Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:39, дипломная работа
В последние годы значение имиджа для развития мира в целом все более возрастает. Понятие имиджа очень широко. Под имиджем может пониматься имидж компании, имидж товара, имидж политика и т.д. Развитие науки об имидже началось с возникновением так называемого маркетингового мышления.
Введение. 3
Основная часть.
Глава 1. Сущность и значение имиджа.
Понятие об имидже. 5
Самоимидж. Факторы, влияющие
на формирование имиджа. 6
Составные части имиджа.
Внешний вид. 9
«Телесный» имидж. 17
Голос и речь. 18
Глава 2. База формирования имиджа руководителя.
2.1. Психологические основы.
2.1.1. Экстраверты и интроверты. 22
2.1.2.Темперамент. 24
2.1.3. Формирование способностей. 29
2.1.4. Типы мышления. 32
2.2. Социально-психологические основы. 40
Этапы формирования руководителя.
2.3. Этические основы.
2.3.1. Понятия этики и этикета. 44
2.3.2. Поведенческий этикет. 44
2.3.3. Речевой этикет. 46
Глава 3. Имидж в практике руководителя.
3.1. Переговоры. 51
3.2. Взаимоотношения руководителя с подчиненными.
3.2.1. Прием на работу. 53
3.2.2. Стили руководства. 56
3.2.3. Распределение полномочий. 60
3.2.4. Применение методов оценки
действий руководителя. 62
3.2.5. Профессиональное обучение
и развитие карьеры. 63
3.3. Организация работы над формированием
имиджа руководителя. 68
Заключение. 72
Литература. 74
Помимо непосредственного влияния на финансовые результаты, капиталовложения в профессиональное образование способствуют созданию благоприятного климата в организации, повышают мотивацию сотрудников и их преданность организации, обеспечивают преемственность в управлении.
Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда, получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее. Это особенного важно в современных условиях устаревания профессиональных знаний. Профессиональное развитие также способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе. Возможность получения обучения в собственной компании высоко ценится работниками и оказывает большое влияние на принятие ими решения о поступлении на работу в ту или иную организацию.
Ключевым
моментом в управлении профессиональным
развитием является определение потребностей
организации в этой области. Определение
потребностей в профессиональном развитии
отдельного сотрудника требует совместных
усилий отдела человеческий ресурсов
(отдела профессионального развития),
самого сотрудника и его руководителя.
Каждая сторона привносит свое видение
этого вопроса, определяемое ее положением
в организации и ролью в процессе профессионального
развития.
Планирование и развитие карьеры.
Для одних людей карьера становится результатом реализации детального долгосрочного плана, для других (исследования показывают, что таких большинство) – это набор случайностей. Для успешного развития карьеры недостаточно хорошо продуманного плана. Для продвижения по иерархической лестнице необходимы профессиональные навыки, знания, опыт, настойчивость и определенный элемент везения.
Традиционно получение помощи в развитии карьеры от родственников и знакомых, учебных заведений, различных обществ и даже от государства. В современном мире важнейшим источником поддержки сотрудника в развитии карьеры становится организация, в которой он работает. Современные организации видят в развитии сотрудников один из основополагающих факторов собственного успеха и поэтому заинтересованы в развитии их карьеры.
Планирование карьеры состоит в определении целей профессионального развития сотрудника и путей, ведущих к ее достижению. Реализация плана развития карьеры предполагает, с одной стороны, профессиональное развитие сотрудника, т.е. приобретение требуемой для занятия желаемой должности квалификации, а с другой – последовательное занятие должностей, опыт работы на которых необходим для успеха в целевой должности. Во многих больших организациях есть стандартные карьерные лестницы, которые ведут к постам Генерального директора, его заместителей и других высших руководителей, а также ключевых функциональных специалистов.
Развитием карьеры называют те действия, которые предпринимает сотрудник для реализации своего плана и профессионального продвижения.
Планирование и управление развитием карьеры требует от работника и от организации (если она поддерживает этот процесс) дополнительных усилий, но в то же время представляет целый ряд преимуществ как самому сотруднику, так и организации, в которой он работает.
Для сотрудника это означает:
Организация получает следующие преимущества:
Планирование и подготовка резерва руководителей.
Должностям высших руководителей уделяется особое внимание. Способность фирмы выявлять и успешно готовить высших руководителей является одним из важнейших факторов успеха в конкурентной борьбе.
Современные
организации создают
Большинство
организаций при работе с резервом
руководителей выявляют две группы
– преемников или дублеров и молодых
сотрудников с лидерским
Действия руководителя, направленные на повышение профессионального уровня работников, не только приносят практическю пользу компании, но и существенно улучшают имидж руководителя.
3.3 Организация работы
над созданием
имиджа.
Работа над созданием имиджа должна начинаться с постановки цели. Часто основная задача человека, принявшего решение о совершенствовании своего имиджа, сводится к решению вопроса, зачем ему это нужно. Цель руководителя может состоять в усилении влияния на подчиненных, улучшении имиджа вверенного ему подразделения или достижения успеха на определенных переговорах. В зависимости от цели принимается решение о методах формирования имиджа.
