Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:00, реферат
Благодаря исключительным достижениям последних нескольких лет процессы, происходящие в Европе, приобрели более конкретный характер, стали более полно отвечать реалиям стран Европейского союза и его граждан. Открывающиеся в связи с этим перспективы, наряду с углубляющимися отношениями с другими европейскими странами, обеспечивают еще большие возможности развития. Тем самым, по общему мнению, мы являемся свидетелями возрастающего понимания все большей части политического и академического мира в потребности установления более тесных связей во всей развивающейся Европе, в формировании и укреплении ее интеллектуального, культурного, социального и научно-технологического потенциала.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
"ХАРЬКОВСКИЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ"
Кафедра
"Стратегического управления"
Реферат
по курсу «Высшее образование Украины и Болонский процесс»
на тему:
Часть 1 «Формирование системы высшего образования Европейских стран»
Часть 2
«Характерные особенности ECTS»
Выполнила:
студентка группы ИФ-25
Федичева О.И.
Проверила:
ст.преподаватель каф „СУ”
Гринченко
М.А.
Харьков 2010
ЧАСТЬ 1
«ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН»
Благодаря исключительным достижениям последних нескольких лет процессы, происходящие в Европе, приобрели более конкретный характер, стали более полно отвечать реалиям стран Европейского союза и его граждан. Открывающиеся в связи с этим перспективы, наряду с углубляющимися отношениями с другими европейскими странами, обеспечивают еще большие возможности развития. Тем самым, по общему мнению, мы являемся свидетелями возрастающего понимания все большей части политического и академического мира в потребности установления более тесных связей во всей развивающейся Европе, в формировании и укреплении ее интеллектуального, культурного, социального и научно-технологического потенциала.
«Европа
знаний» теперь уже широко признана
как незаменимый фактор социального
и гуманитарного развития, а также
как необходимый компонент
Важность образования и образовательного сотрудничества в развитии и укреплении устойчивых, мирных и демократических обществ является универсальной и подтверждается как первостепенная, особенно в связи с ситуацией в Юго-восточной Европе.
Сорбонская декларация от 25 мая 1998 года, которая была инициирована этими соображениями, подчеркнула центральную роль университетов в развитии европейских культурных ценностей. Она обосновала создание Зоны европейского высшего образования как ключевого пути развития мобильности граждан с возможностью их трудоустройства для общего развития континента.
Многие европейские страны согласились с целями, изложенными в декларации, подписали или в принципе одобрили ее. Направленность реформ нескольких систем высшего образования, начатых в настоящее время в Европе, доказала, что многие правительства имеют намерения действовать именно в этом направлении.
Европейские высшие учебные заведения, следуя фундаментальным принципам, сформулированным в университетской хартии «Magna Charta Universitatum», принятой в Болонье в 1988 году, восприняли вызов, в части их касающейся, и стали играть основную роль в построении Зоны европейского высшего образования. Это имеет самую высокую значимость, поскольку независимость и автономия университетов дают уверенность в том, что системы высшего образования и научных исследований будут непрерывно адаптироваться к изменяющимся нуждам, запросам общества и к необходимости развития научных знаний.
Курс
был принят в правильном направлении
и со значимой целью. Однако достижение
большей совместимости и
Мы
должны, в частности, рассмотреть
цель увеличения международной конкурентоспособ
Подтверждая
нашу поддержку общим принципам,
указанным в Сорбонской декларации,
мы принимаем обязательство
- Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
- Принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах – достепенного и послестепенного. Доступ ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах.
- Внедрение системы зачетных единиц по типу ECTS - европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Зачетные единицы могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными университетами.
- Содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее:
- Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.
- Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
Мы, тем самым, обязуемся достичь этих целей (в рамках наших институциональных полномочий и принятия полного уважения к разнообразным культурам, языкам, национальным системам образования и университетской автономии) с тем, чтобы укрепить Зону европейского высшего образования. И, наконец, мы, вместе с неправительственными европейскими организациями, компетентными в высшем образовании, будем использовать путь межправительственного сотрудничества. Мы ожидаем, что университеты ответят, как всегда, быстро и положительно, и будут активно способствовать успеху нашей попытки.
