Имидж руководителя: методы формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:39, дипломная работа

Краткое описание

В последние годы значение имиджа для развития мира в целом все более возрастает. Понятие имиджа очень широко. Под имиджем может пониматься имидж компании, имидж товара, имидж политика и т.д. Развитие науки об имидже началось с возникновением так называемого маркетингового мышления.

Оглавление

Введение. 3

Основная часть.

Глава 1. Сущность и значение имиджа.
Понятие об имидже. 5
Самоимидж. Факторы, влияющие

на формирование имиджа. 6
Составные части имиджа.
Внешний вид. 9
«Телесный» имидж. 17
Голос и речь. 18

Глава 2. База формирования имиджа руководителя.

2.1. Психологические основы.

2.1.1. Экстраверты и интроверты. 22

2.1.2.Темперамент. 24

2.1.3. Формирование способностей. 29

2.1.4. Типы мышления. 32

2.2. Социально-психологические основы. 40

Этапы формирования руководителя.

2.3. Этические основы.

2.3.1. Понятия этики и этикета. 44

2.3.2. Поведенческий этикет. 44

2.3.3. Речевой этикет. 46

Глава 3. Имидж в практике руководителя.

3.1. Переговоры. 51

3.2. Взаимоотношения руководителя с подчиненными.

3.2.1. Прием на работу. 53

3.2.2. Стили руководства. 56

3.2.3. Распределение полномочий. 60

3.2.4. Применение методов оценки

действий руководителя. 62

3.2.5. Профессиональное обучение

и развитие карьеры. 63

3.3. Организация работы над формированием

имиджа руководителя. 68

Заключение. 72

Литература. 74

Файлы: 1 файл

Имидж руководителя.doc

— 428.00 Кб (Скачать)

       Причины, по которым принятие решений передается на более высокие ступени руководства.

    • непопулярные дела, связанные с нарушением трудовой дисциплины, аморальные поступки работающих и т.п. – 30%
    • недостаток полномочий и авторитета     –23%
    • расхождение мнений начальника и подчиненного  – 20%
    • неуверенность перед принятием решений   – 15%
    • недостаточная квалификация     – 12%
 

       Некоторые руководители среднего звена передают решения начальству, так как правильное с их точки зрения решение может  войти в противоречие с мнением  руководства. Это говорит об отсутствии единого мнения в управлении предприятием. Причин такой ситуации может быть две:

    1. руководителям среднего звена управления недостаточно ясны цели организации;
    2. руководство организации не имеет представления об условиях, которые содействуют достижению целей на каждой ступени управления.

       Руководством  к действию для каждого работника  организации, в т.ч. для руководителя, должна быть правильно составленная должностная инструкция. Признаками грамотного составления должностной инструкции являются сбалансированность прав, обязанностей и ответственности работника, взаимосвязь управленческих работ в пространстве и времени.

       Инструкция  позволяет определить обязанности, права и ответственность персонала  и оберегает его от выполнения несвойственных функций, подчеркивает систему взаимоотношений между менеджерами и подчиненными им работниками. Она упорядочивает потоки информации на предприятии, формирует требования к должностям и порядку оценки работников.

       Делегирование полномочий – это передача подчиненному задачи из сферы деятельности руководителя. Одновременно делегируется и ответственность.

       Положительные факторы делегирования полномочий.

    • Делегирование полномочий освобождает руководителя от выполнения несвойственных, рутинных операций, высвобождая время для решения важных и творческих вопросов.
    • Делегирование является целенаправленной формой повышения квалификации сотрудников и способствует использованию их профессиональных знаний и опыта.
    • Делегирование положительно влияет на мотивацию сотрудников. Они чувствуют себя хозяевами на участках работы, а это способствует раскрытию способностей, проявлению инициативы и самостоятельности.
 

