Государственная поддержка малого бизнеса (законы и нормативные акты)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:31, реферат

Краткое описание

Малый и средний бизнес жизненно необходим для нормального функционирования экономики любой страны. В России в настоящее время уровень развития малого и среднего бизнеса явно не соответствует ни сегодняшним потребностям экономики страны, ни тем более завтрашним требованиям глобализирующегося мирового рынка. История мировой экономики показывает, что для достижения сбалансированности экономики необходимо добиться того, чтобы развитие крупных корпораций происходило в среде, насыщенной малыми предприятиями.

Оглавление

Вступление
Начало государственной поддержки (1989-1992)
«Ноу-хау» (1992)
Утверждение федеральных программ (1995-2008)
Федеральный закон №209ФЗ

Файлы: 1 файл

экономика и менеджмент СМИ Microsoft Office Word.docx

— 37.95 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра журналистики

 

 

 

 

                                            

                                        Реферат

Предмет: экономика и менеджмент СМИ

На тему: " Государственная поддержка малого бизнеса (законы и нормативные акты)."

 

 

 

                                                                     Выполнил студент 6 курса

                                                                     Отделения ЗДК

                                                                     Факультета журналистики и 

                                                                     филологии

                                                                      Проверил: 

 

 

                                            Москва 

                                               2012

 

 

                                      Содержание

Вступление

  1. Начало государственной поддержки (1989-1992)
  2. «Ноу-хау» (1992)
  3. Утверждение федеральных программ (1995-2008)
  4. Федеральный закон №209ФЗ

                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Вступление

Малый и средний бизнес жизненно необходим для нормального функционирования экономики любой страны. В России в настоящее время уровень развития малого и среднего бизнеса явно не соответствует ни сегодняшним потребностям экономики страны, ни тем более завтрашним требованиям глобализирующегося мирового рынка. История мировой экономики показывает, что для достижения сбалансированности экономики необходимо добиться того, чтобы развитие крупных корпораций происходило в среде, насыщенной малыми предприятиями. Но для того, чтобы не остаться в роли вечно догоняющих, нам необходимо уже в самом ближайшем будущим устранить опасный перекос в сфере предпринимательства. И для этого нужна государственная поддержка развития малого предпринимательства, нужен комплекс мер, направленный на повышение доступности для субъектов малого предпринимательства финансово-кредитных ресурсов - льготное налогообложение малого бизнеса, льготные процентные ставки по кредитам малым предприятиям, различные гарантийные механизмы.

            1.Начало государственной поддержки (1989-1992)

Точкой отсчета развития государственной поддержки малого бизнеса можно считать 1989 год, когда  в СССР был создан Союз малых государственных  предприятий СССР (1). В том же году было принято Положение об организации деятельности малых предприятий. Такими предприятиями в то время считались фирмы, создаваемые учредителями и работающие на принципе самоокупаемости и самофинансирования. Численность персонала, работающего на малых предприятиях, не должно быть больше 100 человек. Положение предусматривало порядок открытия, реорганизации, ликвидации данных предприятий. Документ определял планирования и отчетность вышеуказанных организаций. Однако определение малых предприятий было сформулировано нечетко, потому у них не было четко выраженного статуса.

 Малые предприятия  окончательно получили юридический  статус 8 августа 1990 года, когда было  принято Постановление Совета  Министров СССР № 790 «О мерах  по созданию и развитию малых  предприятий» (2). Благодаря этому документу было ясно, какова должна быть численность предприятия и в каких отраслях, как правильно регистрировать малое предприятие, кто может выступать его учредителем. Этот документ был дополнен Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Теперь официально малые предприятия разрешено создавать на основе государственной, муниципальной, частной собственности, а также на основе смешанной формы собственности и осуществлять любую деятельность, не связанную с нарушением законодательства.

 Теперь, согласно действующему  на тот момент законодательству  к малым предприятиям относились  предприятия всех форм собственности,  установленных Законов РСФСР  «О предприятиях и предпринимательской  деятельности», численность работников  в которых не превышали: 

 в промышленности и  строительстве – 200 человек; 

 в научных учреждениях  – 100 человек; 

 в остальных отраслях  производственной сферы – до 50 человек; 

 в отраслях непроизводственной  сферы – до 15 человек. 

 Согласно Постановлению  Совета Министров РСФСР « О  мерах по поддержке и развитию  малых предприятий в РСФСР»  правой статус предприятий малого  бизнеса позволял им получать  некоторые льготы. В частности  местным органам самоуправления  рекомендовалось: 

 представлять малым  предприятиям льготы по налогу  на прибыль;  разрешать списание  в первый год эксплуатации  до 50 % амортизационных отчислений  основных фондов со сроком  службы свыше 3-х лет; 

 проводить ускоренную  амортизацию активной части производственных  фондов и т. д.                                    

