Факторы внешней среды организации и их влияние на эффективность управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение воздействия внешней среды на деятельность организации в современных условиях. В соответствии с данной целью поставлены задачи:
1) определить основные характеристики внешней среды организации;
2) проанализировать, и выявить основные элементы прямого и косвенного воздействия внешней среды организации;
3) охарактеризовать и обосновать факторы внешней среды и их влияние на работу организации;
4) охарактеризовать влияние внешней среды на эффективность управления организацией.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………....3-5
Глава 1. Теоретические аспекты управления внешней средой организации……………………………………………………………………6-32
1.1. Понятие и основные элементы внешней среды организации……………………………………………………………………..6-8
1.2. Прямое и косвенное воздействие внешней среды на организацию………………………………………………………………...…8-19
1.3. SWOT – анализ………………………………………………….………19-24
1.4. Управление организацией в условиях неопределенности внешней среды……………………………………………………………………….....24-26
1.5. Факторы внешней среды, влияющие на эффективность управления……………………………………………………………………26-32
Глава 2. Внешняя среда ОАО "ТД РЖД"…………………………………33-40
2.1. Общая характеристика предприятия…………………………………..33-34
2.2. Факторы внешней среды, оказывающие влияние на работу организации…………………………………………………………………..34-38
2.3. Рекомендации по управлению организацией, связанные с внешней средой организации……………………………..……………………………38-40
Заключение…………………………………………………………………...41-42
Библиография……………………………………………………………...…43-44

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_teorii_upravlenia (5).doc

— 206.50 Кб (Скачать)

Торговый дом активно усиливает непосредственное присутствие на международных рынках. Имеются свои представители в Пакистане, Иране, Индии, Болгарии. Также одним из существенных достижений компании является создание совместного предприятия на территории КНДР с целью организации грузовых перевозок из порта Раджин (Северная Корея) до станции Туманган с выходом на Транссибирскую магистраль.22

 

2.2. Факторы внешней среды, оказывающие влияние на работу организации

Внешняя среда предприятия представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного контроля со стороны объектов анализа, но могут оказать влияние на ее стратегию. Рассмотрим связи, которые существуют с партнёрами.  В настоящее время компания активно развивается. Установлены партнерские отношения с Министерством железных дорог Республики Индия, Железными дорогами Исламской Республики Иран, Министерством Транспорта Республики Куба, Министерством железных дорог Исламской Республики Пакистан, Министерством транспорта Сирийской Арабской Республики, Министерством железных дорог Корейской Народно-Демократической Республики, Монгольскими Железными дорогами. Активная работа проводится с государственными и коммерческими железнодорожными компаниями Швейцарии, Австрии, Германии, Болгарии, Венгрии, Латвии, Литвы. ОАО «ТД РЖД» как экспортер продукции железнодорожного назначения тесно сотрудничает с компаниями в странах СНГ: Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Армения.

Партнеры в России: заводы и предприятия - филиалы, дочерние и зависимые общества ОАО «РЖД»; заводы и прочие коммерческие организации железнодорожной сферы, не входящие в структуру ОАО «РЖД».

Сегментация рынка и выбор потребительского сегмента. Географическое положение. Открытое акционерное общество «Торговый дом РЖД» располагается в г. Москве по адресу: ул. Сокольнический вал, д. 1а. Местоположение удобное, в первую очередь, обусловлено близостью головного офиса ОАО «РЖД». В рамках финансово-хозяйственной деятельности Общества большинство рабочих контактов и встреч связано с сотрудниками головного офиса компании ОАО «РЖД». Общество имеет филиал, зарегистрированный в Белгородской области г. Старый Оскол. Название филиала - «РВМ - Южное». С 2007 г. филиал деятельности не ведет.23

