Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:56, доклад
В 30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений (1930 - 1950-е), в центре внимания которой находится человек. Основателем данного направления в менеджменте стал Элтон Мэйо (1880 - 1949).
Первым серьезным достижением поведенческой школы было доказательство того факта, что на производительность труда исполнителя оказывают влияние не только материальные факторы, сколько психологические и отчасти социальные.
Школа человеческих отношений
(Неоклассическая школа менеджмента)
В 30-е годы нашего столетия
зародилась школа человеческих отношений
(1930 - 1950-е), в центре внимания которой
находится человек. Основателем
данного направления в
Первым серьезным достижением поведенческой школы было доказательство того факта, что на производительность труда исполнителя оказывают влияние не только материальные факторы, сколько психологические и отчасти социальные.
В этом отношении показателен эксперимент, проведенный Э. Мэйо в 1923-1924 гг. на текстильной фабрике в Филадельфии. Ежегодная текучесть кадров на прядильном участке этой фабрики составляла 250%, а производительность была значительно ниже, чем на других участках. Причем никакие материальные стимулы не могли исправить ситуацию. В результате специальных исследований Мэйо пришел к выводу, что причинами такого положения явилась организация труда, исключающая возможность общения, и непрестижность профессии. Однако стоило ввести два десятиминутных перерыва для отдыха, как положение сразу изменилось: текучесть рабочей силы резко снизилась, выработка возросла.
Источником возникновения новой научной школы стали результаты известного «Хоторнского эксперимента»: Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции, улучшение условий труда и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Зато силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. В итоге обнаружилось, что любая организация - это еще и сложная социальная система, в которой отдельно взятые личности взаимодействуют между собой не только согласно установленной системе иерархии и предписаний по распределению работ.
По результатам эксперимента
Мэйо сделал вывод о том, что на
производительность труда в значительно
большей степени, чем организационно-
Обобщение результатов послужило основой нового направления в менеджменте, получившего название «школа человеческих отношений».
Хотя этот эксперимент сыграл огромную роль в утверждении новой школы, ее возникновение также тесно связано с именем другого ученого, немецкого психолога Гуго Мюнстерберга (1863 - 1916), одного из основателей психотехники. Именно Мюнстерберг первым осознал важность гуманизации процесса управления, так как менеджер обязан управлять прежде всего людьми, а не машинами и не сводить людей к придаткам машин.
Широкое практическое внедрение и популяризация профотбора - заслуга, прежде всего, Г. Мюнстерберга.
Исследования Г. Мюнтерберга строились по трем направлениям:
Наряду с этими учеными
большой вклад в развитие научного
управления внесла Мэри Паркер Фоллет
(1868 - 1933) - профессор социологии. В
книге «Новое государство» (1920) она
всячески подчеркивала важность изучения
сферы «человеческих отношений»
Основной целью Фоллет
считала интегративное
В своей работе «Созидательный опыт» Фоллетт пыталась ответить на вопросы, касающихся внутригрупповых конфликтов. Фоллетт постурировала, что любой конфликт интересов может быть разрешен четырьмя способами:
Первый и второй способы неприемлемы, потому что подразумевают использование силы и превосходства.
Компромисс – это явление бессмысленное и потому, что он изменяет суть вопроса, и оттого “истина не может быть у обеих сторон”.
Интеграция – поиск
решения, удовлетворяющего обеим сторонам
без компромисса и
В целом же смысл взглядов школы человеческих отношений на природу человека может быть сведен к следующим положениям:
Проблемам кооперации человеческой деятельности была посвящена книга Честера Барнарда (1886 – 1961) – «функции администратора», вышедшая в 1938 году. Ч.Барнард начал свое конструирование теоретической модели кооперативных систем с индивида как дискретного существа. Вместе с тем каждый индивид не действует в одиночку, вне сотрудничества и отношений с другими людьми. Индивиды уникальны, независимы и обособлены, в то время как организации кооперативны. Будучи независимыми индивидами, люди могут выбирать: входить им или нет в ту или иную кооперативную систему. Свой выбор они осуществляют, опираясь на собственные цели, желания, импульсы или же при помощи рационального анализа всех доступных альтернатив.
К недостаткам школы человеческих
отношений можно отнести
С начала 50-х гг. школа человеческих отношений трансформировалась в школу «поведенческих наук». К основным ее представителям можно отнести таких авторов, как К. Арджирис, Р. Лайкерт, Ф. Герцберг. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук. Другая важная особенность заключалась в том, что значительное внимание было уделено анализу сил, рождающихся в результате взаимодействия между людьми, - сотрудничества и конкуренции.
Основной целью этой школы
было повышение эффективности
Главный постулат школы: правильное применение науки о поведении всегда должно способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.