Шпаргалка по "Инновационному менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 13:07, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Инновационному менеджменту".

Файлы: 1 файл

шпор ин м.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

14. ЦИКЛИЧНОСТЬ  И ЗАКОНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО  ПРОЦЕССА

      Характер  инновационного процесса цикличен  и закономерен, это видно из  хронологического порядка появления  новшеств в различных областях  науки и техники.

      Экономическое  и технологическое воздействие инновационного процесса лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях, больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, т. е. повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, тем самым увеличивается восприимчивость к инновациям.

      Циклы  можно разделить на:

1) короткие (продолжительность 3–3,5 года);

2) торгово-промышленные (средние) циклы (7—11 лет);

3) большие циклы (48–55 лет).

      Кардинальные  изменения происходят в условиях  экономической жизни общества  и проявляются до начала и  в начале повышающей волны  каждого длинного экономического  цикла инноваций, заключающиеся  в глобальных изменениях технической  оснащенности (чему предшествуют в свою очередь глобальные технические открытия и изобретения), привлечении в мировые экономические связи новых стран, изменении добычи золота и денежного обращения.

      Главная  роль в цикличности и закономерности  инновационных процессов принадлежит научно-техническим новациям.

16. Научно-техническая  и инновационная деятельность

      Научно-техническая  и инновационная деятельность  является необходимым условием  развития инновационных процессов  и управление этой областью  является одной из задач инновационного менеджера.

      Научно-техническая  деятельность связана с рождением,  развитием, распространением и  применением научно-технических  знаний. Она включает: научные исследования  и  разработки; научно-техническое образование и подготовку кадров; научно-технические услуги.

Научные исследования и  разработки представляют собой творческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний.

Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.

      Научные  исследования и разработки включают:

- конструкторские работы;

- проектные работы;

- технологические работы;

- создание опытных  образцов;

- проведение испытаний.

     Для изучения  рынка новшеств инновационный  менеджер должен учитывать, что  статистическая информация о  научных исследованиях и разработках  дается не только по видам  работ, но и по секторам науки,  социально-экономическим целям и  отраслям науки.

      Научные  исследования и разработки отличаются  от других видов деятельности  наличием в них значительного  элемента новизны.

Объектами управления в  инновационном менеджменте является процесс внедрения инноваций, деятельность органов управления и финансирования научных исследований и разработок.

      Инновационная  деятельность – понятие более  широкое. Она включает научно-техническую  деятельность, организационную, финансовую  и коммерческую и является  важнейшей составляющей продвижения  новшеств потребителям. Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей , осуществляются на различных этапах инновационного процесса.

      В исследованиях  инноваций выделяют следующие  виды инновационной деятельности:

- инструментальная подготовка  и организация производства (приобретение производственного оборудования и инструмента);

- пуск производства  и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта  и технологического процесса, переподготовку  персонала для применения новых  технологий и оборудования;

- маркетинг новых продуктов  (виды деятельности, связанные с  выходом нового продукта на  рынок,);

- приобретение неовеществленной  технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

- приобретение овеществленной  технологии (машин и оборудования);

- производственное проектирование (подготовка планов и чертежей).

8. Основные  направления инновационного развития  организации

      Основные  направления инновационного развития предприятия в современной экономике:

- комплексная механизация  и автоматизация;

- химизация;

- электрификация;

- электронизация производства;

- внедрение новых материалов;

- освоение новых технологий 

     1. Комплексная механизация и автоматизация производства — широкое внедрение взаимосвязанных и взаимозависимых машин, аппаратов, приборов, оборудования на всех участках производства,операциях и видах работ. Она способствует интенсификации производства, росту производительности труда, сокращению доли ручного труда в производстве.

     Автоматизация  производства означает применение  технических средств в целях  полной или частичной замены участия человека в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации.

    2. Химизация производства — совершенствование производственных процессов в результате внедрения химических технологий, сырья, материалов, изделий в целях интенсификации, получения новых видов продукции и повышения их качества. Пример — лаки и покрытия «нового поколения», химические добавки, синтетические волокна, легкие и прочные пластмассы.

   3. Электрификация производства — широкое внедрение электроэнергии как источника питания производственного силового аппарата. На основе электрификации осуществляют комплексную механизацию и автоматизацию производства, внедряют прогрессивную технологию.

   4. Электронизация производства — обеспечение всех подразделений организации высокоэффективными средствами электроники — от персональных компьютеров до спутниковой системы связи и информации.

