Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:45, реферат
целью работы является определение основной формы взаимодействия малого и крупного бизнеса как важнейшего фактора экономического развития предпринимательства.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
выявить преимущества и недостатки корпораций и малого бизнеса;
определить основные формы взаимодействия крупных компаний с малыми предприятиями;
исследовать зарубежный опыт взаимодействия крупного и малого бизнеса;
проанализировать ключевые проблемы взаимодействия корпораций и малых предприятий.
ВВЕДЕНИЕ
Современное
Крупные предприятия обладают мощными основными фондами, более современным оборудованием, значительными производственными площадями и в ряде случаев могут выступать в качестве заказчиков для малых предприятий в сфере производства, торговли и услуг. Мировая практика давно уже доказала перспективность и взаимовыгодность подобных контактов.
То, что не удается осуществить отдельному предприятию, может быть реализовано объединением предприятий благодаря координации их совместной деятельности, централизации руководства, концентрации имеющихся финансовых средств и их направления на необходимые всем предприятиям виды обеспечения.
Таким образом, создание механизма эффективного корпоративного управления взаимодействием между предприятиями обеспечивает максимизацию прибыли всех сфер бизнеса объединения, устойчивое функционирование предприятий, повышает их безопасность при изменении внешних условий.
Поэтому целью
работы является определение
основной формы взаимодействия
малого и крупного бизнеса
как важнейшего фактора
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
Объект исследования
– механизм взаимодействия
Предмет исследования
- экономические отношения,
Теоретико-методологическую
основу работы составили труды
отечественных и зарубежных
Партнерские отношения субъектов малого и крупного предпринимательства обеспечивают конкурентоспособность товаров и услуг, что является одной из предпосылок организации системы их взаимодействия. Мировой опыт показывает, что корпоративный сектор является основой современной экономики. Соотношение крупного и малого бизнеса в России колеблется в региональном измерении от 1:5 до 1:25, тогда как в странах Западной Европы и в США этот показатель подходит к уровню 1:500 [5, с. 110].
Крупные субъекты предпринимательства являются главными элементами рыночного хозяйства, определяют его развитие и уровень эффективности. Развиваясь сами, они структурируют экономику в целом. Доминируя в наукоемких, инфраструктурных и природоэксплуатирующих отраслях экономики, промышленные гиганты и их объединения обеспечивают технологический прогресс и экономический рост в развитых странах.
Несомненно, крупному бизнесу присущ
ряд неоспоримых экономических
преимуществ. К их числу можно
отнести возможность
К тому же, крупные предприятия играют существенную роль в реализации государственных социальных программ в части медицинского обеспечения, профессионального образования и охраны материнства и детства.
Но с изменением объективных
условий хозяйствования, эволюции конкурентных
отношений, неопределенностью и
неустойчивостью рыночной среды
актуализируются такие качества
хозяйствующего субъекта, как гибкость,
быстрота реакции, скорость внедрения
и освоения новых технологий. Вышеуказанные
факторы объясняют переход
В современных экономических
Малое предпринимательство – это наиболее мобильная и динамичная часть российской экономики, способная быстро адаптироваться к внешним условиям. Малый бизнес сегодня обеспечивает значительную долю занятости, способствует усилению конкуренции и является альтернативой крупному бизнесу [6, с. 35]. В Российской Федерации по состоянию на 1.01.2009 г. число зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей составило 656,6 ед. и увеличилось по сравнению с 1.01.2008 г. на 48,8 ед. [3, с. 11].
Малый бизнес не противостоит крупным
и средним компаниям, а тесно
взаимодействует с ними, участвует
в ускорении инновационного процесса
и в структурной перестройке
народного хозяйства. Развитие малого
бизнеса способствует возрождению
народных промыслов; «отсеву» нерентабельных
и убыточных предприятий; рациональному
использованию небольших
Малое предпринимательство –
Так, в США предприятия малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т.д.
Аналогичная картина наблюдается также в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%.
Показательным является также участие МБ в экспорте продукции ведущих стран. По оценке экспертов, доля малых и средних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов – примерно 40%, Италии – 20-25%, США и Японии – 15%. Если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. При этом сфера, где малый бизнес приобрел особое значение, - международная торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы. Помимо технологий важными статьями экспорта малого бизнеса является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности [1].
Роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.
В развитии взаимоотношений малых и крупных предприятий можно выделить два основных периода:
· ранний
период реформ (1990 – 1996гг.), в котором
преобладала специфическая
· период становления рыночных отношений (1997 – по н.в.), когда эта модель стала сближаться с классической западной моделью.
Большую роль в формировании российской модели взаимодействия имели способы и экономические механизмы образования малых предприятий.
В первый период значительная доля малых
предприятий (более 30%) образовывалась
в результате непосредственного
дробления предприятий и
Другая часть предприятий
Третья группа малых предприятий образовывалась как автономные фирмы, которые в последствии становились аффилированными структурами крупных предприятий. Многие малые предприятия, относящиеся к этой группе, были созданы в ходе процессов приватизации (полной или частичной) государственной собственности. Наиболее характерным способом организации таких предприятий стало создание трудового коллектива с последующим выкупом основных фондов. Таким путем прошли почти все предприятия розничной торговли, предприятия пищевой промышленности и другие предприятия, небольшие по количеству работающих и номенклатуре выпускаемой продукции.
Другие предприятия
Малые фирмы, взаимодействуя с крупными предприятиями, сыграли значительную роль в первоначальном накоплении капитала и в процессах приватизации. Используя дочерние малые фирмы как собственные карманные структуры, крупные предприятия осуществляли накопление капиталов с использованием экономических механизмов трансфертных цен (аккумуляция прибыли за счет разницы цен при покупке-продаже сырья и готовой продукции) и ухода от налогообложения (неучтенный оборот); скупали через малые предприятия приватизационные чеки и акции приватизируемого предприятия и т.д. [1].
Пятая часть российского ВВП создается в торговле.
Также российскому рыночному
Другими словами, малый бизнес - достаточно
сложное и неоднородное образование,
каждый сегмент которого имеет свои
проблемы и нуждается в специфических
моделях взаимодействия с государством.
Между тем сегодня
ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРУПНОГО И МАЛОГО БИЗНЕСА В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ
Современная рыночная экономика отличается
развитыми производственными
Информация о работе Франчайзинг. Современное предпринимательство