Инновационный менеджмент в компании «3М»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:31, курсовая работа

Краткое описание

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия – распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Инновационный процесс имеет циклический характер. Эти моменты необходимо учитывать при создании гибких систем организации и управления экономикой.

Оглавление

1.Введение-----------------------------------------------2

2.Инновационный менеджмент и научно- техническая политика---------------------------------4

2.1. Инновационный менеджмент-------------------4

2.2.Научно- техническая политика-----------------7

3. Разработка и внедрение новой продукции-----12

3.1.Основные этапы инновационного процесса-13

3.2. Сфера инновационной деятельности--------16

4.Организационные формы инновационного менеджмента------------------------------------------20

4.1. Системы управления процессом инновации-----------------------------------------------20

5.Инновационный менеджмент в компании «3М»--------28

5.1.История создания компании «3М»----------------------28

5.2. Инновационная стратегия роста-----------------------29

6.Заключение------------------------------------------------------33

7. Список используемой литературы-------------------------35

Файлы: 1 файл

Инновац.менедж..doc

— 207.00 Кб (Скачать)

 

Как и для любой другой области менеджмента, для инновационного менеджмента  характерны четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.

 

Рис.1 Схема инновационного менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На каждой  стадии цикла решаются определенные задачи.

 

1.     Планирование – составление плана реализации стратегии.

 

2.     Определение условий и организация – определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.

 

3.     Исполнение – осуществление исследований и разработок, реализация плана.

 

4.     Руководство – контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений, применения новшеств.

 

Особенность современного этапа развития инновационной деятельности – образование в крупнейших фирмах единых научно-технических комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла «наука - производство». Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации фирмы.

 

В современных условиях в инновационной политике крупных фирм отчетливо проявилась тенденция к переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Она выражалась прежде всего в стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: инжиниринговых, лизинговых, консультационных и др. С другой стороны, отмечается стремление к снижению издержек производства традиционной продукции.

 

Особенно заметны эти тенденции проявляются в инновационном менеджменте у американских машиностроительных ТНК, которые концентрируют свои усилия на разработке и производстве продукции высокой технической сложности (радиоэлектронная техника, особенно ЭВМ и микропроцессоры, средства связи, авиакосмическая техника, энергетическое оборудование, средства автоматизации и др.). Они стремятся за счет монополизации выпуска таких изделий обеспечить быструю амортизацию капитала и сохранить лидерство в определенных секторах рынка машин и оборудования. Одновременно они стремятся к значительному снижению издержек производства в традиционных отраслях машиностроения в целях повышения их конкурентоспособности.

 

2.2.Научно- техническая политика

 

Научно-техническая политика выступает, во-первых, как средство реализации общей хозяйственной политики фирмы и, во-вторых, как средство реализации оперативно-хозяйственных задач, решаемых в производственном отделении.

 

Она ориентирует деятельность производственного отделения по тем направлениям, которые могут обеспечить повышение эффективности производства путем создания и выпуска продукции, отвечающей спросу и потребностям потребителей, укреплению экономического потенциала фирмы

 

Научно-техническая политика решает следующие задачи:

 

·        быстрая и четкая адаптация производства к постоянно меняющимся условиям конкретных рынков;

 

·        внесение соответствующих корректив в текущие и среднесрочные планы;

 

·        минимизация затрат в связи с изменением планов.

 

Обычно научно-техническая политика разрабатывается по трем направлениям: ориентация производства на выпуск новых товаров, ориентация производства на быстрое техническое обновление выпускаемой продукции и ориентация производства на выпуск традиционных товаров, явно устаревших, но пользующихся спросом на отдельных рынках.

 

Разработка научно-технической политики предполагает обоснованное решение следующих вопросов.

 

1.     Выпуск принципиально новой продукции, не имеющей на рынке аналогов по назначению. Такая политика ориентирована на создание новых изделий с показателями высокой технико-экономической эффективности и активным воздействием на потребителя. Реализация такой политики требует больших затрат на НИОКР, наличия серьезных заделов в научно-технической деятельности, достижений в области фундаментальных и прикладных наук, опытно-конструкторской работе, возможностей быстрого освоения продукции и внедрения ее в массовое производство.

 

2.     Выпуск новых для данной фирмы видов продукции, имеющих аналоги и коммерческий успех на рынке. В качестве выбора стратегии предполагается ориентация на завоевание рыночной доли, принадлежащей лидеру, либо ориентация следования за лидером. В том и другом случае решается вопрос о создании продуктов аналогов с более высокими технико-экономическими показателями, либо имитация продукции, предлагаемой лидером. Реализация такой политики требует наличия мощной базы опытно-конструкторских работ и способности быстрого реагирования на требования рынка путем создания новшеств, воплощающих либо идею лидера, либо сам продукт. В этом случае хозяйственное звено фирмы не несет крупных затрат на НИОКР, но получает возможность быстро выйти на рынок с новой продукцией, основанной на новых технических решениях, и снять свою долю сливок, пока рынок не будет насыщен. Вместе с тем оно должно быть ориентировано на  постоянное изыскание новых областей уже применяемых новинок.

 

3.     Ориентация производства на техническое обновление выпускаемой продукции предполагает решение таких вопросов, как целесообразность внесения изменений и усовершенствований с целью модернизации продукции и достижения технико-экономических показателей продуктов-аналогов, выпускаемыми конкурирующими фирмами.

