Инновационные программы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 02:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование инновационных программ менеджмента.

Для достижения цели данной работы, необходимо опираться на вопросы разработки и внедрения новых проектов с точки зрения управления организацией и установить цель инновационного менеджмент. Данной курсовой работе были рассмотрена и изучена профильная литература. Эта дисциплина уже показала себя как единственно возможный путь накопления и систематизации знаний и опыта по внедрению инноваций на предприятиях. Инновационный менеджмент помогает эффективно управлять процессами инновационной деятельности, связанными с созданием, освоением, производством, и распространением среди потребителей новых, прогрессивных продуктов и услуг.

Файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 97.02 Кб (Скачать)

     Перед стратегическими альянсами стоят  задачи проведения комплекса научных  исследований, поиска и подготовки соответствующих специалистов, изыскания  финансовых ресурсов, организации лабораторий, внедренческих центров, подразделений  для испытаний и контроля качества продукции. По мере ужесточения требований рынка и разнообразия спроса поле деятельности альянса распространяется на смежные и родственные производства. Диверсифицированные альянсы имеют  большое преимущество перед другими  финансово-промышленными группами, оно основано на селективной способности  удерживать конкурентное преимущество на рынке, с одной стороны, и на успешном освоении перспективных областей приложения капитала — с другой.

     Перспективным типом межфирменной интеграции являются консорциумы. Предназначенные для  интегрирования всех стадий инновационного цикла, они, как правило, создаются  для проведения активной научно-исследовательской, промышленной и внешнеэкономической  деятельности. Примером может служить  Российский авиационный консорциум.

     На  мировом рынке в инновационной  сфере наиболее распространены консорциумы  двух типов. Консорциумы первого  типа ориентированы на проведение собственных  долгосрочных научно-исследовательских  работ фундаментального и прикладного  характера. Они возникают в отраслях высоких технологий с прогнозируемым долгосрочным успехом (например, в области связи, телекоммуникаций). Второй тип консорциумов направлен в основном на приоритетные научные исследования межотраслевого плана. Здесь еще не полностью обрисовывается будущий рыночный успех, но научные исследования входят в стержневую научно-техническую политику корпораций и государства.

     Для интенсификации инновационной деятельности используются и другие типы межфирменной кооперации, различные научно-промышленные комплексы, а также многие виды финансово-промышленных групп. Важнейшей задачей этих структур является усиление регулируемости, экономических  процессов, противодействие спаду  производства на основе стабилизации хозяйственных связей и формирования внутренней конкурентной среды.

     Горизонтальный  принцип межфирменной кооперации возникающих  финансово-промышленных групп особенно эффективен для поддержки предприятий  с малым или средним инновационным  циклом и быстро обновляемой продукцией. Эти структуры могут возникать  на базе отраслевых производственных объединений. Подобные объединения склонны конкурировать за рынки сбыта, диверсифицировать производство, внимательно концентрировать научно-техническую информацию и способствовать ускорению внедрения новшеств. Горизонтальный тип интеграции распространяется также на однотипные предприятия, имеющие сложный инновационный цикл (например, в авиационной промышленности). Здесь инновационный цикл занимает центральную позицию, где особенно важны высококачественные параметры сложных наукоемких изделий и конкурентные позиции на отечественных и мировом рынках.

     При рассмотрении инновационной деятельности как важнейшей тенденции развития экономики на передний план выступают  проблемы интеграции новых организационных  форм инновационных процессов на основе их инкорпорированности в  систему государственных, научных, рыночных и общественных институтов. Повышение степени инкорпорированности  инновационного бизнеса в институциональные  образования не только не снижает  инновационную активность, но, напротив, повышает способность инновационных  процессов к совершенствованию  и становлению самоорганизующихся структур.

     Несмотря  на гибкость и узкую специализацию  высокопрофессиональных инновационных  подразделений, инновационный проект жестко связан с финансовым успехом  и с быстрым получением прибыли. Деловой цикл при этом не должен превышать 5 лет.

     Наибольшую  роль в разработке научной идеи и  ее последующей материализации играют новые организационные структуры  — инновационные центры. Это технологически активные комплексы со сложившейся  интегрированной структурой нововведений, включающей университеты и научно-производственные фирмы. Инновационный бизнес в этой модели поддерживает устойчивые взаимосвязи внутри обширной инновационной инфраструктуры, имеет развитые сети неформального обмена информацией и формирования каналов сбыта нововведений. Самым известным вариантом такого альянса является Силиконовая долина. 

     Инновационные центры в своем составе содержат:

    • технологические парки (научный, промышленный, технологический, инновационный, бизнес-парк и т.д.);
    • технополисы;
    • регионы науки и технологий;
    • инкубаторы инноваций.
 

     В основе построения иерархической структуры  технопарка лежит модульный принцип. Первичным элементом, используемым при его строительстве, является инкубатор. Технопарк представляет собой совокупность центров, каждый из которых представляет специализированный набор инновационных услуг.

     Технополис — это совокупность технопарков, инкубаторов и комплекс разнообразных структур, обеспечивающих жизнь города. Регион науки и технологии может включать технополисы, технопарки, и инкубаторы, а также разветвленную инфраструктуру, поддерживающую научную и производственную деятельность. 

