Инновационный менеджмент в компании «3М»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:31, курсовая работа

Краткое описание

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия – распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Инновационный процесс имеет циклический характер. Эти моменты необходимо учитывать при создании гибких систем организации и управления экономикой.

Оглавление

1.Введение-----------------------------------------------2

2.Инновационный менеджмент и научно- техническая политика---------------------------------4

2.1. Инновационный менеджмент-------------------4

2.2.Научно- техническая политика-----------------7

3. Разработка и внедрение новой продукции-----12

3.1.Основные этапы инновационного процесса-13

3.2. Сфера инновационной деятельности--------16

4.Организационные формы инновационного менеджмента------------------------------------------20

4.1. Системы управления процессом инновации-----------------------------------------------20

5.Инновационный менеджмент в компании «3М»--------28

5.1.История создания компании «3М»----------------------28

5.2. Инновационная стратегия роста-----------------------29

6.Заключение------------------------------------------------------33

7. Список используемой литературы-------------------------35

Файлы: 1 файл

Инновац.менедж..doc

— 207.00 Кб (Скачать)

 

Во-первых, в ассортименте фирмы есть продукция, чей жизненный цикл сокращается не так уж быстро, - медицина, фармакология, безопасность движения. Сохранение баланса между товарами, живущими недолго, и долгожителями – сильная черта компании. Поэтому пирамида сразу никогда не обрушится.

 

Во-вторых, главное в стратегии – не конкретные товары, а технологические платформы. Сейчас у «3М» около 60 тыс. товарных позиций, сотни товарных платформ и всего 30 технологических платформ. Товары уходят и приходят, а платформы остаются. Например, в Сингапуре был построен завод, который стоил $250 млн., для производства гибких микросхем на пленочной основе. При этом сразу учитывался вариант, что товар окажется невостребованным. Поэтому инвестиции вкладывались так,  чтобы всегда была возможность быстро перейти на новый товар или даже новую товарную (но не технологическую!) платформу.

 

В 1999г. расходы «3М» на НИОКР составили свыше $1 млрд. (это более чем в два раза больше, чем у конкурентов) и продолжают увеличиваться. Многие именно этим склонны объяснить, что сейчас у компании свыше 600 патентов. Но ведь нужно организовывать непрерывный поток изобретений и их внедрения. На практике это выглядит так.

 

Первое – неудачу изобретателей нельзя оценивать как крах, потому что тогда люди попросту прекратят поиски чего-то нового. Второе -  правило 15% . Именно такую долю рабочего времени могут тратить на собственные исследования и разработки все сотрудники компании,  хотя, может быть,  только из 100 разработок имеет шансы на успех. Компания даже предоставляет сотрудникам гранты из специального фонда на подобные проекты.

 

Сначала поддерживаются все идеи сотрудников, а когда стоимость исследований возрастает, приходит пора оценивать их перспективы. Делают это эксперты из других отделов, так как они не относятся к идее как к своему детищу и лучше изобретателя видят недостатки и маркетинговые перспективы. Они не могут  с уверенностью утверждать, что идея удачна, но довольно точно могут определить, что она неудачна. Так отсеивается около 20% идей. Над остальными продолжают работать, объем инвестиций возрастает, а цикл повторяется. Как правило, хорошая идея редко сразу начинает приносить прибыль – ее еще нужно довести до ума, но этим занимаются уже другие специалисты. Этот процесс с самого начала ориентирован на то, чтобы адаптировать рожденные в лаборатории изобретения для нужд максимального числа рынков, отраслей и потребителей.

 

Другим источником идей являются исследования нужд потребителей. Подразделение общается с заказчиками, и в сотрудничестве с ними часто рождаются новые идеи. Теперь уже трудно сказать, кого первого посетила мысль оклеивать автобус пленкой, прозрачной изнутри, а с внешней стороны заполненной рекламой. Идея была плодом совместного творчества клиента, рекламного агентства и «3М». Компании осталось только изобрести такую пленку. И она ее изобрела.

 

В зависимости от успеха новшества меняется и статус подразделения, его непосредственного руководителя и подчиненных. Ученые и инженеры работают над новыми идеями на своих рабочих местах, получая вознаграждение в пределах должностного оклада. Однако, если ими выдвинута перспективная идея, то под них формируется группа по созданию и реализации пробной партии новой продукции. Когда продукт выходит на рынок, «инженер-новатор» получает статус «инженера по продукту». Когда объем реализации достигает $1 млн. в год, новшество попадает в разряд освоенной продукции, и статус подразделения и его руководства снова меняется. При достижении объема продаж  в $5 млн. вновь происходит преобразование – руководитель становится «управляющим по продукту». Как правило, если объемы продаж продукта превышают $250 млн., инициируется деление подразделения.