   5. Создание и  внедрение новых материалов, обладающих качественно новыми эффективными свойствами (жаропрочностью, сверхпроводимостью и т.п.), позволяет повышать конкурентоспособность производимой продукции. Это положительно отразится на показателях прибыли организации.

   6. Освоение новых технологий решает многие производственные и социально-экономические проблемы. В производственном процессе принципиально новые технологии позволяют увеличить объем выпускаемой продукции, не привлекая дополнительные факторы производства.

 

2. Понятие инновационного  процесса

    Инновационный процесс  преобразует нововведения из теоретической части (разработки) в практическую (применение в конкретных условиях).

    Инновационный процесс  – это последовательность действий  по инициации инновации, при  которой происходят создание  новых продуктов и операций, а  также их успешная реализация на рынке. В дальнейшем принимаются меры по более широкому распространению полученных результатов.

    Обычно выделяют шесть  элементов инновационного процесса. К этим элементам относятся:

1) зарождение идеи инновации;

2) маркетинг инновации;

3) оценка экономической эффективности инновации;

4) освоение инновации;

5) коммерческая реализация инновации;

6) продвижение инновации.

    

9. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ  ИННОВАЦИЯМИ 

     Как только  новшество принято к реализации, оно получает новое свойство – становится инновацией. Временной период между созданием новшества и реализацией его в инновацию именуют инновационным лагом.

     Процесс  преобразования новации в инновации  вызывает расходы разнообразных  ресурсов, главные из которых  – время и инвестиции.

     В рыночных  условиях экономические отношения  формируются как система купли-продажи  товаров. На базе этого формируются  спрос, предложение и цена. Главными  составляющими инновационной деятельности  являются новшества, инвестиции  и инновации. Новшества основывают рынок новаций, инвестиции основывают рынок капитала, инновации – рынок чистой конкуренции инноваций. Эти три рынка формируют область инновационной деятельности.

     Под инновациями  в целом подразумевают применение  новаций с целью получения прибыли в качестве новейших технологий, видов изделий и услуг, организационно-технических и социально-экономических выводов.

     Временной  период от зарождения замысла,  создания и внедрения нововведения  до его применения называют  жизненным циклом инновации. Учитывая последовательности совершения работ, жизненный цикл инновации называют инновационным процессом.

     Рынок новаций  работает с товаром, который  считается продуктом научно-технической,  интеллектуальной деятельности  с авторскими правами.

     Рынок чистой конкуренции инноваций – это общность продавцов и покупателей, которые совершают сделки с похожим товаром в условиях, при которых покупатель или продавец не влияют на уровень текущих цен. Используя понятия «чистой» конкуренции, не берут во внимание анализ вопросов ценовой, неценовой, недобросовестной и других политик при борьбе фирм за наиболее выгодные сегменты вложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и научно-технические новации.

     При всем  многообразии форм участия организаций  на рынке новшеств решающим условием считается количество инвестиций как в сферу научной и научно-технической деятельности, так и в процесс реорганизации новшеств в нововведения.

   Рынок капитала: наличие необходимого количества  капитала ограничивается удовлетворением потребностей фирмы. Капитал бывает ссудным, оборотным, акционерным, венчурным, уставным. Инвестиции делятся на:

1) реальные инвестиции – их реализуют фирмы, покупая активы;

2) финансовые инвестиции – это приобретение фирмами и частными лицами ценных бумаг разных эмитентов.

3. ПОНЯТИЕ,  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО  МЕНЕДЖМЕНТА 

     Инновационный менеджмент – наука, направленная на стимулирование и эффективное управление инновационными процессами на макро– и микроуровнях. В отличие от традиционного менеджмента управление инновациями связано с нестабильными внутренними и внешними условиями организации, высокой степенью неопределенности и рисков, поэтому в данной области разрабатываются особые подходы и методы принятия управленческих решений.

     Целью инновационного менеджмента является изучение методов и технологий управления организацией для обеспечения ее развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем создания, освоения и коммерциализации новшеств в различных отраслях экономики.

