Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:33, реферат
Как часто случается с вами, что перед тем как выйти перед аудиторией, у вас все холодеет внутри, ладони мгновенно становятся потными, а выйдя перед всеми, вы не можете выдавить из себя ни единого слова? Вы стоите и думаете: «говори что-нибудь, хоть что-нибудь», но не можете произнести ни звука, как бы вы ни старались. Ноги становятся «ватными» и лицо начинает «гореть» как будто температура воздуха резко повышается до запредельных отметок. В итоге вы благополучно краснеете и, вымолвив что-то невнятное возвращаетесь на свое место, дав себе зарок никогда больше не выступать перед публикой.
Как преодолеть страха перед публичными выступлениями.
Как часто
случается с вами, что перед
тем как выйти перед
Для начала
разберемся с понятиями. Что такое
публичное выступление? Логично
будет сказать что это –
выступление перед публикой. Публикой,
или аудиторией считается группа
людей от 4 человек и больше. Условно,
я разделяю аудитории на несколько
категорий:
Публичное выступление – это 90% зрительного контакта, и лишь 10% — аудиального. Фактически, это означает следующее: «не столь важно ЧТО вы говорите, важно КАК вы это говорите». Главное в публичном выступлении – это подача, энергия, экспрессия и контакт с аудиторией.
Первое
— составьте план выступления. Поверьте,
у любого опытного оратора всегда
есть план выступления. Ни один опытный
оратор не начнет выступление если не
знает темы выступления и того о чем он
будет говорить (хотя бы примерно). Что
такое план? Не стоит заготавливать черновики
с полным и подробнейшим содержанием своей
речи, и уж тем более, не стоит пользоваться
такими записями при выступлении. Это
только отвлечет вас от речи и отнимет
время на то, чтобы разобраться в своих
записях. К тому же, если вы потеряете нить
повествования – вам придется копошиться
в записях, а это вызывает исключительно
негативные эмоции среди слушателей. Вместо
записей используйте лишь план выступления.
Дома в спокойной и тихой обстановке продумайте
структуру своего выступления, примерно
представьте себе о чем вы будете говорить
и запишите пункты своего выступления.
Например, если вы готовите отчет о достижениях
компании за год, то это может выглядеть
следующим образом:
Не стоит
воспринимать буквально вышеприведенный
план, это лишь примерная схема
того, как может выглядеть доклад.
Безусловно, если вы не указываете в
своих записях подробного описания
пунктов, то вы как минимум должны
знать то о чем собираетесь
рассказывать, чтобы у вас была
возможность импровизации.
Второе – держитесь раскованно и говорите
громко, избегая дрожи в голосе. Расслабьтесь,
аудитория чувствует напряжение. Когда
я смотрю на оратора, который находится
в напряжении и думает лишь о том, как бы
ему е опозориться, то ничего кроме чувства
стыда за этого человека у меня его доклад
не вызывает. Поэтому займите удобную
позу на сцене и держитесь так, как будто
вы общаетесь с кем-то из знакомых. Хороший
прием – найти в аудитории знакомого человека
и представить себе, что доклад рассказываешь
персонально ему. В таком случае вы легко
добьетесь успеха в публичных вступлениях.
Третье – двигайтесь. Поверьте на слово,
очень скучно смотреть на выступающего,
если он стоит как столб и не шевелится.
Это не значит, что рассказывая, вы должны
прыгать с места на место или пританцовывать.
Достаточно время от времени менять свое
местоположение на сцене. Наверняка вы
обращали внимание, что опытные ораторы
почти все время находятся в движении.
Они перешагивают с места на место, жестикулируют,
но при этом как будто бы остаются на одном
месте. Это происходит потому, то они перемещаются
по «треугольнику». Это значит, что мысленно
оратор рисует на полу треугольник и перемещается
по нему. Соответственно, он всегда находится
в движении и, в то же время, всегда находится
примерно на том же самом месте. Стоит
отметить, что чем больше аудитория –
тем больше должен быть треугольник и
тем больше должен перемещаться оратор.
Это логично, учитывая специфику выступлений,
например, перед отделом из 5 человек и
на сцене какого-нибудь дворца культуры.
Четвертое – жестикулируйте. Жесты должны
быть «открытыми», т.е. исходить как-бы
из вас и идти в аудиторию. Не стоит стоять,
скрестив руки на груди или перекрестив
ноги, «закрытые» жесты отталкивают. Стойте
прямо, двигайтесь, ваши жесты должны показывать
людям, что вы настроены на положительное
располагающее общение. Кисти должны быть
раскрыты. Демонстрация раскрытых ладоней
также положительно воспринимается людьми.
