Инновационный менеджмент в компании «3М»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:31, курсовая работа

Краткое описание

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия – распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Инновационный процесс имеет циклический характер. Эти моменты необходимо учитывать при создании гибких систем организации и управления экономикой.

Оглавление

1.Введение-----------------------------------------------2

2.Инновационный менеджмент и научно- техническая политика---------------------------------4

2.1. Инновационный менеджмент-------------------4

2.2.Научно- техническая политика-----------------7

3. Разработка и внедрение новой продукции-----12

3.1.Основные этапы инновационного процесса-13

3.2. Сфера инновационной деятельности--------16

4.Организационные формы инновационного менеджмента------------------------------------------20

4.1. Системы управления процессом инновации-----------------------------------------------20

5.Инновационный менеджмент в компании «3М»--------28

5.1.История создания компании «3М»----------------------28

5.2. Инновационная стратегия роста-----------------------29

6.Заключение------------------------------------------------------33

7. Список используемой литературы-------------------------35

Файлы: 1 файл

Инновац.менедж..doc

— 207.00 Кб (Скачать)
t-align:center"> 

 

 

 

 

 

 

4.Организационные формы    инновационного менеджмента

 

4.1. Системы управления процессом       инновации

 

В современных условиях в крупных фирмах сложились устойчивые механизмы управления научно-технической деятельностью, отражающие особенности процесса интеграции науки и производства, все большую ориентацию исследований и разработок на рыночные потребности, усиление влияния рыночных факторов на определение стратегических позиций фирм. Новые задачи повлекли за собой изменения в системе связей как по вертикали – между всеми уровнями управления, так и по горизонтали – между подразделениями научно-производственно-сбытовой цепи.

 

В 80-е гг. новым стало возникновение  и развитие интегрированных систем управления процессом инновации, выделившихся из общей системы управления производством и выпуском традиционной продукции. Разработка и внедрение нововведений превратились в непрерывный управляемый процесс, когда инновационные идеи интегрируются в перспективные производственные планы и программы, стимулирующие проникновение во все новые сферы бизнеса.

 

Новые системы управления были приняты в крупнейших машиностроительных компаниях («ИБМ», «Дженерал Электрик», «Мацусита», «Мицусибиси», «Сони» и др.). Их задача – обособление подразделений, занимающихся нововведениями и перспективными направлениями развития фирмы, с целью упрощения процесса принятия решений, системы планирования и стимулирования, ускорения разработки и внедрения новой продукции за счет специализации.

 

Создание более гибкой и комплексной системы управления инновационными процессами, нового хозяйственного механизма, ориентированного на разработку перспективной продукции, перестройку организационных форм и функций управления, а также стиля управления, стимулирует создание и внедрение новшеств и обеспечивает сквозное управление инновационным процессом от возникновения идеи и до ее реализации.

 

В 70-е гг. формировалась децентрализованная структура управления, в производственных отделениях создавались отделы НИОКР, маркетинга, сбыта, специализированные по товарному принципу. При этом цикл «научные исследования – производство - сбыт» осуществлялся как линейный процесс. В результате на каждом этапе цикла в реализацию нововведения вовлекался все новый персонал, не принимавший участия  на предыдущих стадиях создания продукта. И, следовательно, ответственность за разработку, производство и сбыт в рамках производственного отделения переходила от одних групп-исполнителей к другим. Этот подход отражает высокий уровень  специализации в рамках производственных отделений и предполагает раздельное финансирование и планирование, как новой продукции, так и традиционных видов изделий. Такая организация инновационного процесса получила в свое время широкое распространение и продолжает эффективно использоваться во многих компаниях.

 

В 80-е гг. бурное развитие научно-технического прогресса, в первую очередь, в наукоемких отраслях, обусловило переход к новой системе управления, предполагающей выделение управления инновационным процессом в самостоятельный объект управления. В результате появились гибкие структуры управления инновационной деятельностью, использующие горизонтальные связи между подразделениями НИОКР, производства и сбыта.

 

Сложившаяся как самостоятельный объект управления система управления процессом инновации предполагает:

 

·        создание на высшем уровне специализированных подразделений – советов, комитетов или рабочих групп по разработке технической политики;

 

·        создание центральных служб, отделений новых продуктов для координации инновационной деятельности;

 

·        выделение целевых проектных групп или центров по разработке новой продукции;

 

·        повышение роли находящихся в составе производственных отделений отделов НИОКР, лабораторий, научных центров, занимающихся инновационной деятельностью;

 

·        образование венчурных подразделений и специальных фондов стимулирования инновационной деятельности;

 

·        организацию консультационной помощи в области нововведений;

 

·        создание специальных отраслевых лабораторий по проблемам освоения новой технологии.