                                 2«Ноу-хау» (1992)                                                                             

 В 1992 году по инициативе  Правительства РФ и при содействии  Фонда «Ноу-хау» Правительства  Великобритании создается Российское  Агентство поддержки малого и  среднего бизнеса (3). Данная организация является закрытым акционерным обществом, учредителями которого стали:

 Торгово-промышленная  палата Российской Федерации 

 Российская экономическая  академия им.Г.Плеханова 

 ПО “Уралмаш”

 АвтоВАЗбанк

 Тульский машиностроительный  завод "Штамп" 

 Сибирский региональный  фонд поддержки предпринимательства 

 другие предприятия  и организации 

 Российское агентство  представляет собой независимую  организацию, целью деятельности  которой является оказание практической  помощи в создании и успешном функционировании предприятий малого и среднего бизнеса, развитие предпринимательской активности населения. Основная деятельность Агентства заключается в консалтинговой поддержке малых и средних предприятий в России, содействии в установлении деловых связей с российскими и зарубежными партнерами. Агентство ведет большую работу по развитию информационной инфраструктуры малого предпринимательства, налаживанию межрегионального и международного делового информационного обмена между предприятиями малого и среднего бизнеса. Эксперты Агентства также активно помогают малым предприятиям на территории России и за рубежом в решении экономических, финансовых, правовых, организационных и управленческих вопросов.

 Далее после образования  Российской Федерации были приняты  следующие важные постановления  Правительства РФ в части касающейся  поддержки и развития малого  бизнеса в России:

Постановлением Правительства  РФ от 3 августа 1992 г. № 548 утверждено Положение  о Комитете поддержки малых предприятий  и предпринимательства при Госкомимущества РФ;

 Постановление Правительства  РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных  мерах по развитию и государственной  поддержке малого предпринимательства  в РФ»; 

 

 Постановлением Правительства  РФ от З февраля 1994 г. № 65 утверждено Положение о Фонде содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. Фонд Содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере являлся некоммерческой организацией, основными задачи которого стало:

 проведение государственной  политики развития и поддержки  малых предприятий в научно-технической сфере; оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности; создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.

                   3.Утверждение федеральных программ (1995-2008)

 Теперь начиная с  1994 года, Правительство РФ начинает  утверждать Федеральные программы  государственной поддержки малого  предпринимательства в Российской  Федерации. Так Постановлением  Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. № 409 утверждается первая  Федеральная программа государственной  поддержки малого предпринимательства  в Российской Федерации на 1994–1995 гг(3).

 Данная программа отражала  политику государственного патернализма  по отношению к малому бизнесу.  Основными направлениями государственной  поддержки малого предпринимательства названы: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий использования субъектами малого предпринима­тельства государственных финансовых, материально-технических и информа­ционных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпри­нимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предприни­мательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информа­ционным, производственным связям с зарубежными государствами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

 Программа предусматривала,  что в компетенции Российской  Федерации находится определение  общих принципов и приоритетных  направлений государственной поддержки,  разработка и реализация федеральных  программ, установление льгот по  федеральным налогам и т.д.  За счет федерального бюджета  и других фондов федеральные  программы финансируются не менее  чем на 50%. Субъекты РФ осуществляют  поддержку малого предпринимательства  за счет собственных средств  и ресурсов.

 Указом Президента  РФ от 6 июня 1995 года № 563 в стране  создается Государственный комитет  РФ по поддержке и развитию  малого предпринимательства, который  отныне занимается разработкой  и реализацией федеральных программ  по поддержке малого бизнеса. 

 Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ (Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2008 г.) определил основные положения в области государственной поддержки малого бизнеса в России, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Также нужно отметить, что с принятием этого закона появились новые критерии определения предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства.

 Закон утратил уже  свою силу, но рассмотрим основные  положения Закона, действовавшие  до 1 января 2008 года. Это поможет лучше  увидеть и понять тенденции  развития законодательства в  области поддержки малого бизнеса. 

 Согласно статье 3 Закона под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов не превышала 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышала 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышала следующих предельных уровней (малые предприятия):

 в промышленности –  100 человек; 

 в строительстве –  100 человек; 

 на транспорте –  100 человек; 

 в сельском хозяйстве  – 60 человек; 

 в научно-технической  сфере – 60 человек; 

 в оптовой торговле  – 50 человек; 

 в розничной торговле  и бытовом обслуживании – 30 человек; 

 в остальных отраслях  и при осуществлении других  видов деятельности – 50 человек. 

 В случае превышения  малым предприятием установленной  численности, согласно части 3 статьи 3 Закона предусматривалось лишение соответствующих льгот на период, в течение которого допущено превышение численности работников и на последующие три месяца (ч. 3 ст. 3).

 В тех случаях, когда  малое предприятие осуществляло  несколько видов деятельности (многопрофильное), относятся к названию по виду  деятельности, доля которого является  наибольшей в годовом объеме  оборота или годового объема  прибыли. При определении численности  работников малого предприятия  должны были учитываться все  его работники, в том числе  работающие по гражданско-правовым  договорам и по совместительству  с учетом фактически отработанного  времени, а также работники  представительств, филиалов и других  обособленных подразделений малого  предприятия.

 Также к субъектам  малого предпринимательства согласно  статье 3 Закона относятся физические  лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица (ПБОЮЛ).

 Государственная регистрация  малых предприятий предусмотрена  статьей 4 Закона, согласно которой  субъект малого предпринимательства  с момента подачи заявления установленного Правительством РФ образца регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством.

 Отныне и до 1 января 2008 года государственная поддержка малого бизнеса в России осуществлялась в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, который состоит из 23 статей без разделов и глав, а также в соответствии с другими законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, также с законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Однако отметим, что с 1 января 2008 года данный закон утратил свою силу.

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса (законы и нормативные акты)