       Разработаны правила делегирования полномочий, которых рекомендуется придерживаться руководителю, старающемуся поддерживать имидж компетентного начальника, не унижающего при этом недоверием своих подчиненных. В числе этих правил следующие:

    • Делегировать полномочия следует заблаговременно. Решение о том, что и кому поручить, руководитель должен принимать сразу после составления рабочего плана.
    • Делегирование следует осуществлять, руководствуясь способностями и возможностями сотрудников.
    • Делегировать следует с учетом необходимости мотивации и стимулирования сотрудников.
    • Делегировать задачу или работу следует по возможности целиком, а не в виде частичных изолированных заданий.
    • Руководитель должен объяснить сотруднику, идет речь об отдельном случае или о длительном делегировании.
    • Однородные задачи следует делегировать по возможности одному и тому же сотруднику.
    • Вместе с рабочей задачей руководитель должен передавать сотруднику полномочия, необходимые для ее выполнения.
    • Руководитель должен объяснить сотруднику смысл и цель задачи.
    • Крупные и важные задачи следует поручать приказным путем, желательно, в письменном виде.
    • Руководитель должен представлять сотруднику возможность дальнейшего профессионального обучения в целях лучшего выполнения порученных последнему ответственных задач. (См. пункт о профессиональном обучении).
    • Руководитель должен обеспечить доступ сотрудника к любой необходимой ему информации.
    • Руководитель должен избегать вмешательства в рабочий процесс без серьезных причин для того, чтобы не нарушить процесс делегирования полномочий.
    • Руководитель должен придать сотруднику уверенность в том, что в случае возникновения затруднений последний может попросить у него совета и поддержки.
    • Следует контролировать конечные результаты порученного дела и немедленно извещать сотрудника о результатах контроля.
 

       На  Западе считается хорошим тоном, когда начальник готовит себе преемника. В этом случае он безбоязненно болеет, уходит в отпуск и вообще по каким-либо причинам оставляет организацию. Он спокоен, так как управление в руках доверенного лица. 

       3.2.4 Применение методов  оценки действий  руководителя. 

       Для определения отношения руководства, коллег и подчиненных к деловым качествам и методам руководства вновь назначенного руководителя среднего звена можно воспользоваться методикой экспертной оценки. Пример использования такой методики приведен в таблице 7.

       Таблица 7.

       Пример  применения методики экспертной оценки к конкретному руководителю.

                   
                   
Перечень  качеств Оценки  экспертов       Средняя оценка по качеству Весовой коэффициент Средневзвешенная  оценка по качеству
  Выше  по должности Равных  по должности Подчиненных      
1. Знание  технологии производства 5 4 4 3 2 3 3,50 0,5 1,75
2. Знание  вопросов хозрасчета и финансирования 4 0 3 3 3 3 2,67 0,5 1,33
3. Стремление  рационализировать производственный  процесс 4 4 3 2 3 3 3,17 0,3 0,95
4. Умение  решать новые производственные  задачи без дополнительных ресурсов 5 4 3 3 4 3 3,67 0,3 1,10
5. Владение  методами стимулирования 4 0 3 3 4 3 2,83 0,3 0,85
6. Умение  располагать к себе людей 4 4 3 2 3 3 3,17 0,3 0,95
7. Уверенность  в себе 5 4 4 3 4 3 3,83 0,3 1,15
8. Оказание  помощи товарищам по работе 3 3 2 2 3 4 2,83 0,2 0,57
9. Честолюбивые  устремления 5 0 3 4 4 3 3,17 0,2 0,63
Средняя оценка по эксперту 4,3 2,6 3,1 2,8 3,3 3,1      
Итого             3,20 2,9 3,20

 

       Каждый  руководитель должен стремиться к тому, чтобы регулярно получать мнение коллектива о своей деятельности. Для формирования имиджа важно знать, что именно нуждается в изменениях. Помочь в этом могут различные методики оценки. В процессе применения подобных методик желательно привлечение специалистов – психологов или представителей отдела кадров. Руководитель не может заниматься анкетированием самостоятельно, так как в этом случае возможна необъективная оценка вследствие опасения работниками возможности каких-либо неблагоприятных для них действий со стороны руководителя. 