 

1.     Специализированные подразделения - советы, комитеты, рабочие группы по разработке технической политики создаются преимущественно в крупных фирмах, выпускающих наукоемкую продукцию. Их задача – определение ключевых направлений инновационного процесса и внесение конкретных предложений в совет директоров для принятия решений. Обычно в такие подразделения входят управляющие производственными отделениями, представители центральных служб, НИОКР и сбытовых служб.

 

2.     Центральные службы развития новых продуктов, осуществляющие координацию инновационной деятельности, обеспечивают комплексный подход к такой деятельности:  разработку единой технической политики, контроль и координацию инновационной деятельности, проводимой в различных производственных отделениях, а также в других центральных службах.

 

3.     Отделения новых продуктов – это самостоятельные подразделения, осуществляющие координацию инновационной деятельности в рамках фирмы в целом, согласование целей и направлений технического развития, разработку планов и программ инновационной деятельности, наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением, рассмотрение проектов создания новых продуктов.

 

4.     Проектно-целевые группы по проведению научных исследований, разработке и производству новой продукции – это самостоятельные хозяйственные подразделения, создаваемые для комплексного осуществления инновационного процесса от идеи до серийного производства конкретного вида изделия или проекта. Они создаются на среднем уровне управления и подчиняются непосредственно высшему руководству фирмы. Такие группы могут создаваться и в составе одной из центральных служб маркетинга, НИОКР, инженерно-конструкторской, планирования. Целевые группы, создаваемые на временной или постоянной основе, способствуют эффективной организации творческого поиска, разработки перспективной продукции и доведению ее до рынка. Целевые (поисковые) группы создаются на разные сроки: от 2-3 до 10 и более лет.

 

         Проектно-целевые группы не обязаны    согласовывать свои действия с другими подразделениями фирмы, они имеют собственные системы мотивации для разработки и освоения новшеств и подчиняются только высшему управлению фирмой при решении вопросов рентабельности и финансирования нововведений. Обычно первоначально создаются небольшие группы в составе 10-15 человек (например, у фирм «Сони», «Мацусита»), а затем они могут преобразовываться в самостоятельные научно-производственные подразделения или комплексы по развитию новых сфер бизнеса в составе 400 человек, объединяющие  все основные этапы научно-производственного процесса. Например, у фирмы «ИБМ» насчитывается 11 подразделений, которые сами выбирают стратегию производства и маркетинга, без согласования с высшим руководством. Наряду с ними у «ИБМ» создаются временные технические и проектные группы по разработке новой продукции.

 

5.     Центры развития – это также новая форма   организации инновационного процесса, предполагающая создание хозяйственно самостоятельных подразделений, не связанных с основной сферой деятельности фирмы. Для центров устанавливаются такие показатели хозяйственной деятельности, которые на первом этапе внедрения новой продукции стимулируют расширение объема продаж и способствуют завоеванию рыночных позиций. Одновременно осуществляется стимулирование руководителей и персонала центра следующим образом: предполагается, что зарплата сотрудников и вознаграждение управляющих зависят непосредственно от коммерческих результатов деятельности центра; в то же время коммерческие риски и неудачи, связанные с производством и сбытом новой продукции, не влекут за собой административных санкций или штрафов.

 

6.     В новой системе управления нововведениями отделы НИОКР в производственных отделениях стали играть более важную роль, чем раньше. Они осуществляют не только поиск и разработку новых перспективных идей, но и их быстрое доведение до стадии освоения, производства и сбыта. Поэтому они более заинтересованы в создании научно-технических заделов для следующего поколения продукции. Для современных условий характерно усиление взаимного обмена персоналом  между отделами НИОКР и отделами обеспечения производства в рамках производственного отделения. О повышении роли отдела НИОКР свидетельствует также увеличение объемов их финансирования в сумме, составляющей от 3 до 10% объема продаж продукции соответствующего производственного отделения.

