Факторы формирования конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной работы: изучить факторы формирования конкурентоспособности фирмы, проанализировать международную конкуренцию и конкурентоспособность страны, региона, рассмотреть выбор стратегии на основе матричного анализа, а также разработку видения, миссии, целей, общей и деловой стратегии фирмы.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть сущность факторов формирования конкурентоспособности фирмы: внешних (национальный ромб) и внутренних (стратегический потенциал стратегические ресурсы);

- проанализировать международную конкуренцию и конкурентоспособность страны, региона;

- рассмотреть выбор стратегии на основе матричного анализа: матрицы БКГ и Макинзи. Управление корпоративным портфелем;

- изучить разработку видения, миссии, целей, общей и деловой стратегии фирмы.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………. 3

1 Факторы формирования конкурентоспособности фирмы: внешние (национальный ромб) и внутренние (стратегический потенциал и стратегические ресурсы). Международная конкуренция и конкурентоспособность страны, региона. ………………………………………………………… 6

1.1 Внешние факторы формирования конкурентоспособности фирмы (национальный ромб). …………………………………………………………….8

1.2 Внутренние факторы формирования конкурентоспособности фирмы (стратегический потенциал и стратегические ресурсы). ……………………...9

1.3 Международная конкуренция и конкурентоспособность страны,

региона. …………………………………………………………….18

2 Выбор стратегии на основе матричного анализа: матрицы БКГ и Макинзи. Управление корпоративным портфелем. ……………………………………..26

2.1 Оценка текущей стратегии с помощью матричного анализа ……………26

2.2 Матрица рост/доля рынка. Метод Boston Consulting Group. …………….27

2.3 Матрица "привлекательность отрасли/позиция в конкуренции" ………30

3 Разработка видения, миссии, целей, общей и деловой стратегии

фирмы ……………………………………………………….…35

3.1 Разработка видения, миссии, целей организации. ……………………….35

3.2 Общая и деловая стратегия фирмы. …………………………….…39
3.3 Определение стратегии фирмы ………………………………..45

Заключение. …………………………………………………………..51

Список литературы. ………………………………………………53

Файлы: 1 файл

Стратегич. менеджмент курс..docx

— 115.72 Кб (Скачать)

    Содержание.

Стр.

Введение                ………………………………………………………………. 3

1 Факторы формирования  конкурентоспособности фирмы: внешние  (национальный ромб) и внутренние (стратегический потенциал и стратегические ресурсы). Международная конкуренция и конкурентоспособность страны, региона.                        …………………………………………………………     6

1.1 Внешние факторы  формирования конкурентоспособности  фирмы (национальный ромб).           …………………………………………………………….8

1.2 Внутренние  факторы формирования конкурентоспособности  фирмы (стратегический потенциал  и стратегические ресурсы).  ……………………...9

1.3 Международная  конкуренция и конкурентоспособность  страны,

 региона.                     …………………………………………………………….18

2  Выбор стратегии  на основе матричного анализа:  матрицы БКГ и Макинзи. Управление корпоративным портфелем.  ……………………………………..26

2.1 Оценка текущей  стратегии с помощью матричного  анализа  ……………26

2.2  Матрица  рост/доля рынка. Метод Boston Consulting Group. …………….27

2.3  Матрица  "привлекательность отрасли/позиция  в конкуренции" ………30

3  Разработка видения, миссии, целей, общей и деловой стратегии

 фирмы                          ……………………………………………………….…35

3.1 Разработка  видения, миссии, целей организации.  ……………………….35

3.2  Общая и  деловая стратегия фирмы.            …………………………….…39

3.3  Определение  стратегии фирмы                   ………………………………..45

Заключение.                  …………………………………………………………..51

Список литературы.                  ………………………………………………53 

    Введение.

    Тема  конкурентоспособности во все времена  существования рыночной экономики  была чрезвычайно актуальной и востребованной. В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.Следовательно, конкурентоспособность отечественных компаний, является одной из наиболее актуальных и обсуждаемых тем как в российском деловом сообществе, так и в научной литературе.

  Одним из наиболее распространенных методов  оценки качества видов деятельности компании является матричный анализ ее хозяйственного портфеля. Матрица хозяйственного портфеля - двухмерная модель, сравнивающая стратегического положение каждого вида деятельности (бизнеса) компании.

