Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:39, дипломная работа
В последние годы значение имиджа для развития мира в целом все более возрастает. Понятие имиджа очень широко. Под имиджем может пониматься имидж компании, имидж товара, имидж политика и т.д. Развитие науки об имидже началось с возникновением так называемого маркетингового мышления.
Введение. 3
Основная часть.
Глава 1. Сущность и значение имиджа.
Понятие об имидже. 5
Самоимидж. Факторы, влияющие
на формирование имиджа. 6
Составные части имиджа.
Внешний вид. 9
«Телесный» имидж. 17
Голос и речь. 18
Глава 2. База формирования имиджа руководителя.
2.1. Психологические основы.
2.1.1. Экстраверты и интроверты. 22
2.1.2.Темперамент. 24
2.1.3. Формирование способностей. 29
2.1.4. Типы мышления. 32
2.2. Социально-психологические основы. 40
Этапы формирования руководителя.
2.3. Этические основы.
2.3.1. Понятия этики и этикета. 44
2.3.2. Поведенческий этикет. 44
2.3.3. Речевой этикет. 46
Глава 3. Имидж в практике руководителя.
3.1. Переговоры. 51
3.2. Взаимоотношения руководителя с подчиненными.
3.2.1. Прием на работу. 53
3.2.2. Стили руководства. 56
3.2.3. Распределение полномочий. 60
3.2.4. Применение методов оценки
действий руководителя. 62
3.2.5. Профессиональное обучение
и развитие карьеры. 63
3.3. Организация работы над формированием
имиджа руководителя. 68
Заключение. 72
Литература. 74
Таблица 3.
Развитие социоустойчивых способностей
№ п/п | Конкретные психологические характеристики | В чем выражаются способности |
1 | Устойчивые задатки, отражающие природную основу развития способностей | В сочетании способностей, отражающем их отношения |
2 | Способность к отражению образов, предметов, сцен и событий, возникающих во вторичных образах, на основе первичных представлений | В устойчивости психического свойства, лежащего в основе формирования той или иной способности |
3 | Способность осознания
собственных свойств и |
В устойчивости качеств, направленных на поиск путей повышения эффективности отношений между разными способностями |
4 | Устойчивость
способности включаться в активный
процесс, влияющий на индивидуальные и
психологические особенности |
В устойчивости типичных способов поведения, в единстве проявления функциональных и операционных компонентов способностей |
5 | Устойчивость врожденных и приобретенных способностей, образующих систему отношений, обеспечивающих способность индивида к самоизменению | В развитии индивидуально-психологических особенностей, связанных со знаниями и навыками индивида |
6 | Способность к достижению устойчивой деятельности, проявляющаяся в быстроте, глубине и прочности овладения приемами деятельности | В умении управлять своими мотивами и потребностями, в чувстве развития социальной ситуации, в личностных установках, направленных на овладение предметом деятельности |
7 | Способность к речевой деятельности, к устойчивому воздействию на партнеров по общению, умелое использование речи и языка в процессе общения | В индивидуально-психологических особенностях словесного воздействия на окружающих, на их представления и воображение |
8 | Способность к
устойчивости отношений совместной
деятельности, умению включаться в
совместный процесс, связанный с
развитием межличностных |
В способности устанавливать устойчивые межличностные отношения, быстро осознавать свое отношение к действительности, в способности действовать за границами социальной ситуации и ролевых предписаний |
9 | Способность к социальной готовности чувствовать, переживать, действовать в отношении другого так, как если бы этим другим являлся он сам | В устойчивости социальных отношений и высокой чувствительности к социальной идентификации |
10 | Устойчивые способности интеллектуального поведения и умственной деятельности, связанные со стилем, тактикой и стратегией решения проблем | В способности
формировать и создавать |
2.1.4.
Стили мышления.
Психологи разделяют людей по стилям мышления. Каждый стиль имеет свои особенности, игнорирование которых может привести к результату, обратному желаемому. Поэтому руководитель в рамках этики деловых отношений должен стремиться найти подход к каждому сотруднику индивидуально.
Под стилем мышления понимается система индивидуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей (от системы ценностей и мотивации до характерологических свойств). Стили мышления начинают складываться в детстве и развиваются в течение всей жизни человека.
Несмотря на то, что стиль мышления является открытой, т.е. постоянно пополняющейся системой, эта система обладает относительно постоянным ядром, структурой и избирательностью к внешним воздействиям.