     Технополисы оказывают формирующее влияние  на развитие тех регионов, где они  расположены, и способствуют:

    • повышению инновационной активности, формированию инновационной инфраструктуры, ускорению коммерциализации новшеств, структурной перестройке промышленности, созданию новых рабочих мест,
    • совершенствованию механизмов инновационной деятельности, институционализации инновационной сферы;
    • усилению наукоемкости развития промышленности, совершенствованию инновационной политики государства, повышению инновационной способности экономики.

     Руководство технопарком со стороны государства  и местных властей осуществляется по трем основным направлениям: законодательство, программы финансирования и развития, прямое участие. Правительство разрабатывает  крупномасштабные программы поддержки  малого и среднего бизнеса, поощряет развитие новых технологий, содействует  кооперации науки и промышленности.

     Помимо  финансовой и законодательный помощи государство предоставляет различные  квоты и субсидии фирмам-клиентам, а также малым наукоемким предприятиям. Местные власти обеспечивают условия, содействующие привлечению специалистов к работе над инновационным проектом и созданию на этой основе малых наукоемких фирм. Базовая схема учредителей технопарка и решаемых; ими задач показана на рис. 2.

     Отличительная черта и организационная особенность  инкубаторов состоит в том, что  они занимаются разработкой не конкретного  товара, а независимого хозяйственного субъекта.

     Таким образом, "продукцией" технопарков  являются новые малые инновационные  фирмы. Пребывание в инкубаторе различных  производственных единиц позволяет  фирмам существенно сократить расходы  на их содержание. 

 

Рис. 3. Базовая схема учредителей технопарка и решаемых ими задач. 

     На  примере инновационных центров, технопарков и технополисов особенно заметна значимость инновационной  инфраструктуры, которая способствует вхождению науки в рыночную среду. Центральную роль в инновационной сфере играет инновационная инфраструктура, которая представляет собой организационную, материальную, информационную, финансовую и кредитную базу для создания условий, способствующих эффективному распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности7.

     Ведущую роль в инновационной инфраструктуре помимо научных, государственных и  общественных институтов играют инвестиционные институты, способствующие аккумулированию  финансовых, инвестиционных ресурсов и диверсификации рисков инновационной  деятельности.

       Важнейшими инвестиционными институтами  здесь являются страховые компании, негосударственные пенсионные фонды,  инвестиционные банки, инвестиционные  и венчурные фонды, финансовые  и инвестиционные компании8.

     Таким образом, вероятность коммерческого успеха инноваций резко возрастает благодаря формированию специальных институтов, организаций и систем обеспечения инновационного процесса, сформированных в единую инновационнуюсферу. 

Заключение. 

     В данной работе были рассмотрены  организационные  формы и структуры инновационного менеджмента а также процессы происходящие в инновационном менеджменте. Можно с уверенностью сказать что главной особенностью современного этапа развития инновационной деятельности является образование в крупнейших фирмах единых научно-технический комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла «наука -производство".

     Произошедшие  в России за последние десять лет  революционные изменения в кредитно-финансовой сфере обусловили высокую степень  динамизма финансовых рынков и, в  частности, рынка банковских продуктов. На протяжении относительно недолгого  пути его развития наблюдались, значительное перераспределение долей рынка  между его участниками, появление  большого числа новых участников, постоянные изменения в сфере  регулирования рыночных взаимоотношений  со стороны государства, что обусловило постоянное наличие дополнительных стимулов для пополнения и изменения  имеющегося спектра банковских продуктов. Эти процессы вплотную подводят нас  к сфере банковской деятельности, имеющей наименование "инновационной".

     Понятие "инновации" (нововведения) современная  экономическая наука трактует как "конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам". Применительно к теме статьи, имеется в виду создание банковского продукта, обладающего более привлекательными потребительскими свойствами по сравнению с предлагаемым ранее, либо качественно нового продукта, способного удовлетворить неохваченные ранее потребности его потенциального покупателя, либо использование более совершенной технологии создания того же банковского продукта.

     Создание  целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено  научно-техническим прогрессом и  потребностями рыночной ориентации фирмы. В 80-е годы в инновационной политике крупных фирм отчетливо проявилась тенденция к переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Она выражалась прежде всего в стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: инжиниринговых, лизинговых, консультационных и др. С другой стороны, отмечается стремление к снижению издержек производства традиционной продукции9.

     Особенно  заметно эти тенденции проявляются  в инновационном менеджменте  у американских машиностроительных ТНК, которые концентрируют свои усилия на разработке и производстве продукции высокой технической  сложности. Они стремятся за счет монополизации выпуска таких  изделий обеспечить быструю амортизацию  капитала и сохранить лидерство  в определенных секторах рынка машин и оборудования.

     Одновременно  они стремятся к значительному  снижению издержек производства в традиционных отраслях машиностроения в целях  повышения их конкурентоспособности.

     Так же можно сделать вывод исходя из данной работы, что инновационные  предприятия также специализируются в зависимости от уровня новизны  производимых инноваций (принципиально  новых, с относительной, частичной, локальной новизной либо имитацией), а так же если стратегия вхождения  в новую отрасль, создания новой  компании или совместного предприятия  применяется недиверсифицированной  компанией для занятия сильных  и прибыльных конкурентных позиций, то стратегии реструктуризации, диверсификации в целях свертывания и ликвидации отстающих производств и транснациональная  диверсификация возникают, как правило, у сильных и достаточно широко диверсифицированных корпораций.

     Необходимо  отметить следующее, что в условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.

     Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:

Информация о работе Инновационные программы менеджмента