Франчайзинг. Современное предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:45, реферат

Краткое описание

целью работы является определение основной формы взаимодействия малого и крупного бизнеса как важнейшего фактора экономического развития предпринимательства.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
выявить преимущества и недостатки корпораций и малого бизнеса;
определить основные формы взаимодействия крупных компаний с малыми предприятиями;
исследовать зарубежный опыт взаимодействия крупного и малого бизнеса;
проанализировать ключевые проблемы взаимодействия корпораций и малых предприятий.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx12.docx

— 41.18 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

       Современное предпринимательство  – это синтез крупного и  малого производства. Экономическое  развитие каждого предприятия  определяется сочетанием присущих  ему экономических ресурсов, степенью  эффективности их использования  в процессе воспроизводства и  тем, насколько удачными оказываются  условия для экономической интеграции  с другими предприятиями. Взаимодействуя  с крупными предприятиями, малые  имеют широкие возможности начать  собственное дело, пользуясь опытом, знаниями и поддержкой партнера. На пути малых предприятий  встречается множество проблем,  связанных с поиском источников  первоначально капитала, нахождения  своей ниши на рынке, продвижением  своих товаров в условиях жесткой  конкуренции. Эти проблемы и  помогает решать крупные предприятия.  Отношения между крупным и  малым бизнесом должны строиться  на договорной основе, с реальными  гарантиями равенства сторон  на основе законодательства. Лишь  в этих условиях обе стороны  смогут получить наибольшую прибыль  от сотрудничества, повысить эффективность  производства, что, в конечном  счете, положительно скажется  на успешном экономическом развитии  партнеров.

       Крупные предприятия обладают мощными основными фондами, более современным оборудованием, значительными производственными площадями и в ряде случаев могут выступать в качестве заказчиков для малых предприятий в сфере производства, торговли и услуг. Мировая практика давно уже доказала перспективность и взаимовыгодность подобных контактов.

             То, что не удается осуществить отдельному предприятию, может быть реализовано объединением предприятий благодаря координации их совместной деятельности, централизации руководства, концентрации имеющихся финансовых средств и их направления на необходимые всем предприятиям виды обеспечения.

      Таким образом, создание механизма эффективного корпоративного управления взаимодействием между предприятиями обеспечивает максимизацию прибыли всех сфер бизнеса объединения, устойчивое функционирование предприятий, повышает их безопасность при изменении внешних условий.

      Поэтому целью  работы является определение  основной формы взаимодействия  малого и крупного бизнеса  как важнейшего фактора экономического  развития предпринимательства.

    Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:

    1. выявить преимущества и недостатки корпораций  и малого бизнеса;
    2. определить основные формы взаимодействия крупных компаний с малыми предприятиями;
    3. исследовать зарубежный опыт взаимодействия крупного и малого бизнеса;
    4. проанализировать  ключевые проблемы взаимодействия корпораций и малых предприятий

        Объект исследования  – механизм взаимодействия малых  и крупных предприятий и формы  его реализации в современных  условиях.

       Предмет исследования - экономические отношения, складывающиеся  между предприятиями малого и  крупного бизнеса в процессе их взаимодействия.

       Теоретико-методологическую  основу работы составили труды  отечественных и зарубежных ученых, занимающиеся теоретическими и  практическими вопросами: управления, планирования, организации производства, экономического роста, экономической  эффективности, хозяйственного механизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КРУПНЫЙ И МАЛЫЙ БИЗНЕС: СПЕЦИФИКА ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ

Партнерские отношения субъектов  малого и крупного предпринимательства  обеспечивают конкурентоспособность  товаров и услуг, что является одной из предпосылок организации  системы их взаимодействия. Мировой  опыт показывает, что корпоративный  сектор является основой современной  экономики. Соотношение крупного и  малого бизнеса в России колеблется в региональном измерении от 1:5 до 1:25, тогда как в странах Западной Европы и в США этот показатель подходит к уровню 1:500 [5, с. 110].

 

Крупные субъекты предпринимательства  являются главными элементами рыночного  хозяйства, определяют его развитие и уровень эффективности. Развиваясь сами, они структурируют экономику  в целом. Доминируя в наукоемких, инфраструктурных и природоэксплуатирующих отраслях экономики, промышленные гиганты и их объединения обеспечивают технологический прогресс и экономический рост в развитых странах.

 

Несомненно, крупному бизнесу присущ ряд неоспоримых экономических  преимуществ. К их числу можно  отнести возможность осуществлять крупномасштабное финансирование проектов, наличие эффективных механизмов использования человеческого капитала, способность обеспечить экономию на трансакционных издержках и реальные конкурентные преимущества на отраслевых, национальных и мировых рынках. Кроме того, крупный бизнес может позволить себе существенную технологическую экономию и на масштабе производства, и на росте или масштабе сферы деятельности.

 

К тому же, крупные предприятия  играют существенную роль в реализации государственных социальных программ в части медицинского обеспечения, профессионального образования  и охраны материнства и детства.

 

Но с изменением объективных  условий хозяйствования, эволюции конкурентных отношений, неопределенностью и  неустойчивостью рыночной среды  актуализируются такие качества хозяйствующего субъекта, как гибкость, быстрота реакции, скорость внедрения  и освоения новых технологий. Вышеуказанные  факторы объясняют переход промышленного  производства к использованию гибких производственных линий, на которых  продукция изготавливается более  мелкими партиями, но зато с применением  всевозможных модификаций. Это обусловливает возрастающую привлекательность малого бизнеса для крупных хозяйственных структур.

