Имидж руководителя предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить имидж руководителя предприятия.
Основные задачи, поставленные в работе:
- изучить теоретические основы формирования общественного мнения об имидже руководителя организации;
- рассмотреть основные этапы формирования имиджа руководителя предприятия;
- проанализировать существующий имидж директора торгового предприятия;
- дать рекомендации по развитию его имиджа.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….1
Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа руководителя организации
1.1 Сущность и важность имиджа руководителя для успешного позиционирования организации……………………………………………...3
1.2 Структура имиджа руководителя………………………………………...5
1.3 Этапы формирования имиджа руководителя организации……………11
Выводы по главе 1……………………………………………………………27
Глава 2. Предложения по совершенствованию имиджа руководителя организации магазина «Мир ткани»
2.1 Характеристика организации…………………………………………….28
2.2 Анализ имиджа руководителя …………………………………………...30
2.3 Предложения по развитию имиджа руководителя……………………...36
Выводы по главе 2…………………………………………………………….38
Заключение…………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………40
Приложения……………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа!.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

В. Баранчеев  определяет миссию как «способ выделения среди конкурентов». Это также важный момент при создании имиджа руководителя, так как людям свойственно запоминать что-то особенное и уникальное. Личная миссия руководителя — это, как правило, какая-либо идея или набор идей, которые он собирается реализовать в своей деятельности, и которые в совокупности наполняют миссию организации.

Ярким примером может служить миссия компании «Форд»: «Предоставление людям дешевого транспорта», которая перекликается  с основной идеей Генри Форда: «Снабдить каждого работающего дешевым автомобилем». Это способствовало созданию положительного имиджа Форда в глазах общественности, как способного предпринимателя и помогло Форду превратить крошечную компанию в гигантскую отрасль, изменившую американское общество.

Еще одной важной составляющей имиджа являются ценностные ориентации руководителя. Базовые предположения  и ценностные ориентации руководителя организации, безусловно, оказывают  влияние на организационную культуру. Лидер пытается привести организационную культуру в соответствие со своими нормами и ценностями. Этот процесс, происходящий внутри организации, формирует «внутренний» имидж руководителя, который мы рассмотрим ниже. Что касается влияния ценностных ориентаций на «внешний» имидж руководителя, то тут следует отметить аспекты национальной культуры. У различных культур существуют совершенно разные критерии положительного имиджа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Этапы формирования имиджа руководителя предприятия

 

Условно объекты  можно разделить на 3 категории:

1. Объекты, рейтинг которых зависит исключительно от созданного ими или для них имиджа.

К этой категории  можно отнести отдельные личности (политики, телеведущие, лидеры общественных и религиозных движений), социальные группы (военные, студенты, пенсионеры и т.п.), партии, радио - телекомпании и отдельные передачи, общественные движения (“Greenpeace”, феминизм, нудизм, движение “против абортов” и т.д. ).

Перечисленные объекты, в основном некоммерческие организации. Они не продают товары или услуги, их положение определяется отношением к ним общественности. Целью этих объектов можно назвать возможность влияния на настроения в обществе.

2. Объекты, рейтинг  которых в равной степени зависит  как от имиджа, так и от качества  произведенных ими товаров или  услуг.

Это, в первую очередь, крупные национальные и транснациональные корпорации (фирма “Philips”, “ЗИЛ”, “Valio” и т.д.). К этой же категории можно отнести и более мелкие фирмы, если их успех на рынке зависит не только от того, что они продают, но и от того как они это делают. Целью этих объектов является увеличение объемов продаж при одновременном создании положительного имиджа и улучшении качества продукции.

3. Объекты, для  которых колебания имиджа не  являются решающим фактором их  преуспевания.

В основном это  мелкие торговые организации. Их успех на рынке зависит в большей степени от качества предлагаемой продукции. Численность объектов данной категории значительно уменьшается с развитием культуры рынка. В зависимости от категории объекта набор приемов по формированию имиджа может меняться. Если для объектов третьей категории достаточно стараться не допускать умышленного или случайного снижения имиджа, в остальном полагаясь на удачное стихийное развитие образа; то для первой и второй категорий необходимо продумывать каждый шаг имиджевой кампании.

Разница в сложности  задач определяет различие в методах  имиджмейкинга и каналах воздействия  на аудиторию. Основными каналами воздействия (передачи информации) можно назвать  устное сообщение, наглядную агитацию, периодические печатные издания, радио и телевидение. Набор каналов для всех категорий объектов остается неизменным и их выбор определяется целесообразностью и запросами заказчика. Методы, в отличие от каналов для каждой категории свои.

