Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:46, отчет по практике
Цель преддипломной практики изучить систему обучения персонала на примере промышленного предприятия, выявить его эффективность и предложить новые методы развития работающих.
Объектом преддипломной практики является Управление материально – технического снабжения, которое является основным и единственным предприятием занимающимся обеспечением снабжения и комплектацией материально – техническими ресурсами подразделений «Газпром трансгаз Ухта»
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ (УМТС) ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ УХТА»…………………………………………………………….
5
1.1 Анализ технико – экономических показателей деятельности УМТС ООО «Газпром трансгаз Ухта»…………………….
5
1.2 Анализ кадров УМТС ООО «Газпром трансгаз Ухта»…….
14
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА УМТС ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ УХТА»………………………
19
2.1 Оценка эффективности повышения квалификации персонала УМТС «Газпром трансгаз Ухта»……………………………
19
2.2 Рекомендации по повышению эффективности обучения кадров УМТС ООО «Газпром трансгаз Ухта»…………………..
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….. 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………… 42
Огромным стимулирующим фактором к повышению престижа рабочих профессий в ООО «Газпром трансгаз Ухта» традиционно признаются конкурсы профессионального мастерства. В соответствии с приказом № 51 от 10 июня 2002 г. ОАО «Газпром» «О проведении конкурсов профессионального мастерства рабочих на звание Лучший по профессии рабочий (бригада)» в 2009 году было проведено:
1) по 22 филиалам - 131 конкурс по 24 специальностям в 22 филиалах с участием 1970 работников.
2)
по ООО «Газпром трансгаз Ухта»
Таблица 16 - Выполнение плана по проведению конкурсов профессионального мастерства
|
Работа по организации и проведению конкурсов профессионального мастерства в большинстве филиалов из года в год значительно активизируется и приобретает плановый характер. Тем самым поднимается не только престиж рабочих специальностей, но и реализуется творческий потенциал самих организаторов. С каждым годом все большее количество служб и отделов подключаются к данному виду соревнований.
Так в октябре 2009 года, наряду с традиционными конкурсами профессионального мастерства, Инженерно-техническим центром впервые был организован и проведен конкурс на звание «Лучший специалист» неразрушающего контроля ООО «Газпром трансгаз Ухта». Необходимость решения проблемы повышения эксплуатационной надёжности магистральных трубопроводов является важнейшей задачей, поставленной перед специалистами Общества. Поднятие престижа профессии посредством организации конкурса профессионального мастерства - один из наиболее эффективных методов стимулирования высоких результатов на производстве.
Принято и то, что в процессе работы в этом направлении кадровой работы рождаются свежие творческие идеи, которые находят воплощение в организации и проведении новых видов соревнований.
В результате проведения анкетирования среди работников УМТС по вопросу качества образования (анкета приводится в приложении) выявлены следующие проблемы:
- работники недовольны тем, что обучение проводится с отрывом от производства; нагрузка на работающий персонал в этот период времени существенно возрастает, что сказывается на производительности труда. Для решения данной проблемы предлагается проводить поэтапное обучение, или самым оптимальным вариантом для себя работники УМТС считают дистанционное обучение с использованием персональных компьютеров;
-
в результате анкетирования
-
все опрошенные работники
Не смотря на указанные недостатки проводимое обучение имеет ряд плюсов, а именно работники получают базовые знания по ведению бухгалтерского учета, по технике безопасности, освоение нового оборудования и технологий, умения пользоваться программой «Консультант», знания первичных и нормативных документов. Кроме того, прошедшие обучение осваивают успешно компьютерные технологии, а также работу с новыми формами документов.
Очевидная
взаимосвязь между уровнем
Таблица 17 - Динамика прибыли, численности сотрудников, прошедших повышение квалификации, и общего количества работников, 2007 - 2009 гг.
|
2007 г. |
2008 г. |
2009г. |
Финансовый результат деятельности: прибыль, млн. руб. | 128902 | 144213 | 196245 |
Общее количество работников, прошедших повышение квалификации. человек | 549 | 594 | 640 |
Общее количество работников организации, человек | 1088 | 1103 | 1082 |
При этом работодатели хотят получить подтверждение прибыльности таких вложений, естественным является и желание увеличить отдачу от них. Таким образом, возникает проблема оценки эффективности процесса повышения квалификации персонала. К сожалению, отсутствует единая научно обоснованная система показателей, которая позволяет оценить качество повышения квалификации специалистов (эффективность обучения). Чаще всего этот параметр подменяют другим – качеством функционирования всей системы обучения.
