Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 13:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Инновационному менеджменту".
14. ЦИКЛИЧНОСТЬ
И ЗАКОНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ Характер
инновационного процесса Экономическое и технологическое воздействие инновационного процесса лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях, больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, т. е. повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, тем самым увеличивается восприимчивость к инновациям. Циклы можно разделить на: 1) короткие (продолжительность 3–3,5 года); 2) торгово-промышленные (средние) циклы (7—11 лет); 3) большие циклы (48–55 лет). Кардинальные
изменения происходят в Главная
роль в цикличности и |
16. Научно-техническая и инновационная деятельность Научно-техническая
и инновационная деятельность
является необходимым условием
развития инновационных Научно-техническая
деятельность связана с Научные исследования и разработки представляют собой творческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний. Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки. Научные
исследования и разработки - конструкторские работы; - проектные работы; - технологические работы; - создание опытных образцов; - проведение испытаний. Для изучения
рынка новшеств инновационный
менеджер должен учитывать, Научные
исследования и разработки Объектами управления в
инновационном менеджменте Инновационная
деятельность – понятие более
широкое. Она включает научно- В исследованиях
инноваций выделяют следующие
виды инновационной - инструментальная подготовка и организация производства (приобретение производственного оборудования и инструмента); - пуск производства
и предпроизводственные - маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок,); - приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания; - приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования); - производственное |
8. Основные
направления инновационного Основные направления инновационного развития предприятия в современной экономике: - комплексная механизация и автоматизация; - химизация; - электрификация; - электронизация производства; - внедрение новых материалов; - освоение новых технологий 1. Комплексная механизация и автоматизация производства — широкое внедрение взаимосвязанных и взаимозависимых машин, аппаратов, приборов, оборудования на всех участках производства,операциях и видах работ. Она способствует интенсификации производства, росту производительности труда, сокращению доли ручного труда в производстве. Автоматизация
производства означает 2. Химизация производства — совершенствование производственных процессов в результате внедрения химических технологий, сырья, материалов, изделий в целях интенсификации, получения новых видов продукции и повышения их качества. Пример — лаки и покрытия «нового поколения», химические добавки, синтетические волокна, легкие и прочные пластмассы. 3. Электрификация производства — широкое внедрение электроэнергии как источника питания производственного силового аппарата. На основе электрификации осуществляют комплексную механизацию и автоматизацию производства, внедряют прогрессивную технологию. 4. Электронизация производства — обеспечение всех подразделений организации высокоэффективными средствами электроники — от персональных компьютеров до спутниковой системы связи и информации. 5. Создание и внедрение новых материалов, обладающих качественно новыми эффективными свойствами (жаропрочностью, сверхпроводимостью и т.п.), позволяет повышать конкурентоспособность производимой продукции. Это положительно отразится на показателях прибыли организации. 6. Освоение новых технологий решает многие производственные и социально-экономические проблемы. В производственном процессе принципиально новые технологии позволяют увеличить объем выпускаемой продукции, не привлекая дополнительные факторы производства.
|
2. Понятие инновационного процесса Инновационный процесс преобразует нововведения из теоретической части (разработки) в практическую (применение в конкретных условиях). Инновационный процесс
– это последовательность Обычно выделяют шесть
элементов инновационного 1) зарождение идеи инновации; 2) маркетинг инновации; 3) оценка экономической эффективности инновации; 4) освоение инновации; 5) коммерческая реализация инновации; 6) продвижение инновации.
