Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:50, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов формирования стратегии развития персонала организации.
Введение 3
1. Разработка кадровой стратегии организации 6
1.1 Понятие и роль кадровой политики 6
1. 2. Формирование кадровой стратегии 12
2. Анализ персонала на примере ЗАО «Калужский завод строительных материалов»…………………………………………………….……………………. 21
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………... 21
2.2 Анализ численности и структуры персонала 26
2.3 Содержание, принципы и задачи кадровой политики в организации….. 30
3. Разработка кадровой стратегии ЗАО «Калужский завод строительных материалов» 34
Заключение 39
Список использованных источников 42
-
комплексность ─ охвачены все сферы деятельности
по управлению
персоналом;
- системность ─ все составляющие элементы политики рассматриваются во взаимосвязи;
- обоснованность ─ используются современные научные разработки в этой области, которые могли бы обеспечить максимальный экономический и социальный эффект;
- эффективность ─ затраты на мероприятия в этой области должны окупаться результатами хозяйственной деятельности ООО «Калужского завода строительных материалов».
Для установления соответствия работников занимаемым должностям, в том числе и после повышения квалификации или профессиональной переподготовки, улучшения работы по подбору и расстановке кадров, мотивирования работников к эффективной деятельности в компании регулярно проводятся плановые аттестации персонала.
Социально-трудовые отношения между работниками и работодателями регулировались действующим законодательством Российской Федирации о труде, Тарифным соглашением между работниками и руководителями.
Организационная
Специалист отдела кадров занимается вопросами кадрового обеспечения и кадрового планирования предприятия (планирование потребности в кадрах, поиск, отбор, прием и расстановка кадров), а также вопросами кадровой политики, кадровой стратегии, развития персонала организации его мотивации.
Главный принцип кадровой политики - эффективный труд, личный вклад каждого в общее дело должны достойно оцениваться.
Приходящих на работу вчерашних выпускников вузов и профессиональных училищ сотрудники фирмы сразу окружают заботой и вниманием. Ведь от того, кем они станут, зависит будущее компании. Специально для них существует программа «молодой специалист», ориентированная на адаптацию молодых сотрудников к новой для них обстановке, на их обучение и развитие. Для работников среднего и низшего звена организован институт «мобильного персонала» - ротации наиболее перспективных сотрудников, «пробующихся» на разных участках работы. А те из них, кто обладает потенциалом лидера, целенаправленно готовятся на повышение в рамках программы «кадровый резерв».
В области управления персоналом ЗАО «КЗСМ» решает следующие задачи:
- создание рабочей обстановки, основанной на открытости, взаимном уважении и взаимопомощи способствующих раскрытию способностей каждого сотрудника;
-
развитие системы мотивации
- социальная защита сотрудников;
-
предоставление сотрудникам
По проведенному анализу кадровой политики предприятия ЗАО «КЗСМ» можно сделать следующие выводы:
Найм
и отбора персонала, как основное
направление в системе
Причинами неэффективного найма и отбора являются:
- узкий круг внешних источников набора персонала;
-
отсутствие действенных
Текучесть кадров как следствие неэффективности найма и отбора персонала, составляет 18%, что превышает естественный уровень и вызывает экономические потери.
По причинам текучести предприятие в основном покидают:
- рабочие;
- стаж работы до 1 года
Мотивы текучести персонала:
-
неэффективный отбор персонала,
-
отсутствие программы
- нестабильная заработная плата.
В ЗАО «КЗСМ» идет непрерывный процесс поиска эффективной системы, стимулирования труда, определены приоритетные направления корпоративной социальной программы.
Отсутствие декларируемой политики управления персоналом.
На
предприятии отсутствует
Кадровая
политика ЗАО «КЗСМ» нуждается в совершенствовании.
Главное, что составляет сущность управления персоналом ─ это системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения, перераспределения рабочей силы на уровне предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работника (рабочей силы) в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития, занятых на нем работников. На всех предприятиях должна проводиться эффективная кадровая политика, соответствующая стратегии развития предприятия.