     Основными задачами инновационного менеджмента являются следующие:

- определение тенденций  развития научно-технического прогресса  в конкретных секторах экономики;

- организация управления  развитием организаций;

- определение перспективных  направлений инновационной деятельности;

- оценка эффективности  инновационных процессов;

- выявление и оценка  рисков, возникающих в процессе  создания и использования нововведений;

- разработка проектов  внедрения нововведений;

- создание системы  управления инновациями;

- формирование благоприятного инновационного климата и условий для адаптации организации к нововведениям;

- принятие решений,  направленных на стимулирование  инновационной активности организации;

- обоснование инновационных  решений в условиях неопределенности  и риска.

 

4. Основные  функции инновационного менеджмента

    Инновационный  менеджмент выполняет функции,  которые предопределяют формирование  структуры системы управления  предприятием при осуществлении  инновационного процесса. 

    Существуют  два типа функций менеджмента инноваций:

  1. функции субъекта управления, т. е. субъектом управления будет один или группа работников, проводящих целенаправленное управление функционированием объекта управления;
  2. функции объекта управления, т. е. объектом управления в этом конкретном случае будут и инновации, и инновационный процесс, и экономические отношения между всеми задействованными участниками рынка инноваций.

    Функции  субъекта управления:

  1. функция прогнозирования – предполагает разработку на длительную перспективу кардинальных изменений технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и всех его различных систем и подсистем;
  2. функция планирования – предполагает объединить в себе весь комплекс работ по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их в жизнь;
  3. функция организации – предполагает объединить людей, совместно внедряющих инновационную и инвестиционную программы на базе каких-либо правил и процедур;
  4. функция регулирования – воздействие на объект управления для получения состояния стабильности технико-технологической и экономической систем;
  5. функция координации – предполагает координацию согласованности работ всех участков системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов;
  6. функция стимулирования – предполагает побуждение и стимуляцию работников;
  7. функция контроля – предполагает проверку организации в момент внедрения процесса инноваций на разных его этапах, плана создания, реализации инноваций и т. п.

 

Функции объекта управления:

  1. рисковое вложение капитала в инновационный проект;
  2. организация инновационного процесса при внедрении инновационного проекта;
  3. организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.

 

Функция рискового вложения капитала отчетливо проявляется  в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с огромным риском. Следовательно, оно всегда осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации инновационного процесса будет рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению нового продукта или новой услуги

23. ИННОВАЦИОННЫЙ  ПРОЕКТ И ЕГО ВИДЫ 

     Виды инновационных  проектов по основным типам:

1. По периоду реализации  проекта: краткосрочные (1-2 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (более 5 лет);

2. По виду удовлетворяемых  потребностей ориентированы на  удовлетворение существующих потребностей  или на создание новых потребностей;

3. По характеру целей  проекта: конечные и промежуточные;

4. По типу инноваций,  могут быть введение нового  или усовершенствованного продукта, создание нового рынка, освоение  нового источника сырья или  полуфабрикатов, реорганизация структуры  управления;

5. По уровню принимаемых  решений, могут носить международный  федеральный, региональный, отраслевой  и фирменный характер;

6. С точки зрения  масштабности решаемых задач  инновационные проекты подразделяются  следующим образом:

 а) монопроекты  - проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;

 б) мультипроекты  - представляются в виде комплексных  программ, объединяющих десятки  монопроектов, направленных на достижение  сложной инновационной цели, такой,  как создание научно-технического  комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса; требуются координационные подразделения;

 в) мегапроекты  - многоцелевые комплексные программы,  объединяющие ряд мультипроектов  и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра.


 

21. СУЩНОСТЬ  ТЕХНОПОЛИСОВ И ИХ ВИДЫ 

     Технополис (technopolise: от греч. techne – «мастерство»  и polis: от ит. «город-государство») является разновидностью свободной экономической зоны; представляет собой единую научно-производственную и учебную, а также жилую и культурно-бытовую зону, объединенную вокруг научного центра и обеспечивающую непрерывный инновационный цикл на базе научных исследований.

     Технополис  – это:

1) форма регионального развития, создания структур, нацеленных на организацию взаимодействия бизнеса, университетов и местных властей для реализации научных проектов;

2) научный проект, который включает развитие индустриальных городов за счет создания в них «мягкой» инфраструктуры, состоящей из квалифицированных кадров, новшеств, информационного обеспечения, капитала, вкладываемого в неизученные области, сетей коммуникаций.

