход должен быть в демократизации информационных процессов, то есть в широком доступе к интересующей информации через различные каналы всех заинтересованных лиц.

Достаточный уровень информации — это минимально полный объем информации для конкретного человека, при котором он может принять обоснованное управленческое решение.

Современные руководители постоянно  решают нелегкую для себя задачу: какую информацию, и в каком объеме следует давать тому или иному работнику?

Достоверность во многом зависит от методики документооборота. Чем меньше людей принимают участие в сборе, передаче и обработке информации, тем выше ее достоверность. Об одном и том же событии можно получить разную информацию в зависимости от методики ее сбора и обработки. Достоверность зависит от времени прохождения информации. Даже абсолютно достоверная информация, пришедшая к информанту слишком поздно, может стать ложной, например информация о курсах акций на бирже.

Стоимость информации характеризуется снижением уровня затрат ресурсов (материалов, времени, денег) на принятие правильного решения. Она характеризует информацию как товар, имеющий потребительную стоимость.

Насыщенность информации – это соотношение полезной и фоновой информации. Полезная управленческая информация – это информация, которая имеет непосредственное отношение к объекту управления. Фоновая информация служит для лучшего восприятия полезной (профессиональной) информации за счет улучшения настроения, поднятия эмоционального уровня. Фоновая информация может включать: шутки, анекдоты, сведения о материальном и моральном стимулировании, предупреждение о предстоящей информации, вспомогательную и вводную информацию. Если фоновой информации нет, то полезная оценивается человеком как «сухая» и плохо воспринимается.

Открытость информации — это возможность предоставления ее различным контингентам людей. Существует три уровня открытости информации:

  • Секретная (государственная тайна) — отражает глобальные потребности общества и имеет ограничения на использование;
  • Конфиденциальная (для служебного пользования) — отражает интересы общества, потребности группы или коллектива людей. Имеет ограничения на использование. К конфиденциальной относятся сведения о потенциале организации (кадровом, технологическом, научном и т.п.);
  • Публичная (открытая) — отражает интересы общества, потребности и интересы людей. Не имеет ограничений на использование.

Информация о работе Роль коммуникаций в менеджменте