    Основные  вопросы относительно стратегии  компании, который задает себе менеджмент, звучит так: "Какой мы видим свою компанию, что мы собираемся делать и чего хотим достичь?". Ответы на них определят курс, который должна взять компания и помогут выработать ее особую индивидуальность.

    Для того чтобы четко и обоснованно  ответить на него, менеджеры должны ясно представить себе характер деятельности своей компании на сегодняшний день и в будущем, а также продумать возможные ее потребности на 5-10 лет вперед.

    Именно  то, что видится менеджменту относительно места своей компании на рынке, и является стратегическим видением. То, что компания собирается делать, чем она хочет стать, в общем смысле является ее предназначением (миссией). "Если вы хотите добиться хороших результатов, поставьте хорошие цели". Цели организации определяют, чего должна достичь компания для обеспечения своего видения и миссии и что необходимо для этого сделать. Поэтому выбранная тема курсовой работы весьма актуальна.

    Цель  написания данной работы: изучить факторы формирования конкурентоспособности фирмы, проанализировать международную конкуренцию и конкурентоспособность страны, региона, рассмотреть выбор стратегии на основе матричного анализа, а также разработку видения, миссии, целей, общей и деловой стратегии фирмы.

    Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть сущность  факторов формирования конкурентоспособности фирмы: внешних (национальный ромб) и внутренних (стратегический потенциал стратегические ресурсы);

- проанализировать  международную конкуренцию и  конкурентоспособность страны, региона;

- рассмотреть выбор стратегии на основе матричного анализа: матрицы БКГ и Макинзи. Управление корпоративным портфелем;

- изучить разработку видения, миссии, целей, общей и деловой стратегии фирмы.

    Объектом  исследования работы является процесс формирования конкурентоспособности фирмы, разработки видения, мисси и целей, а также выбор стратегии фирмы. Предмет исследования – это факторы формирования конкурентоспособности, управление корпоративным портфелем, выбора стратегии на основе матричного анализа, а также процесс разработки видения, миссии, целей организации.

    Работа  состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка использованной литературы. Во введении определены актуальность, цели и задачи, объект и предмет исследования, характеристика степени разработанности темы, методическая и информационная база.

    В первой главе рассматриваются факторы  формирования конкурентоспособности фирмы: внешние (национальный ромб) и внутренние (стратегический потенциал и стратегические ресурсы), анализ международной конкуренции и конкурентоспособности страны, региона.

      Во второй главе рассмотрен выбор стратегии на основе матричного анализа: матрицы БКГ и Макинзи. Управление корпоративным портфелем.

    В третьей главе раскрыта сущность разработки видения, миссии, целей, общей и деловой стратегии фирмы.

    В заключении рассматриваются основные выводы по работе.

    Методологической  основой послужили авторы: . Зуб А.Т., Локтионов М.В., Родионова В.Н., Федоркова Н.В., Чекменев А.Н., . Коллис Д., Монтгомери С., Гурков И.Б., Азоев Г. Л., Портер М., Афонцев С. Е. и другие.

    Информационную  базу  исследования  составляют: исследования отечественных и зарубежных специалистов в области стратегического менеджмента и конкурентоспособности предприятия, практические рекомендации специалистов по управлению организацией, материалы периодической печати. 

 

          1 Факторы формирования  конкурентоспособности  фирмы: внешние  (национальный ромб) и внутренние (стратегический  потенциал и стратегические ресурсы). Международная конкуренция и конкурентоспособность страны, региона. 

    Тема  конкурентоспособности во все времена  существования рыночной экономики  была чрезвычайно актуальной и востребованной. В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.Следовательно, конкурентоспособность отечественных компаний, является одной из наиболее актуальных и обсуждаемых тем как в российском деловом сообществе, так и в научной литературе.

    Конкурентное  приемущество – это те характеристики и свойства товара или марки, а также специфичные формы организации бизнеса, которые обеспечивают предприятию определённое превосходство над своими конкурентами. Конкурентное приемущество всегда является относительным в сравнении с предприятием, занимающим наилучшую позицию на рынке товара или услуг [1,с.54].

