Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:25, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование системы оценки персонала организации ООО «Транзит».
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты оптимизации системы оценки персонала.
2. Выявить особенности и резервы улучшения существующей системы оценки персонала ООО «Транзит».
3. Разработать мероприятия, направленные на совершенствование существующей системы оценки персонала ООО « Транзит».
Введение……………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Теоретические основы формирования системы оценки персонала в организации…………………………………………………………………………..5
Раздел 2. Изучение системы оценки персонала в организации ООО «Транзит»…………………………………………………………….........................18
Раздел 3. Апробация метода оптимизации системы оценки персонала в ООО «Транзит» …………...……………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………….38 Список литературы……………………………………………................................40 Приложение…………………………………………………………………………42
7
Курсовое проектирование по дисциплине «Оценка персонала»
Курсовая работа
2011 год
«Исследование и оптимизация системы оценки персонала в организации»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Оценка является одной их важнейших функций управления персоналом. Ее роль в системе управления организацией заключается в том, что именно на ее основе управляющий субъект принимает соответствующие решения. От того, насколько эта информация будет качественной и надежной, в конечном счете, зависит эффективность принимаемого решения. Значение оценки высоко еще и потому, что она связывает, объединяет все элементы системы управления персоналом в единое целое. Невозможно осуществить управление персоналом ни по одному направлению (планированию персонала, отбору, адаптации, стимулированию труда, развитию способностей, трудовым перемещениям и карьере, сплочению коллектива, высвобождению персонала и др.), не проводя при этом оценку соответствующих деловых, личностных или профессиональных качеств работников. Сегодня примерно 90% российских компаний не имеют четко организованной и эффективно работающей системы управления персоналом. В управлении персоналом проблемы оценки остаются наименее разработанными в теоретическом и практическом плане. Этим определяется актуальность курсовой работы: «Исследование и оптимизация системы оценки персонала организации на примере ООО «Транзит». Система оценки персонала повышает эффективность управления человеческими ресурсами организации через: – положительное воздействие на мотивацию сотрудников; – планирование профессионального обучения; – планирование профессионального развития и карьеры; – принятие решений о вознаграждении, продвижении, увольнении. Названные выше преимущества реализуются тогда, когда выполняется ряд дополнительных условий. Во-первых, система оценки и, самое главное, фактическая оценка работы сотрудников должны быть максимально объективны и восприниматься сотрудниками как объективные. Для придания объективности системе оценки ее критерии должны быть открытыми и понятными сотрудникам. Во-вторых, результаты оценки должны быть конфиденциальными, т.е. известными только сотруднику, его руководителю, отделу человеческих ресурсов. Обнародование результатов создает напряженность в организации, способствует антагонизму между руководителями и подчиненными, отвлекает сотрудников от подготовки и реализации плана устранения недостатков. Цель курсовой работы – исследование системы оценки персонала организации ООО «Транзит». Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить теоретические аспекты оптимизации системы оценки персонала. 2. Выявить особенности и резервы улучшения существующей системы оценки персонала ООО «Транзит». 3. Разработать мероприятия, направленные на совершенствование существующей системы оценки персонала ООО « Транзит». Объектом исследования является персонал ООО «Транзит». Предметом исследования – система оценки персонала. Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: О.С. Виханский, А.П. Егоршин, А.А. Раздорожный, Н.В. Самоукина, Л.У. Стаут и других. Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
Организации существуют для достижения стоящих перед ними целей. Степень реализации этих целей показывает, насколько эффективно действует организация. Показатель прибыли позволяет оценить эффективность работы организации в целом, складывающейся из эффективности использования всех организационных ресурсов, в том числе каждого сотрудника. Сотрудники неодинаково выполняют свои производственные обязанности (лидеры, аутсайдеры и середняки). Чтобы провести эту дифференциацию, необходимо иметь единую систему оценки эффективности выполнения каждым сотрудником своих должностных функций [8]. Регулярная и систематическая оценка сотрудников предоставляет руководству организации информацию, необходимую для принятия обоснованных решений о повышении заработной платы, повышении в должности или увольнении. Принятие сотрудниками системы оценки и их активное участие в процессе оценки также являются условием ее эффективного функционирования. Организации оптимизируют системы оценки персонала за счет: – универсальности системы оценки; – установления стандартов и норм оценки; – выбора методов оценки. Создать систему оценки, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности очень сложно, поэтому на сегодняшний день существует несколько систем оценки персонала, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Наиболее распространенной является система периодической аттестации персонала [16]. Оценка персонала – это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места [4]. Различают два основных вида оценки: 1) оценку кандидатов на вакантную должность; 2) текущую периодическую оценку сотрудников организации. Оценка кандидатов на вакантную должность позволяет говорить о четырех основных этапах, определяющих содержание процесса оценки: анализ имеющихся данных; наведение справок об испытуемом работнике (по месту прежней работы или учебы); проверочные испытания; собеседование [12]. Организационная процедура подготовки деловой оценки предполагает выполнение следующих обязательных мероприятий: разработка методики деловой оценки и привязка к конкретным условиям организации; формирование оценочной комиссии с привлечением непосредственного руководителя испытуемого сотрудника, специалистов вышестоящего, равного и нижестоящего уровня иерархии, а также специалистов службы управления персоналом организации или специализированных оценочных центров; определение времени и места проведения деловой оценки; установление процедуры подведения итогов оценивания; проработка вопросов документационного и информационного обеспечения процесса оценки; консультирование оценщиков со стороны разработчика методики или специалиста, владеющего ею [12]. Аттестация представляет собой процесс оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей [2]. Личный план сотрудника. Одним из результатов аттестационного собеседования является утверждение личного плана сотрудника на следующий аттестационный период. Индивидуальный план развития (табл.1) представляет собой самооценку сотрудника, его видение того, как он мог бы улучшить результаты своей профессиональной деятельности и мероприятия, которые могли бы помочь ему в самосовершенствовании.
