Факторы формирования конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной работы: изучить факторы формирования конкурентоспособности фирмы, проанализировать международную конкуренцию и конкурентоспособность страны, региона, рассмотреть выбор стратегии на основе матричного анализа, а также разработку видения, миссии, целей, общей и деловой стратегии фирмы.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть сущность факторов формирования конкурентоспособности фирмы: внешних (национальный ромб) и внутренних (стратегический потенциал стратегические ресурсы);

- проанализировать международную конкуренцию и конкурентоспособность страны, региона;

- рассмотреть выбор стратегии на основе матричного анализа: матрицы БКГ и Макинзи. Управление корпоративным портфелем;

- изучить разработку видения, миссии, целей, общей и деловой стратегии фирмы.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………. 3

1 Факторы формирования конкурентоспособности фирмы: внешние (национальный ромб) и внутренние (стратегический потенциал и стратегические ресурсы). Международная конкуренция и конкурентоспособность страны, региона. ………………………………………………………… 6

1.1 Внешние факторы формирования конкурентоспособности фирмы (национальный ромб). …………………………………………………………….8

1.2 Внутренние факторы формирования конкурентоспособности фирмы (стратегический потенциал и стратегические ресурсы). ……………………...9

1.3 Международная конкуренция и конкурентоспособность страны,

региона. …………………………………………………………….18

2 Выбор стратегии на основе матричного анализа: матрицы БКГ и Макинзи. Управление корпоративным портфелем. ……………………………………..26

2.1 Оценка текущей стратегии с помощью матричного анализа ……………26

2.2 Матрица рост/доля рынка. Метод Boston Consulting Group. …………….27

2.3 Матрица "привлекательность отрасли/позиция в конкуренции" ………30

3 Разработка видения, миссии, целей, общей и деловой стратегии

фирмы ……………………………………………………….…35

3.1 Разработка видения, миссии, целей организации. ……………………….35

3.2 Общая и деловая стратегия фирмы. …………………………….…39
3.3 Определение стратегии фирмы ………………………………..45

Заключение. …………………………………………………………..51

Список литературы. ………………………………………………53

Файлы: 1 файл

Стратегич. менеджмент курс..docx

— 115.72 Кб (Скачать)

    Однако  было бы неверным абсолютизировать принцип  инвариантности СП и понимать его как стремление фирмы любой ценой удержать имеющийся набор ресурсных преимуществ и ключевых компетенций. Конечно, предпочтительно, чтобы СП имел длительный «срок службы», но быстро меняющиеся внешние условия (новые технологии, меняющиеся потребительские предпочтения, нарастающие экологические, демографические проблемы и т.д.) делают ценным качеством способность организации быстро адаптироваться, реструктурироваться, развивать инновационную гибкость, находить нестандартные, «креативные» маркетинговые ходы. Такие полезные для современной организации качества получили название «динамические возможности», понимаемые как способность организации развивать и изменять компетенцию, чтобы соответствовать потребностям быстро меняющейся внешней среды.

    Стоит обратить внимание, что в относительно стабильных условиях конкурентное преимущество обеспечивается за счет инвариантности, устойчивости СП, подразумевающего создание уникального сочетания ресурсных преимуществ и ключевых компетенций, в то время как в условиях динамично меняющейся среды важнейшей ключевой компетенцией становится способность организации быстро изменяться и адаптироваться к меняющимся условиям существования.

    В результате вышеизложенной информации, сделаем следующие выводы. Анализ стратегического потенциала компании в рамках ресурсного подхода позволяет сделать выводы о полезности и универсальности данного инструмента. Концепции уникальных ресурсов и ключевых компетенций хоть и сложны при своем воплощении, однако предоставляют компании очень удобную методику в рамках реализации ее стратегии. При грамотном управлении стратегическим потенциалом, а также при отслеживании динамики его изменений у организации любого уровня и типа есть возможности добиться своих долгосрочных и краткосрочных целей, несмотря на агрессивность окружающей внешней среды, именно потому, что стратегический потенциал и ресурсный подход предполагают постоянный мониторинг изменений, которые происходят вокруг и внутри организации и не заставляет менеджмент компании применять устаревшие технологии управления.