    Деятельность  любого предприятия находится под  воздействием как факторов, которые возникают при замкнутом контакте субъекта экономики и управленческой задачи, так и факторов, возникающих при открытом взаимодействии предприятия с внешней средой при решении той же задачи. Вся совркупность факторов конкурентоспособности предприятия по отношению к нему подразделяется на внешние и внутренние. Внутренние факторы - объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности. К внутренним факторам можно отнести: 1) потенциал маркетинговых служб; 2) научно-технический потенциал; 3) производственно-технологический потенциал; 4) финансово-экономический потенциал; 5) кадровый потенциал (структуру, профессионально-квалифицированный состав); 6) эффективность рекламы и средств стимулирова- ния сбыта; 7) уровень материально-технического обеспечения; 8) условия хранения, транспортировки, упаковки продукции; 9) уровень осуществляемых погрузочно-разгрузоч- ных работ и транспортных услуг в соответствии с требованиями; 10)подготовку и разработку производственных процессов, выбор оптимальной технологии производства; 11)эффективность производственного контроля, испытаний, обследований; 12) уровень технического обслуживания в постпроизводственный период; 13) уровень сервисного и гарантийного обслуживания.  Внешние факторы: социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна. Под внешними факторами следует понимать: 1)меры государственного воздействия: экономического характера (амортизационную, налоговую, финансово-кредитную, инвестиционную политику, участие в международном разделении труда); административного характера (разработку, совер- шенствование и реализацию законодательных актов, демонополизацию экономики, государственную систему стандартизации и сертификации, правовую защиту интересов потребителей); 2) основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов); 3) деятельность общественных и негосударственных институтов; 4) деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране. Таким образом, конкурентоспособность предприятия представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия (внутренних факторов), а с другой - внешних по отношению к нему факторов. В России управление деятельностью предприятия и обеспечение ему должного уровня конкурентоспособности в условиях расширения их прав и обязанностей и необходимости адаптации к изменениям проходят весьма сложно. Гибкое приспособление к внешней среде, которая в нашей стране играет важную роль, - одно из условий функционирования субъекта экономики. В настоящее время значение факторов внешней среды повышается. Необходим подбор четко определенного конкретного набора факторов, оказывающих влияние на работу предприятия в конкретный период времени.

    1.1 Внешние факторы  формирования конкурентоспособности  фирмы (национальный ромб).

      В современных условиях становится  все более сложным добиваться  и наращивать в какой-либо отрасли  конкурентные преимущества. Свободное  перемещение капитала, технологий, рабочей силы ведет к выравниванию  условий конкуренции, обостряет борьбу за рынки. Чтобы иметь конкурентные преимущества, необходимо использовать комплекс условий и факторов по всему периметру соперничества на внешних рынках.

    "Наиболее  важные источники национального  преимущества приходится активно  изыскивать и использовать в  отличие от факторных издержек, которые достигаются просто самим ведением деятельности в данной стране", - пишет американский экономист Майкл Портер, "Детерминанты" (источники, важнейшие параметры) конкурентных преимуществ он изобразил в виде слагаемых "национального ромба".

    При этом М. Портер выделяет следующие слагаемые "национального ромба":

    - постоянное  внедрение новшеств, новых технологий, методов, новых способов обучения  кадров, организации производства. Приоритетное значение приобретает ресурс знаний, высокоразвитая инфраструктура (связь, информация, транспортные средства);

    - разработка  эффективной стратегии фирм; создание  прогрессивной фирменной структуры;  конкурентное соперничество производителей  и поставщиков внутри страны;

    - поддержка  и развитие отраслей и производств,  поставляющих экспортерам комплектующие, полуфабрикаты, сырье, топливо, обеспечивающих их оперативной информацией;

    - активное  воздействие на параметры спроса, его объем, динамику, структуру,  дифференциацию. Развитый спрос  внутреннего рынка - важная предпосылка  успешного выхода на внешний  рынок. 

    В поддержании конкурентных преимуществ страны значительна роль правительства. Оно создает условия, координирует и стимулирует деятельность фирм. Правительство влияет на все параметры (детерминанты) "национального ромба".

    В концепции М. Портера учитывается  роль случайных событий, способных усилить или, напротив, ослабить конкурентные преимущества нации. К случайным событиям он относит крупные научно-технические открытия, резкие изменения цен, непредвиденные осложнения международной обстановки.

Информация о работе Факторы формирования конкурентоспособности