Инновационные программы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 02:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование инновационных программ менеджмента.

Для достижения цели данной работы, необходимо опираться на вопросы разработки и внедрения новых проектов с точки зрения управления организацией и установить цель инновационного менеджмент. Данной курсовой работе были рассмотрена и изучена профильная литература. Эта дисциплина уже показала себя как единственно возможный путь накопления и систематизации знаний и опыта по внедрению инноваций на предприятиях. Инновационный менеджмент помогает эффективно управлять процессами инновационной деятельности, связанными с созданием, освоением, производством, и распространением среди потребителей новых, прогрессивных продуктов и услуг.

Файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 97.02 Кб (Скачать)

     Наибольшее значение для организации имеют шесть стратегий диверсификации:

    1. Вхождение в новую отрасль на основании слияний, поглощений или создания новых или совместных предприятий.
    2. Диверсификация в родственные отрасли.
    3. Диверсификация в неродственные отрасли.
    4. Свертывание и ликвидация производства.
    5. Смешанная диверсификация и реструктуризация.
    6. Многонациональная диверсификация.
 

     Таким образм, если стратегия вхождения в новую отрасль, создания новой компании или совместного предприятия применяется недиверсифицированной компанией для занятия сильных и прибыльных конкурентных позиций, то стратегии реструктуризации, диверсификации в целях свертывания и ликвидации отстающих производств и транснациональная диверсификация возникают, как правило, у сильных и достаточно широко диверсифицированных корпораций. 
 

Глава II. Инновационный процесс в менеджменте.

2.1. Инновационный процесс. 

     Общеизвестно, что переход от одного качества к  другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и тому подобное). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также  требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как  система экономических отношений  купли – продажи товаров, в  рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными  компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и  нововведения. Новшества формируют  рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции  нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной  деятельности (рис.1.1.). 

Схема инновационной деятельности 

 

 
 

 

 

 
 

Рис. 2. 

     Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование  новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических  и социально-экономических решений  производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.

     Период  времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества  и до его использования принято  называть жизненным циклом инновации.

     С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации  рассматривается как инновационный  процесс. 

     Термины "инновация" и "инновационный  процесс" близки, но не однозначны. Инновационный  процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.

     Их  стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей.

     Непременными  свойствами инновации являются научно-техническая  новизна и производственная применимость5.  

     Следовательно,   научно-технические   инновации  должны:

    • обладать новизной;
    • удовлетворять рыночному спросу;
    • приносить прибыль производителю.
 

     Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

     Различают три логические формы инновационного процесса:

    1. простой внутриорганизационный (натуральный)
 

      Простой внутриорганизационный инновационный  процесс предполагает создание и  использование новшества внутри одной и той же организации, новшество  в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. 

    1. простой межорганизационный (товарный)
 

      При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. 
       
       

    1. расширенный.
 

      Расширенный инновационный процесс проявляется  в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. 

     Таким образом, в условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.

     Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:

  • создание новшества и его распространение;
  • диффузия нововведения.
 

   Первая  фаза — это последовательные этапы  научных исследований, опытно-конструкторских  работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого  производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.

   На  второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Новые организационные формы инновационной деятельности. 

     Инновационная активность и глобальная информатизация экономики коренным образом изменили принципы организации компаний и  корпораций, которые формировались  на протяжении всего XX столетия. В 1990-х  годах тенденция усиления децентрализации разворачивалась первоначально на уровне малых подразделений, трудовых коллективов и общественных организаций. В этот период основную роль играли скоординированные усилия работников производственной и непроизводственной сфер, главной задачей которых стало максимальное совершенствование экономических процессов. Впервые организационные формы инновационной деятельности появляются в рамках самоуправляющихся производственных ассоциаций. Именно здесь создается возможность максимального использования творческого потенциала и придания ускорения технологическому и социальному прогрессу. Своеобразие новых организационных форм определяется необходимостью сочетания активной конкуренции с отношениями партнерства и индивидуального творчества. Новыми организационными формами такого взаимодействия являются различные виды предпринимательских ассоциаций и межфирменных альянсов — от временных краткосрочных соглашений до крупнейших финансово-промышленных групп. В странах рыночной экономики с сильным государственным влиянием ассоциации играют важную роль в определении основных направлений долгосрочного экономического развития. Такие ассоциации зачастую имеют соглашения с профсоюзами и государством, что и определяет их успех6.