|
9. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ Как только
новшество принято к Процесс
преобразования новации в В рыночных
условиях экономические Под инновациями
в целом подразумевают Временной
период от зарождения замысла,
создания и внедрения Рынок новаций
работает с товаром, который
считается продуктом научно- Рынок чистой конкуренции инноваций – это общность продавцов и покупателей, которые совершают сделки с похожим товаром в условиях, при которых покупатель или продавец не влияют на уровень текущих цен. Используя понятия «чистой» конкуренции, не берут во внимание анализ вопросов ценовой, неценовой, недобросовестной и других политик при борьбе фирм за наиболее выгодные сегменты вложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и научно-технические новации. При всем
многообразии форм участия Рынок капитала:
наличие необходимого 1) реальные инвестиции – их реализуют фирмы, покупая активы; 2) финансовые инвестиции – это приобретение фирмами и частными лицами ценных бумаг разных эмитентов. |
3. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА Инновационный менеджмент – наука, направленная на стимулирование и эффективное управление инновационными процессами на макро– и микроуровнях. В отличие от традиционного менеджмента управление инновациями связано с нестабильными внутренними и внешними условиями организации, высокой степенью неопределенности и рисков, поэтому в данной области разрабатываются особые подходы и методы принятия управленческих решений. Целью инновационного менеджмента является изучение методов и технологий управления организацией для обеспечения ее развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем создания, освоения и коммерциализации новшеств в различных отраслях экономики. Основными задачами инновационного менеджмента являются следующие: - определение тенденций
развития научно-технического - организация управления развитием организаций; - определение перспективных направлений инновационной деятельности; - оценка эффективности инновационных процессов; - выявление и оценка
рисков, возникающих в процессе
создания и использования - разработка проектов внедрения нововведений; - создание системы управления инновациями; - формирование благоприятного инновационного климата и условий для адаптации организации к нововведениям; - принятие решений,
направленных на - обоснование инновационных
решений в условиях
|
4. Основные
функции инновационного Инновационный
менеджмент выполняет функции,
которые предопределяют Существуют два типа функций менеджмента инноваций:
Функции субъекта управления:
Функции объекта управления:
Функция рискового вложения капитала отчетливо проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с огромным риском. Следовательно, оно всегда осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации инновационного процесса будет рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению нового продукта или новой услуги |
23. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО ВИДЫ Виды инновационных проектов по основным типам: 1. По периоду реализации проекта: краткосрочные (1-2 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (более 5 лет); 2. По виду удовлетворяемых
потребностей ориентированы на
удовлетворение существующих 3. По характеру целей
проекта: конечные и 4. По типу инноваций,
могут быть введение нового
или усовершенствованного 5. По уровню принимаемых
решений, могут носить 6. С точки зрения
масштабности решаемых задач
инновационные проекты а) монопроекты - проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта; б) мультипроекты
- представляются в виде в) мегапроекты
- многоцелевые комплексные |
21. СУЩНОСТЬ ТЕХНОПОЛИСОВ И ИХ ВИДЫ Технополис (technopolise: от греч. techne – «мастерство» и polis: от ит. «город-государство») является разновидностью свободной экономической зоны; представляет собой единую научно-производственную и учебную, а также жилую и культурно-бытовую зону, объединенную вокруг научного центра и обеспечивающую непрерывный инновационный цикл на базе научных исследований. Технополис – это: 1) форма регионального развития, создания структур, нацеленных на организацию взаимодействия бизнеса, университетов и местных властей для реализации научных проектов; 2) научный проект, который включает развитие индустриальных городов за счет создания в них «мягкой» инфраструктуры, состоящей из квалифицированных кадров, новшеств, информационного обеспечения, капитала, вкладываемого в неизученные области, сетей коммуникаций. В зависимости
от характера и объема осуществ 1) инновационные центры 2) научные или исследовательские парки 3) технологические парки 4) технологические центры 5) конгломераты технокомплексов и научных парков |
12. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ИННОВАЦИЙ Осуществляя
разработку очередного Ведь
люди не существуют в Осуществление
прогноза экологических 1) прогнозирование степени влияния новшества на окружающую среду; 2) определение возможной защиты от вредного воздействия данного продукта; 3) прогнозирование затрат, необходимых для максимального предотвращения вредного воздействия; 4) принятие и внедрение всех возможных мер, противодействующих негативным последствиям. Таким
образом, из всего |
13. Сущность
и содержание понятия « Инновационный менеджмент – это система принципов, методов и форм управления инновационными процессами, организационными структурами и их персоналом. Инновационный менеджмент разрабатывается на основе маркетинговых исследований, финансового анализа, анализа структуры персонала и внутренней культуры и имиджа фирмы. На основе этих данных определяются приоритетные направления деятельности на рынке и создаются новации (идеи). Задачи инновационного менеджмента: 1.Разработка и согласование инновационных стратегий 2.Поиск новых идей стимулирования творчества 3.Составление бюджетов НИОКР 4.Оценка и отбор инноваций 5.Обеспечение эффективности организации инновационных процессов Инновации успешны, если после их внедрения получают прибыль, если нет, то неуспех. |
5. Субъекты инновационной деятельности – индивиды, социальные группы и организации, создающие, использующие и/или распространяющие новшества. Основными субъектами являются: новатор- осуществляет поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе; инноватор - осуществляет внедрение и коммерционализацию новшества на рынке (ФПГ, концерны и внедренческие фирмы); инвестор - осуществляет финансирование как на этапе разработки, так и на этапе внедрения (государственные и коммерческие банки, инвестиционные и страховые компании, пенсион. фонды, частные лица). Предприятие может осуществлять разработку и продвижение инновации используя собственные ресурсы, однако такая деятельность в рамках круп. предприятий сопряжена с трудностью сочетания высокого риска проекта и текущей деятельностью. Поэтому для снижения влияния факторов риска начальные этапы инновационного процесса рекомендуется делигировать малым инновационным компаниям.
