Информационные системы и технологии управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 23:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности муниципального управления в социальной сфере.
Для достижения поставленной цели намечено решение следующих задач:
– рассмотреть социальную политику в современной России;
– определить роль муниципального образования в реализации социальной политики;
– рассмотреть муниципальное управление основными отраслями социальной сферы.

Оглавление

Введение-------------------------------------------------------------------------------------------3
Глава I. Муниципальная социальная политика---------------------------------------4
1.1 Социальная политика в современной России------------------------------------------4
1.2 Роль муниципального образования в реализации социальной политики--------5
1.3 Механизмы реализации муниципальной социальной политики-------------------7
1.4 Взаимодействия органов государственного управления и органов местного самоуправления в социальной сфере-------------------------------------------------------10
Глава II. Муниципальное управление основными отраслями социальной сферы---------------------------------------------------------------------------------------------14
2.1 Муниципальное управление в сфере социальной поддержки отдельных групп населения-----------------------------------------------------------------------------------------14
2.2 Муниципальное управление регулированием занятости населения и трудовых отношений----------------------------------------------------------------------------------------17
2.3 Муниципальное управление в сфере образования----------------------------------20
2.4 Муниципальное управление в сфере здравоохранения----------------------------23
Глава III. Муниципальное управление основными отраслями социальной сферы---------------------------------------------------------------------------------------------31
3.1 Муниципальное управление в сфере культуры и досуга--------------------------31
3.2 Муниципальное управление в сфере физической культуры и спорта----------35
3.3 Муниципальное управление в сфере молодёжной политике---------------------37
3.4 Муниципальное управление в сфере охраны здоровья населения---------------40
Заключение--------------------------------------------------------------------------------------42
Список использованной литературы----------------------------------------------------44

Файлы: 1 файл

Курсовая ГМУ.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

В задачи федерального уровня власти входят установление основ  государственной социальной политики, правовое регулирование отношений в социальной сфере, разработка федеральных программ социального развития страны, разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации.

Субъекты  РФ разрабатывают  основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций территории; устанавливают  региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие государственные  минимальные социальные стандарты; заботятся о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ; организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивают соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.

Муниципальный уровень призван  конкретизировать методы, способы и механизмы  достижения целей, определенных в рамках федеральной  и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его воспроизводство.

На  основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться  местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику  конкретного муниципального образования.

Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления таков:

– комплексные центры социального обслуживания ветеранов и других социальных групп;

– социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних;

– дома инвалидов и  престарелых;

– детские дома;

– центры психолого-педагогической помощи населению  и т.д.

Органы  местного самоуправления осуществляют также  мероприятия и  содержат организационные  структуры по борьбе с наркоманией, с  детской беспризорностью, содействуют организации  занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров. 
 
 
 
 

1.4 Взаимодействия органов  государственного  управления и органов местного самоуправления в социальной сфере 
 

Современный период развития человеческого  общества принес понимание  того, что демократическое, правовое государство  может решать основные задачи только при  наличии развитой системы самоуправления. Составляя одну из основ конституционного строя правового государства, местное самоуправление позволяет демократизировать аппарат управления, эффективно решать местные вопросы и обеспечивать учет интересов местных сообществ при проведении государственной политики, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства.

Местному  самоуправлению принадлежит  важная роль в реализации одной из главных  задач современности  – соединение в  единое целое интересов  государства, общества и личности, поскольку  главный смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества. Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового социального государства, высшая ценность которого – человек, его права и свободы.

Российская  Федерация после  длительного перерыва пытается вернуться  к цивилизованной системе социального  управления, включающего государственное управление и местное самоуправление.

Местное самоуправление необходимо рассматривать как  многогранное, много  аспектное и многостороннее социальное явление. Современное местное  самоуправление следует  рассматривать как  механизм взаимодействия территориальных сообществ и государства, главной задачей которого является согласование соответствующих интересов.

Становление местного самоуправления – задача не только самого местного самоуправления, но и государственной  власти на всех ее уровнях.

Развитие  местного самоуправления невозможно без поддержки  государством, его  политических решений, опирающихся на гражданские  инициативы населения. В настоящее время  становление местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, связанных  с несовершенством ныне существующей правовой базы, в том числе: отсутствием федерального нормативного правового регулирования, обеспечивающего четкую реализацию ряда норм Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении; отсутствием четкого нормативного правового разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; внутренней несогласованностью и бессистемностью законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении; неэффективностью законодательного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований; несовершенством системы судебной защиты интересов местного самоуправления.

