Инновации в современном предпринимательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 17:57, реферат

Краткое описание

В своей работе я рассмотрю следующие вопросы: общая характеристика

инновационной деятельности, сущность инновационного предприниматель,

расскажу о роли инноваций и интеллектуальной собствен, рассказывается о

рисках и путях их минимизации.

Предпринимательская деятельность вообще, а в на-технической сфере

особенно, является весьма рисковой, учитывая высокую степень

неопределенности, часто невозможно доведения конструкторских и

технологических раз до практического внедрения и получения

соответствующих коммерческих и финансовых результатов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........

1.1.ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ИНОВАЦИЙ.................................................................

1.2. ИННОВАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................................................................

2. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА...............

3. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА.....................................................

4. РИСКИ В ИННОВАЦИОННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ......................

4.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ РИСКА В ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................................................................

4.2. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СНИЖЕНИЯ РИСКА В ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................

Список литературы...................................................................

Файлы: 1 файл

инновационные технологии.реферат.волкова.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

Этот вид риска  возникает в случае, если предприятие  не сможет привлечь

инвесторов для  финансирования проекта, то есть если не сможет убедить их в достаточной эффективности инновационного проекта.

2. При выборе  источника финансирования инновационного проекта у предприятий существует три возможных варианта (финансирования. Первый метод—самофинансирование про, второй — опора делается на внешние источники финансирования, третий представляет собой комбинацию вышеназ.

Соответственно  возникает риск неполучения финансовых средств в результате неправильно выбранного метода финансирования.

На рынке инноваций, как правило, действуют десятки и сотни фирм, что является причиной возникновения рисков из-за усиления конкуренции инновационных предприятии (фирм), научно-исследовательских организации. Причинами возникновения данного вида риска могут быть следующие: утечка конфиденциальной информации либо но вине со фирмы, либо в результате промышленного шпио, предпринятого конкурентами;

несовершенство  маркетинговой политики, то есть неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о кон или отсутствие достоверной

информации о конкурентах; замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения научно-исследовательских работ, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентных товаров;

недобросовестность  конкурентов, заключающаяся в использовании  в процессе конкурентной борьбы методов недо конкуренции;

появление на рынке  производителей из других отраслей. предлагающих

однотипные, взаимозаменяемые товары, спо удовлетворить спрос

потребителей; выявление непредвиденных функционально однородных заменителей производимых товаров в отрасли, в которой дей данная фирма;

появление местных  новых фирм-конкурентов; экспансия  на местный рынок

производимого продукта или его аналогов со стороны  зарубежных экспортеров. Риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, возникают по различным причинам. Так, риск не обеспечения условий патентования технических, дизайновых и маркетинговых решений возникает в результате недостаточно “плотнели” патентной защиты изобретения, тех. Упущения при проведении патентной политики предприятия могут свести на нет все рыночные преимущество нововведений при сбыте новых и усовершенствованных

продуктов и услуг, а также в результате неполучения или долгого оформления патента, несвоевременного получения лицензии. Этот же риск возникает в случае отказа Патентного ведомства в выдаче патента или при получении его с опозданием.

     В некоторых случаях предприятия  в целях экономии средств проводят

патентование изобретений относительно короткого срока (в соответствии с

вышеназванным законом патент досрочно прекращает свое действие при неуплате в установленный срок пошлин за поддержание патента в силе), в результате к таким инновациям получают доступ конкуренты, и предприятие теряет свое монопольное преимущество на исходные данных инноваций.

     В течение всего срока действующий патент может быть

оспорен и признан  недействительным полностью или  частично.

Следующая группа рисков, возникающих в процессе ин деятельности,

— это маркетинговые  риски, связанные со снабжением и сбытом. Данные риски в первую очередь обусловлены техническим и особенностями инновационного проекта. В некоторых случаях для его реализации требуются уникальное оборудование или высококачественные ком или материалы, которые также требуют разработки и освоения. Поэтому в некоторых случаях перед предприятием встает проблема поиска поставщиков, способных разработать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Иногда таких поставщиков нет на отечественном рынке и предпринимательской фирме приходится выходить с предложениями на международный рынок, что влечет за собой

дополнительные  затраты, а также появление рисков, связанных с

внешнеэкономической деятельностью. Сюда же можно отнести риск, связанный с тем, что поставщики, на которых рассчитывало предприятие при проектировании инновационного проекта, откажутся от своих обязательств, и предприятие не сможет получить (приобрести) оборудование, сы, материалы, комплектующие изделия по ценам, которые были заложены в проекте. В данном случае затраты предприятия при разработке инновационного проекта могут значительно увеличиться, а ожидаемый экономический эффект значит снизиться. Это произойдет и в случае невыполнения поставщиками своих обязательств по срокам, по качеству пре услуг и т. п. Маркетинговые риски сбыта разработанного инновационного проекта включают следующие:

• риск недостаточной  сегментации рынка, который чаше всего возникает при

разработке и  внедрении новых то и услуг  высокого качества и высокой

стоимости, в  результате чего предполагаемые потребители  не смогут их купить,

а это в свою очередь влияет на объемы реализованных новых изделий;

• риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, воз  в следующих

ситуациях:

а) когда спрос  на новшество на выбранном сегменте рынка оказывается

нестабильным;

б) когда на данном сегменте рынка потребность в  новшестве недостаточно

сформировалась;

в) если выбран сегмент  рынка, в котором потребность в новшестве оценена

неверно;

г) если для продаж выбран сегмент рынка, в котором потреб в новшестве

ограничена, и  т. п.;

• риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества  из-за выбора неудачной

организации сети сбыта и система продвижения новшества к потребителю. Кроме рассмотренных выше видов рисков на деятельность инновационных предприятий влияют риски, характерные для всех предпринимательских организаций: политические, инвестиционные и др.