Также как и предыдущем пункте отмечу:
чем крупнее аудитория – тем шире должна
быть амплитуда жестов.
Пятое – улыбайтесь, будьте в хорошем
настроении. Хорошее настроение передается
людям и разрушает стену отчуждения между
вами и аудиторией.
Шестое – используйте юмор в выступлении.
Когда выходишь перед аудиторией, первая
задача – разбить стену, находящуюся между
вами и аудиторией, и юмор – лучший способ
это сделать. Но помните, что лучше вообще
не шутить, чем пытаться выдавить из себя
заученную шутку. Залог успеха публичного
выступления – естественность. Поэтому,
если не можете шутить естественно – лучше
не шутите вовсе.
Седьмое – используйте различные интонации
во время выступления. Ваше выступление
ни в коем случае не должно быть монотонным,
в противном случае, слушатели через 15-20
секунд уже перестанут вас слушать. Скучно
слушать человека, который постоянно бубнит
себе под нос. Будьте актером! Говорите
то тише, то громче, используйте паузы
в выступлении.
Восьмое – наладьте обратную связь с аудиторией.
Задавайте вопросы в аудиторию, пробуйте
стимулировать аудиторию на то, чтобы
люди самостоятельно задавали вопросы
вам. Это добавит юмора и остроты в ваше
выступление, а людям будет интересно
слушать вашу речь, поскольку они сами
невольно становятся ее участниками.
Девятое – приведите свою внешность в
порядок перед выступлением. На вас должно
быть приятно смотреть. Оратор всегда
должен находиться на полголовы выше своих
слушателей. Однако не стоит одеваться
чересчур вычурно. Если вы выступаете
перед группой молодежи на каком-нибудь
концерте – не стоит надевать костюм с
галстуком, наденьте какую-нибудь модную
спокойную молодежную одежду, без кричащих
тонов. Но помните, вы ВСЕГДА должны быть
одеты чуть лучше, чем большинство ваших
слушателей. Если вы мужчина – побрейтесь,
вымойте голову и воспользуйтесь туалетной
водой. Если женщина – у вас обязательно
должна быть какая-нибудь не будничная
прическа, воспользуйтесь духами и наденьте
новое платье.
Это важно не только потому, что людям
будет приятно смотреть на ухоженного
человека, но и потому, что это само по
себе придаст вам уверенности в своих
силах и сделает ваше публичное выступление
действительно эффективным.
Десятое – держите зрительный контакт
с аудиторией. Не стоит смотреть в пол
или пялиться в потолок. Смотрите на людей
– и тогда они ответят вам взаимностью
и ваше публичное выступление будет вознаграждено
градом аплодисментов после его окончания.
Важно понимать, что зрительный контакт
также зависит от размера аудитории. Если
вы выступаете перед группой в 10 человек
– то можно поочередно смотреть в глаза
каждому из них, однако если перед вами
сидит 200 человек – то данная задача становится
трудновыполнимой, поэтому разбейте аудиторию
на квадраты и выберите в каждом из них
по одному человеку (желательно в центре
квадрата) и поочередно смотрите на этих
«центровых». Таким образом всем сидящим
радом с ним будет казаться, что вы смотрите
непосредственно на них и это вызовет
в них дополнительный интерес к вашему
публичному выступлению.
В случае, если вы потеряли контроль над
аудиторией – его легко можно восстановить.
Ни в коем случае не кричите на людей и
не требуйте внимания, как разгневанный
плохим поведением воспитатель детского
сада. Если люди перестали вас слушать
– попробуйте замолчать и мысленно сосчитать
до 15. Бьюсь об заклад, что вы не успеете
досчитать, как на вас устремятся взоры
слушателей, которые как по взмаху волшебной
палочки бросят свои дела и будут пытаться
обнаружить причину внезапно возникшей
тишины.
Еще один хороший способ вернуть внимание
аудитории – сделать что-нибудь необычное.
Этими приемами хорошо владеют ведущие
крупных корпоративных тренингов, например,
Бодо Шеффер, который во время своих многочасовых
выступлений на стадионах и отжимается
прямо на сцене, и забирается по световым
приборам наверх, дабы не потерять за несколько
часов внимание десятков тысяч человек.
Бодо
Шефер (нем. Bodo Schäfer, р. 10 сентября 1960 в Кёльне) — финансовый консультант
(финансовый тренер), оратор,бизнесмен, авт
Информация о работе Как преодолеть страх перед публичным выступлением