Конкуренты. В связи с тем, что деятельность Общества развивается по двум направлениям: выполнение функций по поставкам подвижного состава и комплектующих изделий (внутриэкономический блок) и внешнеэкономическая деятельность (далее ВЭД) как профильное направление работы ОАО «ТД РЖД», необходимо разделять и две группы конкурентов. Основными конкурентами общества во внутриэкономическом блоке являются российские компании производители железнодорожной техники. Данные организации также привлекаются основным заказчиком Общества - ОАО «РЖД» для поставки нового подвижного состава. Доля поставляемой продукции этими организациями составляет от 10% до 20% от общей программы поставок подвижного состава для нужд ОАО «РЖД». Факторы риска, которые могут негативно повлиять на данное направление деятельности Общества (поставка подвижного состава для нужд РЖД): снижение деловой активности (замедление темпов роста экономики), как следствие, снижение объема продаж по причине неисполнения (частичного исполнения) ОАО «РЖД» инвестиционной программы; снижение качества продукции, производимой предприятиями железнодорожной отрасли и, как следствие, увеличение рекламаций от ОАО «РЖД», что может повлечь убытки в виде штрафных санкций со стороны ОАО «РЖД»; нарушение производителями железнодорожной отрасли сроков поставки продукции, и, как следствие, нарушение ОАО «ТД РЖД» договорных сроков поставки для ОАО «РЖД», что может повлечь убытки Общества в виде штрафных санкций со стороны ОАО «РЖД»; изменение налогового законодательства. Что же касается конкурентов в области ВЭД, то структурировать их можно следующим образом.24

«Внутренние» конкуренты. К данной категории необходимо отнести предприятия и компании, находящиеся непосредственно на территории России и стран СНГ и предлагающие продукцию и услуги, по своему происхождению, характеристикам и производителям идентичные продукции и услугам ОАО «ТД РЖД». Такие компании можно разделить на две подгруппы: предприятия, входящие в структуру ОАО «РЖД»; предприятия, самостоятельно осуществляющие внешнеторговую деятельность и непосредственно заинтересованные в её дальнейшем развитии.

«Внешние» конкуренты. Конкуренты внешнеэкономического блока ОАО «ТД РЖД», главным образом, сосредоточены на внешних рынках. К «внешним конкурентам» можно отнести крупные многопрофильные транснациональные корпорациями (ТНК), в составе которых выделены подразделения, работающие в области железнодорожной продукции и технологий. Несмотря на высокий уровень уже существующей конкуренции, можно ожидать ее ужесточения за счет появления новых конкурентов из следующих областей: акционируемые бывшие филиалы ОАО «РЖД»; подразделения и дочерние общества ОАО «РЖД», выполняющие не свойственные им функции; транспортно - логистические и мультимодальные компании для предоставления клиентам полного спектра услуг.25

К основным потребителям услуг внешнеэкономического блока ОАО «ТД РЖД» можно отнести: национальные железные дороги зарубежных стран и структуры, обеспечивающие закупки продукции железнодорожного назначения для нужд национальных железных дорог, а также обеспечивающие ремонт подвижного состава, узлов и агрегатов; крупные коммерческие структуры, специализирующиеся на производстве, поставке товаров и продукции железнодорожного назначения и обеспечении ремонта объектов железнодорожной отрасли; крупные промышленные объединения, для обеспечения хозяйственной деятельности которых необходимо использование железнодорожной техники; российские предприятия железнодорожной отрасли, в первую очередь, предприятия, входящие в структуру ОАО «РЖД», расширяющие рынки сбыта продукции, но не имеющие необходимых ресурсов для самостоятельного осуществления ВЭД.26

Общие факторы риска, которые могут негативно повлиять на данное направление деятельности Общества (внешнеэкономическая деятельность): общий экономический спад, снижение потребления; резкие колебания курса национальной валюты; сиквестирование инновационных программ ОАО «РЖД»; эмбарго третьих стран на проведение коммерческих операций с государствами, с которыми Компания осуществляет внешнеэкономическую деятельность; прекращение или приостановка государственного финансирования сделок по представленным иностранным государствам кредитам под закупки российских товаров и услуг; изменение законодательства в части осуществления внешнеэкономической деятельности, а также валютного регулирования; приостановка реализации государственных или/и коммерческих проектов связанных с железнодорожной отраслью; повышение стоимости импортных технологических узлов и составляющих, используемых при производстве экспортируемой продукции, что приводит, в итоге, к росту её стоимости; уменьшение из-за экономической ситуации в мире объемов работ по реализации инфраструктурных проектов; увеличение стоимости и сроков реализации инфраструктурных проектов; неплатежи по сделкам.