Говоря  о взаимоотношении  местного самоуправления с институтами  государства, необходимо также подчеркнуть, что местное самоуправление есть одна из форм демократии – как непосредственной, так и представительной. Общественные начала в местном самоуправлении имеют своим назначением повышение активности населения в решении вопросов управления государственно-общественными делами. Сочетание государственного и общественного в местном самоуправлении очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал решаются важнейшие общественно-государственные задачи.

Таким образом, если широко смотреть на обозначенную проблему взаимодействия государства и местного самоуправления, то можно трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.

Согласно  Конституции к  вопросам совместного  ведения относится  координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Такая взаимосвязь государственных  и самоуправленческих начал обусловлена  более глубинными и объективными факторами, в числе которых степень социально-экономической зрелости общества, соотношение и расстановка социальных групп – классовых, сословных, этнических и т. д., характер их борьбы или сотрудничества, духовные, национальные, культурные традиции, особенности геополитического положения, исторического развития, демографического состояния общества и др.

Государство – это сложная  система, имеющая  в своем составе  социально-экономические  и территориально-государственные  формирования (субъекты Федерации), в пределах которых существуют более мелкие организационные образования (районы, города и др.). Государство воплощает в себе интеграцию интересов, норм и потребностей граждан и социальных групп, обусловленных проживанием на определенной территории.

В настоящее время организация самоуправления стала одной из важнейших политических задач.

Становление местного самоуправления нуждается в разработке института осуществления  им государственных  полномочий прежде всего  в социальной сфере  – наиболее близкой  и болезненной для населения.

Социальная  сфера – это  то, где должно быть четкое и интенсивное  взаимодействие государственной  власти и местного самоуправления во имя  интересов населения, каждого человека.

Задача  местного самоуправления – обеспечить социальный комфорт каждому члену общества, воплотить в жизнь основной лозунг социального государства – о создании достойного уровня жизни человека.

Именно  в этом социальный смысл, предназначение местного самоуправления в сегодняшних  условиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II.Муниципальное управление основными отраслями социальной сферы

2.1 Муниципальное управление  в сфере социальной  поддержки отдельных  групп населения 

Социальная  защита представляет собой систему  законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям – преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально- психологическую поддержку во всех формах.

Социальная  поддержка – это  временные или  постоянные меры адресной поддержки отдельных  категорий граждан  в кризисной ситуации.

Социальная  защита и социальная поддержка граждан  являются прерогативой государства. Федеральное  законодательство относит  к компетенции муниципальных районов и городских округов в данной сфере только опеку и попечительство и к компетенции поселений – оказание содействия в установлении в соответствии с федеральными законами опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения. Однако основную часть забот по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных полномочий. Как наиболее близкие к населению, органы местного самоуправления лучше знают конкретные условия жизни отдельных граждан и могут выполнять функции социальной поддержки более эффективно. В связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджеты несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения.

Основные  формы социальной поддержки отдельных групп населения являются:

– денежные пособия;

– помощь в натуральной  форме (продукты, одежда);

– субсидии (целевые средства для оплаты услуг);

– компенсации (возмещение некоторых расходов).

Муниципальная политика в области  социальной защиты и социальной поддержки населения представляет собой реализацию собственных и переданных (федеральных, и региональных) государственных полномочий по организации комплекса мероприятий, направленных на предохранение отдельных уязвимых групп населения и граждан от попадания в зону крайнего социального неблагополучия. Формирование и реализация местной политики в области социальной поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам и слоям населения, отдельным гражданам.

К основным критериям для оказания социальной поддержки отдельным категориям граждан на муниципальном уровне относятся следующие:

– низкий уровень материальной обеспеченности. Если размер душевого дохода человека (семьи) ниже определенного законодательно установленного нормативного значения, этот человек (семья) нуждается в социальной поддержке. Нормативное значение душевого дохода определяется ценой потребительского набора, характеризующего прожиточный минимум в расчете на одного члена семьи для данного периода развития общества;

– нетрудоспособность, следствием которой  является невозможность  самообслуживания;

– утрата жилища и имущества.

Категории граждан, нуждающихся  в социальной поддержке:

а) нетрудоспособные:

1) пенсионеры;

2) инвалиды;

3) граждане, находящиеся на попечении государства (в домах престарелых, инвалидов и т.д.);

4) дети;

б) малоимущие;

в) попавшие в экстремальные  ситуации:

1) безработные;

2) пострадавшие при  чрезвычайных ситуациях  (пожары, наводнения, землетрясения и  т.д.);

3) беженцы и переселенцы.

Для каждой из перечисленных  категорий государством разрабатываются  специфические программы  социальной защиты, а на местном уровне – программы социальной поддержки.

Информация о работе Информационные системы и технологии управления персоналом