 

В современных экономических условиях небольшие размеры предприятий  становятся их важнейшим преимуществом  и определяют экономические, научно-технические  и организационные факторы их успешной деятельности. Малые предприятия  сокращают издержки за счет узкой  специализации, ускоренных темпов разработки и внедрения проектов, применения гибких технологий, оптимального использования  производственных фондов, преобладания горизонтальных связей в структуре  управления. Эффективность их работы достигается также за счет снижения степени бюрократизации, более низкого  уровня заработной платы, что делает их продукцию более дешевой и  создает дополнительное конкурентное преимущество перед крупными предприятиями.

 

Малое предпринимательство – это  наиболее мобильная и динамичная часть российской экономики, способная  быстро адаптироваться к внешним  условиям. Малый бизнес сегодня обеспечивает значительную долю занятости, способствует усилению конкуренции и является альтернативой крупному бизнесу [6, с. 35]. В Российской Федерации по состоянию  на 1.01.2009 г. число зарегистрированных малых предприятий в расчете  на 100 тыс. жителей составило 656,6 ед. и увеличилось по сравнению с 1.01.2008 г. на 48,8 ед. [3, с. 11].

 

Малый бизнес не противостоит крупным  и средним компаниям, а тесно  взаимодействует с ними, участвует  в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке  народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению  народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному  использованию небольших местных  источников сырья и отходов крупных  производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.

 

Малое предпринимательство – необходимый  элемент рыночной экономики, позволяющий  решать важные социально-экономические  задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств.

 

Так, в США предприятия малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти  половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т.д.

 

Аналогичная картина наблюдается  также в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%.

 

Показательным является также участие  МБ в экспорте продукции ведущих  стран. По оценке экспертов, доля малых  и средних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов – примерно 40%, Италии – 20-25%, США и Японии – 15%. Если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. При этом сфера, где малый бизнес приобрел особое значение, - международная торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных  США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы. Помимо технологий важными статьями экспорта малого бизнеса  является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности [1].

 

Роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет  поверхностной. Малый бизнес характеризует  малое предпринимательство как  особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.

 

В развитии взаимоотношений малых  и крупных предприятий можно  выделить два основных периода:

 

·          ранний период реформ (1990 – 1996гг.), в котором  преобладала специфическая российская модель их взаимодействия;

 

·          период становления рыночных отношений (1997 – по н.в.), когда эта модель стала сближаться с классической западной моделью.

 

Большую роль в формировании российской модели взаимодействия имели способы  и экономические механизмы образования малых предприятий.

 

В первый период значительная доля малых  предприятий (более 30%) образовывалась в результате непосредственного  дробления предприятий и означала, по сути, перетекание средств из государственного сектора в частный [1].

 

Другая часть предприятий образовывалась путем создания дочерних фирм. Они  образовались при крупном предприятии; их учредителем или одним из учредителей  выступало само предприятие. Такие  фирмы обычно были ориентированы  на решение конкретных задач, связанных  с деятельностью «материнского» предприятия.

 

Третья группа малых предприятий  образовывалась как автономные фирмы, которые в последствии становились аффилированными структурами крупных предприятий. Многие малые предприятия, относящиеся к этой группе, были созданы в ходе процессов приватизации (полной или частичной) государственной собственности. Наиболее характерным способом организации таких предприятий стало создание трудового коллектива с последующим выкупом основных фондов. Таким путем прошли почти все предприятия розничной торговли, предприятия пищевой промышленности и другие предприятия, небольшие по количеству работающих и номенклатуре выпускаемой продукции.

 

Другие предприятия образовались в результате консолидации физических лиц (несколько будущих предпринимателей объединяли свои капиталы для совместной деятельности). Это была наиболее распространенная форма для мелкооптовых и розничных  торговых, посреднических фирм, компаний, оказывающих услуги населению.

 

Малые фирмы, взаимодействуя с крупными предприятиями, сыграли значительную роль в первоначальном накоплении капитала и в процессах приватизации. Используя дочерние малые фирмы как собственные карманные структуры, крупные предприятия осуществляли накопление капиталов с использованием экономических механизмов трансфертных цен (аккумуляция прибыли за счет разницы цен при покупке-продаже сырья и готовой продукции) и ухода от налогообложения (неучтенный оборот); скупали через малые предприятия приватизационные чеки и акции приватизируемого предприятия и т.д. [1].

 

Пятая часть российского ВВП  создается в торговле.

 

Также российскому рыночному хозяйству  присущи малые инновационные  фирмы – это компании, выполняющие  заказы крупных и средних предприятий; компании, работающие в сфере услуг, где эффект масштаба невелик или  неочевиден. Поэтому крайне необходимо стимулировать, направлять развитие именно этого сектора малого бизнеса  в общественных интересах [2, с. 24].

 

Другими словами, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается в специфических  моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня государственная  политика в отношении малого бизнеса  строится на основе самых общих и  формальных представлений. С одной  стороны, правительство вроде бы признает, что малый бизнес нужно  развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство  воспринимается чиновниками как  часть податного сословия, главной  обязанностью которого является наполнение бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРУПНОГО И МАЛОГО БИЗНЕСА  В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ

 

 

Современная рыночная экономика отличается развитыми производственными связями  между крупным и малым бизнесом, которые можно охарактеризовать как кооперацию в условиях конкуренции. Роль малого бизнеса в системе  этих отношений стала возрастать, начиная с 70-х годов в ходе массового технического перевооружения производства и сферы услуг (компьютерная революция). Малые предприятия вошли неотъемлемой частью в производственную структуру крупных корпораций, которые использовали их рыночную гибкость, динамизм и инновационные возможности как важный фактор повышения общей культуры хозяйствования и эффективности общественного производства.

Информация о работе Франчайзинг. Современное предпринимательство