     В зависимости  от характера и объема осуществляемых функций выделяют следующие виды технополисов:

1) инновационные центры

2) научные или исследовательские парки

3) технологические парки

4) технологические центры

5) конгломераты технокомплексов и научных парков

12. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ИННОВАЦИЙ

      Осуществляя  разработку очередного инновационного  проекта, необходимо не только  определять эффективность использования  данного продукта для экономического  производства, но и в немалой  степени учитывать такие факторы, как социальное и экологическое развитие общества.

      Ведь  люди не существуют в изолированной  среде, все действия тем или  иным способом отражаются на  окружающей нас среде. Таким  образом, и введение инноваций  может отразиться на социальных  изменениях в обществе и на экологическом состоянии. Поэтому разработчики должны принимать во внимание последствия осуществляемых инноваций.

      Осуществление  прогноза экологических последствий  инноваций включает в себя  следующие мероприятия:

1) прогнозирование степени влияния новшества на окружающую среду;

2) определение возможной защиты от вредного воздействия данного продукта;

3) прогнозирование затрат, необходимых для максимального предотвращения вредного воздействия;

4) принятие и внедрение всех возможных мер, противодействующих негативным последствиям.

      Таким  образом, из всего вышесказанного  можно сделать вывод о том,  что прогнозирование социальных  и экологических последствий  инноваций необходимо не только  производителю данного новшества,  но и всему обществу в целом. Ведь возникновение любых социальных и экологических проблем может негативно отразиться и на использовании и применении того продукта, который принес ущерб окружающей среде.

13. Сущность  и содержание понятия «инновационный  менеджмент».

Инновационный менеджмент – это система принципов, методов и форм управления инновационными процессами, организационными структурами и их персоналом.

Инновационный менеджмент разрабатывается на основе маркетинговых исследований, финансового анализа, анализа структуры персонала и внутренней культуры и имиджа фирмы. На основе этих данных определяются приоритетные направления деятельности на рынке и создаются новации (идеи).

Задачи инновационного менеджмента:

1.Разработка и согласование  инновационных стратегий

2.Поиск новых идей стимулирования творчества

3.Составление бюджетов  НИОКР

4.Оценка и отбор инноваций

5.Обеспечение эффективности  организации инновационных процессов

Инновации успешны, если после их внедрения получают прибыль, если нет, то неуспех.

5. Субъекты инновационной деятельности – индивиды, социальные группы и организации, создающие, использующие и/или распространяющие новшества. Основными субъектами являются: новатор- осуществляет поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе; инноватор - осуществляет внедрение и коммерционализацию новшества на рынке (ФПГ, концерны и внедренческие фирмы); инвестор - осуществляет  финансирование как на этапе разработки, так и на этапе внедрения (государственные и коммерческие банки, инвестиционные и страховые компании, пенсион. фонды, частные лица). Предприятие может осуществлять разработку и продвижение инновации используя собственные ресурсы, однако такая деятельность в рамках круп. предприятий сопряжена с трудностью сочетания высокого риска проекта и текущей деятельностью. Поэтому для снижения влияния факторов риска начальные этапы инновационного процесса рекомендуется делигировать малым инновационным компаниям.

 


 

 

7. Классификация  инноваций

В общем плане инновации — это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники, технологии, это закономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства. Различают следующие виды инноваций:

1. По степени радикальности  (новизны):

-базисные инновации,  которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники;

-улучшающие инновации,  обычно реализующие мелкие и средние изобретения

-псевдоинновации, направленные  на частичное улучшение устаревших  поколений техники и технологии.

2. По характеру применения:

-продукт(ные)ивные инновации,  ориентированные на производство и использование новых продуктов;

-технологические инновации,  нацеленные на создание и применение  новой технологии:

-социальные, ориентированные  на построение и функционирование  новых структур;

-комплексные, представляющие  единство нескольких видов изменений;

-рыночные, позволяющие  реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках.

3. По стимулу появления (источнику): инновации, вызванные развитием наукой и техники: инновации, вызванные потребностями производства; инновации, вызванные потребностями рынка.

4. По роли в воспроизводственном процессе:

инновации потребительские;

'инновации инвестиционные.

5. По масштабу:

инновации сложные (синтетические);

 инновации простые.

20. Малые предприятия  в инновационном процессе.

      Характерной чертой инновационной деятельности малых фирм является их преимущественная ориентация на создание продуктов - инноваций, а не новых технологий.

      Инновационная деятельность небольших фирм западных стран в основном приходится на начальные этапы развития отросли. Далее роль малых компаний снижается по сравнению с крупными фирмами, имеющими больше предпосылок для осуществления технологических инноваций.

