Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 23:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности муниципального управления в социальной сфере.
Для достижения поставленной цели намечено решение следующих задач:
– рассмотреть социальную политику в современной России;
– определить роль муниципального образования в реализации социальной политики;
– рассмотреть муниципальное управление основными отраслями социальной сферы.
Введение-------------------------------------------------------------------------------------------3
Глава I. Муниципальная социальная политика---------------------------------------4
1.1 Социальная политика в современной России------------------------------------------4
1.2 Роль муниципального образования в реализации социальной политики--------5
1.3 Механизмы реализации муниципальной социальной политики-------------------7
1.4 Взаимодействия органов государственного управления и органов местного самоуправления в социальной сфере-------------------------------------------------------10
Глава II. Муниципальное управление основными отраслями социальной сферы---------------------------------------------------------------------------------------------14
2.1 Муниципальное управление в сфере социальной поддержки отдельных групп населения-----------------------------------------------------------------------------------------14
2.2 Муниципальное управление регулированием занятости населения и трудовых отношений----------------------------------------------------------------------------------------17
2.3 Муниципальное управление в сфере образования----------------------------------20
2.4 Муниципальное управление в сфере здравоохранения----------------------------23
Глава III. Муниципальное управление основными отраслями социальной сферы---------------------------------------------------------------------------------------------31
3.1 Муниципальное управление в сфере культуры и досуга--------------------------31
3.2 Муниципальное управление в сфере физической культуры и спорта----------35
3.3 Муниципальное управление в сфере молодёжной политике---------------------37
3.4 Муниципальное управление в сфере охраны здоровья населения---------------40
Заключение--------------------------------------------------------------------------------------42
Список использованной литературы----------------------------------------------------44
-
вводить дополнительные
компенсации и
гарантии спортсменам,
тренерам и другим
организаторам физкультурно-
Органы
местного самоуправления
могут регулировать
цены за посещение спортивных
соревнований, аренду
спортивных сооружений,
находящихся в их собственности,
продажу абонементов
гражданам на пользование
такими сооружениями,
разрешать проведение
в муниципальных спортивных
сооружениях занятий
бесплатно или на льготных
условиях для детей
дошкольного возраста,
детей из малообеспеченных
и многодетных семей,
а также для обучающихся
в образовательных учреждениях,
пенсионеров, инвалидов
и в случае необходимости
предусматривать компенсацию
соответствующим спортивным
сооружениям за счет
средств местных бюджетов
или других не запрещенных
законом источников.
Содержание физкультурно-оздоровительных
и спортивных сооружений
по месту жительства
граждан, в том числе
ремонт таких сооружений,
организация массовых
спортивных мероприятий,
оплата труда работников
физкультурно-спортивных
организаций, проводящих
занятия с жителями
микрорайонов или поселков,
осуществляются в порядке,
определенном правовыми
актами органов местного
самоуправления.
3.3 Муниципальное
управление в сфере
молодёжной политике
В последние годы в России возросло внимание общественности к проблемам молодежи, проведены мероприятия по оказанию ей практической помощи в социализации. Однако пока не создано условий для осуществления долговременной эффективной молодежной политики, а влияние государства на ситуацию не носит системного характера. Нынешнее положение большей части молодых россиян вызывает серьезную тревогу. Продолжающееся социальное расслоение в молодежной среде, трудности с трудоустройством и получением достойной и хорошо оплачиваемой работы, утеря равных шансов на получение образовательных, медицинских, социально-бытовых и
других социальных услуг, возрастающее различие взглядов среди молодежи по мировоззренческим, политическим и культурным вопросам, рост преступности, распространение наркомании ведут к духовному и экономическому обнищанию части подрастающего поколения, его нравственной и физической деградации. Такая ситуация требует формирования и реализации эффективной молодежной политики, направленной на решение проблем молодежи, обеспечение активного участия молодых граждан в социально-экономическом развитии России.
Муниципальная молодежная политика - совокупность целей и мер по их реализации, принимаемых органами местного самоуправления для создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Эта политика осуществляется на основе нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления и в русле государственной молодежной политики, придавая ей логическую стройность, системный и целостный характер и делая демократичными механизмы ее реализации. Молодежная политика разрабатывается и реализуется в отношении лиц в возрасте от 14 до 30 лет, общая численность которых в России превышает 30 миллионов человек. Правовые основы государственной молодежной политики определены Постановлением Верховного Совета РФ "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" .Ёе главные направления не корректировались (даже после принятия Конституции РФ). В условиях возникшей правовой неопределенности субъекты РФ взяли на себя инициативу по развитию законодательного обеспечения в этой сфере, и в 1996 - 1997 годах законы о молодежной политике были приняты почти в 40 регионах.
Oсновные цели государственной молодежной политики:
- социальное становление, культурное, духовное и физическое развитие молодежи;
- реализация выдвигаемых молодежью общественно полезных инициатив, программ и проектов;
- наиболее полное участие молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни;
- расширение возможностей молодого человека в выборе жизненного пути, достижении личного успеха.