Рис.6. Зависимость между уровнем профессионализма персонала и прибыльностью предприятия (2007 – 2009 гг.)
Одним из наиболее результативных методов оценки возврата инвестиций в обучение является модель RIO (return on investments) Филлипса, которая включает пять уровней.
На первом уровне оценивается реакция на повышение квалификации, анализируется информация об удовлетворённости (неудовлетворённости) её участников. Сведения имеют большое значение, поскольку работники, неудовлетворённые полученными знаниями и навыками не станут применять их на практике.
На втором уровне (после окончания или во время прохождения повышения квалификации) измеряют качество повышения квалификации, происходит поиск сотрудников, готовых к использованию полученных знаний и навыков. Контролируются такие показатели, как активность участников, доступность изложения материала, компетентность и навыки преподавания модератора, способности работника к приобретению знаний, его грамотность и мотивация.
Третий уровень оценки включает в себя демонстрацию навыков на практике и может производиться двумя способами:
На четвёртом уровне оценки производится расчёт результативности инвестиций (денежных) в обучение. Определяется, как персонал использует полученные навыки и знания, стал ли его труд более совершенным, отразилось ли это на работе предприятия в целом. Сопоставление полученных результатов с ожидаемыми даёт возможность рассчитать степень возврата инвестиций.
Пятый уровень оценки предполагает измерение финансовых показателей результатов и расходов на постпрограммные мероприятия.
Мы
предлагаем следующие методы для
оценки эффективности повышения квалификации
персонала (табл.18).
Таблица 18 - Предлагаемые методы анализа эффективности
повышения квалификации
Метод | Содержание |
Собеседование | Серия устных вопросов, задаваемых опрашиваемому |
Анкетирование | Серия письменных вопросов, задаваемых опрашиваемому |
Тестирование | Серия вопросов и заданий, целью которых является выяснение знаний, методов, способностей и отношения опрашиваемого в сопоставлении с определёнными критериями и нормами |
Экспертная оценка | Суждение преподавателя и руководителя на основе его опыта и компетентности в данном вопросе |
Наблюдение | Организованное наблюдение и оценка поведения человека |
Собеседование позволяет оценить результаты повышения квалификации и определить цели на будущее. Этот метод даёт возможность получить более полную характеристику процесса повышения квалификации, однако требует много времени и определённой подготовки со стороны тех, кто проводит собеседование. Кроме того, полученные данные могут носить субъективный характер.
Анкетирование представляет собой набор вопросов и описаний, позволяющих определить наличие (или отсутствие) определённых черт у аттестируемого. При этом слушатели могут сделать выводы о полезности своего обучения на курсах повышения квалификации, а модераторы – о том, достигнуто ли ими образовательная цель. Кроме того, анкетирование даёт возможность выяснить отношение опрашиваемых к различным аспектам процесса обучения. Ответы на хорошо составленные вопросы легко поддаются обработке, в том числе статистической. Однако чётко определённый круг вопросов сужает возможность получения важной дополнительной информации.
Тестирование позволяет проверить объём знаний, которые были приобретены слушателем во время повышения квалификации. Работнику предлагается несколько ответов на вопрос, из которых он должен выбрать правильный. Достоинство тестирования в том, что его можно использовать для оценки широкого круга вопросов (фактического материала, аналитических способностей слушателя и т.д.).
Экспертная оценка представляет собой исследование сложных вопросов на стадии выработки управленческого решения лицами, обладающими специальными знаниями и опытом, в целях формулирования выводов и рекомендаций.
Задача экспертов заключается в оценке качественных и количественных критериев, альтернативных вариантов решения и выделении из них наиболее предпочтительных. В роли экспертов, как правило, выступают руководители, специалисты, имеющие опыт и знания в исследуемой области.
Надёжность и достоверность решений, принимаемых на основе оценок группы экспертов, в значительной мере зависят от организации процедуры сбора, анализа и статистической обработки этих оценок. Например, при групповом обсуждении мнения самых авторитетных и эмоциональное воздействие наиболее «напористых» участников не редко влияют на суждения остальных. Кроме того, эксперты, оказавшиеся в меньшестве, чувствуют себя неуверенно и потому могут присоединиться к большинству. Чтобы снизить психологическое давление экспертов друг на друга и получить более достоверную информацию, целесообразно применять индивидуальные обсуждения, при которых каждый эксперт даёт оценку независимо от других. Затем вся информация обрабатывается и обобщается.