Содержание управления персоналом в ЗАО «КЗСМ» должно составлять:
- определение потребности в кадрах с учетом стратегии развития организации, товарооборота,
- формирование численного и качественного состава кадров (система комплектования, расстановка),
- кадровая политика (взаимосвязь с внешним и внутренним рынком труда, высвобождение, перераспределение и переподготовка кадров),
- система общей и профессиональной подготовки кадров,
- адаптация работников в организации;
- оплата и стимулирование труда, система материальной и моральной заинтересованности,
- оценка деятельности и аттестация кадров, ориентация ее на поощрение и продвижение работников по результатам труда и ценности работника для предприятия;
- система развития кадров ─ межличностные отношения между работниками, администрацией и общественными организациями.
Целями управления персоналом организации ЗАО «КЗСМ» должны быть:
- повышение эффективности производства и труда, в частности достижение максимальной прибыли;
- обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.
Успешное выполнение поставленных целей в рассматриваемой организации требует решения таких задач, как:
- обеспечение потребности организации в рабочей силе, в необходимых объемах и требуемой квалификации;
- достижение обоснованного соотношения между организационной структурой коммерческого потенциала и структурой трудового потенциала;
- обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивированности, самодисциплины, выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;
- закрепление работника в организации, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала);
-
обеспечение реализации желаний, потребностей
и интересов работников в отношении содержания
труда, условий труда, вида занятости,
возможности профессионально-
- повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу.
Анализ выявил несовершенство системы адаптации работников на предприятии, что приводит к текучести кадров.
Алгоритм адаптационного процесса разработан с целью введения в должность рабочих всех подразделений и включения их в деятельность предприятия.
Процедура адаптации направлена на снижение текучести кадров на основе улучшения ее качества. Программа адаптации рассчитана на два месяца со дня выхода нового сотрудника на работу.
В выполнении операций, указанных в настоящем алгоритме, участвуют работник отдела кадров, начальник цеха, мастер, наставник и другие сотрудники предприятия.
Данная методика основана на процессе наставничества. Сама по себе идея наставничества не нова, но она достаточно эффективна для адаптации работника в новой производственной среде.
План-график стажировки:
1. Ознакомительный этап
2.
Введение в должность и
3. Оценка результатов
Рассмотрим все этапы программы, определим методы их реализации.
Этап 1. Ознакомительный этап (таблица 3.1).
Программу адаптации и введения в должность необходимо начать с мероприятий, способствующих эффективному ее развитию.
Таблица 3.1 – Ознакомительный этап
Операция процесса | Ответственный, количество дней | Методы |
1. Допуск к работе нового сотрудника | Работник отдела кадров, начальник цеха, мастер, наставник. Один день | Встреча работника и сопровождение его к месту работы. Знакомство с начальником цеха, мастером и наставником |
2. Знакомство с местом работы, оснащением | Мастер, наставник. Один день | Наставник показывает работнику его рабочее место, рассказывает об основных принципах работы |
3. Информирование об истории предприятия, его деятельности, приоритетах развития | Наставник. В течение 10 рабочих дней после выхода сотрудника на работу | Информирование о деятельности предприятия, производимой продукции; предоставление необходимых сведений о коллективе |
4. Экскурсия в производственные цеха | Наставник. В течение 3 рабочих дней после выхода на работу | Экскурсия по производственным подразделениям |
На этом этапе адаптации работник знакомится с основными целями и задачами, стоящими перед предприятием, основными направлениями деятельности, персоналом, корпоративной культурой, правилами поведения, узнает свои обязанности и требования, предъявляемые к нему со стороны организации.
Этап 2. Введение в должность и обучение (таблица 3.2).
Таблица 3.2 – Введение в должность и обучение
Операция процесса | Ответственный, срок выполнения | Методы |
1. Представление коллективу цеха | Мастер. В день выхода сотрудника на работу | Мастер знакомит нового работника с коллегами, объясняет ему его роль в производственном процессе |
2. Инструктаж по техники безопасности на рабочем месте | Инженер по технике безопасности. В день выхода сотрудника на работу | Инженер по технике безопасности проводит инструктаж с обязательной росписью инструктируемого |
3.Обучение нового сотрудника на рабочем месте | Наставник. В течение двух месяцев после выхода сотрудника на работу | Обучение проводится индивидуально |