    Таким образом, все современные структуры  и институты могут использовать стратегический потенциал для постоянного роста и развития, а также для преодоления периодов стагнации и спада в циклическом развитии, выходя из периодов кризиса с новыми перспективными решениями. 

    1.3 Международная конкуренция  и конкурентоспособность  страны, региона. 

    В современных условиях конкурентоспособность  страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения. Углубление финансово-экономических связей, открытость национальных экономик, их взаимодополнение и сближение обуславливают стратегический ориентир развития России – «войти» в мировое хозяйство не в качестве сырьевого придатка, а на правах экономически развитой страны с высоким уровнем технологического развития, сильными финансовыми институтами, развитой инфраструктурой и информационным сектором. Кроме того, интеграция России в мировое экономическое сообщество в качестве конкурентоспособной экономики будет способствовать реализации долгосрочной программы достижения устойчивого экономического роста.

    Общее определение конкурентоспособности  страны может быть сформулировано на основе понятия, предложенного А. З. Селезневым [18. с. 30]: «конкурентоспособность страны – это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение страны и ее отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику». Общепринятого определения международной конкурентоспособности нет. Существуют различные взгляды на сущность и природу конкурентоспособности страны. Те или иные определения страновой конкурентоспособности отражают различные аспекты ее сущности. Анализ трактовок данного понятия позволяет выделить ряд сущностных характеристик конкурентоспособности экономики, согласно которым конкурентоспособность это: 1) инструмент, представляющий собой эффективное средство повышения уровня жизни; 2) характеризуется развитым научно - техническим потенциалом; 3) способность национальных предприятий производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка в условиях свободной конкуренции; 4) продуктивность использования ресурсов; 5) характеризуется высоким уровнем социального развития и устойчивыми темпами экономического роста в долгосрочной перспективе; 6) относительное понятие, измеряемое относительно результатов, достигнутых экономиками сравнимого уровня развития. Кроме того, конкурентоспособность – это объективный процесс, отражающий непрерывность и динамичность развития экономической системы [14,с.248].

    Национальная  конкурентоспособность в рамках данного исследования

определяется  как результирующий относительный  показатель, отражающий уровень эффективности производства, распределения и реализации товаров как внутри страны, так и за ее пределами в целях повышения собственного экономического потенциала и уровня социально-экономического развития. Исходя из представленной трактовки, следует, что сущность конкурентоспособности страны предполагает определенный уровень конкурентоспособности отечественных компаний и производимых ими товаров.

    «Производителями» конкурентных преимуществ являются фирмы и отрасли, поэтому только они и могут их реализовывать. Государство же выступает «держателем» конкурентных преимуществ с точки зрения создания среды, условий для их формирования (макроуровень). Соответственно государство непосредственно не может удерживать и развивать созданные конкурентные преимущества, это сфера деятельности компаний (микроуровень). Анализ сущности понятия «международная конкурентоспособность страны» позволяет заключить, что наиболее обоснованный подход к определению конкурентоспособности экономики представляется на основе выявления факторов конкурентоспособности (рисунок 1).  

    Рисунок 1 –  Факторы конкурентоспособности  экономики страны 
     

    Конкурентоспособность страны

    Внешние факторы                                                                             Внутренние

            факторы 

           Субъективные                                                             Макроэкономические

           Регулируемые             Институциональные

           Постоянные                                                                Микроэкономические

                     Ресурсные

                                                                                            Социокультурные

    Факторная производительность

      Ресурсов              Индустриальных факторов             Постиндустриальных

                                                                                                                 факторов 

    При этом совокупность объективных и  субъективных факторов, выгодно

отличающих субъекты и объекты экономической деятельности (страна, регион, фирма, товар) от их конкурентов, представляет собой конкурентные преимущества. В условиях глобализации экономики существенно меняется характер факторов конкурентоспособности страны, их соотношение и взаимосвязь. Внутренняя структура экономической системы становится гибкой и легко адаптируется к факторам внешней среды, при этом сама система нацелена на формирование перспективных (будущих) конкурентных преимуществ, определяемых новыми технологическими укладами, новыми рынками, развитием человеческого капитала и т. д. Очевидно, что адекватное изменение внутренней структуры экономики становится возможным благодаря не только факторам экстенсивного роста, но и, прежде всего, качественным изменениям и инновационному развитию.