Таким образом, можно определить основные причины (факторы) возникновения рисковых ситуаций. Административный фактор: недостаточно четкое разграничение функций среди компаний холдинга ОАО «РЖД»; бюрократизм в решении оперативных вопросов. Технологический фактор: недостаток конкурентоспособных и передовых технологий в железнодорожной отрасли. Человеческий фактор: недостаток квалификации; нехватка персонала; отсутствие мотиваций.

2.3. Рекомендации по управлению организацией, связанные с внешней средой организации.

Изучив и проанализировав внешнюю среду организации, можно сделать следующее заключение о том, как нужно выстраивать задачи организации,  и каким способом их решать.

Для того чтобы организация или предприятие имело возможность эффективно функционировать необходимо знать все концепции построения организации: понятия и основные элементы внешней среды организации, прямое и косвенное воздействие внешней среды на организацию, SWOT-анализ. Рассмотрим, какие рекомендации по управлению организацией мы можем получить, исходя из примера.

«Российские железные дороги» являются крупнейшей транспортной компанией страны и входят в тройку самых крупных транспортных компаний мира. На долю РЖД приходится около 40% совокупного грузооборота и около 40% пассажироперевозок. По итогам прошлого года «Российскими железными дорогами» было перевезено 1,31 млрд т грузов, что на 3% превышает показатели 2005 года. Грузооборот компании в прошлом году по сравнению с 2005-м увеличился на 4,8% и составил 1,95 трлн тонно-километров.

Как рассказали РБК daily в пресс-службе «Российских железных дорог», президент компании Владимир Якунин распорядился обеспечить создание Торгового дома (ТД) РЖД. Этой компании будет поручено представлять интересы РЖД и их дочерних компаний на внешних рынках. Юридическое решение о создании новой структуры будет принято 30 марта.

«Нужна централизованная структура, которая будет заниматься позиционированием нашей работы на международном рынке, — пояснили РБК daily в пресс-службе РЖД. — Мы долго выстраивали контакты с рядом государств. Теперь пришло время создания такой структуры. У нас есть разработки, которые мы можем предложить». Перед новой компанией в первую очередь стоят задачи изучения рынка инфраструктурных проектов. «Торговый дом будет заниматься формированием условий для участия РЖД в тендерах, проработкой предложений от зарубежных партнеров. Его сотрудники будут изучать финансовые условия контрактов», — заявил вице-президент РЖД Алексей Мерсиянов.

По словам г-на Мерсиянова, на начальном этапе предполагается сосредоточить усилия ТД на обеспечении участия РЖД в проектах по развитию железных дорог Ливии, в тендерах на поставку средств автоматики и телемеханики для строящейся железной дороги Север — Юг в Саудовской Аравии. ТД займется также продвижением российских технологий на индийский рынок. Кроме того, РЖД не прочь поучаствовать в проектах по строительству и реконструкции железнодорожной инфраструктуры Индии. Речь идет о государственной программе развития дорог Индии, в рамках которой будут построены две крупные линии: Калькутта — Дели и Мумбай — Дели.

Алексей Мерсиянов отметил, что пока все названные проекты находятся в стадии проработки. Но, по его словам, планируется, что впоследствии ТД сможет предоставлять услугу по продвижению продукции российских транспортных производителей.

По мнению опрошенных РБК daily экспертов, создание специализированной структуры под зарубежные проекты является целесообразным шагом. «РЖД обладают уникальной базой для осуществления масштабных проектов, связанных с развитием инфраструктуры», — отмечает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Анастасия Жданова. Кроме того, российская компания может предложить вполне конкуренто­способные технологии, причем по более низкой цене, чем большинство зарубежных производителей железнодорожной техники, таких как канад­ская Bombardier, немецкий Siemens, французская Alstom или испанская TALGO. Это дает неплохие шансы на получение контрактов на азиатском и ближневосточном рынке. «Та же Индия может стать крупным заказчиком, так как изношенность или отсутствие железнодорожной инфраструктуры — фактор, сдерживающий рост экономики», — поясняет г-жа Жданова.27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, изученной и проанализированной темы, можно сделать следующие выводы, основываясь на задачах, поставленных в начале курсовой работы.