 

Сейчас в составе «3М» 40 подобных дивизионов. Их руководители имеют полную свободу действий в принятии финансовых и управленческих решений. Дивизионы могут сами определять направления исследований, объем инвестиций в оборудование, количество занятых, размер оплаты труда, находить поставщиков и покупателей и даже строить новые производства. При этом важно, что технологиями владеет компания в целом: это позволяет передавать их из одного дивизиона в другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Заключение

 

 

В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.

 

    Инновационная деятельность является мощным рычагом, который помогает преодолеть спад, обеспечить структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

 

Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и вовремя отреагировать на них. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.

 

Современный менеджмент должен быть менеджментом инновационного типа, то есть обладать определенным инновационным потенциалом. В условиях рыночной экономики характерны тенденции ускорения развития, уплотнения времени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования фирмы. Управление должно поспевать за изменениями, реально происходящими в действительности. И фактором такого соответствия управления тем изменениям, которые происходят в экономической жизни, науке и технике, является инновационный потенциал управления, который формируется в работе с персоналом, подготовке менеджеров, организации управления, ориентированной на динамику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.  Список использованной литературы

 

 

 

1. Экономический еженедельник издательского дома «Коммерсантъ» №7 [311] 21 февраля 2001 г. «Деньги». Статья А. Царькова «Инновации за счет порядка»;

 

 

 

2.«Менеджмент». И.Н. Герчикова. Учебник, третье издание, переработанное и дополненное. Издательство «ЮНИТИ», Москва, 2000;

 

 

 

3.«Инновационная деятельность в промышленности» - М.В. Грачева: Москва, 1994;

 

 

 

4.«Менеджмент организации» - учебное пособие под редакцией З.П. Румянцевой, Москва – ИНФРА-М, 1995;

 

 

 

5.«Инновационный менеджмент». Под редакцией С.Д. Ильенковой. Москва, «Банки и биржи», изд. объединение «ЮНИТИ», 1997

 

Оглавление:

 

1.Введение-----------------------------------------------2

 

2.Инновационный менеджмент и научно-        техническая политика---------------------------------4

 

2.1. Инновационный менеджмент-------------------4

 

2.2.Научно- техническая политика-----------------7

 

3. Разработка и внедрение новой продукции-----12

 

3.1.Основные этапы инновационного процесса-13

 

3.2. Сфера инновационной деятельности--------16

 

4.Организационные формы    инновационного менеджмента------------------------------------------20

 

4.1. Системы управления процессом       инновации-----------------------------------------------20

 

5.Инновационный менеджмент в компании «3М»--------28

 

5.1.История создания компании «3М»----------------------28

 

5.2. Инновационная стратегия роста-----------------------29

 

6.Заключение------------------------------------------------------33

 

7. Список используемой литературы-------------------------35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

 

 

 

Появление в учебных планах российских вузов дисциплины «инновационный менеджмент» продиктовано требованиями жизни. В научно-технической и социально-экономической сферах наблюдаются тенденции ускорения и развития, уплотнения времени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования фирм. Управление должно поспевать за изменениями, происходящими в действительности. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике является основой экономического развития.

 

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия – распространение во времени уже однажды освоенной  и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Инновационный процесс имеет циклический характер. Эти моменты необходимо учитывать при создании гибких систем организации и управления экономикой.

 

Современные инновационные процессы достаточно сложны. Для проведения анализа закономерностей их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры. Их задача – способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

 

Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованной в  обновлении продукции, наличии рынка конкурирующих нововведений. Поэтому существует рыночный отбор нововведений, в котором участвуют инновационные менеджеры.

 

Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах, создавая творческие коллективы, занимаясь поиском и распространением новшеств, формированием портфеля заказов на научные исследования и разработки.     

 

 

 

2.Инновационный менеджмент и              г         научно-техническая политика

 

Основные положения теории инноваций были высказаны  еще в 1930-е годы известным экономистом Й.Шумпетером, затем дальнейшее развитие теория получила в конце 1970-х – начале 1980-х гг. в работах западноевропейских исследователей (Г.Менша, Х.Фримена, Я. Ван Дейна, А. Клянкнехта и др.). В советской экономической литературе анализ инновационной теории нашел наиболее полное отражение в работах С.П. Аукуционека.

 

2.1.Инновационный менеджмент

 

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

 

Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития. Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:

 

·        разработку планов и программ инновационной деятельности;

 

·        наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрения;

 

·        рассмотрение проектов создания новых продуктов;

 

·        проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;

 

·        обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;

 

·        обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;

 

·        создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до серийного производства продукции.

Информация о работе Инновационный менеджмент в компании «3М»