Инновационные программы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 02:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование инновационных программ менеджмента.

Для достижения цели данной работы, необходимо опираться на вопросы разработки и внедрения новых проектов с точки зрения управления организацией и установить цель инновационного менеджмент. Данной курсовой работе были рассмотрена и изучена профильная литература. Эта дисциплина уже показала себя как единственно возможный путь накопления и систематизации знаний и опыта по внедрению инноваций на предприятиях. Инновационный менеджмент помогает эффективно управлять процессами инновационной деятельности, связанными с созданием, освоением, производством, и распространением среди потребителей новых, прогрессивных продуктов и услуг.

Файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 97.02 Кб (Скачать)

     Так, инновационные предприятия и  организации могут специализироваться на фундаментальных исследованиях, на НИР (прикладных научных исследованиях и разработках), это могут быть научные инновационные предприятия, высшие учебные заведения, субъекты малого предпринимательства, научно-технические комплексы и объединения.

     Со  стадией внедрения и создания опытных образцов связаны как  предпринимательские структуры, так  и фирмы, институты и корпорации, имеющие развитую базу НИОКР. На базе прикладных НИОКР и ОКР инноваторы-последователи  создают базовые технологические, научно-технические и продуктовые  новшества.

     Внедрением  и производством научно-технических  и продуктовых новшеств занимаются, как правило, крупные фирмы, имеющие  хорошую ресурсную базу, квалифицированные  кадры и определенные позиции  на рынках. В Западной Европе накоплен большой опыт инновационного развития, хотя исследователи непосредственно не связывают размер фирмы с числом изобретений2.

     Но  во Франции и Великобритании распространено мнение, что на стадии научных разработок главную роль играют академический  и вузовский секторы и малые  фирмы.

     На  этапе опытного производства, маркетинга и сбыта выступает разномасштабный  бизнес, в то время как производство и диффузия новшеств осуществляются на крупных и средних предприятиях и в промышленных компаниях.

     Согласно  типу экономического разделения труда, возникшего в инновационной деятельности, множество предприятий малого и  среднего размера являются субподрядчиками  крупных фирм, специализирующихся на производстве полуфабрикатов, комплектующих, а также выполняющих функции  обеспечения и обслуживания основного  бизнеса.

     Инновационные предприятия различаются также  в зависимости от преобладающего типа инноваций, являющихся объектом их деятельности. 

     Так, они подразделяются на следующие  классы:

    • инноваторы-лидеры, ориентирующиеся на новые научные открытия, новые способы применения и пионерные изобретения;
    • инноваторы-лидеры, создающие принципиально новые процессы и продукты на основе применения ранее сделанных открытий и изобретений;
    • инноваторы, создающие базовые инновации на основе старого способа,
    • инноваторы, производящие, модернизирующие и рационализирующие новшества;
    • инноваторы, создающие новшества, замещающие более ранние продукты и технологии;
    • инноваторы, специализирующиеся на продажах и маркетинге новшеств;
    • инноваторы, создающие инновации, удовлетворяющие спрос на новых рынках;
    • инноваторы, занимающиеся диффузией, распространением и тиражированием новшеств в различные сферы народного хозяйства.
 

     Таким образом инновационные предприятия также специализируются в зависимости от уровня новизны производимых инноваций (принципиально новых, с относительной, частичной, локальной новизной либо имитацией). 

1.2. Организационные формы инновационного развития. 

     Организационные формы тесно связаны с новыми принципами хозяйствования на основе синергизма централизованных и децентрализованных структур. Своеобразие инновационного развития заключается в том, что  оно основывается на необходимости  учета двух противоречивых тенденций.

     С одной стороны, инновационный процесс  — это единый поток от возникновения  идеи до внедрения, развития и развертывания производства. Все стадии инновационной системы, от фундаментальной идеи до рыночного успеха, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому для обеспечения эффективности инновационного развития первостепенное значение имеют системные структурные взаимодействия, обеспечивающие преемственность стадий и непрерывность процессов во времени. Эта особенность ярко проявляется в условиях неразвитой рыночной инфраструктуры и несовершенства рыночных механизмов.