     Научно-исследовательские  центры в рамках таких ассоциаций решают проблемы принципиально нового инновационного развития, связанного с формированием новых технологических  укладов. В процессах внедрения, освоения и диффузии промышленны} инноваций особую роль играют отраслевые ассоциации.

     Если  так называемые национальные ассоциации промышленных компаний (например, в  США) определяют национальное видение  научно-технического развития страны, то в большинстве регионов основная функция отраслевых ассоциаций промышленных фирм — способствовать повышению  эффективности хозяйственной деятельности предприятия на основе внедрения  научно-технических и технологических  новшеств. Часть ассоциаций активно  участвует в процессах стандартизации и сертификации, занимается обучением  и переподготовкой персонала  по новым направлениям научно-технического развития. Одной из важнейших целей  деятельности предпринимательских  ассоциаций является предотвращение банкротства  входящих в ассоциации фирм, оказание помощи в модернизации производства.

     Немаловажную  роль в активизации научного этапа  инновационного цикла играют исследовательские  ассоциации, имеющие в своем составе  подразделения по фундаментальным  исследованиям проблемно-поискового характера, а также внедренческие, аналитические, экономические группы. Исследовательские ассоциации предназначены  для установления тесного взаимодействия между академическо-вузовским сектором и промышленным производством.

     Ассоциации  накопили большой опыт в использовании  методов переплетения и взаимопроникновения  противоречивых начал в экономике. При реализации долгосрочных целей  технического совершенствования и  технологического обновления они смогли использовать объединенные усилия многих участников, осуществить координацию  совместных действий многих участников, не утратив при этом конкурентных мотивов поведения фирмы на рынке  с целью извлечения максимального  дохода.

     Ассоциацию  не следует представлять в виде яркого примера торжества единства плановой экономики и рыночной конкуренции. Несмотря на высокоадаптивный характер функционирования таких организаций, просматривается жесткая иерархия методов и мотивов, побуждающих  товаропроизводителей внедрять новшества  и повышать эффективность производства. Например, в центре ассоциации, как  правило, находится крупная фирма, имеющая разветвленную систему  поставщиков, субпоставщиков, подрядчиков  и субподрядчиков, работающих чаще всего на одного заказчика.

     Тесное  переплетение кооперации и конкуренции в последние десятилетия. Предпринимательские ассоциации, стратегические альянсы и коалиции представляют собой наиболее привлекательные в экономике "мягкие" ассоциирующиеся "метаструктуры". Они рассматриваются не только как наиболее дешевый и эффективный способ объединения совместных усилий. В организации "мягких метаструктур" наиболее важна их ориентация на совершенствование и развитие базисных принципов и фундаментальных идей в производстве. Конкурирующие участники "мягких групп" апробируют новшества как бы с разных сторон, партнерские же усилия способствуют концентрации ресурсов на важнейшем направлении. "Мягкие метаструктуры" благодаря реализации инновационного процесса в таких рамках многократно увеличивают эффективность инновационных преобразований. В таких структурах многократно уменьшается инновационный риск на стадии разработки новшества; наиболее полно используется эффект узкой специализации; для участников создаются реальные возможности достиженш частных целей; на всех стадиях инновационного цикла осуществляется реальна} возможность минимизации затрат; активная конкуренция на завершающей стадии инновационного цикла повышает эффективность инновационной деятельности активизирует стратегию обновления.

     Одной из важнейших форм "мягких метаструктур" выступают стратегические альянсы. Их цель - активизация каналов совершенствования производства и передача новых технологий, а также осуществление взаимодополняющих функций при проведении научных исследований и внедрении их результатов. Особое значение имеют стратегические альянсы в форме совместной научно-исследовательской и производственной деятельности на основе передачи технологий, а также в форме консорциумов. Стратегические альянсы в наукоемких отраслях (в производстве роботов, автоматизированных поточных линий, микроэлектронике) охватывают несколько или все стадии воспроизводственной цикла НИОКР. Это не мешает широкому разнообразию видов кооперационных соглашений о совместной научной деятельности рамках отдельных стадий жизненного цикла. Еще одной особенностью стратегических альянсов является особое внимание, уделяемое технологической подготовке производства и освоению новшеств.

     Дело  в том, что крупные компании зачастую сталкиваются с малой восприимчивостью имеющегося производственного аппарата к принятию новшеств. Здесь самым  узким местом становится стадия внедрения  и производства первого промышленного  образца. В силу высказанных причин крупные компании охотно используют форму альянса с малым специализированным внедренческим бизнесом.

Информация о работе Инновационные программы менеджмента