Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:25, курсовая работа
Все группы оказывают давление на своих членов, чтобы заставить их соответствовать нормам группы, к которым относятся: нормы поведения, одежда, речь, производительность труда, отношение к технике безопасности, производству, сверхурочной работе, целям организации, руководству и т.п. Это способствует “социализации” членов групп в организации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП
1.1. Природа социальных групп в организациях………………………………..
1.2. Основные отличия Формальные и неформальные группы………………..
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП
2.1. Формирование и развитие формальных групп в организации
2.2. Причины создания групп и Стадии развития групп
2.3. Проблемы формирования формальных групп
ГЛАВА 3.
3.1. Преимущества работы в группе
3.2. Основные потенциальные недостатки работы в группе
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ...........................................................................34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................37
Российский государственный аграрный университет - МСХА
им. К.А. Тимирязева
Калужский филиал
Кафедра управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине "Основы менеджмента"
на тему:
«ФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ»
Выполнила:
студентка 31группы
экономического факультета
Косенкова Анна
Проверил:
Чаусов Н.Ю.
Калуга, 2013 г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП
ГЛАВА 3.
3.2. Основные потенциальные недостатки работы в группе
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ..........
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................
ВВЕДЕНИЕ
Причины разделения групп. Группы формируются
в результате деятельности определенных
организационных структур и разделения
труда в организации. Так, процесс
интеграции членов организации в
группы может происходить в
Группы могут возникать и тогда, когда некоторые члены организации видят себя как группу, осознают границы своей группы по отношению к другим структурным единицам и социальным общностям внутри организации.
Группы могут формироваться
в результате заранее спланированных
действий руководства организации
как некоторая часть формальной
структуры. Но иногда возникают неформальные
структуры организации как
Формальные группы. Под формальными
будем понимать группы в организации,
сознательно созданные для
При создании формальных групп члены организации объединяются искусственно в соответствии с порученными им официальными ролевыми предписаниями и заранее спланированной структурой организации. Наиболее существенными чертами формальной группы являются наличие поставленной высшим руководством организации перед группой задачи, а также формально закрепленной, максимально стандартизованной системы поведенческих норм, санкций, ролевых требований, т.е. формальной роли. По мнению Д. Джексона, каждая формальная роль содержит описание процедур и процессов работы и набор предписаний, выражающих требования руководства организации или ее подразделений. При этом в качестве признаков формальных статусов и ролей выступают: формально описанные полномочия в рамках иерархической структуры организации; формальное название должности и ее место среди других должностей организации; поощрения,; награды и наказания, которые могут быть применены к данному субъекту в соответствии с его статусом; поощрения, награды и наказания, которые данный работник может применять по отношению к другим работникам организации в соответствии со своим местом в ее иерархической структуре; физическая локализация данного работника внутри организации и степень его доступа к информации (см. [149. Р. 60]).
Формальные группы имеют тенденцию
к сохранению относительной устойчивости,
хотя их состав может изменяться. Это
объясняется безличностью формальной
структуры — в группах
Неформальные группы. Как уже отмечалось, в формальной структуре любой организации существуют неформальные группы. Эти группы основаны преимущественно на межличностных отношениях, удовлетворении (или неудовлетворении) психологических и социальных потребностей, не связанных с формальными целями и задачами. В этом случае члены социальных групп в организации ориентированы не на социальные статусы и роли, а на первичные групповые отношения. В таких группах развивается взаимозависимость, ее члены постоянно оказывают влияние на поведение друг друга и способствуют удовлетворению личных потребностей, например в общении, в других социальных мотивациях, которые отсутствуют в чисто рабочих ситуациях, особенно в условиях промышленных предприятий или в профитных фирмах.
Членство в неформальной группе может быть прекращено через формальную структуру, в частности путем перевода работника в другую, пространственно удаленную часть организации или перехода по вертикали на другой управленческий уровень. В некоторых случаях неформальная группа может одновременно быть формальной или частью формальной группы (актив отдела, управления, сектора или даже организации в целом).
