Формальные группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

Все группы оказывают давление на своих членов, чтобы заставить их соответствовать нормам группы, к которым относятся: нормы поведения, одежда, речь, производительность труда, отношение к технике безопасности, производству, сверхурочной работе, целям организации, руководству и т.п. Это способствует “социализации” членов групп в организации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП
1.1. Природа социальных групп в организациях………………………………..
1.2. Основные отличия Формальные и неформальные группы………………..
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП
2.1. Формирование и развитие формальных групп в организации
2.2. Причины создания групп и Стадии развития групп
2.3. Проблемы формирования формальных групп
ГЛАВА 3.
3.1. Преимущества работы в группе
3.2. Основные потенциальные недостатки работы в группе
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ...........................................................................34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................37

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 83.83 Кб (Скачать)

Охарактеризуем названные стадии [156].

1. Стадия возникновения группы  характеризуется установлением  первоначальных контактов между  членами группы и поиском ингрупп и первичных групп для углубления внутригруппового взаимодействия. В этот период каждый член группы выясняет, какие ценности приняты в данном окружении, какие установки и настроения доминируют. Кроме того, устанавливаются первичные нормы общения. Члены группы определяют свое место в системе взаимоотношений и стараются произвести должное впечатление на окружающих (демонстрируя свои качества и личностные ресурсы). В области межличностных взаимоотношений на этой стадии многое зависит от лидера, так как большинство членов группы испытывает чувство неуверенности и неопределенности, им необходимы ориентиры в социальном и психологическом пространстве группы, которые и представляет лидер, определяя первичные правила поведения.

2. Конфликтная стадия, или стадия  самоутверждения — самый неприятный  для деятельности организации  период развития группы. Сформировав  первичные группы, ее члены пытаются  самоутвердиться в своих ролях,  расширить границы собственной  значимости, определить отношения  взаимозависимости и внутригрупповой  иерархии. Действия по достижению  этих целей могут стать причиной  блокады потребностей других  членов группы и проявлению  агрессии, что в свою очередь  приводит к межличностным конфликтам. Индивиды открывают свои личностные  устремления, вследствие чего  неизбежно возникает враждебность, проявляющаяся в последующем  конфликте при попытках контроля  со стороны других членов группы, попытках выделиться среди других  и т.д. В ходе конфликта могут  быть нарушены первичные отношения,  сформировавшиеся на предыдущей  стадии развития группы. На второй  стадии развития ключевыми аспектами  создания нормальных межличностных  отношений внутри группы можно  считать управление конфликтом  в направлении достижения компромисса  и ориентация усилий членов  группы на достижение общих  целей.

3. Стадия нормообразования и принятия норм. На этой стадии основное внимание уделяется организации самого процесса производства продукта, освоению технологий. В ходе выполнения работы членов группы возникают более тесные взаимоотношения и чувство товарищества. Главными являются вопросы функциональной включенности в процесс производства продукта: кто, что, где и каким образом будет делать в целях достижения общих целей. На основе норм поведения и распределения ролевых обязанностей вырабатываются и принимаются правила совместной деятельности. Таким образом, в группе создается функциональная структура, в которой каждый член группы может установить личный контакт с другими членами. В результате этого возникает система согласительных ролевых ожиданий членов группы в отношении друг друга, а также фиксируется неспособность отдельных членов группы отвечать предъявляемым ожиданиям. Межличностные отношения внутри группы ориентированы на повышение сплоченности. Члены группы чувствуют, что конфликтные отношения преодолены, и испытывают чувство принадлежности к группе. На этой стадии налаживаются контакты с другими социальными группами в организации, увеличивается объем поступающей к членам группы информации, члены группы становятся более открытыми.

4. Исполнительная стадия. К началу  этой стадии группа уже создала  эффективную рабочую структуру,  и ее главной заботой становится  фактическое выполнение целей  и задач. Таким образом, на  данной стадии функционирует  полностью развитая группа. Но  не все группы в своем развитии  достигают этой стадии, некоторые  из них “застревают” на ранних  стадиях, менее продуктивных с  точки зрения процесса производства  продукта в организации. Межличностные  отношения на данной стадии  характеризуются взаимозависимостью, взаимным доверием и взаимопомощью.  Члены группы готовы работать  в одиночку, в подгруппах и  в составе всей группы как  целостной единицы. Между ними  возникают функциональная конкуренция  и сотрудничество, наблюдаются понимание  значимости групповых целей, чувство  обязательности. В целом работу  группы на этой стадии можно  характеризовать как деятельность, направленную на решение проблем  организации.