     С другой стороны, научное знание, открытие, промышленное изобретение по своей  сути дискретно и стохастично. Многочисленными  исследованиями установлено отсутствие корреляции между возникновением научного знания, его материализацией и  коммерциализацией. Поэтому с такой  точки зрения предприятие не обязательно  должно осуществлять полный набор инновационной  предпринимательской деятельности от стадии НИОКР до маркетинга и  продаж. Повышение инновационной активности тесно связано с этими двумя важнейшими тенденциями: становлением инновационных организаций, способных к саморазвитию, и повышением включенности инновационных структур в систему различных институтов и межфирменных взаимодействий. За рубежом исследовательские фирмы составляют всего 5-10% в малом бизнесе, в то время как среди крупных предприятий до 70% компаний имеют научные подразделения, инновационную направленность и пр. Малый инновационный бизнес в значительной степени ориентирован на прикладные исследования, конструкторские разработки, освоение различных новшеств, предоставление экспертных, рекламных, консалтинговых и посреднических услуг. Мелкие и средние предприятия ориентируют производство на малые серии новшеств, стремясь заполнить рыночные ниши узкоспециализированными продуктами3.

     Крупный бизнес и особенно фирмы-гиганты, обладая  достаточными финансовыми, материальными  и людскими ресурсами, страдают низкой восприимчивостью производственного  аппарата и жесткостью иерархических  связей, с трудом воспринимающих нововведения. Логикой совершенствования механизмов организации инноваций становятся проблемы координации и межфирменной кооперации.

     В инновационной организации XXI в. революционные  преобразования должны охватить линейные, функциональные, маркетинговые и  другие структуры, которые станут самостоятельными внутренними предприятиями, обслуживаемыми едиными информационными и финансовыми  системами, самостоятельно производящими  товары и услуги. В рамках "интеллектуальной самоуправляющейся ассоциации" эти  внутренние предприятия станут участниками  внутренних или так называемых организационных  рынков внутри ассоциации. Организационное проектирование, использование новых моделей и структур становится важнейшим направлением менеджмента. Основные свойства организации будущего показаны на рис. 1. Свойства инновационных организаций, показанные на рис. 1, демонстрируют качество подсистем, структур, элементов и их связей внутри организации как открытой системы.

     Организация нового типа имеет две оси ориентации: первая — на внутренние структуры, внутренние взаимодействия элементов, факторов и подсистем. Эта ориентация основана на децентрализации и самостоятельности  подразделений, что и обеспечивает их высокую маневренность, оперативность, множественность форм организаций, разнообразие новых методов, технологий, продуктов и услуг, гибкость структур и методов управления.

     Вторая  ось системы ориентирована на внешнюю среду, она связана с  реализацией долговременных тенденций, со стабильностью функционирования системы во внешней среде. 

Рис. 1. Свойства инновационных  организаций будущего. 

     Для того чтобы система могла функционировать  в целом оптимально, в ней должно происходить накопление разнородных  функциональных подсистем и элементов, способных в различных пространственных и временных рамках существования  организации играть роль посредников, носителей инноваций, альтернативных элементов (поставщиков, партнеров, подрядчиков  и проч.). Наличие множества форм организации образует пространственную рамку системы, а множества участников, подсистем и альтернативных элементов, использующих в своей деятельности разнообразные новые методы, продукты и услуги, взаимосвязаны и переплетены множеством связей, что обеспечивает повышение общей жизнеспособности и устойчивости организации. Так, взаимосвязь хозяйственных стратегий подразделений и организационных структур рассматривается под углом требований инновационного развития. Однако повышение общей жизнеспособности тесно связано с оптимальным функционированием трех главных функциональных подсистем фирмы (НИОКР и разработка продукции, технология производства и маркетинг).

     Тип организации функциональных подсистем  должен соответствовать характеру  связей технологических операций и  быть нацеленным на удовлетворение разнообразных  по объему и времени запросов рынка. С такой точки зрения важнейшим  свойством системы является ее адаптация  к внешней среде. Чтобы удовлетворить  разнообразный спрос, предприятие  изготавливает мелкосерийную и  уникальную продукцию, значительная часть  которой ориентирована на заказ, контракт. Это определяет изначально высокий уровень устойчивости связей между производителем, поставщиком  и покупателем4.

