Эволюция управленческой мысли. Школа человеческих отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:13, контрольная работа

Краткое описание

Данная работа содержит описание эволюции управленческой мысли; показано, как развивалось управление, прежде чем оно сформировалось в систематизированную научную дисциплину и профессию. Не существует никаких универсальных приемов или твердых принципов, которые бы делали управление эффективным. Существуют, однако, подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации.

Оглавление

Введение
Подходы на основе выделения различных школ
Научное управление
Классическая школа
Количественный подход
Процессный подход
Планирование
Организация
Мотивация
Контроль
Системный подход
Открытие и закрытие системы
Подсистемы
Переменные и системный подход
Ситуационный подход
Ситуационный подход и процесс управления
Ситуационные переменные
Школа человеческих отношений
Приложение
Заключение

Файлы: 1 файл

менеджмент кср №1.docx

— 64.26 Кб (Скачать)

Минский Институт Управления

Кафедра менеджмента

Управляемая самостоятельная  работа по дисциплине «Менеджмент»

 

 

 

 

 

Тема: «Эволюция управленческой мысли. Школа человеческих отношений»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка                                                                      Белова Анастасия                                                                            

группы 100001с

 

Руководитель                                                                                    Гребнев А. А.

Профессор

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

Содержание:

Введение

  1. Подходы на основе выделения различных школ
    1. Научное управление
    2. Классическая школа
    3. Количественный подход
  2. Процессный подход
    1. Планирование
    2. Организация
    3. Мотивация
    4. Контроль
  3. Системный подход
    1. Открытие и закрытие системы
    2. Подсистемы
    3. Переменные и системный подход
  4. Ситуационный подход
    1. Ситуационный подход и процесс управления
    2. Ситуационные переменные
  5. Школа человеческих отношений
  6. Приложение

Заключение

Список литературы

 

 

   Введение

Данная работа содержит описание эволюции управленческой мысли; показано, как развивалось управление, прежде чем оно сформировалось в систематизированную  научную дисциплину и профессию. Не существует никаких универсальных  приемов или твердых принципов, которые бы делали управление эффективным. Существуют, однако, подходы, которые  помогают руководителям повысить вероятность  эффективного достижения целей организации. Каждый из изложенных далее подходов внес заметный вклад в наше понимание  управления и организации. К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления:

  1. подход с позиций выделения различных школ в менеджменте заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь менеджмент рассматривается с четырех различных точек зрения: это школы научного менеджмента, административного менеджмента, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки менеджмента, или количественных методов.
  2. процессный подход рассматривает менеджмент как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
  3. в системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
  4. ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов менеджмента определяется ситуацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко  различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены  в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, поведенческая  школа, количественная школа.

 

 

 

 

  1. Подходы на основе выделения различных школ.
  2. Научное управление (1885 – 1920)

Научное управление наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет  и Генри Гантта. Эти создатели  школы научного управления полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать  многие операции ручного труда, добиваясь  их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Тейлор, например, скрупулезно замерил  количество железной руды и угля, которое  человек может поднять на лопатах  различного размера. Гилбреты изобрели прибор и назвали его микро  хронометром. Они использовали его  в сочетании с кинокамерой  для того, чтобы точно определить, какие движения выполняются при  определенных операциях и сколько  времени занимает каждое из них. Основываясь  на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы установить лишние, непродуктивные движения и  стремились повысить эффективность  работы.

     Научное управление  не пренебрегало человеческим  фактором. Важным вкладом этой  школы было систематическое использование  стимулирования с целью заинтересовать  работников в увеличении производительности  и объема производства. Предусматривалась  также возможность небольшого  отдыха и неизбежных перерывов  в производстве. Так что количество  времени, выделяемое на выполнение  определенных заданий, было справедливо  установленным. Это давало руководству  возможность установить нормы  производства, которые были выполнены,  и платить дополнительно тем,  кто превышал установленный минимум.  Ключевым элементом в данном  подходе было то, что люди, которые  производили больше, вознаграждались  больше. Авторы работ по научному  управлению также признавали  важность отбора людей, которые  физически и интеллектуально  соответствовали выполняемой ими  работе, они также подчеркивали  большое значение обучения.

Научное управление также  выступало в защиту отделения  управленческих функций обдумывания  и планирования от фактического выполнения работы. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению – это определенная специальность, и что организация  в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что  она делает успешнее всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали  свою работу.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому, управление стало  широко признаваться как самостоятельная  область научных исследований.