Можно предложить следующую процедуру оценки влияния вышеперечисленных характеристик на формирование имиджа руководителя. Вначале каждая организация, исходя из сложившейся ситуации во внешней и внутренней среде, методом экспертной оценки выделяет по каждой группе характеристик те факторы, которые оказывают воздействие на создаваемый образ руководителя этой организации. Полученные данные заносятся в таблицу 1. После этого определяется соответствие (или несоответствие) существующего имиджа руководителя тем факторам, которые были выделены. В таблице 1 отмечаются положительные и отрицательные качества уже существующего образа лидера. Затем необходимо выявить, какие из отмеченных факторов поддаются изменению, а какие изменить невозможно. С учетом этого, отмеченные качества, попавшие в третью и пятую колонки таблицы, заносятся в матрицу, представленную на рисунке 1. По результатам такого анализа можно дать рекомендации по дальнейшему улучшению имиджа руководителя.

 

 

 

 

Таблица 1. Характеристики, влияющие на создание имиджа руководителя, и их соответствие характеристикам лидера

Группы характеристик

Желаемые (положительные) характеристики

Соответствие  характеристикам лидера

Нежелательные (отрицательные) характеристики

Соответствие характеристикам лидера

Персональные  характеристики

1.Высокий рост

2.Поставлен-ная речь

3.Умение одеваться

4. ...

1.Высокий рост

2. ...

1.Низкий рост

2.Слова-паразиты

3.Плохой вкус  в выборе одежды

4…

1.Слова-паразиты

2.Плохой вкус  в выборе одежды

3. ...

Социальные  характеристики

5. Женат

6.Занятие бла-готворительностью

3. Женат 

4. ...

5. Холост 

6.Национа-лизм

7. ...

4.Национа-лизм

6. ...

Личная миссия руководителя

8.Наличие миссии

9. Ориентация  на будущее

10. ...

5.Наличие миссии

6. Ориентация  на будущее

7. ...

8. Отсутствие  миссии 

9.Сиюмину-тная выгода

7. ...

Ценностные  ориентации руководителя

11. Честность

12. Доверие к  людям 

13. ...

8. Честность

9. ...

11. Алчность 

12.Подозри-тельность 

13. ...

8.Подозри-тельность

9. ...


 

Рис. 1. Характеристики лидера, положительно и отрицательно влияющие на его имидж.

 

Характеристики, положительно влияющие на имидж руководителя

Характеристики, отрицательно влияющие на имидж руководителя

Поддаются изменению 

Женат

Ориентация  на будущее

Наличие миссии

Слова-паразиты

Плохой вкус

Национализм

Не поддаются изменению

Высокий рост

Честность

Национальность

Подозрительность


 

Квадрант 1 включает факторы, положительно влияющие на имидж  руководителя. Так как эти факторы  практически невозможно изменить, необходимо постоянно отслеживать, чтобы они  не начали отрицательно влиять на имидж лидера.

Факторы в квадранте 2 положительно влияют на имидж, но так  как они поддаются изменению, то требуют всяческой поддержки.

С факторами  в квадранте 3 необходимо бороться. Это можно сделать, если тщательно  работать над собой и привлекать внешних консультантов.

Самого пристального внимания при формировании имиджа требуют  факторы из квадранта 4. Хотя их и  невозможно изменить самому лидеру, но их можно нивелировать с помощью PR-технологий. Например, если у человека маленький рост, его можно показывать по телевидению, снимая снизу, или в отдалении от высоких людей.

Как уже упоминалось  выше, имидж руководителя можно разделить  на «внутренний» и «внешний». «Внутренний» имидж характеризуется взаимоотношением руководителя и персонала организации, точнее, восприятием руководителя работниками организации. Лидер должен стремиться к формированию положительного образа у персонала, причем руководителю следует самому работать над созданием своего имиджа. В небольшой организации руководитель имеет возможность формировать свой имидж путем прямого взаимодействия со всеми сотрудниками организации. В крупных же компаниях руководитель взаимодействует в основном с менеджерами высшего и реже среднего звена. Они, в свою очередь, формируют имидж руководителя у низших звеньев. Здесь могут возникать определенные проблемы, так как возможны искажения информации в виду того, что каждая ступень управления придает имиджу руководителя свою окраску. Чтобы избежать данных искажений, в организациях создаются легенды и истории о руководителе, которые доносятся до сотрудников через различные информационные каналы, такие как корпоративные буклеты с обращениями первого лица компании, информационные бюллетени, электронная почта и т.д.

Сотрудники  организации, как правило, хотят видеть в лице своего руководителя защитника и попечителя, готового помочь им в трудную минуту. Поэтому в легендах лучше показывать руководителя именно в этом ракурсе. Во многих организациях принято оповещать сотрудников о публичных выступлениях первых лиц на телевидении, по радио, а также о публикациях в периодических изданиях. В этих случаях формированию образа у сотрудников способствуют профессиональные консультанты по имиджу.

Формирование  внутреннего имиджа важно не только для слаженной работы самой организации, но и для формирования ее «внешнего» имиджа, так как сотрудники передают свое личное восприятие руководителя во внешнюю среду. «Внешний» имидж — это восприятие руководителя внешней средой, то есть обществом в целом и теми группами людей, интересы которых оказывают влияние на деятельность организации извне.

