Формальные группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

Все группы оказывают давление на своих членов, чтобы заставить их соответствовать нормам группы, к которым относятся: нормы поведения, одежда, речь, производительность труда, отношение к технике безопасности, производству, сверхурочной работе, целям организации, руководству и т.п. Это способствует “социализации” членов групп в организации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП
1.1. Природа социальных групп в организациях………………………………..
1.2. Основные отличия Формальные и неформальные группы………………..
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП
2.1. Формирование и развитие формальных групп в организации
2.2. Причины создания групп и Стадии развития групп
2.3. Проблемы формирования формальных групп
ГЛАВА 3.
3.1. Преимущества работы в группе
3.2. Основные потенциальные недостатки работы в группе
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ...........................................................................34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................37

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 83.83 Кб (Скачать)

При создании формальных групп члены  организации объединяются искусственно в соответствии с порученными  им официальными ролевыми предписаниями  и заранее спланированной структурой организации. Наиболее существенными  чертами формальной группы являются наличие поставленной высшим руководством организации перед группой задачи, а также формально закрепленной, максимально стандартизованной  системы поведенческих норм, санкций, ролевых требований, т.е. формальной роли. По мнению Д. Джексона, каждая формальная роль содержит описание процедур и  процессов работы и набор предписаний, выражающих требования руководства  организации или ее подразделений. При этом в качестве признаков  формальных статусов и ролей выступают: формально описанные полномочия в рамках иерархической структуры  организации; формальное название должности  и ее место среди других должностей организации; поощрения,; награды и наказания, которые могут быть применены к данному субъекту в соответствии с его статусом; поощрения, награды и наказания, которые данный работник может применять по отношению к другим работникам организации в соответствии со своим местом в ее иерархической структуре; физическая локализация данного работника внутри организации и степень его доступа к информации (см. [149. Р. 60]).

Формальные группы имеют тенденцию  к сохранению относительной устойчивости, хотя их состав может изменяться. Это  объясняется безличностью формальной структуры — в группах существуют только статусы независимо от индивидов, занимающих эти статусы. Конечно, в  организации могут создаваться  и временные формальные группы для  реализации конкретной задачи. Формальные группы могут быть классифицированы по многим основаниям, например по различию в членстве, по выполняемым задачам, по позициям внутри организационной  структуры.

Неформальные группы. Как уже  отмечалось, в формальной структуре  любой организации существуют неформальные группы. Эти группы основаны преимущественно  на межличностных отношениях, удовлетворении (или неудовлетворении) психологических  и социальных потребностей, не связанных  с формальными целями и задачами. В этом случае члены социальных групп  в организации ориентированы  не на социальные статусы и роли, а на первичные групповые отношения. В таких группах развивается  взаимозависимость, ее члены постоянно  оказывают влияние на поведение  друг друга и способствуют удовлетворению личных потребностей, например в общении, в других социальных мотивациях, которые  отсутствуют в чисто рабочих  ситуациях, особенно в условиях промышленных предприятий или в профитных фирмах.

Членство в неформальной группе может быть прекращено через формальную структуру, в частности путем  перевода работника в другую, пространственно  удаленную часть организации  или перехода по вертикали на другой управленческий уровень. В некоторых  случаях неформальная группа может  одновременно быть формальной или частью формальной группы (актив отдела, управления, сектора или даже организации  в целом).

Члены неформальной группы обычно выдвигают  собственного лидера, который имеет  неформальную власть только в пределах данной группы. Как правило, неформальный лидер отражает установки и ценности членов группы, помогает разрешать  конфликты, ведет группу к достижению целей, устанавливает связи вне  группы и использует их, что способствует адаптации группы в условиях организации. Неформальный лидер часто меняется в зависимости от ситуации. В некоторых  случаях неформальный лидер одновременно выполняет функции формального лидера. Однако такая ситуация не характерна для организации, поскольку неформальный лидер, получивший формальный статус, обычно теряет неформальный авторитет, будучи вынужден применять к членам группы формальные санкции. Например, неформальный лидер в отделе назначен начальником отдела. До этого назначения он часто общался со своими сотрудниками на уровне первичных связей, помогал им, вместе с ними проводил свободное время. После назначения на должность начальника отдела он получил новые ролевые полномочия и должен выполнять новые ролевые требования, в частности официальный контроль за поведением сотрудников отдела, что с неизбежностью отдаляет лидера от исполнителей и наносит ущерб его неформальному авторитету.