  1. Классическая, или административная школа в управлении                                 (1920 – 1950).

Авторы, которые писали о  научном управлении, в основном посвящали  свои исследования тому, что называется управлением производством. Они  занимались повышением эффективности  на уровне ниже управленческого. В отличии  от них, авторы, которые считаются  создателями школы административного  управления, более известной как  классическая школа, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей  высшего звена управления в большом  бизнесе. Арни Файоль руководил большой  французской компанией по добыче угля. Линдалл Урвик был консультантом  по вопросам управления в Англии. Джеймс Д. Муни работал в компании «Дженером  Моторс». Следовательно, их главной  заботой была эффективность в  более широком смысле слова –  применительно  к работе всей организации.

Целью классической школы  было создание универсальных принципов  управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к  успеху.

Эти принципы затрагивают  два основных аспекта. Одним из них  была разработка рациональной системы  управления организацией. Главный вклад  Файоля в теорию управления состоял  в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий  из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.

Вторая категория классических принципов касалась построения структуры  организации и управления работниками.

А. Файоль выделял 14 принципов  управления :

1.Разделение труда. Целью  разделения труда является выполнение  работы, большей по объему и  лучшей по качеству , при тех  же усилиях. Это достигается  за счет сокращения числа целей,  на которых должны быть направлены  внимание и усилие

2.Полномочия и ответственность.  Полномочия есть право отдавать  приказ, а ответственность есть  ее составляющая противоположность.  Где даются полномочия, – там  возникает ответственность.

3.Дисциплина – предполагает  послушание и уважение к достигнутым  соглашениям между фирмой и  ее работниками. Дисциплина предполагает  также справедливо применяемые  санкции.

     4.Единоначалие  – Работник должен получать  приказы только от одного непосредственного  начальника.

     5.Единство  направления – Каждая группа, действующая в рамках одной  цепи, должна быть объединена  единым планом и иметь одного  начальника.

     6.Подчиненность  личных интересов общим. Интересы  одного работника или группы  работников не должны превалировать  над интересами компании или  организации большего масштаба.

     7.Вознаграждение  персонала – Работники должны  получать справедливую зарплату  за свою службу.

     8.Централизация.  Будет варьироваться в зависимости  от конкретных условий.

     9.Сканерная  цепь. Это ряд лиц, стоящих на  руководящих должностях, начиная  от лица, занимающего самое высокое  положение в этой цепочке, - вниз, до руководителя низового звена.

     10.Порядок.  Место – для всего и все  на  своем месте.

     11.Справедливость. Это сочетание доброты и правосудия . 

     12.Стабильность  рабочего места для персонала.  Высокая текучесть кадров снижает  эффективность организации.

     13.Инициатива. Означает разработку плана и  обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу  и энергию.

     14.Корпоративный  дух. Союз – это сила. А она  является результатом гармонии  персонала.

 

 

3.Наука управления или количественный подход

(1950 – по настоящее  время).

Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области  знания внесли существенный вклад в  теорию управления.

Ключевой характеристикой  науки управления является замена словесных  рассуждений и описательного  анализа моделями, символами и  количественными значениями. Вероятно, самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дано развитие компьютеров. Компьютер  позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.

Влияние науки управления или количественного подхода  было значительно меньше, чем влияние  поведенческого направления, отчасти  потому, что гораздо большее число  руководителей ежедневно сталкивается с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Однако, в настоящее время положение быстро меняется, так как все больше школ бизнеса предлагает курсы количественных методов и применения компьютеров.

  1. Процессный подход.

   Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое – то единовременное действие, а серия непрерывных, взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями.

   Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

   Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций : планирования, организации, мотивации и контроля.

 

1.Планирование.

   Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих  целей. По своей сути, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса :

   1.Где мы находимся в настоящее время? Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации в таких областях как финансы, маркетинг, производство, трудовые ресурсы, научные исследования и разработки.

   2.Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, такие как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, руководство определяет, каким должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей.

   3.Как мы собираемся сделать это? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

   Планирование – это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.

   Планирование в организации не представляет собой отдельного события в силу двух существенных причин. Во - первых хотя некоторые организации прекращают существование после достижения цели, ради которой они первоначально создавались, многие стремятся продлить существование как можно дольше. Поэтому они заново определяют или меняют свои цели.

Информация о работе Эволюция управленческой мысли. Школа человеческих отношений