      Степень участия малой фирмы в инновационном процессе отрасли зависит от жизненного цикла выпускаемого ей продукта. Отрасль с коротким циклом жизни продукта (высокотехнологические отросли) требуют регулярной разработки производства новых видов продуктов, что создает предпосылки для деятельности небольших новаторских фирм именно в отраслях с коротким жизненным циклом продукта.

      Ограничивающим фактором развития инновационной деятельности малых компаний в той или иной сфере служат такие характеристики отрасли, как капиталоемкость производства и необходимый размер первоначальных инвестиций в данную сферу.

 

11. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  ИННОВАЦИЙ 

      Прогнозирование инноваций представляет собой сложный, противоречивый процесс с большой долей риска.

Трудности связаны с  учетом следующих факторов:

 • изменение спроса  на прогнозируемую продукцию;

 • изменение цен  на данную продукцию и, соответственно, прибыли;

 • объем собственных  издержек на прогнозируемую продукцию;

 • действия конкурентов,  особенно в части создания  и внедрения инноваций;

 • перспективы  развития данных инноваций.

       При  создании новой продукции организация  осуществляет определенные затраты на НИОКР, и чем меньше будет спрос на продукцию, тем дороже она будет для покупателя в силу значительной доли расходов на НИОКР.

      Изменение  цен может произойти под влиянием  таких факторов, как резкое повышение  требований к экономической и  экологической безопасности, изменение цен на сырье и материалы

      Невозможность  полного учета собственных издержек  на прогнозируемую продукцию  обусловлена такими факторами,  как непредвиденные расходы на  дополнительные исследования; повышение  цен на свою продукцию со стороны поставщиков комплектующих узлов и организаций, осуществляющих научные разработки в соответствии с планом научных работ; рост зарплаты, аренды, тарифов.

 

18.  Методы  выбора инновационной стратегии

    1. Метод структурно-морфологического анализа. -  предназначен для выявления внутреннего состава предметной области, фиксации появления принципиально новых разработок (идей, технических решений и т. п)

    2. Метод определения характеристик публикационной активности. Его специфика связана с тем, что поток документов ведет себя как система, подчиняясь циклическому развитию; Отслеживая эти циклы, можно определить, на каком этапе жизненного цикла находится предметная область в той или иной стране.

    3. Метод патиентов - аналогов. Организации патентуют за рубежом только те идеи, которые имеют практическую значимость.

    4. Метод терминологического и лексического анализа. Метод терминологического анализа позволяет выявить зарождение принципиальных инноваций на ранних этапах и спрогнозировать направленность ожидаемых изменений. Лексический анализ текстов аналогичен терминологическому анализу; различие лишь в том, что рассматриваются не конкретные термины, а словосочетания.

    5. Метод показателей основывается на том, что каждая техническая система описывается набором показателей, которые в меру научно-технического прогресса совершенствуются, что отражается в документах. Изучая динамические характеристики показателей технических систем, можно получить четкое представление о тенденциях, имеющихся в мировой и отечественной практике и научных изысканиях.


 

 

17. Выбор инновационной  стратегии

         Инновационная стратегия как  составная часть общей стратегии организации представляет собой целенаправленную деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления. Она реализуется посредством прогрессивных нестандартных обоснованных управленческих решений, принимаемых с учетом специфики работы организации.

      В зависимости от условий микро- и макросреды организация может выбрать один из основных видов инновационной стратегии: адаптационный, традиционный, оборонительный, наступательный и т.д. Таким образом, конкретный тип инновационной стратегии зависит в самом широком смысле от состояния процессов взаимодействия товаропроизводителя с внешней средой.

      Инновационная  стратегия исходит из принципа  «время – деньги». Выбор инновационной  стратегии с учетом жизненного  цикла продукта учитывает следующее:

1. Зарождение.

2. Рождение.

3. Утверждение.

4. Стабилизация.

5. Упрощение.

6. Падение.

7. Исход

8. Деструктуризация.

15. Логические  формы инновационного процесса

Различают три логические формы инновационного процесса:

1) простой внутриорганизационный (или натуральный) - создание и использование новшества внутри одной организации, новшество в этом случае не принимает товарной формы

2) простой межорганизационный (или товарный)- Новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

3) расширенный. Проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

      Простой  инновационный процесс переходит  в товарный за две фазы:

1) создание новшества  и его распространение;

2) диффузия нововведения.