«Внешний» имидж, в свою очередь, можно разделить  на «общий внешний» имидж (восприятие личности руководителя обществом, которое  не имеет непосредственного отношения  к данной организации) и на «непосредственный внешний» имидж (восприятие руководителя представителями непосредственного делового окружения организации: покупателями, поставщиками, конкурентами, деловыми партнерами). Очень важно, чтобы внешний имидж руководителя соответствовал состоянию дел внутри организации, не противоречил истинному положению ее бизнеса.

Необходимо  отметить, что «внутренний» имидж  руководителя часто отличатся от его «внешнего» имиджа. Многие качества, присущие руководителям организаций, не становятся достоянием общественности и их можно выявить только при вхождении в организацию и соприкосновении со всеми организационными процессами. Очень часто новые сотрудники, нанимающиеся на работу в подчинение конкретного руководителя под воздействием имиджа, созданного средствами массовой информации, испытывают глубокое разочарование при соприкосновении с ним в работе.

 «Внутренний» и «внешний» имидж руководителя организации являются взаимовлияющими факторами. Структура этого взаимного влияния отражена на рисунке 2.

 

Рис 2.Структура «внутреннего» и «внешнего» имиджа руководителя

Рассмотрим  далее базовые составляющие имиджа руководителя:

Имидж руководителя - это прямое продолжение имиджа предприятия. И наоборот. То есть, в  любом случае, вещи эти взаимосвязанные  и оказывающие прямое влияние друг на друга. Поэтому, даже если офис Вашей компании будет являть собой образец последних тенденций в сфере дизайна, фирменная продукция будет сделана безупречно, сотрудники внимательны к клиентам, а ваш руководитель, бывает, опаздываете на деловую встречу, смотрите по сторонам, когда собеседник обращается к нему, не соблюдаете договоренности, то в этом случае, ему вряд ли удастся создать образ преуспевающей, надежной компании, с которой хочется иметь дело. Имидж руководителя и имиджа предприятия - две взаимосвязанные вещи и подкрепляют друг друга.

Две стороны  имиджа руководителя - внешняя и  внутренняя - должны уравновешивать друг друга.

Элементы имиджа лишь средства достижения поставленной Вами цели. Поэтому, то, что хорошо для руководителя банка, совсем не актуально для руководителя модного салона. В первом случае - ценностью является стабильность, надежность и консерватизм, во втором - гибкость, чуткость к новым тенденциям, умение изменяться. И если в первом случае, классический костюм неярких тонов и умеренный макияж лишь подтвердит желаемый образ фирмы, то во втором, такой же костюм может отпугнуть часть возможных партнеров и клиентов и не будет способствовать формированию доверия между Вами и потенциальными потребителями.

То есть, при формировании имиджа руководителя, как и во всем, важно помнить об адекватности, последовательности и здравом смысле.

Но если во внешнем  виде руководителя, в зависимости  от специфики деятельности компании, могут наблюдаться в некоторых  случаях даже коренные различия, то существуют сферы, составляющие имиджа, которые трактуются практически одинаково и о которых любой, желающий достичь успеха руководитель, должен помнить.

Визуальный  образ формируется через восприятие фигуры, лица, роста человека, его телосложения. Многое здесь дано от природы, но многое зависит и от вас самого.

В современном  деловом сообществе хорошая физическая форма, спортивная фигура, забота о  ней, воспринимается как показатель успешного, ответственного человека. Существует мнение, что руководитель, который не умеет успешно управлять собой, а именно управлять своим самочувствием, здоровьем, настроением, вряд ли сможет успешно управлять коллективом людей. Опять же, физическая активность порождает мнение, что такой руководитель сможет работать, отдавая себя всего работе. А значит, добьется успеха.

Следующий момент - особенности движений, жестов, положение  тела в пространстве. Обычно эти  проявления довольно тесно связаны  с тембром голоса, его интонациями. Так, если руководитель является обладателем командного голоса, его речь уверенна, а взмах руки словно рассекает воздух, то, этим он скорее всего, дополните свой имидж сильного, уверенного в себе руководителя. А вот если переборщить, то и агрессивного.

Позитивным  образом влияет на формирование образа коммуникабельного руководителя приятная улыбка, приятный тембр голоса, плавные, неторопливые, движения, поворот головы в сторону собеседника, открытые жесты, вслушивание в чужую речь.

Отдельный элемент  имиджа делового человека - умение вести деловые переговоры. Непременное условие всякого делового разговора - уважительное отношение к собеседнику. Если Вы увлеченно наблюдаете по сторонам, листаете книгу или перекладываете бумаги, вертите пуговицу на рубашке или пиджаке, то это скорее формирует имидж руководителя, который вряд ли сможет выстроить эффективные отношения, как с сотрудниками, так и с партнерами. Неуважение к партнеру в современное деловом мире не только не приветствуется, а является чуть ли не основным "маркером" долгосрочности и успешности карьеры руководителя или бизнесмена.

Информация о работе Имидж руководителя предприятия