3.2.5 Профессиональное обучение и развитие карьеры. 

       Помимо  того, что служащие выполняют основные обязанности, они могут работать на компанию дополнительно. Для вовлечения их в дополнительную работу существует несколько способов.

       Привлечение сотрудников к участию в управлении компанией выгодно для обеих сторон. Эффективно работающие, добросовестные служащие не рождаются, а создаются. Квалификация служащих может быть повышена хорошим управлением. Напротив, характер и способности хорошего работника можно испортить плохим управлением.

       Служащих  можно разделить на три категории:

    1. Те, кто делает все возможное и самосовершенствуется, читая литературу по специальности и обучаясь на курсах. По оценкам экспертов, таких в каждой компании обычно не более 25%.
    2. Сотрудники, выполняющие исключительно свои должностные обязанности. Такие сотрудники не заинтересованы в самосовершенствовании. Повышают квалификацию только по указанию руководства. Их удельный вес в компании составляет около 65%.
    3. Сотрудники, выполняющие минимум обязанностей. Испытывают неприязнь к компании и к работе вообще. Обычно составляют около 10% работающих в компании.

       Когда служащие понимают, чего хотят, когда  они готовы стать квалифицированными работниками, они проявляют активный интерес к своей работе и меньше устают. Усталость чаще всего является следствием апатии и недостатка опыта, нежели затрат энергии. Все люди хорошо выполняют ту работу, которую они умеют делать. Чем выше квалификация и профессионализм работника, тем меньше у него поводов для жалоб на изнурительную работу.

       Если  для человека работа кажется тяжелой, причины этого могут быть следующими:

    1. потеря интереса к работе;
    2. недостаточный уровень профессионализма, отсутствие необходимых знаний;
    3. недостаточное материальное и моральное стимулирование.

       Высокооплачиваемые квалифицированные сотрудники обычно получают удовольствие от своей работы. Предпринимателям следует разрабатывать такие системы подготовки и поощрения сотрудников, которые способствуют возникновению и поддержке морального удовлетворения работников результатами своего труда.

       Прибыль от денежных средств, вложенных в  повышение квалификации сотрудников, с годами может только возрасти. Схемы подготовки, стипендии и  т.п. должны так заинтересовать служащих, чтобы они полностью идентифицировали себя с интересами своих компаний. Потеря сотрудниками интереса к повышению квалификации может служить источником неприятностей для компании.

       Возрастающее  значение профессионального обучения для организации и значительное расширение потребностей в нем в  последние тридцать лет привели к тому, что ведущие компании взяли на себя обновление квалификации своих сотрудников. Организация профессионального обучения стала одной из основных функций управления персоналом, а его бюджет – наибольшей (после заработной платы) статьей расходов многих компаний. Такие организации, как Ай-Би-Эм, Моторола, Дженерал Моторз, американские вооруженные силы ежегодно тратят миллиарды долларов на профессиональное развитие и обучение своих сотрудников и даже создали для этого собственные постоянно действующие университеты и институты.

       Профессиональное  развитие представляет собой процесс  подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию  новых должностей, решению новых  задач. Мероприятиями по профессиональному  развитию персонала являются семинары по маркетингу для сотрудников отдела человеческих ресурсов, посещение школы бизнеса, изучение иностранных языков и т.д. Организации создают специальные методы и системы управления профессиональным развитием – управление профессиональным обучением, подготовкой резерва руководителей, развитием карьеры. В крупных многонациональных корпорациях существуют специальные отделы профессионального развития, возглавляемые руководителем в ранге директора или вице-президента, что подчеркивает их большое значение для организации. Цели в области профессионального развития сотрудников включаются в личные планы высших руководителей многих корпораций (президентов, директоров), и от их выполнения зависит размер вознаграждения, получаемого руководителями.

Информация о работе Имидж руководителя: методы формирования