Таблица1
Индивидуальный план развития
Ф.И.О._________________ |
|
Должность:_____________ | Подразделение:_________ |
1. Самооценка применительно к занимаемой должности: а) Каковы Ваши сильные стороны ? |
Текущий контроль. В течение всего аттестационного периода руководитель осуществляет контроль за работой сотрудника, в том числе за выполнением индивидуального плана. Для этих целей руководитель может использовать специальную форму регистрации достижений (табл.2), позволяющую более объективно аттестовать сотрудника в конце периода и лучше подготовиться к аттестационному собеседованию.
Таблица 2
Форма регистрации достижений
Ф.И.О. сотрудника____________________ Период аттестации ______ - ______ |
| |
Дата | Цель | Событие |
|
|
|
Одна из важнейших методических проблем – кто должен оценивать работника. В практике большинства организаций этим занимается менеджер – управляющий. Кроме него в ряде случаев этим занимаются: 1. Комитет из нескольких контролеров. 2. Коллеги оцениваемого. 3. Подчиненные оцениваемого. 4. Кто-либо, не имеющий непосредственного отношения к рабочей ситуации. 5. Самооценка. 6. Использование комбинации перечисленных форм оценки [19]. Методы оценки, при которых сотрудников оценивает непосредственный руководитель, являются традиционными для большинства современных организаций. Этим методам присущ ряд недостатков, делающих их неадекватными для современных динамичных организаций: сфокусированы на отдельном работнике, оценивая его вне организационного контекста; основываются исключительно на оценке сотрудника руководителем; ориентированы в прошлое и не учитывают долгосрочные перспективы развития организации и сотрудника [13]. Несколько направлений в развитии нетрадиционных методов: новые методы аттестации рассматривают рабочую группу (подразделение, бригаду, временный коллектив) в качестве основной единицы организации, делают акцент на оценку работника его коллегами и способность работать в группе; оценка отдельного сотрудника и рабочей группы производится с учетом результатов работы всей организации; во внимание принимается не только успешное выполнение сегодняшних функций, сколько способность к профессиональному развитию и освоению новых профессий и навыков. В целевых и плановых оценках, а также в текущих оценках условно различают три группы методов: 1) количественные – это все методы с числовой оценкой уровня качеств работника; 2) качественные – это методы биографического описания, деловой характеристики, специального устного отзыва, эталона, а также оценки на основе обсуждения; 3) комбинированные – широко распространенные и разнообразные методы экспертной оценки степени проявления определенных качеств, специальные тесты и некоторые другие комбинации качественных и количественных методов [17]. Количественные методы оценки: 1. Метод стандартных оценок. Руководитель заполняет специальную форму, оценивая отдельные аспекты работы сотрудника в течение аттестационного периода по стандартной шкале (табл.3).
Таблица 3
Форма аттестационного листа
Вес | Фактор | Оценка | Комментарий |
30% | Качество работы: Аккуратность и тщательность в работе. Соответствие стандартам качества. |
|
|
10% | Планирование: Способность разрабатывать и реализовывать планы действий, адаптируя их к изменяющимся условиям. |
|
|
25% | Организация: Способность эффективно использовать ресурсы и время для достижения результатов. |
|
|
15% | Руководство/Лидерство: Способность мотивировать и руководить людьми, устанавливать стандарты, оценивать работу подчиненных и способствовать ее улучшению. |
|
|
10% | Коммуникация: Способность эффективно взаимодействовать с людьми, ясно выражаясь в устной и письменной форме. |
|
|
10% | Отношение к работе: Ответственность, способность работать с большой нагрузкой. |
|
|
100% | Итоговая оценка: П (превосходно); О (отлично); Х(хорошо) НО (ниже ожидаемого); Н (неудовлетворительно). |
|
|
Информация о работе Исследование и оптимизация системы оценки персонала в организации