Молодежная политика на муниципальном уровне, тесно связанная с государственной политикой, предполагает учет самых острых проблем молодежи конкретного муниципального образования в сфере здоровья и досуга, занятости и образования, бытовых проблем. На муниципальном уровне должна быть сформирована целостная система социальной поддержки молодежи, ее обучения и трудоустройства, которая способствует развитию молодежного и детско-юношеского движения и создает возможности регулирования миграции, обеспечения защиты прав и реализации интересов молодежи, поддержки молодых семей.
Реализация молодежной политики на муниципальном уровне сопряжена с рядом проблем.
1. Сохраняются ведомственная разобщенность и недостаточная координация в управлении молодежной политикой. Например, отделы по молодежной политике при многих муниципальных образованиях находятся в подчинении заместителей глав администраций по социальным вопросам, которые, как показывает практика, в большинстве случаев не относят проблемы молодежи к числу первоочередных.
2. Объекты социальной инфраструктуры для молодежи (например, оздоровительные лагеря) находятся в разно ведомственной подчиненности, что не способствует координации действий.
3. Объем финансирования мероприятий в сфере молодежной политики не позволяет решать даже самые острые вопросы. В этих условиях важнейшей задачей муниципальных комитетов и отделов по делам молодежи является поиск источников финансирования.
Зачастую привлеченные средства на молодежную политику в 1,5 - 2 раза превышают бюджетное финансирование. Они складываются из различных фондов, федерального и регионального финансирования, средств соисполнителей по программам, в том числе балансодержателей немуниципальных объектов социальной инфраструктуры.
Практика реализации молодежной политики показывает, что наиболее перспективным является программно-целевой подход. Он предполагает развитие на муниципальном уровне системы ежегодных государственных и муниципальных социальных заказов в сфере молодежной политики, которые распределяются на открытой конкурсной основе по итогам юридической, финансовой и социальной экспертизы.
Получение
социального заказа
предполагает, что
представленные на конкурс
проекты и программы
имеют необходимое ресурсное
обеспечение. В частности,
экономические ресурсы
предусматривают следующее:
возможность федерального
финансирования или
получения гранта; самофинансирование
за счет разработки
и осуществления самоокупаемых
проектов, прежде всего
на рынке информационных
услуг; поиск спонсоров,
заинтересованных в
конечном результате.
3.4
Муниципальное управление
в сфере охраны
здоровья населения
Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического,
экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Здравоохранение является одним из важнейших компонентов социальной инфраструктуры муниципального образования. Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно- эпидемиологических условий жизнедеятельности населения предполагает структурные преобразования в системе здравоохранения, предусматривающие:
- новые подходы к принятию политических решений и формированию бюджетов всех уровней с учетом приоритетности задач охраны здоровья населения;
- формирование новой нормативно-правовой базы деятельности учреждений здравоохранения в условиях рыночной экономики;
- приоритетность в системе здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения, угроз возникновения эпидемий;
- защиту прав пациента на получение своевременной и качественной медицинской помощи как исходное условие здорового образа жизни.
Правовой
основой деятельности
органов местного
самоуправления в
области охраны здоровья
населения являются
Конституция РФ, Законы "О
медицинском страховании
граждан в РФ", "О
лекарственных средствах", "О
санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения",
а также Концепция охраны
здоровья населения
РФ и иные нормативные
правовые акты всех
уровней власти по вопросам
охраны здоровья населения.
Заключение
В заключение можно сделать следующие выводы:
Социальная функция является главной, определяющей для муниципального управления среди всех остальных. Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ и, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.
Под социальной политикой в узком смысле понимается деятельность субъектов управления различного уровня, направленная на управление социальным развитием муниципального образования, на обеспечение материальных и культурных потребностей его членов и на регулирование процессов социальной дифференциации.
Местная социальная политика, как неотъемлемый компонент системы управления социальной сферой муниципальных образований, в процессе своей разработки и реализации должна исходить из совокупности основополагающих методологических принципов, присущих любой научно обоснованной системе управления.
Под социальной сферой понимается социально-культурный комплекс муниципального образования. Входящие в социально-культурный комплекс социальной сферы отрасли образования, здравоохранения, культуры, занятости, социальной поддержки объединены общей целью, содержанием и тенденциями развития.
Особенностью сферы социального регулирования является преобладание в ней учреждений, финансируемых за счет средств местного бюджета.
Местное самоуправление составляет одну из важнейших частей механизма управления, который позволяет оптимально сочетать интересы и права человека и местные, региональные, общегосударственные интересы.
Местное самоуправление является самостоятельным уровнем публичной власти, имеющим как общие черты с государственной властью, так и существенные отличия. Местное самоуправление и государство тесно связаны и представляют собой два уровня властной организации общества.
Муниципальное управление в социальной сфере заключается в осуществлении органами муниципального управления управленческой деятельности, направленной на поддержание и развитие основных отраслей социальной сферы муниципального образования, обеспечение целостности местного сообщества, в соответствии с предоставленными законом полномочиями.
Специфика муниципального управления в социальной сфере состоит в сочетании двух видов воздействия: административного (государственного) и самоорганизации (самоуправления) – и достижении целостности этих видов.
Муниципальное
управление в социальной
сфере – это
управление на местном
уровне, объектом воздействия
которого является целостное
развитие местного сообщества
соответствующего муниципального
образования, обеспечивающее
создание благоприятных
условий жизнедеятельности
населения.
Список
использованной литературы:
Информация о работе Информационные системы и технологии управления персоналом