Разные ученые расходятся в определении количества стилей мышления, но оно, как правило, не выходит за пределы десяти. Обычно выделяют пять основных стилей мышления и их комбинации.
Все стили мышления признаются равноценными. У каждого из них есть свои сильные и слабые стороны, но нельзя признать один стиль мышления лучшим, чем другой. Стили мышления не зависят от уровня интеллекта, по крайней мере, в диапазоне интеллектуальной «нормы».
Различия в стилях мышления между людьми (в т.ч. сотрудниками) могут оказаться очень значительными. Поскольку стиль мышления не только определяет способ постановки проблем и подходы к их решению, но и транслируется на поступки, то в отношениях людей, вынужденных регулярно общаться, может возникнуть серьезное непонимание.
Знания
о стилях мышления значительно снижают
вероятность возникновения вражды между
людьми как на уровне деловых, формальных,
так и на уровне личных отношений.
Характеристика стилей мышления.
Синтетический стиль.
Синтез (от греческого «соединение, сочетание, составление») – процесс практического или мысленного построения из различных элементов, частей или сторон объекта единого целого (системы). Синтезировать – это значит не просто составлять из маленьких кусочков целое, а создавать что-то качественно новое и оригинальное из вещей или идей, которые сами по себе подобными качествами не обладают, и даже выглядят резко отличающимися друг от друга, а иногда – совершенно несовместимыми. Синтезаторам нравится комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, позиции и т.д. Их излюбленной формой мышления является спекулятивное (т.е. умозрительное, теоретизирующее) мышление, мысленный эксперимент. Девиз синтезатора – «Что, если…?».
Синтезаторы – всегда интеграторы. Там, где одни отстаивают «лучшее» решение, а другие ради достижения консенсуса заранее готовы пойти на компромисс, синтезаторы ищут способ «совместить несовместимое» в новой, творческой комбинации, следуя формуле «тезис – антитезис – синтез». Они пытаются создать по возможности более широкую и обобщенную концепцию, позволяющую выработать решение, которое сняло бы противоречие и тем самым примирило противоположные позиции.
Синтезаторы убеждены, что люди не в состоянии прийти к согласию по поводу фактов. Они считают, что всегда существовали, существуют и будут существовать среди людей расхождения во мнениях по поводу фактов. Поэтому для них не так важны сами факты, как их интерпретация или те выводы, которые из них делаются людьми. При наличии «хорошей» теории появляется простор для полета мысли и фантазии и возрастают, по мнению синтезаторов, шансы найти среди множества вариантов взаимоприемлемое решение проблемы. Синтезаторы очень любят теории, преимущественно собственные, и нередко весьма сложные и абстрактные для других. Синтезаторы, в отличие от представителей других стилей мышления, в своих выводах и решениях опираются на теорию осознанно и открыто. Они считают, что если факты противоречат теории, то тем хуже для фактов.
Обладатели синтетического стиля мышления чрезвычайно чувствительны к противоречиям в рассуждениях других людей, питают повышенный интерес к парадоксам и конфликтам идей. Более того, они нередко заинтересованы в возникновении таких конфликтов и могут даже провоцировать их, задавая неожиданные, острые вопросы с целью выяснения исходных посылок и позиций другой стороны.
Другой
особенностью синтезаторов является любовь
к переменам. Они склонны видеть
мир постоянно меняющимся и одобряют
такое видение мира другими людьми.
Они не могут выносить застывшие,
никогда не изменяющиеся формы и
вещи, рутину, жесткую структуру, расхожие,
общепринятые идеи и авторитеты. Синтезаторы
гордятся своей креативностью (т.е. способностью
и склонностью к творчеству в широком
смысле слова), чувством нового, остротой
взгляда и языка и, часто тайно, одаренностью
(не всегда признаваемой другими).
Идеалистический стиль.
Идеалисты (с точки зрения стиля мышления) – это люди, которые, прежде всего, обладают широким взглядом на вещи. Они склонны к интуитивным, глобальным оценкам и не признают детальный анализ проблем с опорой на множество фактов и формальную логику.
Особенностью идеалистов является повышенный интерес к целям, потребностям, мотивам и человеческим ценностям. Они хорошо умеют формулировать цели, причем не только собственные. Любимым вопросом идеалистов является вопрос «Куда и почему мы идем». Они часто размышляют о тех или иных вещах и делах с точки зрения того, какую пользу или вред это может принести конкретным людям или обществу. Идеалисты в большей степени, чем представители других стилей мышления, ориентируются в своих решениях на субъективные и социальные факторы.