 

Ориентация производства на выпуск изделий с улучшенными свойствами требует определения целесообразности и эффективности такой деятельности с учетом постоянной необходимости снижения издержек производства и совершенствования технологии производства. Для реализации такой политики необходимы относительно небольшие расходы на НИОКР, хорошо отработанная технология, опирающаяся на относительно невысокие издержки производства благодаря использованию стандартизированных частей и деталей при выпуске многих модификаций изделий.

 

Научно-техническая политика должна быть направлена на постоянное улучшение качественных характеристик уже освоенной продукции и реализовываться на основе составления программ освоения новых изделий и технологических процессов.

 

Ориентация производства на выпуск изделия с улучшенными свойствами и отличающихся новизной благодаря модернизации конструкции не требует крупных ассигнований на НИОКР, а предполагает непрерывное совершенствование конструкторской базы, работы дизайнеров и инженеров.

 

Модификация изделий может проводиться и внесением незначительных изменений, повышающих удобство пользования изделиями (миниатюрность) и внедрение на заранее определенные сегменты рынка, где они не будут иметь аналогов. Другими словами, производится модификация выпускаемых изделий применительно к конкретным рынкам.

 

4. Ориентация производства на выпуск традиционных товаров, явно устаревших, но пользующихся спросом на отдельных рынках, требует решения вопроса о целесообразности сохранения налаженного производства продукции по традиционной технологии или перехода на новую технологию. При этом важное значение имеет определение степени морального старения конкретных видов продукции, стадии жизненного цикла одного и того же продукта на различных рынках

 

Правильно сформулированная научно-техническая политика имеет для производственного отделения важное значение, поскольку позволяет оценить перспективы развития рынка и возможности фирмы сконцентрировать ресурсы на наиболее важных направлениях хозяйственной деятельности. Такая политика должна обеспечивать непрерывное совершенствование и обновление выпускаемой фирмой продукции, что выдвигает на первый план вопросы организации и проведения НИОКР, освоения продукции и внедрения ее в массовое производство. Реализация научно-технической политики  осуществляется путем разработки в производственном отделении программы НИОКР, в которой формулируются конкретные цели и пути их достижения. Такие программы способствуют наращиванию научно-технического потенциала фирмы для последующих нововведений. 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.Основные этапы инновационного процесса

Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.

 

В теории и практике нет единого подхода к составу этапов жизненного цикла продукта. В методологии комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП), которая широко используется в странах СНГ, рассматривается четыре стадии жизненного цикла продукта:

 

исследование и разработка;

 

изготовление;

 

обращение и реализация;

 

эксплуатация и потребление.

 

В соответствии с международной практикой (ИСО 9004) жизненный цикл продукта разделен на более мелкие этапы:

 

Этап 1. Систематизация поступающих идей:

 

сбор информации о технологических изменениях на рынке, нововведениях, поступающих из подразделений НИОКР, служб маркетинга производственных отделений, торговых посредников, конечных потребителей (пожелания, требования, рекламации);

 

сбор информации о потенциальных возможностях фирмы в отношении разработки  и освоения продукции, определение размеров риска;

 

сбор информации о целевых рынках и долгосрочных тенденциях их развития.

 

Этап 2. Отбор выявленных идей и выработка идей нового продукта:

 

определение возможностей и практической реализации идей;

 

выяснение степени технологической общности  новых и традиционных изделий;

 

соответствие новой продукции имиджу фирмы и стратегии развития;

 

определение патентной чистоты будущего изделия.

 

Этап 3. Анализ экономической эффективности нового продукта, разработка программы маркетинга:

 

техническая разработка продукта;

 

определение технико-экономических характеристик продукта, оценка его качества и потребительских свойств;

 

оценка потенциального рыночного спроса и объема продаж;

 

определение расходов на создание и освоение новой продукции, сроки окупаемости новой продукции;

 

наличие необходимых ресурсов для производства новой продукции;

 

сроки освоения новой продукции и выхода с ней на рынок;

 

анализ и оценка рентабельности производства, разработка маркетинга по продукту.

 

Этап 4. Создание нового продукта:

 

разработка конкретной программы развития нового продукта с распределением обязанностей по подразделениям фирмы;

 

создание образца и проведение технических испытаний;

 

определение наименования товара, его товарного знака, оформления, упаковки, маркировки.

 

Этап 5.Тестирование на рынке:

 

тестирование на ограниченном рынке в течение не менее трех месяцев по цене и другим коммерческим условиям (предоставление скидок с цены, кредита и т.д.);

 

выбор оптимальных каналов реализации;

 

выбор средств и методов рекламы;

 

организация технического обслуживания.

 

Этап 6. Принятие решения о внедрении нового изделия в производство (массовое, серийное) на основе программы маркетинга по продукту, отражающей:

 

коммерческое обоснование нововведения: объем продаж, рентабельность, степень удовлетворения спроса и потребностей, каналы и методы сбыта, наличие опыта в сбыте подобных товаров, известность и реноме фирмы на рынке, стабильность связей с покупателями и потребителями;

 

производственные возможности фирмы: использование имеющихся мощностей, обеспеченность ресурсами, квалифицированным персоналом;

 

финансовые возможности: общая сумма инвестиций в массовое производство и сбыт, источники финансирования, предполагаемые результаты: прибыльность или убыточность на расчетный период;

 

соответствие нормативным показателям – стандартам, государственным нормам в стране предполагаемого сбыта продукции;

 

обеспечение патентной  защиты нововведения.   

 

 

 

3.2. Сфера инновационной деятельности

 

В условиях рынка как системы экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируется спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции - рынок капитала, нововведения (инновации) – рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности (рис 2).

Информация о работе Инновационный менеджмент в компании «3М»