Убежденные в том, что создание Зоны европейского высшего образования требует постоянной поддержки, внимательного управления и адаптации к непрерывно меняющимся потребностям развития, мы решили встретиться снова в течение ближайших двух лет, чтобы оценить достигнутый прогресс и выработать новые мероприятия, которые необходимо будет принять.
Более
300 европейских высших учебных заведений
и их основных представительских организаций
собрались в Саламанке 29-30 марта 2001
года. Их цель состояла в подготовке пражской
встречи министров, отвечающих за высшее
образование в странах, вовлеченных в
Болонский процесс, и они согласились
со следующими целями, принципами и приоритетами.
Европейские
высшие учебные заведения вновь
подтверждают свою поддержку принципов
Болонской декларации и свои обязательства
по созданию к концу десятилетия Зоны
европейского высшего образования. Они
видят в учреждении в Саламанке Ассоциации
европейских университетов (EUA) как символическое,
так и практическое значение для более
эффективного донесения своего голоса
правительствам и обществу и, тем самым,
для поддержки формирования своего будущего
в Зоне европейского высшего образования.
Развитие
требует, чтобы у европейских
университетов была возможность
действовать в соответствии с
руководящим принципом
Конкуренция, поддерживающая качество высшего образования, не исключает сотрудничество и не может быть сведена к концепции коммерции. Университеты в некоторых странах Европы находятся еще не в том положении, чтобы конкурировать на равных, и находятся, в частности, лицом к лицу с нежелательной утечкой мозгов в пределах Европы.
Образование
как ответственность перед
Зона европейского высшего образования должна строится на европейских традициях ответственности образования перед обществом; на широком и открытом доступе как к достепенному, так и послестепенному обучению; на образовании для развития личности и обучении в течение всей жизни; на гражданственности как краткосрочной, так долгосрочной социальной ответственности.
Высшее образование, основанное на научных исследованиях
Поскольку научные исследования являются движущей силой высшего образования, то и создание Зоны европейского высшего образования должно идти одновременно и параллельно с созданием Зоны европейских научных исследований.
Организация диверсификации
Европейское
высшее образование
всегда было разнообразным
в части языков,
национальных систем,
типов институтов, ориентации
профилей подготовки
и учебных планов.
В то же время ее будущее зависит от способности
организовать это ценное
разнообразие так эффективно,
чтобы получить положительные
результаты, а не трудности,
гибкость, а не непрозрачность. Высшие
учебные заведения хотят пользоваться
конвергенцией - в частности, в общих понятиях,
общедоступных в данной предметной области
вне границ - и иметь дело с разнообразием
как с активом, а не причиной для непризнания
или исключения. Они преданы созданию
достаточного саморегулирования для гарантии
минимального уровня объединения так,
чтобы их усилия к совместимости не были
подорваны слишком большой дисперсией
в определении и применении зачетов, в
основных категориях степеней и в критериях
качества.
II.
Ключевые вопросы
Качество как фундаментальный камень формирования
Зона европейского высшего образования требует строительства на основе ценностей академической сути для того, чтобы отвечать ожиданиям партнеров, то есть, на демонстрации качества. Действительно, оценка качества должна учитывать цели и миссию институтов и программ. Она требует баланса между новшествами и традициями, академическими преимуществами и социальной / экономической необходимостью, связностью программ и свободой выбора учащихся. Она охватывает преподавание и научные исследования также как управление и администрирование, восприимчивость к потребностям учащихся и обеспечение внеучебных услуг. Имеющегося качества не достаточно, оно нуждается в демонстрации и гарантиях, чтобы получить подтверждение и доверие от учащихся, партнеров и общества дома, в Европе и в мире.
Информация о работе Формирование системы высшего образования Европейских стран