|
7. Классификация инноваций В общем плане инновации — это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники, технологии, это закономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства. Различают следующие виды инноваций: 1. По степени радикальности (новизны): -базисные инновации,
которые реализуют крупные -улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения -псевдоинновации, 2. По характеру применения: -продукт(ные)ивные инновации,
ориентированные на -технологические инновации,
нацеленные на создание и -социальные, ориентированные
на построение и -комплексные, представляющие
единство нескольких видов -рыночные, позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках. 3. По стимулу появления (источнику): инновации, вызванные развитием наукой и техники: инновации, вызванные потребностями производства; инновации, вызванные потребностями рынка. 4. По роли в воспроизводственном процессе: инновации потребительские; 'инновации инвестиционные. 5. По масштабу: инновации сложные (синтетические); инновации простые. |
20. Малые предприятия в инновационном процессе. Характерной чертой инновационной деятельности малых фирм является их преимущественная ориентация на создание продуктов - инноваций, а не новых технологий. Инновационная деятельность небольших фирм западных стран в основном приходится на начальные этапы развития отросли. Далее роль малых компаний снижается по сравнению с крупными фирмами, имеющими больше предпосылок для осуществления технологических инноваций. Степень участия малой фирмы в инновационном процессе отрасли зависит от жизненного цикла выпускаемого ей продукта. Отрасль с коротким циклом жизни продукта (высокотехнологические отросли) требуют регулярной разработки производства новых видов продуктов, что создает предпосылки для деятельности небольших новаторских фирм именно в отраслях с коротким жизненным циклом продукта. Ограничивающим фактором развития инновационной деятельности малых компаний в той или иной сфере служат такие характеристики отрасли, как капиталоемкость производства и необходимый размер первоначальных инвестиций в данную сферу.
|
11. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ Прогнозирование инноваций представляет собой сложный, противоречивый процесс с большой долей риска. Трудности связаны с учетом следующих факторов: • изменение спроса на прогнозируемую продукцию; • изменение цен
на данную продукцию и, • объем собственных
издержек на прогнозируемую • действия конкурентов, особенно в части создания и внедрения инноваций; • перспективы развития данных инноваций. При
создании новой продукции Изменение
цен может произойти под Невозможность
полного учета собственных
|
18. Методы выбора инновационной стратегии 1. Метод структурно-морфологического анализа. - предназначен для выявления внутреннего состава предметной области, фиксации появления принципиально новых разработок (идей, технических решений и т. п) 2. Метод определения характеристик публикационной активности. Его специфика связана с тем, что поток документов ведет себя как система, подчиняясь циклическому развитию; Отслеживая эти циклы, можно определить, на каком этапе жизненного цикла находится предметная область в той или иной стране. 3. Метод патиентов - аналогов. Организации патентуют за рубежом только те идеи, которые имеют практическую значимость. 4. Метод терминологического и лексического анализа. Метод терминологического анализа позволяет выявить зарождение принципиальных инноваций на ранних этапах и спрогнозировать направленность ожидаемых изменений. Лексический анализ текстов аналогичен терминологическому анализу; различие лишь в том, что рассматриваются не конкретные термины, а словосочетания. 5. Метод показателей основывается на том, что каждая техническая система описывается набором показателей, которые в меру научно-технического прогресса совершенствуются, что отражается в документах. Изучая динамические характеристики показателей технических систем, можно получить четкое представление о тенденциях, имеющихся в мировой и отечественной практике и научных изысканиях. |
17. Выбор инновационной стратегии Инновационная стратегия как составная часть общей стратегии организации представляет собой целенаправленную деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления. Она реализуется посредством прогрессивных нестандартных обоснованных управленческих решений, принимаемых с учетом специфики работы организации. В зависимости от условий микро- и макросреды организация может выбрать один из основных видов инновационной стратегии: адаптационный, традиционный, оборонительный, наступательный и т.д. Таким образом, конкретный тип инновационной стратегии зависит в самом широком смысле от состояния процессов взаимодействия товаропроизводителя с внешней средой. Инновационная
стратегия исходит из принципа
«время – деньги». Выбор 1. Зарождение. 2. Рождение. 3. Утверждение. 4. Стабилизация. 5. Упрощение. 6. Падение. 7. Исход 8. Деструктуризация. |
15. Логические формы инновационного процесса Различают три логические формы инновационного процесса: 1) простой внутриорганизационный (или натуральный) - создание и использование новшества внутри одной организации, новшество в этом случае не принимает товарной формы 2) простой межорганизационный (или товарный)- Новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. 3) расширенный. Проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. Простой
инновационный процесс 1) создание новшества и его распространение; 2) диффузия нововведения. Первая фаза – это последовательные этапы НИОКР, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями. Распространение