Неформальные группы весьма значимы  для успешной деятельности организации, поэтому даже предпринимаются попытки  искусственного создания таких групп [146]. Естественные группы, состоящие  из трех — шести работников, которые  в ходе взаимодействий развили высокий  уровень близости и привязанности  друг к другу, должны поддерживаться руководством организации. В противном  случае естественная неформальная структура  либо не будет развиваться, либо будет  развиваться в формах, нежелательных  организации, мешающих достижению целей-заданий. Естественная группа может быть искусственно “выращена” и превратиться в “семейную” группу из 8—30 членов. Далее процесс  развития и укрепления чувства привязанности  в течение 6—12 месяцев должен привести к формированию одной организованной группы, состоящей из объединенных разветвленной сетью коммуникаций в масштабе организации семейных групп, каждая из которых включает несколько  естественных групп. Такую организованную труппу можно рассматривать как  общественную организацию, все члены  которой связаны общими намерениями [146].

Итак, группы в организации могут  быть как формальными, так и неформальными; неформальные группы не являются частью формальной организационной структуры; их могут возглавлять работники, которые имеют лишь небольшую  власть (или вообще не имеют формальной власти) в организационной структуре. Однако такие группы могут быть очень  сильными и полезными при выполнении заданий.

Все группы оказывают давление на своих членов, чтобы заставить  их соответствовать нормам группы, к которым относятся: нормы поведения, одежда, речь, производительность труда, отношение к технике безопасности, производству, сверхурочной работе, целям  организации, руководству и т.п. Это  способствует “социализации” членов групп в организации.

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ

2.1. Формирование и развитие социальных групп в организации

Причины формирования групп. Индивиды включаются как в формальные, так  и неформальные группы по причинам, связанным, во-первых, с необходимостью достижения организационных целей  и выполнением заданий, и, во-вторых, с потребностью в общении в  ходе социальных процессов, а также  на основе чувств удовлетворенности  или неудовлетворенности, приязни  или неприязни. Основными причинами  формирования социальных групп являются следующие:

  • работники приходят к пониманию, что достижение определенных целей возможно только на основе соединения, комбинирования усилий некоторого числа членов организации;
  • в ходе трудовой деятельности индивидам требуются понимание и поддержка коллег по работе, для чего он выбирает отдельных членов организации, с которыми возможны не только деловые, но и доверительные отношения;
  • в процессе идентификации у некоторой части членов организации возникает ощущение ингруппы, что в свою очередь приводит к формированию системы более тесных связей, отделению этой ингруппы от остальных членов организации, проведению групповых границ;
  • часть работников нуждается в защите своих интересов и потребностей, что возможно лишь при совмещении усилий в условиях организации, включении индивида в социальные институты, которые осуществляют свои функции также через деятельность организаций;
  • индивидам необходим контроль за основными нормами поведения, так как у них существует потребность в социальном порядке и сохранении устойчивых социальных отношений;
  • у всех индивидов имеется потребность в общении и проведении свободного времени в кругу сослуживцев, что может быть реализовано только в пределах социальной группы.

Индивиды испытывают различные  ожидания относительно выгоды, которую  приносит им членство в социальных группах. Можно сказать, что группа является постоянным источником мотивации  и удовлетворенности трудом, а  также главной детерминантой эффективности деятельности в рамках организации. Руководители организации должны осознавать важность деятельности групп, распознавать взаимосвязи между группами и использовать их для достижения целей организации.

Процесс развития социальных групп  в организации. При изучении поведения  групп в организациях возникают  три главных вопроса: 1) о механизме  формирования групп; 2) о причинах функционирования группы как единого целого; 3) о  причинах эффективности деятельности группы. Поиски ответа на первый вопрос привели к созданию ряда теоретических  концепций, из которых самой влиятельной  оказалась концепция американского  социолога Дж. Xоманса.