5. Стадия прерывания представляет  собой заключительный этап развития  группы, который грозит группе  расформированием как из-за невозможности достижения групповых целей, так и из-за ухода ее членов. В конечном итоге каждая группа рано или поздно подходит к такой черте. Обычно в таком случае руководство организации начинает формировать новую команду, корректирует групповые цели. Процесс развития группы начинается вновь.

Рассмотренная модель развития группы проверена в ходе многочисленных исследований и позволяет объяснить  многие проблемы, связанные с работой  групп в организации. В частности, если группа работает, используя свой потенциал только наполовину, то это, возможно, потому что не до конца  проработаны некоторые проблемы на более ранних стадиях группового развития, такие, как проблема лидерства, недостаточно четко обозначенная цель, несогласованные задачи (при этом члены группы могут использовать групповую деятельность для достижения личных целей).

Диагностика стадий развития группы в организации. В соответствии с  моделью Такмана и Дженсена руководство и заинтересованные лица в организации могут определить, какой стадии развития достигла рабочая группа. Используя ответы членов группы на специально разработанные вопросы, они проводят оценку деятельности группы в двух направлениях.

Первое направление представлено ответами на вопросы, насколько эффективна, по мнению опрашиваемых, групповая  деятельность по решению поставленных задач. Критериями успешного решения задач являются уровень понимания содержания целей и задач членами группы; уровень организованности при выполнении заданий, требующих координации усилий; успешность обмена информацией между членами группы; степень функциональной включенности членов группы в производственный процесс и т.д.

Второе направление состоит  в оценке социальных и эмоциональных  взаимоотношений между членами  группы. Измеряемыми параметрами  являются количество неформальных контактов  в группе, уровни взаимозависимости, конфликтности, сплоченности, взаимосвязанности  и т.д.

Типовой вопросник по оценке стадии развития группы обычно содержит от 30 до 50 утверждений, по которым каждый член группы должен вынести свою оценку. Шкала может включать пять оценок: 1 — полностью согласен; 2 — скорее согласен; 3 — частично согласен, частично не согласен; 4 — скорее не согласен; 5 — решительно не согласен.

Например, возможны такие утверждения  вопросника:

1. Наш формальный лидер (руководитель) или неформальный лидер направляет  большую часть деятельности группы.

2. Нет ясности в том, как  группа намерена достигать своих  целей.

3. Вряд ли кто-то из членов  группы намерен преследовать  личные цели, когда речь идет  об общем деле.

4. Группа учится преодолевать  препятствия на пути к достижению  целей.

5. Члены группы сопротивляются  лидерству.

6. Члены группы хорошо относятся  друг к другу.

Сумма баллов, полученная в результате опроса членов группы, показывает уровень  ее развития по модели Такмана и Дженсена.

Социальная группа может рассматриваться  как общество в миниатюре. Каждая группа в организации имеет свою систему коммуникаций, иерархическую  систему и систему властных отношений, вырабатывает нормативный кодекс, правила  и традиции, стремится к определенным целям, которые она должна достигать, чтобы обеспечить условия выживания, формирует ценности, которые представляются наиболее важными для ее членов. Социальная группа изменяется и развивается, адаптируется к условиям внешней среды и сама вызывает изменения в других группах; как и общество, она может переживать периоды упадка и подъема. Именно в таких мини-обществах, как семья или рабочие группы, индивиды удовлетворяют свои потребности в общении, самовыражении и частично в безопасности. Здесь же они получают необходимые знания и опыт, благодаря чему происходит процесс социализации в более широкие слои общества.

2.3. Причины создания групп и Стадии развития групп

Люди объединяются в группы в силу ряда причин. Классические теории группообразования объясняют это  следующим образом. Так, согласно теории близости[4; 8] люди объединяются в группы в силу пространственной или географической близости. Например, сотрудники, работающие в одном отделе, чьи рабочие места находятся в одном помещении (комнате), скорее создадут группу, чем если бы они располагались в разных комнатах.

Согласно теории формирования групп Дж. Хоманса люди в процессе выполнения поставленных задач взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие способствует появлению чувств, эмоций – как положительных, так и отрицательных – по отношению друг к другу и круководству. Чем больше общих задач люди решают, тем больше их взаимодействие друг с другом, тем сильнее будут в процессе их выполнения чувства; чем больше взаимодействий, тем больше люди стремятся к сотрудничеству и больше чувств они разделяют; чем больше чувств испытывают люди друг к другу, тем более они стремятся к совместной деятельности и тем многочисленнее их взаимодействия.