Члены неформальной группы обычно выдвигают собственного лидера, который имеет неформальную власть только в пределах данной группы. Как правило, неформальный лидер отражает установки и ценности членов группы, помогает разрешать конфликты, ведет группу к достижению целей, устанавливает связи вне группы и использует их, что способствует адаптации группы в условиях организации. Неформальный лидер часто меняется в зависимости от ситуации. В некоторых случаях неформальный лидер одновременно выполняет функции формального лидера. Однако такая ситуация не характерна для организации, поскольку неформальный лидер, получивший формальный статус, обычно теряет неформальный авторитет, будучи вынужден применять к членам группы формальные санкции. Например, неформальный лидер в отделе назначен начальником отдела. До этого назначения он часто общался со своими сотрудниками на уровне первичных связей, помогал им, вместе с ними проводил свободное время. После назначения на должность начальника отдела он получил новые ролевые полномочия и должен выполнять новые ролевые требования, в частности официальный контроль за поведением сотрудников отдела, что с неизбежностью отдаляет лидера от исполнителей и наносит ущерб его неформальному авторитету.
Неформальные группы весьма значимы
для успешной деятельности организации,
поэтому даже предпринимаются попытки
искусственного создания таких групп
[146]. Естественные группы, состоящие
из трех — шести работников, которые
в ходе взаимодействий развили высокий
уровень близости и привязанности
друг к другу, должны поддерживаться
руководством организации. В противном
случае естественная неформальная структура
либо не будет развиваться, либо будет
развиваться в формах, нежелательных
организации, мешающих достижению целей-заданий.
Естественная группа может быть искусственно
“выращена” и превратиться в “семейную”
группу из 8—30 членов. Далее процесс
развития и укрепления чувства привязанности
в течение 6—12 месяцев должен привести
к формированию одной организованной
группы, состоящей из объединенных
разветвленной сетью
Итак, группы в организации могут быть как формальными, так и неформальными; неформальные группы не являются частью формальной организационной структуры; их могут возглавлять работники, которые имеют лишь небольшую власть (или вообще не имеют формальной власти) в организационной структуре. Однако такие группы могут быть очень сильными и полезными при выполнении заданий.
Все группы оказывают давление на
своих членов, чтобы заставить
их соответствовать нормам группы,
к которым относятся: нормы поведения,
одежда, речь, производительность труда,
отношение к технике
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП
Значение групповых процессов в организациях. Индивиды очень редко работают в изоляции от других. Это может происходить только в тех исключительных случаях, когда работник выполняет строго индивидуальное задание, контролируемое только высшим руководством организации, когда он автономно контактирует с внешней средой и принимает решения в основном самостоятельно.
Однако большинство ситуаций, возникающих в ходе организационной деятельности, характеризуют именно групповые отношения. Группы в организациях являются основой эффекта синэргии, и, как правило, члены организации просто не мыслят свою деятельность вне социальной группы.
Отличительная особенность организации состоит в том, что работа в ней осуществляется всегда внутри групп или команд. При этом не имеют никакого значения особенности работы, выполняемой данной организацией.
Определение социальной группы. Существует достаточно большое количество определений социальных групп. В частности, группы определяются по ощущению принадлежности к ним индивидов, по единству выполняемых групповых функций и т.д. Но эти определения вряд ли могут раскрыть сущность социальных групп. В самом общем виде социальную группу можно охарактеризовать как совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. В этом определении отражены два существенных условия, при реализации которых совокупность индивидов может считаться социальной труппой в организации: 1) наличие устойчивых взаимодействий между членами группы; 2) наличие разделяемых ожиданий каждого члена труппы относительно других членов группы, что позволяет осуществлять социальный контроль за их поведением.
Вместе с тем социальным группам в организациях присущ ряд специфических признаков, к которым относятся:
· наличие четко определенных групповых ролей, обусловленных местом работника в организации, т.е. его статусом и позицией.
Поведение членов социальных групп. На поведение отдельных членов группы в организации, как показали многочисленные исследования, большое влияние оказывает группа. Руководителям организации необходимо осознать наличие группового давления, чтобы помочь группе действовать более эффективно в направлении достижения общих целей,
В своем ставшем классическим эксперименте американский психолог М. Шериф (1936) продемонстрировал неосознанное влияние, которое группа может оказывать на индивидуальное восприятие. Суть этого эксперимента в следующем. Испытуемые, находясь в темной комнате, в течение некоторого времени сосредоточивали взгляд на неподвижном световом пятне. Затем каждый испытуемый (член группы) отвечал на вопрос, в каком направлении и на какое расстояние перемещалось световое пятно. Отвечая индивидуально, испытуемые дали разные ответы. Однако на втором этапе эксперимента, когда группа испытуемых получила задание дать единый ответ, члены группы пришли к согласию относительно и направления, и величины перемещения светового пятна (напомним, на самом деле — неподвижного); при этом групповое решение отличалось от многих конкретных мнений, которые испытуемые высказывали в индивидуальном порядке.
Известно много вариантов