Выводы по главе 1: Разработка стратегии деятельности любой организации – начинается с анализа внешней среды. От этого зависит успех и реализация всех действий организации по стратегическому планированию. Способность организации реагировать и справляться с изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха.

Существует среда прямого и косвенного воздействия на организацию. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации: поставщики, акционеры, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, профсоюзы, потребители и конкуренты. Среда косвенного воздействия включает факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказываются на ее функционировании: состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения. Среда косвенного воздействия сложнее среды прямого воздействия, так как руководство, прогнозируя воздействие на организацию, не располагает достоверной информацией (курс доллара, ставка процента кредитования и др.)

В данной главе подробно изучили SWOT-анализ, то есть определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

Теоретическая часть завершается таким разделом как управление организацией в условиях неопределенности внешней среды. Под неопределенностью подразумевается то, что зачастую решения приходится принимать без достаточной информации о факторах среды, и руководителям, принимающим решения, трудно предсказать внешние изменения.

Выводы по главе 2: В данной главе рассматривали факторы внешней среды, влияющие на работу ОАО «ТД РЖД». Проведя анализ, выяснилось, что внешняя среда ОАО «ТД РЖД» имеет достаточно обширную сферу влияния: «внутренние и внешние» конкуренты, потребители (национальные ж/д зарубежных стран и структуры, обеспечивающие закупки продукции ж/д назначения для нужд национальных железных дорог и др.), внешнеэкономическая деятельность. Причинами (факторами) возникновения рисковых ситуаций являются: административный фактор, технологический фактор, человеческий фактор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Абалонин С. SWOT-анализ деятельности предприятия // Маркетинг № 6, 1999 С. 25.
  2. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989– С. 256.
  3. Гаврилюк Евгений. РЖД на экспорт. – М., 2012. С. 11.
  4. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика: учебное пособие для ВУЗов - М.: АСПЕКТ - ПРЕСС, 2002. – С. 415.
  5. Король С. Внешняя окружающая среда организации как фактор роста её эффективности // Проблемы теории и практики управления. - №5 2007. - С.44.
  6. Левицкий П., Юрлов С. Как работают самые мобильные. // Искусство управления. – 2004. - №8. – С. 44.
  7. Мельвиль А., Лебедева М., Как вписаться в XXI век // Сообщение. 2000. №1. Январь. С. 33.
  8. Питерс Т., Уотерлин Р. В поисках эффективного управления. М, 1996. – С. 27.
  9. Румянцева З.И. Общее управление организацией: теория и практика - М.: ИНФРА-М., 2005. - 303 С.
  10. Семенов Альберт Константинович Теория менеджмента: учебник для бакалавров: для студентов экономических вузов / Семенов А.К., Набоков В. И. Москва, 2012. С. 14.
  11. Слонов С. Структурный анализ управленческого решения // Проблемы теории и практики управления. - №1 2009. - С. 98.
  12. Теория управления. Учебник для ВУЗов / под ред. А.Л. Гапоненко. - М. РАГС, 2004. - С.65.
  13. Теплова И. Управление в условиях неопределенности // Проблемы теории и практики управления. - №7 2006. - С.94.
  14. Уколов В.М., Масс А.М. Теория управления. М, 2007. – С. 155.
  15. Управление организацией: учебник для ВУЗов / под ред. А.Г. Поршнева. - М.: ИНФРА-М. 2005. - С.141.
  16. Фомина Валентина Павловна Теория менеджмента: учебное пособие / Фомина В.П., Алексеева С.Г. Москва: Изд-во Московского гос. Открытого ун-та, 2011. С. 49.
  17. Черкасова В. Реализация стратегий в условиях неопределенности // Проблемы теории и практики управления. - №2 2009. - С.59.
  18. Годовой отчет ОАО « ТД РЖД» по результатам деятельности в 2012 году. Москва, 2013. http://www.tdrzd.ru/. С. 8.
  19. Официальный сайт ОАО «Торговый дом РЖД» Пресс-центр. http://press.rzd.ru/,2013. С. 3.
  20. Официальный сайт ОАО «Торговый дом РЖД» http://www.tdrzd.ru/,2013. С. 3.

Информация о работе Факторы внешней среды организации и их влияние на эффективность управления