инновации – это Диффузия
инновации – процесс,
|
19. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИЙ Для оценки
экономической эффективности В статических методах денежные потоки, возникающие в разное время, оцениваются как равноценные. Статические методы используются для быстрой и приближенной оценки проектов. Рекомендуются к применению на ранних стадиях экспертизы инновационных проектов, а также для проектов, имеющих короткий инвестиционный период. При использовании динамических методов разновременные денежные потоки приводятся к единому моменту времени. Эта операция называется дисконтированием денежных потоков. В качестве точки приведения обычно принимают момент времени, соответствующий началу инвестирования проекта или принятия решения о целесообразности дальнейшей реализации проекта. Дисконтирование позволяет скорректировать значения денежных потоков с учетом их уменьшения (увеличения) с течением времени (пример: 1 рубль вчера * 1 рубль сегодня * 1 рубль завтра). При определении
экономической эффективности Для оценки ставки дисконта d может быть использован метод цены капитальных активов (модель CAPM – capital assets pricing model): d = a + b + c, где a – безрисковая ставка ссудного капитала или чистая доходность альтернативных проектов вложения финансовых средств; b – уровень премии за риск для инновационных проектов данного типа (в соответствии с классификацией нововведений); c – инфляционные ожидания за период реализации проекта. |
22. Финансирование инновационной деятельности Элементами
системы финансирования - источники инвестиционных ресурсов; - механизм накопления
финансовых средств и их - механизм управления инвестиционными ресурсами для обеспечения их эффективного использования и возвратности заемного капитала.
Источниками финансирования инновационных проектов, осуществляемых юридическим лицом, являются: - собственные средства
предприятия (реинвестируемая - привлеченные средства
(выпуск акций и других ценных
бумаг, взносы, пожертвования, средства,
предоставляемые на - заемные средства (бюджетные, коммерческие, банковские кредиты).
Существуют следующие формы финансирования инновационной деятельности: - Государственное - Акционерное финансирование. - Банковские кредиты. - Венчурное финансирование. - Лизинг. - Форфейтинг. - Смешанное финансирование. |
24. Внутрифирменное планирование инновационной деятельности Планирование представляет собой один из элементов системы внутрифирменного управления инновационной деятельностью предприятия. В процессе планирования осуществляется обоснованный выбор основных направлений инновационной деятельности; формирование программ исследований, разработок и производства инновационной продукции; установление календарных сроков проведения работ по проектам; расчет потребности в ресурсах и распределение их за исполнителями. Планированию инноваций на предприятии присущ ряд принципов, устанавливающих общие правила проектирования и эффективного функционирования подсистемы планирования в системе инновационного менеджмента: 1. Единство научно-технических,
экономических, социальных 2. Принцип научной
обоснованности планирования 3. Принцип доминирования
стратегических альтернатив 4. Комплексность планирования
проявляется в системной 5. Принцип гибкости
планирования инноваций
|
25.Основные
положения и элементы поддержки инноваций. Как
элемент системы государственно -четко определенные цели государственной политики; -органы управления, реализующие
функции, которые обеспечивают
достижение сформулированных -информационную систему,
формирующую информационный -инструменты регулирования
и поддержки, с помощью
К основным инструментам регулирования, в свою очередь, относятся несколько составляющих: -прямое государственное
стимулирование НИОКР путем -косвенное государственное
стимулирование науки и |
1.Определения инноваций
|
26. ТЕОРИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ШУМПЕТЕРА
Понятие «инновация»( Данные конкурентные приемы ученый назвал эффективной конкуренцией, а исключительное положение компании, созданное благодаря неценовым формам конкуренции, – эффективной монополией. Эффективной монополией, в соответствии с концепцией Шумпетера, является положение компании, при котором она может извлечь дополнительные преимущества от осуществления инновационных изменений в собственной хозяйственной системе (выпуск новой продукции, не представленной на рынке; использование новых приемов управления, неизвестных конкуренту; освоение новой технологической линии; использование новых материалов и пр.). Под нововведением Шумпетер понимал «новые комбинации, изменения в развитии». В своем основополагающем труде «Теория экономического развития» (1912) он выделяет пять случаев нововведений (сам термин «инновация» ученый стал использовать только в 1930-х гг.). К ним относятся: 1) использование новой
техники, новых 2) внедрение продукции с новыми свойствами; 3) использование нового сырья; 4) изменения в организации
производства и его 5) появление новых рынков сбыта. Шумпетером было введено также понятие кластера инноваций – совокупности (пакета) базисных инноваций, реализуемых в единый момент времени. Ученый отметил, что нововведения появляются не равномерно, а группами (кластерами). Стимулом к зарождению новых кластеров инноваций служат новые научные открытия. Концепция неравномерности инновационной активности составляет основу современных концепций научно-технического развития. |
Информация о работе Шпаргалка по "Инновационному менеджменту"