В
мире распространена практика работы
с агентствами или отдельными
специалистами –
Если руководитель принимает решение о том, что будет проводить работу по совершенствованию своего имиджа самостоятельно, это означает, что он должен выделить составные части процесса создания имиджа, после чего обратиться к специалистам по каждой отдельной составляющей. Вероятно, такой подход может дать максимальный эффект. В процессе выделения составляющих образа важно избежать ошибки чрезмерной детализации. Необходимо помнить о конечной цели и четко представлять себе результат. Только тогда процесс формирования имиджа «по частям» может принести реальную пользу.
Другой важной задачей руководителя, начавшего работу по формированию своего имиджа, является вопрос адекватной оценки существующего положения. Ни один человек по определению не в состоянии оценить себя объективно. Для того чтобы получить необходимую информацию, рекомендуется использовать несколько путей.
В
первую очередь человек должен четко
сформулировать для себя свою самооценку,
т.е. понять, как он представляет сам
себя. Несмотря на очевидность этого факта,
многие люди, в том числе и руководители,
об этом даже не задумываются. Многие из
них думают, что у них не хватает времени
на подобные занятия. Однако, если руководитель
решил изменить свой имидж, он должен оценить,
что именно он хочет изменить, какие сильные
и слабые стороны он имеет на момент принятия
этого решения. Естественно, такая оценка
будет субъективной, но иной она и не может
быть. Самооценку рекомендуется оформить
в письменном виде, так как мнение человека
о себе может быть довольно расплывчатым,
а письменная форма изложения требует
использования конкретных слов. Возможно
применение табличной формы, например,
следующего содержания:
Таблица 8.
Пример
формы, используемой
при проведении самооценки.
Качества, которыми я обладаю в данный момент | Качества, которыми я хотел бы обладать | Способы достижения цели (кратко) |
Форма таблицы может быть и иной, например, содержать оценку качеств по какой-либо шкале. При затруднениях в самооценке желательно обратиться к психологу. Если человек не может четко сформулировать свое представление о самом себе (не важно, совпадет ли оно с мнением окружающих), то он будет испытывать трудности и в дальнейшем процессе формирования имиджа.
Следующим этапом является конструктивное использование критики. Для того, чтобы обратиться к другим с просьбой высказать критические замечания, требуется некоторое мужество. Многие предпочитают не травмировать себя подобной процедурой. Однако она необходима для достижения конечной цели. Желательно найти для этой цели людей, которые искренне заинтересованы. Следует объяснить им желание изменить какой-либо аспект самопрезентации и попросить помощи и совета. Также следует попросить «помощника» быть конкретным и обстоятельным.
Стоит обратить внимание на комплименты в свой адрес. Некоторые комплименты заставляют усомниться в искренности мотивов. Наиболее эффективными оказываются те комплименты, с которыми человек внутренне согласен, и которые получают подтверждение из других источников.
Иногда окружающие подвергают критике умение человека подавать себя совершенно непроизвольно. Например, если собеседники постоянно просят повторить только что сказанное человеком, будучи не в силах разобрать его речь, тем самым они критикуют один из аспектов его способа самопрезентации. Если одна женщина непреднамеренно говорит другой: «Мне больше нравится, когда у тебя длинные волосы», она тоже задействует обратную связь. Таким образом, непроизвольные критические высказывания окружающих тоже подлежат исследованию в целях организации работы по совершенствованию имиджа. Рекомендуется сознательно провоцировать окружающих на такие высказывания, например: «Как, по-вашему, не слишком ли быстро я говорю?», «Ты полагаешь, мне следует снова отрастить волосы?» и т.д. При этом следует поощрять людей быть искренними.
Обычно критические замечания из вторых рук типа «говорят, что…» не бывают конструктивными. Анализируя такие замечания, следует понять, какие мотивы стоят за ними, и стоит ли их принимать во внимание. Однако в отдельных случаях и на такие замечания стоит обратить внимание.
Руководитель может провести анкетирование среди своих сотрудников. Анкета не должна быть прямо посвящена его имиджу. Вопросы должны быть осторожно сформулированы для того, чтобы подчиненные отвечали искренне. Можно разместить вопросы, посвященные отношению к личности руководителя и методам руководства, среди других, например, посвященных улучшению качества продукции. При составлении такой анкеты также желательно воспользоваться помощью специалиста. Возможно использование методики экспертной оценки, пример которой приведен выше. Однако, при применении этой методики помощь специалиста необходима. Руководитель не может использовать ее самостоятельно, так как в этом случае ответы будут далеки от действительности (особенно, если это руководитель высшего уровня).
Таким образом, руководитель должен определить для себя цель создания имиджа, а при возможности и конечный результат («идеальный имидж») и исходную базу формирования, т.е. образ, имеющийся в настоящий момент. После этого процесс создания имиджа разбивается на составные части, и определяются способы достижения цели и его примерные сроки по каждой из составляющих.