Согласно этой концепции, любая  социальная система, к которым безусловно относится и социальная группа в организации, существует в трехмерной среде: физической (местность, климат, материальное окружение), культурной (нормы, ценности и цели) и технологической (уровень знаний и навыков). Эта комбинированная среда оказывает определенное воздействие на взаимодействия между членами данной системы, вызывая возникновение эмоций и чувств (настроений) у людей по отношению друг к другу и к окружающей среде [138].

Складывающаяся комбинация действий, взаимодействий и чувств (настроений) первоначально определяется и направляется окружающей средой, из-за чего ее можно  назвать внешней системой (в целом  она соответствует понятию формальной структуры). Действия, взаимодействия и чувства взаимозависимы: чем  больше члены группы общаются друг с другом, тем больше шансов на возникновение  позитивных чувств, а чем сильнее  позитивные чувства, тем наиболее вероятно повышение уровня взаимодействий.

Однако внешняя система не существует сама по себе. По мере увеличения количества взаимодействий люди формируют новые  чувства, не предписанные внешней средой и напрямую не зависящие от нее, а  также новые нормы и новые  виды деятельности. Таким образом создается новая система — внутренняя система (в нашей терминологии, неформальная организация). Внутренние (неформальные) и внешние (формальные) системы развивают нормы, определяющие, каким образом должна быть организована жизнедеятельность этих систем, способы действий, установки.

Изменения во внешней среде продуцируют  изменения как в формальной, так и в неформальной рабочей группе. В конечном итоге деятельность и нормы внутренней системы изменят физическую, культурную и технологическую среду. Члены групп, используя при решении производственных проблем неформальные методы, могут генерировать новые идеи в области технологий, развивать новые нормы взаимоотношений между сотрудниками и руководителями. Например, внедрение членами группы собственного контроля за качеством продукции, который выполнялся ранее линейными руководителями, неизбежно приведет к изменению взаимоотношений между этими группами членов организации.

В рамках концепции группового поведения  Хоманса различаются обязательное и неожидаемое поведение. Так, если в процессе деятельности необходимо совершить определенные действия, они обязательно сопровождаются соответствующими взаимодействиями и появлением чувства по поводу этих рабочих действий. Например, сотрудник отдела сбыта установил контакт с клиентом, договорился с ним о продаже партии компьютеров, вступил с ним в определенные отношения — предоставил информацию о параметрах и технических характеристиках компьютеров. Далее отношения покупатель — продавец могут складываться на основании чувства доверия, тревоги, беспокойства и т.д. Обязательность такого поведения обусловлена выполнением ролевых требований и самым тесным образом связана с достижением целей участников взаимодействия. Однако в процессе продажи компьютеров персонал отдела сбыта может быть вовлечен в другой вид деятельности, вызывающий другие виды взаимодействий и настроений. В частности, продавец может интересоваться образом жизни покупателей, их установками, испытывать чувства симпатии или антипатии к отдельным клиентам, выделяя их среди других; реагировать на шутки, грубость, глупость или, наоборот, вежливость покупателей не как член организации, а просто как человек. Очевидно, что такое поведение члена организации не могут предсказать те, кто дает ему задания и контролирует действия.

Стадии развития группы в организации. Эффективность деятельности формальных и неформальных групп во многом зависит  от того, на какой стадии развития они  находятся. Например, один из отделов  организации состоит из двух внутренне  разнородных неформальных групп: в  первую входят сотрудники отдела, работавшие при прежнем руководстве и  придерживающиеся определенных традиций; во вторую входят новые члены группы, которые не успели воспринять традиции корпоративной культуры и не могут  наладить взаимодействие с первой частью группы. В этом случае возможен конфликт между двумя группами отдела и  необходимо время на установление общих  для всех членов отдела норм деятельности в рамках организации. Приведенный  пример доказывает, что группы в  организации могут находиться на разных стадиях своего развития.

Согласно концепции Б. Такмана и М. Дженсена [163], группы проходят пять четко определенных стадий развития: стадия возникновения группы, стадия конфликта, стадия принятия групповых норм, стадия исполнения и стадия прерывания деятельности (рис. 38). Процесс развития группы и перехода от одной стадии к другой может быть медленным, не все группы переживают перечисленные стадии, некоторые из них остаются на средних уровнях, из-за чего деятельность группы становится неэффективной.

Информация о работе Формальные группы