Идеалисты сходны с синтезаторами в том, что не расположены концентрироваться (тем более, фиксироваться) на точных цифрах и фактах. Различие между ними состоит в разных подходах к разрешению противоречий. Синтезаторы считают, что надо максимально заострить противоречие и попытаться затем найти принципиально новое решение, позволяющее интегрировать противоположные взгляды. Идеалисты, в отличие от них, считают, что можно найти сходство даже в «непримиримых» позициях. Они убеждены, что люди могут договориться о чем угодно, если придут к согласию относительно целей. Идеалисты не ценят конфликт и не получают от него удовольствия; они считают конфликт непродуктивным, следовательно, абсолютно ненужным.
Идеалисты легко и без внутреннего сопротивления воспринимают самые разнообразные идеи, позиции, предложения. В ситуациях группового решения проблемы они на первом этапе не мешают (скорее даже помогают) другим высказать весь спектр взглядов и альтернатив. Затем они пытаются ассимилировать все эти взгляды в таком решении, которое содержало бы что-то привлекательное (хотя и не без потерь) для каждого.
Идеалистам нравится, когда их воспринимают как открытых, заслуживающих доверия, оказывающих поддержку и помогающих другим, т.е. как полезных людей. Они обладают развитым моральным чувством. Их жизненная философия часто сводится к следующему: «Я хороший человек, поступаю правильно и получу за это справедливое вознаграждение».
Обычно идеалисты гордятся своими возвышенными идеалами, высокими нормами морали и поведения и критериями оценки деятельности, хотя и не всегда сознают, насколько в действительности высоки их стандарты. Чтобы удовлетворить их запросы, требуется высокое качество работы и образцовое поведение. Идеалисты нередко разочаровываются в людях, чьи стремления и нормы кажутся им менее возвышенными, чем их собственные. Те, кому, по меркам идеалистов, недостает нравственной чистоты, или те, кто мало заботится о других, не думает об общем благе и не стремится к совершенству, могут вызвать у идеалистов возмущение и даже гнев.
Когда
приходится искать решение проблемы,
идеалисты незаменимы в тех ситуациях,
где трудно четко сформулировать
проблему и где важными факторами
являются эмоции, чувства, оценки и
ценности, т.е. субъективные величины.
Если проблема может быть четко сформулирована,
структурирована и выражена в математических
и логических терминах, а затем решена
с помощью алгоритмических действий, идеалисты
часто испытывают затруднения.
Прагматический стиль.
Девиз прагматиков можно определить как «Что-нибудь да сработает» и «Годится все, что работает». Основой любой деятельности прагматиков является непосредственный личный опыт.
Прагматики выделяются среди всех остальных склонностью к поиску новых способов удовлетворения своих и чужих потребностей, используя лишь доступные в данный момент материалы и информацию. Им не свойственно запрашивать дополнительные средства и информацию, ресурсы, а тем более – резервы. Возможно, они просто экономят время таким образом. В решении любых проблем прагматикам свойственен постепенный, инкрементальный подход с целью как можно скорее получить конечный результат. Поиск новых способов и эксперименты прагматики осуществляют не из любви к новизне, а лишь ради выигрыша в скорости достижения цели.
Другим людям подход прагматиков может показаться поверхностным, беспорядочным, не отвечающим «общепринятым» нормам и вообще неразумным, а сами прагматики – недостаточно последовательными, серьезными, принципиальными и даже лишенными убеждений.
Однако
существует убеждение, которого прагматик
твердо придерживается: события в
мире происходят несогласованно и завися
преимущественно от случайных обстоятельств
(благоприятных или
В
тенденции поведение
Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру и обладают способностью улавливать спрос и предложение в широком смысле этих слов. Они рады поделиться своими соображениями с другими, практически всегда готовы к сотрудничеству, с энтузиазмом включаются в процесс коллективного мышления и принятия решений, проявляя искренний интерес к формулированию стратегий и тактик быстрого достижения целей. Убеждение прагматиков в непредсказуемости событий вовсе не означает демонстрации бессилия перед обстоятельствами, фатализма. Прагматикам не свойственны пессимизм, нигилизм и негативизм. Наоборот, к решению любых проблем они подходят с позитивной, оптимистической установкой, стремлением обернуть в свою пользу сложившиеся обстоятельства. Прагматическое мировоззрение уберегает их от чрезмерной серьезности и драматизации в подходе к проблемам.