Школа человеческих отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:56, доклад

Краткое описание

В 30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений (1930 - 1950-е), в центре внимания которой находится человек. Основателем данного направления в менеджменте стал Элтон Мэйо (1880 - 1949).
Первым серьезным достижением поведенческой школы было доказательство того факта, что на производительность труда исполнителя оказывают влияние не только материальные факторы, сколько психологические и отчасти социальные.

Файлы: 1 файл

Школа человеческих отношений.docx

— 20.13 Кб (Скачать)

Школа человеческих отношений

(Неоклассическая  школа менеджмента)

В 30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений (1930 - 1950-е), в центре внимания которой  находится человек. Основателем  данного направления в менеджменте  стал Элтон Мэйо (1880 - 1949).

Первым серьезным достижением  поведенческой школы было доказательство того факта, что на производительность труда исполнителя оказывают  влияние не только материальные факторы, сколько психологические и отчасти социальные.

В этом отношении показателен  эксперимент, проведенный Э. Мэйо в 1923-1924 гг. на текстильной фабрике  в Филадельфии. Ежегодная текучесть  кадров на прядильном участке этой фабрики составляла 250%, а производительность была значительно ниже, чем на других участках. Причем никакие материальные стимулы не могли исправить ситуацию. В результате специальных исследований Мэйо пришел к выводу, что причинами  такого положения явилась организация  труда, исключающая возможность  общения, и непрестижность профессии. Однако стоило ввести два десятиминутных перерыва для отдыха, как положение  сразу изменилось: текучесть рабочей  силы резко снизилась, выработка  возросла.

Источником возникновения  новой научной школы стали  результаты известного «Хоторнского эксперимента»: Мэйо обнаружил, что четко разработанные  рабочие операции, улучшение условий  труда и хорошая заработная плата  не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители  школы научного управления. Зато силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти  и часто превосходили усилия руководителя. В итоге обнаружилось, что любая  организация - это еще и сложная  социальная система, в которой отдельно взятые личности взаимодействуют между  собой не только согласно установленной  системе иерархии и предписаний  по распределению работ.

По результатам эксперимента Мэйо сделал вывод о том, что на производительность труда в значительно  большей степени, чем организационно-технические  факторы, оказывают влияние факторы  социально-психологического характера.

Обобщение результатов послужило  основой нового направления в  менеджменте, получившего название «школа человеческих отношений».

Хотя этот эксперимент  сыграл огромную роль в утверждении  новой школы, ее возникновение также  тесно связано с именем другого  ученого, немецкого психолога Гуго Мюнстерберга (1863 - 1916), одного из основателей  психотехники. Именно Мюнстерберг первым осознал важность гуманизации процесса управления, так как менеджер обязан управлять прежде всего людьми, а не машинами и не сводить людей к придаткам машин.

Широкое практическое внедрение  и популяризация профотбора - заслуга, прежде всего, Г. Мюнстерберга.

Исследования Г. Мюнтерберга  строились по трем направлениям:

  • изучение с помощью методов дифференциальной психологии отдельных психологических функций (внимания, памяти и мышления) и степени участия этих функций в той или иной деятельности;
  • исследование нервно-психического напряжения в процессе деятельности;
  • создание адекватных моделей трудового процесса и проведение экспериментального обследования кандидатов.

Наряду с этими учеными  большой вклад в развитие научного управления внесла Мэри Паркер Фоллет (1868 - 1933) - профессор социологии. В  книге «Новое государство» (1920) она  всячески подчеркивала важность изучения сферы «человеческих отношений».

Основной целью Фоллет считала интегративное единство, средством достижения которого являлся  конструктивный конфликт. Также она  настаивала на том, что рабочие должны играть активную роль в управлении производством. Именно Фоллет была первой, кто определил менеджмент как  «обеспечение выполнения работы с помощью  других лиц». Кроме того, она считала, что менеджер должен управлять в  соответствии с ситуацией, а не с  тем, что предписано функцией управления. Также, по мнению Фоллет, основная проблема любой организации - это координация  усилий людей и коллективов и  нахождение гармонии этих усилий для  достижения эффективности работ.

В своей работе «Созидательный опыт» Фоллетт  пыталась ответить на вопросы, касающихся внутригрупповых  конфликтов. Фоллетт постурировала, что любой конфликт интересов  может быть разрешен четырьмя способами:

  • добровольное согласие одной из сторон;
  • борьба и победа одной стороны над другой;
  • компромисс;
  • интеграция.

Первый и второй способы  неприемлемы, потому что подразумевают  использование силы и превосходства.

Компромисс – это  явление  бессмысленное и потому, что он изменяет суть вопроса, и оттого  “истина не может быть у обеих  сторон”.

Интеграция – поиск  решения, удовлетворяющего обеим сторонам без компромисса и доминирования.

В целом же смысл взглядов школы человеческих отношений на природу человека может быть сведен к следующим положениям:

  • человек - «социальное животное», которое может быть свободно и счастливо только в группе;
  • человек обладает большими способностями, которые очень слабо используются в машинной модели организации;
  • труд человека может приносить ему не меньше удовольствия, чем игра, если он интересен и содержателен;
  • роль экономических форм стимулирования труда ограничена, они не являются единственными и тем более универсальными;
  • производственная организация - это сфера не только приложения трудовой деятельности, но и удовлетворения социальных потребностей человека;
  • для повышения эффективности деятельности организации необходимо отказаться от принципов управления, основанных на постулатах о властных отношениях, жесткой иерархии, поскольку они противоречат природе человека;
  • проблема установления социальной гармонии и сотрудничества есть не только сфера деятельности государства и общества, но и производственной организации.

Проблемам кооперации человеческой деятельности была посвящена  книга  Честера Барнарда (1886 – 1961) – «функции администратора», вышедшая в 1938 году. Ч.Барнард  начал свое конструирование теоретической  модели кооперативных систем с индивида как дискретного  существа. Вместе с тем каждый индивид не действует  в одиночку, вне сотрудничества и  отношений с другими людьми. Индивиды уникальны, независимы и обособлены, в то время как организации  кооперативны. Будучи независимыми индивидами, люди могут выбирать: входить им или нет в ту или иную кооперативную систему. Свой выбор они осуществляют, опираясь на собственные цели, желания, импульсы или же при помощи рационального анализа всех доступных альтернатив.

К недостаткам школы человеческих отношений можно отнести игнорирование  вопросов самоуправления и самоорганизации  рабочих в производстве.

С начала 50-х гг. школа  человеческих отношений трансформировалась в школу «поведенческих наук». К  основным ее представителям можно отнести  таких авторов, как К. Арджирис, Р. Лайкерт, Ф. Герцберг. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук. Другая важная особенность заключалась в том, что значительное внимание было уделено анализу сил, рождающихся в результате взаимодействия между людьми, - сотрудничества и конкуренции.

Основной целью этой школы  было повышение эффективности деятельности организации путем повышения  эффективности использования человеческих ресурсов, создание всех необходимых  условий для осознания собственной  значимости в управлении организацией.

Главный постулат школы: правильное применение науки о поведении  всегда должно способствовать повышению  эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.


Информация о работе Школа человеческих отношений