     Первая  фаза – это последовательные этапы НИОКР, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.

     Распространение  инновации – это информационный  процесс, форма и скорость которого  зависят от мощности коммуникационных  каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации.

      Диффузия  инновации – процесс, посредством  которого нововведение передается  по коммуникационным каналам  между членами социальной системы  во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т.п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Т. е., диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики.

 

19. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИЙ 

     Для оценки  экономической эффективности инновационного  проекта могут быть использованы две группы методов: статические и динамические.

     В статических методах денежные потоки, возникающие в разное время, оцениваются как равноценные. Статические методы используются для быстрой и приближенной оценки проектов. Рекомендуются к применению на ранних стадиях экспертизы инновационных проектов, а также для проектов, имеющих короткий инвестиционный период.

     При использовании динамических методов разновременные денежные потоки приводятся к единому моменту времени. Эта операция называется дисконтированием денежных потоков. В качестве точки приведения обычно принимают момент времени, соответствующий началу инвестирования проекта или принятия решения о целесообразности дальнейшей реализации проекта. Дисконтирование позволяет скорректировать значения денежных потоков с учетом их уменьшения (увеличения) с течением времени (пример: 1 рубль вчера * 1 рубль сегодня * 1 рубль завтра).

     При определении  экономической эффективности проекта  исходят из предположения, что  потенциальный инвестор может вложить денежные средства в гипотетический источник накопления капитала, гарантирующий ему некоторый доход. При этом ставка дисконта определяется как ставка по наилучшей для инвестора альтернативной форме вложения капитала.

     Для оценки  ставки дисконта d может быть использован метод цены капитальных активов (модель CAPM – capital assets pricing model):

d = a + b + c,

где a – безрисковая ставка ссудного капитала или чистая доходность альтернативных проектов вложения финансовых средств; b – уровень премии за риск для инновационных проектов данного типа (в соответствии с классификацией нововведений); c – инфляционные ожидания за период реализации проекта.

22.   Финансирование инновационной деятельности

     Элементами  системы финансирования инновационной деятельности являются:

- источники инвестиционных  ресурсов;

- механизм накопления  финансовых средств и их инвестирование  в инновационные проекты; 

- механизм управления  инвестиционными ресурсами для  обеспечения их эффективного  использования и возвратности заемного капитала.

 

Источниками финансирования инновационных проектов, осуществляемых юридическим лицом, являются:

- собственные средства  предприятия (реинвестируемая часть  прибыли, амортизационные отчисления, страховые суммы по возмещению  убытков, средства от реализации нематериальных активов);

- привлеченные средства (выпуск акций и других ценных  бумаг, взносы, пожертвования, средства, предоставляемые на безвозвратной  основе);

- заемные средства (бюджетные,  коммерческие, банковские кредиты).

 

Существуют следующие формы финансирования инновационной деятельности:

- Государственное финансирование.

- Акционерное финансирование.

- Банковские кредиты. 

- Венчурное финансирование.

- Лизинг.

- Форфейтинг.

- Смешанное финансирование.


 

    24. Внутрифирменное планирование инновационной деятельности

Планирование представляет собой один из элементов системы  внутрифирменного управления инновационной  деятельностью предприятия. В процессе планирования осуществляется обоснованный выбор основных направлений инновационной деятельности; формирование программ исследований, разработок и производства инновационной продукции; установление календарных сроков проведения работ по проектам; расчет потребности в ресурсах и распределение их за исполнителями.

      Планированию инноваций на предприятии присущ ряд принципов, устанавливающих общие правила проектирования и эффективного функционирования подсистемы планирования в системе инновационного менеджмента:

1. Единство научно-технических,  экономических, социальных задач развития состоит в том, что осуществление инновационной деятельности направлено на достижение определенных экономических результатов. Однако предприятие, как социально-экономическая система, должно обеспечить благоприятные социальные и психологические условия для эффективной творческой работы;

2. Принцип научной  обоснованности планирования состоит  в необходимости учета законов  и тенденций научно-технического  и экономического развития. Соблюдение  данного принципа обеспечивается  применением современных информационных технологий, прогрессивных процедур и методов осуществления инновационных процессов;

3. Принцип доминирования  стратегических альтернатив формируется,  исходя из долгосрочного характера  результатов, длительного цикла  осуществления инноваций и их  значимости для обеспечения конкурентоспособности инноваций;

4. Комплексность планирования  проявляется в системной увязке  разрабатываемых на предприятии  планов и прогнозов. Требование  комплексности означает необходимость  учета в планировании инноваций  условий единства и полноты охвата стадий и этапов инновационного процесса; элементов проектируемых комплексов; учета всех сфер и направлений инновационной деятельности;

5. Принцип гибкости  планирования инноваций означает  требование динамической реакции  плановых показателей на возникающие отклонения в ходе планирования или в условиях функционирования внешнего и внутреннего окружения.

