Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 02:38, курсовая работа
Целью данной работы является исследование инновационных программ менеджмента.
Для достижения цели данной работы, необходимо опираться на вопросы разработки и внедрения новых проектов с точки зрения управления организацией и установить цель инновационного менеджмент. Данной курсовой работе были рассмотрена и изучена профильная литература. Эта дисциплина уже показала себя как единственно возможный путь накопления и систематизации знаний и опыта по внедрению инноваций на предприятиях. Инновационный менеджмент помогает эффективно управлять процессами инновационной деятельности, связанными с созданием, освоением, производством, и распространением среди потребителей новых, прогрессивных продуктов и услуг.
Наибольшее значение для организации имеют шесть стратегий диверсификации:
Таким
образм, если стратегия вхождения в новую
отрасль, создания новой компании или
совместного предприятия применяется
недиверсифицированной компанией для
занятия сильных и прибыльных конкурентных
позиций, то стратегии реструктуризации,
диверсификации в целях свертывания и
ликвидации отстающих производств и транснациональная
диверсификация возникают, как правило,
у сильных и достаточно широко диверсифицированных
корпораций.
Глава II. Инновационный процесс в менеджменте.
2.1.
Инновационный процесс.
Общеизвестно,
что переход от одного качества к
другому требует затрат ресурсов
(энергии, времени, финансов и тому подобное).
Процесс перевода новшества (новации)
в нововведение (инновации) также
требует затрат различных ресурсов,
основными из которых являются инвестиции
и время. В условиях рынка как
система экономических
Схема
инновационной деятельности
Рис. 2.
Под
инновациями в широком смысле
понимается прибыльное использование
новшеств в виде новых технологий,
видов продукции и услуг, организационно-технических
и социально-экономических
Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации.
С
учетом последовательности проведения
работ жизненный цикл инновации
рассматривается как
Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.
Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей.
Непременными
свойствами инновации являются научно-техническая
новизна и производственная применимость5.
Следовательно, научно-технические инновации должны:
Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.
Различают три логические формы инновационного процесса:
Простой
внутриорганизационный
При
простом межорганизационном инновационном
процессе новшество выступает как предмет
купли-продажи. Такая форма инновационного
процесса означает отделение функции
создателя и производителя новшества
от функции его потребителя.
Расширенный
инновационный процесс
Таким образом, в условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.
Простой
инновационный процесс
Первая фаза — это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.
На
второй фазе общественно-полезный эффект
перераспределяется между производителями
нововведения (НВ), а также между производителями
и потребителями.
2.2.
Новые организационные
формы инновационной
деятельности.
Инновационная активность и глобальная информатизация экономики коренным образом изменили принципы организации компаний и корпораций, которые формировались на протяжении всего XX столетия. В 1990-х годах тенденция усиления децентрализации разворачивалась первоначально на уровне малых подразделений, трудовых коллективов и общественных организаций. В этот период основную роль играли скоординированные усилия работников производственной и непроизводственной сфер, главной задачей которых стало максимальное совершенствование экономических процессов. Впервые организационные формы инновационной деятельности появляются в рамках самоуправляющихся производственных ассоциаций. Именно здесь создается возможность максимального использования творческого потенциала и придания ускорения технологическому и социальному прогрессу. Своеобразие новых организационных форм определяется необходимостью сочетания активной конкуренции с отношениями партнерства и индивидуального творчества. Новыми организационными формами такого взаимодействия являются различные виды предпринимательских ассоциаций и межфирменных альянсов — от временных краткосрочных соглашений до крупнейших финансово-промышленных групп. В странах рыночной экономики с сильным государственным влиянием ассоциации играют важную роль в определении основных направлений долгосрочного экономического развития. Такие ассоциации зачастую имеют соглашения с профсоюзами и государством, что и определяет их успех6.
Научно-исследовательские
центры в рамках таких ассоциаций
решают проблемы принципиально нового
инновационного развития, связанного
с формированием новых
Если
так называемые национальные ассоциации
промышленных компаний (например, в
США) определяют национальное видение
научно-технического развития страны,
то в большинстве регионов основная
функция отраслевых ассоциаций промышленных
фирм — способствовать повышению
эффективности хозяйственной
Немаловажную
роль в активизации научного этапа
инновационного цикла играют исследовательские
ассоциации, имеющие в своем составе
подразделения по фундаментальным
исследованиям проблемно-
Ассоциации накопили большой опыт в использовании методов переплетения и взаимопроникновения противоречивых начал в экономике. При реализации долгосрочных целей технического совершенствования и технологического обновления они смогли использовать объединенные усилия многих участников, осуществить координацию совместных действий многих участников, не утратив при этом конкурентных мотивов поведения фирмы на рынке с целью извлечения максимального дохода.
Ассоциацию
не следует представлять в виде яркого
примера торжества единства плановой
экономики и рыночной конкуренции.
Несмотря на высокоадаптивный характер
функционирования таких организаций,
просматривается жесткая
Тесное переплетение кооперации и конкуренции в последние десятилетия. Предпринимательские ассоциации, стратегические альянсы и коалиции представляют собой наиболее привлекательные в экономике "мягкие" ассоциирующиеся "метаструктуры". Они рассматриваются не только как наиболее дешевый и эффективный способ объединения совместных усилий. В организации "мягких метаструктур" наиболее важна их ориентация на совершенствование и развитие базисных принципов и фундаментальных идей в производстве. Конкурирующие участники "мягких групп" апробируют новшества как бы с разных сторон, партнерские же усилия способствуют концентрации ресурсов на важнейшем направлении. "Мягкие метаструктуры" благодаря реализации инновационного процесса в таких рамках многократно увеличивают эффективность инновационных преобразований. В таких структурах многократно уменьшается инновационный риск на стадии разработки новшества; наиболее полно используется эффект узкой специализации; для участников создаются реальные возможности достиженш частных целей; на всех стадиях инновационного цикла осуществляется реальна} возможность минимизации затрат; активная конкуренция на завершающей стадии инновационного цикла повышает эффективность инновационной деятельности активизирует стратегию обновления.
Одной из важнейших форм "мягких метаструктур" выступают стратегические альянсы. Их цель - активизация каналов совершенствования производства и передача новых технологий, а также осуществление взаимодополняющих функций при проведении научных исследований и внедрении их результатов. Особое значение имеют стратегические альянсы в форме совместной научно-исследовательской и производственной деятельности на основе передачи технологий, а также в форме консорциумов. Стратегические альянсы в наукоемких отраслях (в производстве роботов, автоматизированных поточных линий, микроэлектронике) охватывают несколько или все стадии воспроизводственной цикла НИОКР. Это не мешает широкому разнообразию видов кооперационных соглашений о совместной научной деятельности рамках отдельных стадий жизненного цикла. Еще одной особенностью стратегических альянсов является особое внимание, уделяемое технологической подготовке производства и освоению новшеств.
Дело
в том, что крупные компании зачастую
сталкиваются с малой восприимчивостью
имеющегося производственного аппарата
к принятию новшеств. Здесь самым
узким местом становится стадия внедрения
и производства первого промышленного
образца. В силу высказанных причин
крупные компании охотно используют
форму альянса с малым