 

7.     Венчурные подразделения организуются в крупных компаниях на основе создания собственных фондов «рискового капитала». В середине 1980-х годов в США из 509 компаний, специализировавшихся на «рисковых капиталовложениях», 44 принадлежали непосредственно крупным фирмам. Средства венчурных фондов часто вкладываются в небольшие начинающие фирмы, которые впоследствии поглощаются крупными, либо с ними устанавливаются долгосрочные межфирменные связи.

 

8.     Специальные централизованные фонды стимулирования нововведений создаются за счет части прибыли компаний и используются на ускорение внедрения новой продукции в серийное производство. Например, в компании «Дженерал электрик» за счет централизованных фондов финансируются исследования и разработки, имеющие значение для деятельности всей фирмы. Из этих средств создаются впоследствии фонды внедрения (венчурные фонды), которые могут использоваться как инвестиции в независимые венчурные фирмы или в венчурные фирмы, принадлежащие корпорациям. Централизованные фонды способствуют увязке инновационных проектов и общей стратегии фирмы.

 

9.     Фонды стимулирования нововведений в производственных отделениях создаются для стимулирования НИОКР прикладного характера, связанных с потребностями производственного отделения. Такие фонды позволяют отделениям более активно включать научно-технические программы в свои планы.

 

10. Консультационные  или аналитические группы создаются в крупных компаниях (например, «Мицусибиси») в составе исследователей, управляющих, представителей функциональных подразделений. В их функции входит: прогнозирование развития технологии и спроса на новую продукцию, выбор перспективных идей, определение тематики исследований, координация работы ученых и инженеров, работающих в производственных отделениях  в рамках специальных проектов. Эти группы выступают в качестве консультантов по широкому кругу вопросов научно-производственной деятельности фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Инновационный менеджмент в компании «3М»

 

5.1.История создания компании «3М»

 

1902 год – образование компании «3М» (Minnesota Mining and Manufacturing),  начавшей производить наждачную бумагу.

 

30-е гг.  – внедрение прозрачных клейких лент, клеящихся материалов и светоотражающих пленок марки Scotch (совокупный объем продаж компании  достиг $10 млн.).

 

40-е гг. – внедрение первой магнитной ленты для звукозаписи (совокупный объем продаж компании  - $100 млн.).

 

50-е гг. – CBS,  крупнейшая телекомпания США, стала первым коммерческим потребителем видеоленты «3М» (совокупный объем продаж компании  - $500 млн.).

 

60-е гг. – Нил Армстронг высадился на Луну, на подошвах его ботинок – покрытие марки Fluorel  компании «3М» (совокупный объем продаж компании  - $1 млрд.).

 

70-е гг. – появление виниловых  маркирующих пленок и термоплавких клейких катриджей «3М» (совокупный объем продаж компании  - $5млрд.).

 

80-е гг. -  на рынке появляется бумага для заметок Post it (совокупный объем продаж компании  - $10 млрд.).

 

90-е гг. – созданы отделения «3М» в Чехии, Словакии и Венгрии, образована компания «3М-Россия».

 

В настоящее время «3М» представлена на рынках более 200 стран. Головной офис находится в Сент-Поле (США). Количество работающих – 70550 человек. Количество товарных позиций – около 60 тыс. Общая сумма дохода - $15,7 млрд. Акции «3М» входят в тридцатку акций, на основании которой определяется индекс Доу-Джонс.

 

5.2. Инновационная стратегия роста

 

Компания могла бы направить усилия на улучшение качества продукции в какой-либо одной области бизнеса на 1000%, но это не соответствовало бы концепции безукоризненного качества. Более правильным считается поднятие общего уровня качества в каждой отдельно взятой области хотя бы на 1%.

 

Каждый год по крайней мере 30% общего объема продаж приходится на продукцию, с момента разработки которой прошло не более четырех лет, и доля товаров-новичков растет. Это означает, что жизненный цикл товаров все время сокращается. С другой стороны, за этот сокращающийся жизненный цикл нужно продать как можно больше единиц товара, чтобы обеспечить вложения в разработку нового поколения товаров. Получается эффект технологической пирамиды: если новый товар, на который «3М» сегодня затратила миллионы долларов, не будет продаваться достаточно интенсивно, пирамида рухнет. Все увеличивающиеся вложения в новые товары с довольно коротким жизненным циклом – большой риск, но эту проблему компания решает путем оптимизации стратегии.

Информация о работе Инновационный менеджмент в компании «3М»