 

25.Основные  положения и элементы государственной  политики в области 

поддержки инноваций.

      Как  элемент системы государственного регулирования, политика в области инновационной деятельности (как, впрочем, и всякой иной) должна иметь:

-четко определенные  цели государственной политики;

-органы управления, реализующие  функции, которые обеспечивают  достижение сформулированных целей;

-информационную систему,  формирующую информационный образ  объекта регулирования достаточной  для реализации функций управления  полноты;

-инструменты регулирования  и поддержки, с помощью которых  органы государственного управления  воздействует на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.

 

К основным инструментам регулирования, в свою очередь, относятся  несколько составляющих:

-прямое государственное  стимулирование НИОКР путем распределения  бюджетных и внебюджетных финансовых  ресурсов (госзаказ, гранты, кредитование) между различными сферами научных исследований и разработок в соответствии с системой государственных научных приоритетов;

-косвенное государственное  стимулирование науки и освоения  ее достижений в государственном  и частном секторах экономики с помощью налоговой, амортизационной, патентной, таможенной политики, а также путем поддержки инновационных МП;

1.Определения инноваций

  1. Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
  2. Инновации - это результат творческого процесса в виде созданных новых потребительных стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков. При этом важнейшим признаком инновации должна выступать новизна его потребительских свойств.

 

  1. ИННОВАЦИЯ — 1) вложение средств в экономику, обеспечивающее смену техники и технологии; 2) новая техника, технология, являющаяся результатом достижений научнотехнического прогресса. Определяющим фактором инновации является развитие изобретательства, рационализации, появление крупных открытий.
  2. Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.
  3. Инновация - использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления.

26. ТЕОРИЯ ИННОВАЦИОННОГО  РАЗВИТИЯ ШУМПЕТЕРА 

      Понятие «инновация»(нововведение)в экономическую науку было введено Йозефом Шумпетером, который рассматривал инновацию как средство преодоления экономических кризисов. На основе теории «длинных» конъюнктурных волн деловой активности он выявил новую возможность вывода производственной системы из кризиса, связанную не с ростом масштабов деятельности, сокращением издержек или ростом цены на прежнюю продукцию, а с изменением в хозяйственном процессе за счет создания и внедрения инноваций. По Шумпетеру, с помощью нововведений предприятие может использовать новые конкурентные приемы, отличные от прежних ценовых форм конкуренции.

      Данные  конкурентные приемы ученый назвал эффективной конкуренцией, а исключительное положение компании, созданное благодаря неценовым формам конкуренции, – эффективной монополией. Эффективной монополией, в соответствии с концепцией Шумпетера, является положение компании, при котором она может извлечь дополнительные преимущества от осуществления инновационных изменений в собственной хозяйственной системе (выпуск новой продукции, не представленной на рынке; использование новых приемов управления, неизвестных конкуренту; освоение новой технологической линии; использование новых материалов и пр.).

      Под нововведением Шумпетер понимал «новые комбинации, изменения в развитии». В своем основополагающем труде «Теория экономического развития» (1912) он выделяет пять случаев нововведений (сам термин «инновация» ученый стал использовать только в 1930-х гг.). К ним относятся:

1) использование новой  техники, новых технологических  процессов или нового рыночного  обеспечения производства (купля  – продажа);

2) внедрение продукции  с новыми свойствами;

3) использование нового  сырья;

4) изменения в организации  производства и его материально-технического  обеспечения;

5) появление новых  рынков сбыта.

      Шумпетером  было введено также понятие кластера инноваций – совокупности (пакета) базисных инноваций, реализуемых в единый момент времени. Ученый отметил, что нововведения появляются не равномерно, а группами (кластерами). Стимулом к зарождению новых кластеров инноваций служат новые научные открытия. Концепция неравномерности инновационной активности составляет основу современных концепций научно-технического развития.

Информация о работе Шпаргалка по "Инновационному менеджменту"