В заключение я  приведу “десять правил эффективности исследований”, изложенные П.Дракером, которыми целесообразно руководствоваться инновационным фирмам в целях снижения рисков и повышения эффективности инновационной деятельности

[9]:

— Каждое новое  изделие, процесс или услуга начинают ус в тот день,

когда они впервые  достигают самоокупаемость.

— Тот факт, что именно вы признаете новое изделие, про или услугу

устаревшими, —  единственный путь помешать сделать  это вашему конкуренту.

—Лучше забыть уместное в XIX веке различие между “фун”  и

“прикладными” исследованиями. Оно все еще может  сохраняться в чистой науке, но в промышленности это бессмысленно.

— В эффективном  исследовании физика, химия, биология, математика, экономика и др. — это не “дисциплины”, а ору. Эффективное исследование требует, чтобы руководитель инновационного проекта знал, как, когда и какого специалист необходимо привлечь для реализации проекта.

— Исследование — это не одно усилие, а три: усовершенствование, управляемая эволюция и нововведение. Они дополняют друг друга, но в тоже время и значительно отличаются друг от друга. Усовершенствование направлено на то, чтобы сделать и без того успешное еще лучше, это никогда не прекращающаяся деятельность. Девиз управляемой эволюции; “каждое успешное новое изделие — это ступень к следующему изделию”.

Перечисленные пять правил касаются того, что надо делать. последующие пять разъясняют, как надо делать.

— Ставьте высокие  цели. Мелкие исправления обычно так  же трудно вносить, и встречают они такое же упорное сопротивление, как и фундаментальные.

Японские фирмы  контролируют рынок, как видеомагнитофонов, так и факсимильных аппаратов — оба американских изобретения, потому что они ставят более высокие исследовательские цели.

— Тем не менее, эффективное исследование требует как долгосрочных, так и

краткосрочных результатов, необходимого равновесия можно достичь путем

ретроспективного  анализа.

— Исследование — это отдельная работа, но не отдельная функция. Разработка —

превращение результатов  исследований в изделия, процессы или услуги, которые можно производить, продавать, поставлять и обслуживать, — должна идти рядом с исследованием. Производство, маркетинг и обслуживание влияют на исследование с самого начала точно в такой же мере, в какой результаты исследования, в свою очередь, влияют на них.

— Эффективное  исследование требует организованного  от не только от

изделий, процессов и услуг, но и от исследования проектов. Каждое

изделие, процесс, услуга и  проект должны подвергаться

проверке на жизнеспособность раз в несколько  лет, чтобы ответить на вопрос, стали бы мы начинать производство этого изделия, процесса,

услуг или исследовательский процесс, зная то, что нам известно сейчас? Три

хороших ключа  к определению момента, когда надо отказаться от проекта: во-первых, когда больше нет значительных усовершенствований; во-вторых, когда управляемая эволюция больше не приводит к новым изделиям, процессам, рынкам или применению; в-третьих, когда долгие годы исследований дают только “интерес” результаты.

— Исследования надо измерять так же, как все  остальное. Довольно просто

установить конкретные цели для усовершенствования и измерить их. При

управляемой эволюции тоже можно поставить цели, например, одно новое

существенное  изделие, рынок или применение каждый год. Однако нововведение требует оценки. Примерно каждые три года компании необходимо рассматривать результаты своих нововведений: что нового ввело предприятие, соответствовали эти нововведение по количеству, качеству и последствиям позиции предприятия на рынке, и его лидирующему положению в данной отрасли, какими должны быть результаты нововведений предприятия в следующие несколько лет.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.2. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СНИЖЕНИЯ РИСКА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

     Избежать  полностью риска в инновационном  предпринимательстве не возможно, поскольку инновации и риск — дне взаимосвязанные категории. Нововведенческая деятельность обладает высокой степенью неопределенности. Очень трудно предвидеть, какое нововведение будет иметь успех на рынке, а какое не будет пользоваться спросом. Поэтому инновационным предприятиям в первую очередь следует тщательно анализировать инновационные проекты для того, чтобы избежать возможных ошибок на самой ранней стадии — стадии отбора проектов.

     Одним из способов снижения инновационного риска является диверсификация инновационной предприниматель деятельности, состоящая в распределении усилий разработок (исследователей) и капиталовложений для осуществления разнообразных инновационных проектов, непосредственно не связанных друг с другом.

Передача (трансферт) риска путем заключения контрактов — следующий метод минимизации риска инновационной идея. Если проведение каких-либо

работ по инновационному проекту слишком рискованно и  величина возможного риска неприемлема для инновационного предприятия, оно может передать эти риски другой организации. Выделяют три причины, в результате действия которых передача риска вы как для стороны передающей (трансферта), так и для при (трансферт):

— потери, которые  велики для стороны, передающей риск, могут быть

незначительны для стороны, риск на себя принимающей;

— трансферт может находиться в лучшей позиции для со потерь или

контроля за хозяйственным риском.

Передача риска  инновационной деятельности, как  прави, производится путем

заключения нижеприведенных  типов контрактов.

·Строительные контракты.

·Аренда машин  и оборудования (лизинг).

·Контракты па хранение и перевозку грузов.

·Контракты продажи, обслуживания, снабжения.

·К этой же группе контрактов относятся: соглашение о  снаб предприятия

материалами, сырьем, необходимыми для реализации инновационного проекта, на условиях поддержка неснижаемого остатка на складе, аренда оборудования. Используемого для осуществления инновационного проекта. с гарантией его технического обслуживания и текущего ремонта; гарантия полдержания производительности (определенных технических характеристик) используемого оборудования: до на сервисное обслуживание техники, необходимой для инновационной деятельности.

Информация о работе Инновации в современном предпринимательстве