Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:02, дипломная работа
Цель работы – использование социально психологических факторов в практике управления коллективом, на примере ОСАО «Россия»
Введение……………………………………...……………………….…….5
1 Характеристика социально-психологических факторов, влияющих на управление коллективом филиала ОСАО " Россия"……………………………9
1.1 Трудовой коллектив ОСАО «Россия»: основные сведения…………9
1.2 Социально-психологические факторы, влияющие на трудовой коллектив…………………………………………………………………………13
1.3 Факторы определяющие социально-психологический климат……21
2 Анализ социально психологических факторов, влияющих на управление коллективом филиала ОСАО "Россия"…………………………...27
2.1 Социально-психологический климат в коллективе………………...27
2.2 Кадровый аудит филиала ОСАО "Россия". Анализ кадровой политики………………………………………………………………………….33
2.3 Исследование социально-психологический факторов, влияющих на коллектив филиала ОСАО "Россия"……………………………………………42
3 Пути совершенствования управления трудовым коллективом филиала ОСАО "Россия"…………………………………………………………………..46
3.1 Способы мотивации и их влияние на труд коллектива…………....46
3.2 Проектные предложения по совершенствованию условий труда персонала филиала ОСАО "Россия"……………………………………………50
Заключение………………………………………………………………...60
Список использованной литературы…………………………………….63
Приложения……………………………………………………………….64
Исходя из приведенного определения социальная роль выполняет две функции:
1)
указывает человеку, как ему вести
себя в данной позиции (
2)
формирует определенные
Изложенное позволяет раскрыть структуру (внутреннее строение) социальной роли. В нее входят следующие элементы:
1)
ролевые предписания (
2) ролевые ожидания;
3)
ролевое поведение (т.е.
4) оценка ролевого поведения;
5)
санкции (в случае
Большую роль в формировании и сплочении коллектива играет стиль руководства. Руководитель в своей повседневной деятельности должен учитывать, что его работники обладают различными характерами, социально-психологическими качествами, различной общеобразовательной и специальной подготовкой. Это требует от него изучения их характера, умения выбрать способы воздействия на человека в зависимости от черт характера, специфики деятельности, социальных характеристик. Далеко не каждый специалист может быть хорошим руководителем.
В
связи с этим особенно актуальным
становится определение степени
соответствия личностных и деловых
качеств руководителей
В процессе сплочения коллектива немалую роль играет процесс общения.
Общение - потребность человека, важнейшее условие его трудовой деятельности, сила, организующая и сплачивающая коллектив.
Общение как средство сплочения трудового коллектива выполняет познавательную, коммуникативную и регулятивную функции.
Познавательная функция состоит в том, что члены коллектива или группы, общаясь, обмениваются информацией о себе самих, своих товарищах, путях и методах решения поставленных перед ними задач. В процессе такого обмена у каждого из членов коллектива появляется возможность узнавать более эффективные приемы и методы работы, соотносить свой индивидуальный стиль ее выполнения с общим и выполнять так свою работу, чтобы это соответствовало правилам и методам, принятым в данном коллективе. А это формирует необходимое для нормального функционирования коллектива трудовое единство.
Коммуникативная функция состоит в том, что члены коллектива, общаясь, формируют свое и общеколлективное эмоциональное состояние. Эмоции - ответная реакция человека на те или иные раздражения. В процессе общения рождаются различные виды эмоций. Общение может сопровождаться эффектом сочувствия, соучастия, взаимопонимания и способствовать эмоциональной разрядке состояния человека, но может создавать и определенный уровень эмоциональной напряженности, психологический барьер предвзятости, неприятия, отчужденности.
Регулятивная
функция проявляется в
Однако
проблему формирования отношений в
коллективе, его сплочения следует
рассматривать не только через систему
отношений руководитель-
Реализация
рассмотренных функций
В
каждом трудовом коллективе наряду с
формальными отношениями
Формальные и неформальные отношения находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Формальные отношения могут вызывать к жизни неформальные, замедлять или ускорять процесс их развития, придавать ему определенную направленность и социальный характер. Неформальные отношения, в свою очередь, могут активно влиять на формальные, приобретать устойчивый характер и перерастать в формальные. Они могут дополнять, конкретизировать, способствовать целям формальных отношений, могут быть индифферентными, безразличными к ним, а могут и противоречить этим целям.
Очень важно, чтобы неформальные отношения не только не противоречили формальным, а служили их естественным дополнением и в этом многое зависит от руководителя коллектива. Руководитель является формальным лидером, а его подчиненные могут объединяться в неформальные группы, в которых будут свои неформальные лидеры. И если у руководителя достаточно здравого смысла и опыта, то он постарается завоевать доверие неформального лидера и через него влиять на поведение членов неформальной группы.
Рассмотрим способы улучшения
мотивации труда. Они
1. Материальное стимулирование.
2. Улучшение качества рабочей силы.
3. Совершенствование организации труда.
4. Вовлечение персонала в
5. Неденежное стимулирование.
Первое направление отражает роль мотивационного механизма оплаты труда в системе повышения производительности труда. Оно включает в качестве элементов совершенствование системы заработной платы, предоставление возможности персоналу участвовать в собственности и прибыли предприятия.
Безусловно, мотивационному механизму оплаты труда отводится большая роль, но постоянное повышение уровня оплаты труда не способствует как поддержанию трудовой активности на должном уровне, так и росту производительности труда. Применение этого метода может быть полезным для достижения кратковременных подъемов производительности труда. В конечном итоге происходит определенное наложение или привыкание к этому виду воздействия. Одностороннее воздействие на работников лишь денежными методами не может привести к долговечному подъему производительности труда.
Хотя труд в нашей стране, в отличие от высокоразвитых стран, на сегодняшний день рассматривается, в основном, лишь как средство заработка, можно предположить, что потребность в деньгах будет расти до определенного предела, зависящего от уровня жизни, после которого деньги станут условием нормального психологического состояния, сохранения человеческого достоинства. В этом случае в качестве доминирующих могут выступить другие группы потребностей, связанные с потребностью в творчестве, достижении успехов и другие. Для руководителя очень важно умение распознавать потребности работников. Потребность более низкого уровня должна удовлетворяться прежде, чем потребность следующего уровня станет более значительным фактором, определяющим поведение человека.
Потребности постоянно
С развитием личности расширяются возможности, потребности в самовыражении.
Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.
Следующее направление улучшения мотивации - совершенствование организации труда - содержит постановку целей, расширения трудовых функций, обогащения труда, производственную ротацию, применение гибких графиков, улучшению условий труда.
Постановка целей предполагает,
что правильно поставленная
цель путем формирования ориентации
на ее достижение служит
Расширение трудовых функций подразумевает внесение разнообразия в работу персонала, то есть увеличение числа операций, выполняемых одним работником. В результате удлиняется рабочий цикл у каждого работника, растет интенсивность труда. Применение данного метода целесообразно в случае недозагруженности работников и собственного желания их расширить круг своей деятельности, в противном случае это может привести к резкому сопротивлению со стороны работников.
Обогащение труда
Для массовых рабочих профессий лучше всего использовать производственную ротацию, которая предполагает чередование видов работы и производственных операций, когда рабочие в течение для периодически обмениваются рабочими местами, что характерно преимущественно для бригадной формы организации труда.
Улучшение условий труда - острейшая
проблема сегодняшнего дня. На
этапе перехода к рынку