     Высокая адаптация к внешней среде  многих японских фирм объясняется и  организацией продаж и маркетинга, так как обеспечение заказа, формирование спроса и каналов сбыта обычно предшествуют стадиям разработки и  изготовления продукции. При высокой  адаптивности фирмы к запросам рынка  главными барьерами, ограничивающими  доступ конкурентов на рынок, выступают  способность организации создавать  конкурентные преимущества, в качестве которых выступают научно-технический  опыт фирмы, уровень и новизна  технологий, патентная монополия, наличие  исследовательской базы, высокая  квалификация персонала. В процветании  фирмы решающую роль играет приоритет  ценностей, творческого подхода  и инновационного развития, сопровождающегося  профессиональным ростом и повышением престижа трудовой деятельности.

     Инновационная направленность производства тесно  увязана с инновационным характером управления: административные методы вытесняются социально-психологическими, а повышение производительности труда работника связывается  с его сопричастностью к принятию управленческих решений и с качественно новой трудовой мотивацией.

     Для персонала небольшого подразделения, тесно связанного со стратегическим центром, характерно стремление оправдать  доверие менеджера, показав себя наилучшим образом в новом  качестве — активного участника  инновационной деятельности. В малых  подразделениях заметно усиливается  трудовая мотивация и стимулируется  инициатива. Инновационный характер управления проявляется и в том, что небольшие самостоятельные  инновационные, подразделения в  повседневной деятельности не связаны  сложными процедурами согласования решений по горизонтали и вертикали, характерными для крупных бюрократических  организаций.

     В современных японских корпорациях  высший менеджер, руководствуясь инновационными подходами и принципами управленческой рациональности, не стремится применять  жесткий тотальный контроль. Напротив, наибольший эффект дает ориентация на гибкие партнерские связи. Гибкость методов управленческого воздействия распространяется на большинство функций управления (планирование, мотивация, координация и контроль), а также на объект управления. В основе инновационного производства лежат гибкость, изменчивость и адаптивность технологических систем, переналаживаемость оборудования и перепрофилирование производственных мощностей. Гибкость и изменчивость технологий сочетается с возможностью организации производства по горизонтали на основе параллельного функционирования различных стадий инновационного процесса. Такой принцип организации взаимодействий между отдельными подразделениями основан на гибком распределении материальных, информационных и финансовых потоков, опыте и знаниях работника, готовой продукции и услуг.

     В организации нового типа широко используются взаимодополняющие процессы интеграции и диверсификации. Вертикальная интеграция или комбинирование с предшествующими стадиями может быть организована как в рамках единой организации, через внутриорганизационный рынок, так и на базе постоянных контрактов. Интеграция ориентирована на активизацию научно-исследовательской и производственной деятельности компании. На смешанной корпоративно-рыночной основе формируются новые организационные построения постоянного и временного типа, основанные на интеграции всех звеньев инновационного цикла, с одной стороны, и на создании механизмов координации и консолидации деятельности отдельных фирм, предприятий инновационного бизнеса и других организаций как между собой, так и с институтами рыночной экономики — с другой. Для инновационного процесса будущего характерна опора на венчурный капитал, интегрированный с многочисленными финансовыми, рыночными, научными и государственными институтами. В инновационной организации способность к диверсификации связана в первую очередь с внутриорганизационными изменениями: с многоцелевым использованием производственных мощностей, внутрифирменной передачей информации, знаний, ноу-хау от одних производств к другим.

     Способность организации к различным формам диверсификации формируется на основе ключевых отраслей, технологий, видов  продукции. Особенность диверсификации в инновационной организации  заключается в опоре на новые  технологии и высокотехнологичные  производства различных отраслей, являющихся лидерами инновационного развития. Такой  подход является необходимым условием поддержания конкурентоспособности  продукции и создания новых конкурентных преимуществ.

     Фирма, имеющая достаточную норму доходности, при использовании возможностей одной отрасли, как правило, не проводит диверсификации. При этом ее потенциал  роста начинает снижаться. Однако по мере насыщения рынков и возникновения новых технологий крупные организации выходят за пределы отраслей и предлагают дифференцированную продукцию на основе инноваций. "Ядро" новых производств и новых отраслей создает конкурентные структуры, осуществляет крупные инвестиции в научно-исследовательские разработки, результатом чего является максимизация объема продаж.

     Инновационное развитие, основанное на конкурентных преимуществах высшего порядка (новые  научные разработки, технологии), создает для организации большие стратегические возможности экспансии в новые отрасли и на новые рынки. Эти стратегические возможности в свою очередь формируют качественно новый потенциал экономического роста. 

Информация о работе Инновационные программы менеджмента