    В международной практике разработаны и постоянно совершенствуются

различные методы расчета показателей и рейтингов  конкурентоспособности. Существует три основных центра по изучению глобальной конкурентоспособности: Институт стратегии и конкурентоспособности при Гарвардском университете (США), Международный институт развития менеджмента (МИРМ) и Всемирный экономический форум (ВЭФ). Если первый институт изучает конкурентоспособность в корпоративной плоскости, то два других составляют свои рейтинги конкурентоспособности стран и регионов на основе собственных эксклюзивных методологий исследования.

    Под конкурентоспособностью страны МИРМ понимает способность нации создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес. Ежегодное аналитическое исследование МИРМ проводит с 1989 г. в содружестве с исследовательскими организациями во всем мире. Каждое государство оценивается на основе анализа 331 критерия по четырем основным направлениям: состояние экономики, эффективность правительства, состояние деловой среды и состояние инфраструктуры. Каждый из них включает в себя пять факторов. Таким образом, общий рейтинг конкурентоспособности основан на 20 различных индикаторах из четырех ключевых аспектов экономической жизни страны.

    Согласно  результатам, опубликованным МИРМ исследований, тройка лидеров в 2009 г. не изменилась по сравнению с 2008 г. Мировым лидером по конкурентоспособности вот уже 16 лет остаются Соединенные Штаты. Далее идут Гонконг и Сингапур – на втором и третьем местах соответственно. В 2009 г. Россия в глобальном рейтинге конкурентоспособности МИРМ опустилась с 47 на 49 место. Она опережает Италию – 50 место, Колумбию – 51, Грецию – 52, Хорватию – 53, Румынию – 54, Аргентину – 55, Украину – 56 и Венесуэлу, которая находится на 57 месте и замыкает список конкурентоспособности ведущих экономик мира.

    Изучением проблемы улучшения состояния мировых  хозяйственных систем на основе измерения и обобщения деятельности национальных экономик в нее входящих также занимается Всемирный экономический форум – независимая международная организация, созданная в 1971 г. В работе ВЭФ принимают участие главы государств, ведущие политики, экономисты и финансисты, что обусловливает высокую престижность этой организации. В отчете ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является GCI, созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином и впервые опубликованный в 2004 г. GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития, а именно: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».

    Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2009 – 2010 гг. возглавила

Швейцария. Соединенные  Штаты спустились на одну позицию (в  прошлогоднем рейтинге страна занимала первое место) и занимают второе место вследствие ослабления финансовых рынков и уменьшения макроэкономической стабильности. Сингапур, Швеция и Дания замыкают первую пятерку стран-лидеров. Россия в 2009 г. Спустилась сразу на 12 позиций по сравнению с 2008 г. – с 51 на 63 место. Сейчас страна находится в таблице рейтинга между Черногорией и Румынией. По большинству показателей Россия оказалась в нижней части рейтинга. По данным экспертов ВЭФ, более или менее хорошо у России обстоят дела только с макроэкономической стабильностью (5,2 балла по семибалльной системе), здравоохранением и начальным образованием (5,6 балла) и объему рынка (5,8 балла). Самыми большими недостатками России названы коррупция, сложный доступ предприятий к финансированию, низкие гарантии защиты прав собственности и налоговое регулирование.

    Аналитическая информация МИРМ и ВЭФ, в силу ряда их ограничений 

 может быть полезна лишь в совокупности с анализом страновой специфики,

Информация о работе Факторы формирования конкурентоспособности