Теория равновесия утверждает, что люди объединяются в группы вследствие общих установок и ценностей.

Теория обмена утверждает, что люди, находясь в пространственной близости и имея общие установки и ценности, стремятся к взаимодействию в том случае, если вознаграждение в результате этого сотрудничества превышает затраты.

В качестве причин, по которым  люди объединяются в группы, называют также возможность достижения целей  и удовлетворение потребностей в  обеспечении безопасности, в общении, в принадлежности, в самоуважении, усилении власти и получении определенного  статуса (рис. 5.1.1).

Рис 5.1.1. Причины образования групп

Каждая группа в своем  развитии проходит ряд стадий (рис. 5.1.2). Формирование – стадия, на которой происходит отбор членов группы в соответствии с их функциональным или техническим опытом для выполнения целей, стоящих перед группой. Члены группы знакомятся, обмениваются официальной информацией друг о друге, вносят предложения о работе группы (например, как будут распределены функциональные обязанности, роли).

Рис. 5.1.2. Стадии формирования и развития групп

Бурление – для этой стадии характерно возникновение конфликтов и появление конфронтации между членами группы.

Двигаясь к поставленной перед группой цели, ее члены выражают различные интересы, порой не соответствующие  этой цели. Возникают различные мнения, складываются определенные взаимодействия между членами группы, проявляется  их отношение к групповой работе, распределению ролей и обязанностей, тактике группы. Если различия слишком  велики, то некоторые члены могут  покинуть группу. Если же различия незначительны, то члены группы либо приспосабливаются, либо открыто обсуждают противоречия.

Важная роль на этой стадии принадлежит формальному лидеру, который должен решать внутригрупповые  конфликты, устанавливать исходные условия взаимодействия.

Становление норм поведения (нормирование) в группе. Члены группы начинают конструктивно приспосабливаться к различиям во взглядах и сотрудничать друг с другом. Они разрабатывают групповые нормы поведения. Окончательно завершается и всеми признается распределение ролей в группе. Возникает чувство товарищества, групповая сплоченность. Сотрудники идентифицируют себя с группой.

Выполнение работы. Члены группы эффективно работают в соответствии с поставленной целью и распределением задач, согласованным на предыдущей стадии. Для разрешения возможных конфликтов используются групповые дискуссии.

Расформирование. Группа выполняет свою задачу и расформировывается. Эта стадия характерна для временных групп, созданных для выполнения конкретных проектов или заданий. Постоянные группы достигают этой стадии после реализации всех целей группы.

Проходя все стадии становления  и развития, группа приобретает ряд  существенных черт, характеристик, которые  в конечном итоге влияют на эффективность  ее деятельности.

 

 

ГЛАВА 3.

3.1. Преимущества работы в группе

Современная бизнес-среда характеризуется высоким динамизмом и сложностью. Решение возникающих в организации проблем требует сегодня участия сотрудников, обладающих знаниями в различных областях науки, техники, производства. Развитие групповых форм работы в этих условиях позволяет объединить для достижения целей организацииспецифические знания, навыки и опыт сотрудников.

Большинство интересных идей возникает  в группах. Отдельный человек, выполняя индивидуально какую-либо работу, может найти верное решение. Вместе с тем учесть все аспекты решаемой проблемы ему вряд ли удастся. Чем больше людей – тем больше мнений может быть высказано в процессе обсуждения проблемы. При этом важен еще и тот факт, что, работая совместно, люди стараются «не ударить лицом в грязь», а работать более активно и продуктивно, удовлетворяя свою потребность в успехе и признании. Кроме того, какие-либо новые предложения, идеи могут возникнуть при групповом обсуждении проблемы и на основе ассоциативного мышления (метод мозгового штурма).

Работа  в группе стимулирует взаимное доверие, уверенность в коллегах, особенно если при совместном решении сложных проблем им приходилось преодолевать трудности. У членов группы появляется «чувство локтя». Чувство того, что они являются частью чего-то большего, чем каждый из них поодиночке. Они рассчитывают на поддержку и одобрение коллег.

Группа добивается повышения гибкости, оперативности, качества принимаемых  решений.Это происходит за счет:

• обеспечения комплексного подхода в результате привлечения кработе в группе специалистов различных областей;

• повышения мотивации к принятию наиболее перспективного решения;

• коллективного опыта и большей информированности членов группы;

• высокой вовлеченности сотрудников в групповой процесс; при этом сокращается время на реализацию коллективно разработанного решения и повышается ответственность за его результаты.

Наконец, использование групповых форм работы способствует индивидуальному развитию членов группы.

Информация о работе Формальные группы